Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бушуевым С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 августа 2011 года по делу N А19-9966/2011, по заявлению Товарищества собственников жилья "Володарское" (ОГРН 1083808009163 ИНН 3808180568) к Администрации г. Иркутска (ОГРН 1053808211610 ИНН 3808131271) о признании незаконными действий Администрации города Иркутска по отказу, выраженному в письме от 13 мая 2011 года N 505-70-9257/11, в формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Володарского, д. 2 и обязании Администрации города Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Товарищества собственников жилья "Володарское" путем формирования земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Володарского, д. 2, (суд первой инстанции Колосов В.И.),
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от ответчика: не явился, извещен;
Товарищество собственников жилья "Володарское" (ТСЖ "Володарское", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации г. Иркутска (Администрация) о признании незаконными действий Администрации города Иркутска по отказу, выраженному в письме от 13 мая 2011 года N 505-70-9257/11, в формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Володарского, д. 2 и обязании Администрации города Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Товарищества собственников жилья "Володарское" путем формирования земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Володарского, д. 2.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 августа 2011 года требования Товарищества собственников жилья "Володарское" удовлетворено. Признаны незаконными действия Администрации города Иркутска по отказу, выраженному в письме от 13.05.2011 г. N 505-70-9257/11, в формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Володарского, д. 2, как не соответствующие Федеральному закону от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Жилищному кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". Суд обязал Администрацию города Иркутска в срок до 01.01.2012 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Товарищества собственников жилья "Володарское" путем формирования земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Володарского, д. 2. В обоснование суд указал, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. Для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления самими органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета. При этом ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация г. Иркутска обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указано, что Арбитражным судом Иркутской области не дана оценка законности правового обоснования обжалуемого отказа, не применил норму материального права, подлежащую применению - статью 6 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 191-ФЗ. Формирование земельного участка по адресу г. Иркутск, ул. Володарского, 2 на котором расположен многоквартирный жилой дом, должно осуществляться в порядке императивной нормы части 2 статьи 6 ФЗ N 191-ФЗ, устанавливающей порядок формирования земельных участков под многоквартирными жилыми домами на период до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений. Администрацией города Иркутска в настоящее время ведется работа по формированию земельных участков под многоквартирными жилыми домами. Так постановлением Администрации города Иркутска от 29.10.2009 N 031-06-3535/9 утвержден план мероприятий по землеустройству и землепользованию в городе Иркутске на 2010 год. Работа по межеванию и планировке территорий города Иркутска в целом проводится за счет бюджета муниципального образования. Требование об оспаривании бездействия по неутверждению документации по планировке и межеванию территорий заявитель не заявлял.
Представители Администрации города Иркутска и Товарищества собственников жилья "Володарское" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном интернет-сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в картотеке арбитражных дел 22.09.2011 г. 05:59:41 МСК.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Володарского, 2, расположен многоквартирный жилой дом.
ТСЖ "Володарское", созданное на основании решения собственников помещений, входящих в состав указанного многоквартирного жилого дома, обратилось в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в Администрацию города Иркутска с заявлением о формировании земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по адресу: г. Иркутск, ул. Володарского, д. 2, в целях его приобретения в общую долевую собственность граждан - собственников жилых помещений в данном доме.
К заявлению был приложен протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме очного голосования от 11.01.2011 года, согласно которому принято решение о формировании и оформлении спорного земельного участка в общую долевую собственность всех собственников помещений данного дома, а также наделении соответствующими полномочиями Веремейчика А.В.; документ, удостоверяющий личность Веремейчика А.В.; выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, на здания, строения, сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома; справка о размерах площадей помещений в многоквартирном доме.
Письмом Администрации города Иркутска от 13.05.2011 г. N 505-70-9257/11 в формировании указанного земельного участка было отказано.
ТСЖ "Володарское", полагая, что при этом были нарушены его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации города Иркутска по отказу, выраженному в письме от 13 мая 2011 года N 505-70-9257/11, в формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Володарского, д. 2 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ТСЖ "Володарское" путем формирования земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Володарского, д. 2.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8, часть 2); право частной собственности охраняется законом, и каждому гарантируется право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, части 1 и 2); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владение, пользование и распоряжение которой осуществляется ее собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36).
