Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.04.2012 N 18АП-2205/2012 ПО ДЕЛУ N А34-7382/2011

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2012 г. N 18АП-2205/2012

Дело N А34-7382/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компании "Наш Дом" на решение Арбитражного суда Курганской области от 20 февраля 2012 года по делу N А34-7382/2011 (судья Шестакова Л.П.).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом" (далее - заявитель, ООО "УК Наш дом", общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, ГЖИ, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 09.11.2011 N 189, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс, КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением суда от 20 февраля 2012 года (резолютивная часть объявлена 14 февраля 2012 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель не согласился с таким решением и обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе товарищество просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что судом не принято во внимание определение от 28.10.2011 о продлении срока исполнения предписания инспекции до 15.04.2011. Также судом не учтено, что в материалах дела отсутствует акт обследования кровли, в связи с тем, что кровля обследовалась только со слов жильцов. Кроме того, заявитель ссылается на наличие задолженности по лицевому счету дома у собственников помещений перед управляющей компанией. Также заявитель просит применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и квалифицировать правонарушение малозначительным.
ГЖИ письменный отзыв на жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заявителя и административного органа не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Кодекса.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в период с 11.10.2011 по 18.10.2011 в ходе проверки дома N 6 по ул. Юргамышской в г. Кургане, проведенной на основании заявления гр. Сидорова И.В. вх. N С-1661 от 28.09.2011 (т. 1, л.д. 32) и на основании определения от 11.10.2011 N 1050 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (т. 1, л.д. 35), выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы N 170), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
18 октября 2011 года по факту выявленных нарушений инспекцией составлены акт N 2065 (т. 1, л.д. 37) и протокол об административном правонарушении по статье 7.22 КоАП РФ. При составлении указанного протокола присутствовал представитель Великанов И.В., действующий на основании доверенность от 11.07.2011 (т. 1, л.д. 40).
Постановлением от 09.11.2011 N 189 заявитель привлечен к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в сумме 40 000 рублей (т. 1, л.д. 7). Представитель заявителя на рассмотрение административного дела не явился, извещен надлежащим образом.
Не согласившись с вынесенным постановление, ООО "УК "Наш дом" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции, с учетом положений статьи 210 АПК РФ, считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной данного правонарушения является нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
В силу положений части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно статье 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами N 491.
Так, пунктом 10 указанных Правил установлено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Правила и нормы N 170 определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Настоящие Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с Правилами и нормами N 170, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, санитарное содержание. Управление жилищным фондом включает в себя организацию эксплуатации, а также все виды работ с нанимателями и арендаторами.
В соответствии с пунктами 4.6.1.1, 4.6.1.2 Правил и норм N 170 необходимым является обеспечение исправного состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода, защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования, воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий,исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка и т.д.
Организации следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях, а именно:
- - в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке);
- - в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев), мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
Согласно пунктам 11, 12 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д (1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета и т.д.).
Нарушение данных указанных правил образует состав административного правонарушения и влечет наступление административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса.
Из смысла указанной статьи следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники, организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, могут быть любые организации, осуществляющие функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда.
Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что ООО "УК "Наш дом" фактически осуществляет содержание жилого дома N 6 по ул. Юргамышской в г. Кургане, жильцы оплачивают заявителю квартплату за содержание и оказанные услуги (т. 1, л.д. 62).
На основании вышеуказанного, суд правомерно

установил:

что заявитель является ответственным лицом за содержание, ремонт и за соответствии технического состояния дома N 6 по ул. Юргамышской в г. Кургане вышеуказанным нормам права. Следовательно, является субъектом административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ.
По результатам проведенной проверки дома N 6 по ул. Юргамышской в городе Кургане инспекцией обнаружены нарушения Правил и норм N 170 и Правил N 491, а именно, неисправна кровля жилого дома - не обеспечивает защиту конструкций здания от увлажнения; в квартире N 19 (в спальной комнате) и в квартире N 38 (со слов жильца) наблюдаются следы подтопления с кровли; в квартире N 19 повреждена отделка стен и потолков (нарушены пункты 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.3.6 Правил и норм N 170, пункты 10, 11, 12 Правил N 491).
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействиях) ООО "УК "Наш дом" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае у общества имелась реальная возможность для соблюдения требований действующего законодательства, но им не были предприняты все зависящие от него меры, направленные на предупреждение совершения административного правонарушения.
Доказательств принятия обществом своевременных мер, направленных на соблюдение норм действующего законодательства при осуществлении работ по содержанию дома, в материалах дела не имеется, заявителем не представлено.
Поэтому, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) ООО "УК "Наш дом" состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является обоснованным.
Наказание заявителю назначено в пределах санкции, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ.
Довод общества о наличии задолженности по лицевому счету у собственников помещений перед управляющей компанией судом апелляционной инстанции отклоняется.
Исполнение обязательных требований Правил и норм N 70 и Правил N 491 законодателем не ставится в зависимости (относительности) от наличия каких-либо условий, в частности, таких как, наличие задолженности перед управляющей компанией и сам по себе факт отсутствия денежных средств у управляющей организации для проведения соответствующих работ не является обстоятельством исключающим ответственность по делу об административном правонарушении, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ.
Также судом отклоняется довод заявителя о не принятии судом во внимание определения от 28.10.2011 о продлении срока исполнения предписания инспекции до 15.04.2012.
ООО "УК "Наш дом" привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 7.22 КоАП РФ, в то время как за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства - предусмотрена ответственность по статье 19.5 КоАП РФ.
Также суд относится критически к доводу заявителя о том, что кровля обследовалась только со слов жильцов, акт обследования кровли отсутствует в материалах дела.
В материалах дела имеется акт N 2065 от 18.10.2011 и протокол от 18.10.2011, в которых зафиксированы выявленные в ходе проверки нарушения, указанный документы составлялись в присутствии представителя ООО "УК "Наш дом" и возражений относительно составленных документов ООО "УК "Наш дом" не представило (т. 1, л.д. 37).
Кроме того, в материалах дела имеется акт обследования от 26.09.2011 кв. N 38 по ул. Юргамышской в г. Кургане, согласно которому инженером ООО "УК "Наш дом" зафиксирован факт подтопления кровли.
В обоснование довода о малозначительности правонарушения заявитель ссылается на отсутствие доказательств наличия негативных последствий для охраняемых общественных интересам.
Состав рассматриваемого правонарушения является формальным, в связи, с чем существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей. Материалами дела подтверждается невыполнение заявителем возложенных на него обязательств.
При таких обстоятельствах основания для переоценки вывода суда первой инстанции о невозможности применения в рассматриваемой ситуации положений статьи 2.9 КоАП РФ у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности, и сделаны правильные выводы по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба ООО "УК "Наш дом" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Курганской области от 20 февраля 2012 года по делу N А34-7382/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компании "Наш Дом" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
О.Б.ТИМОХИН

Судьи
А.А.АРЯМОВ
В.Ю.КОСТИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)