Признание на конституционном уровне права частной собственности на землю обусловило закрепление в Земельном кодексе Российской Федерации в числе принципов, на которых основываются акты земельного законодательства, единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов: согласно этому принципу все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).
Реализуя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, - установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. В пункте 2 данной статьи указано, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В соответствии с пунктами 1 - 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана), который в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пункт 7 статьи 36 Кодекса устанавливает, что в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивают изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждают проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно пункту 8 статьи 36 Кодекса орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка и направляет заявителю копию решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании указанного проекта за счет заявителя устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
Указанной нормой права установлена процедура принятия решения о планировке территории, предполагающая публичное раскрытие информации о принятии решения о подготовке документации по планировке и проекта планировки с целью учета мнения иных лиц, полагающих себя заинтересованными.
В силу части 7 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
В отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Из указанного следует, что для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления самими органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета.
Кроме того как разъясняется в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав.
Таким образом, действия Администрации города Иркутска по отказу, выраженные в письме от 13.05.2011 г. N 505-70-9257/11, в формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Володарского, д. 2 нарушают права и законные интересы собственников многоквартирного дома по указанному выше адресу.
При этом суд первой инстанции при вынесении решения учел, что работы по формированию земельных участков проводятся, расходы на их проведение предусмотрены в бюджете, определив срок устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя до 01.01.2012 г.
В связи с указанным, собственники помещений в многоквартирном доме по указанному адресу, в полной мере имеют право получить в собственность и оформить соответствующим образом земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом, в котором имеются помещения, принадлежащие им на праве собственности.
Формирование земельного участка является одной из стадий, реализации такими лицами права на надлежащее оформление прав на указанный земельный участок.
Отказ в формировании земельного участка фактически лишает собственников помещений в многоквартирном доме на реализацию указанного права.
На основании изложенного, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по вышеизложенным мотивам, как не влекущие отмену решения Арбитражного суда Иркутской области от 15 августа 2011 года.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 августа 2011 года по делу N А19-9966/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Иркутска без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.10.2011 ПО ДЕЛУ N А19-9966/2011
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2011 г. по делу N А19-9966/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бушуевым С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 августа 2011 года по делу N А19-9966/2011, по заявлению Товарищества собственников жилья "Володарское" (ОГРН 1083808009163 ИНН 3808180568) к Администрации г. Иркутска (ОГРН 1053808211610 ИНН 3808131271) о признании незаконными действий Администрации города Иркутска по отказу, выраженному в письме от 13 мая 2011 года N 505-70-9257/11, в формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Володарского, д. 2 и обязании Администрации города Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Товарищества собственников жилья "Володарское" путем формирования земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Володарского, д. 2, (суд первой инстанции Колосов В.И.),
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от ответчика: не явился, извещен;
- установил:
Товарищество собственников жилья "Володарское" (ТСЖ "Володарское", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации г. Иркутска (Администрация) о признании незаконными действий Администрации города Иркутска по отказу, выраженному в письме от 13 мая 2011 года N 505-70-9257/11, в формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Володарского, д. 2 и обязании Администрации города Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Товарищества собственников жилья "Володарское" путем формирования земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Володарского, д. 2.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 августа 2011 года требования Товарищества собственников жилья "Володарское" удовлетворено. Признаны незаконными действия Администрации города Иркутска по отказу, выраженному в письме от 13.05.2011 г. N 505-70-9257/11, в формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Володарского, д. 2, как не соответствующие Федеральному закону от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Жилищному кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". Суд обязал Администрацию города Иркутска в срок до 01.01.2012 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Товарищества собственников жилья "Володарское" путем формирования земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Володарского, д. 2. В обоснование суд указал, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. Для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления самими органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета. При этом ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация г. Иркутска обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указано, что Арбитражным судом Иркутской области не дана оценка законности правового обоснования обжалуемого отказа, не применил норму материального права, подлежащую применению - статью 6 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 191-ФЗ. Формирование земельного участка по адресу г. Иркутск, ул. Володарского, 2 на котором расположен многоквартирный жилой дом, должно осуществляться в порядке императивной нормы части 2 статьи 6 ФЗ N 191-ФЗ, устанавливающей порядок формирования земельных участков под многоквартирными жилыми домами на период до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений. Администрацией города Иркутска в настоящее время ведется работа по формированию земельных участков под многоквартирными жилыми домами. Так постановлением Администрации города Иркутска от 29.10.2009 N 031-06-3535/9 утвержден план мероприятий по землеустройству и землепользованию в городе Иркутске на 2010 год. Работа по межеванию и планировке территорий города Иркутска в целом проводится за счет бюджета муниципального образования. Требование об оспаривании бездействия по неутверждению документации по планировке и межеванию территорий заявитель не заявлял.
Представители Администрации города Иркутска и Товарищества собственников жилья "Володарское" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном интернет-сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в картотеке арбитражных дел 22.09.2011 г. 05:59:41 МСК.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Володарского, 2, расположен многоквартирный жилой дом.
ТСЖ "Володарское", созданное на основании решения собственников помещений, входящих в состав указанного многоквартирного жилого дома, обратилось в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в Администрацию города Иркутска с заявлением о формировании земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по адресу: г. Иркутск, ул. Володарского, д. 2, в целях его приобретения в общую долевую собственность граждан - собственников жилых помещений в данном доме.
К заявлению был приложен протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме очного голосования от 11.01.2011 года, согласно которому принято решение о формировании и оформлении спорного земельного участка в общую долевую собственность всех собственников помещений данного дома, а также наделении соответствующими полномочиями Веремейчика А.В.; документ, удостоверяющий личность Веремейчика А.В.; выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, на здания, строения, сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома; справка о размерах площадей помещений в многоквартирном доме.
Письмом Администрации города Иркутска от 13.05.2011 г. N 505-70-9257/11 в формировании указанного земельного участка было отказано.
ТСЖ "Володарское", полагая, что при этом были нарушены его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации города Иркутска по отказу, выраженному в письме от 13 мая 2011 года N 505-70-9257/11, в формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Володарского, д. 2 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ТСЖ "Володарское" путем формирования земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Володарского, д. 2.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8, часть 2); право частной собственности охраняется законом, и каждому гарантируется право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, части 1 и 2); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владение, пользование и распоряжение которой осуществляется ее собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36).
Признание на конституционном уровне права частной собственности на землю обусловило закрепление в Земельном кодексе Российской Федерации в числе принципов, на которых основываются акты земельного законодательства, единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов: согласно этому принципу все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).
Реализуя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, - установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. В пункте 2 данной статьи указано, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В соответствии с пунктами 1 - 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана), который в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пункт 7 статьи 36 Кодекса устанавливает, что в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивают изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждают проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно пункту 8 статьи 36 Кодекса орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка и направляет заявителю копию решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании указанного проекта за счет заявителя устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
Указанной нормой права установлена процедура принятия решения о планировке территории, предполагающая публичное раскрытие информации о принятии решения о подготовке документации по планировке и проекта планировки с целью учета мнения иных лиц, полагающих себя заинтересованными.
В силу части 7 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
В отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Из указанного следует, что для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления самими органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета.
Кроме того как разъясняется в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав.
Таким образом, действия Администрации города Иркутска по отказу, выраженные в письме от 13.05.2011 г. N 505-70-9257/11, в формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Володарского, д. 2 нарушают права и законные интересы собственников многоквартирного дома по указанному выше адресу.
При этом суд первой инстанции при вынесении решения учел, что работы по формированию земельных участков проводятся, расходы на их проведение предусмотрены в бюджете, определив срок устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя до 01.01.2012 г.
В связи с указанным, собственники помещений в многоквартирном доме по указанному адресу, в полной мере имеют право получить в собственность и оформить соответствующим образом земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом, в котором имеются помещения, принадлежащие им на праве собственности.
Формирование земельного участка является одной из стадий, реализации такими лицами права на надлежащее оформление прав на указанный земельный участок.
Отказ в формировании земельного участка фактически лишает собственников помещений в многоквартирном доме на реализацию указанного права.
На основании изложенного, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по вышеизложенным мотивам, как не влекущие отмену решения Арбитражного суда Иркутской области от 15 августа 2011 года.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 августа 2011 года по делу N А19-9966/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Иркутска без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий
Н.М.ПАНЬКОВА
Н.М.ПАНЬКОВА
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Д.Н.РЫЛОВ
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)