Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего В.И. Новоселова
судей Л.В. Беловой, Т.Я. Шабалковой
рассмотрел в судебном заседании без участия представителей сторон, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом; кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алтайэнергосбыт" на решение от 17.06.2010 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Л.А. Кулакова) и постановление от 17.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи М.Х. Музыкантова, Т.А. Кулеш, Т.В. Павлюк) по делу N А02-288/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алтайэнергосбыт" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай о признании недействительным предписания о прекращении нарушении прав потребителей.
Суд
открытое акционерное общество "Алтайэнергосбыт" (далее - ОАО "Алтайэнергосбыт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай (далее - Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай, Управление) о признании недействительным предписания от 21.01.2010 N 2 о прекращении нарушений прав потребителей.
Решением от 17.06.2010 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 17.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда Обществу в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Алтайэнергосбыт", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований.
Отзыв на кассационную жалобу от Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Арбитражными судами первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что на основании распоряжения органа государственного контроля о проведении внеплановой (выездной) проверки юридического лица от 01.12.2009 N 1331 заместителем начальника отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай проведена выездная проверка соблюдения филиалом "Горно-Алтайский" ОАО "Алтайэнергосбыт" обязательных требований законодательства в сфере защиты прав потребителей на потребительском рынке.
Поводом к вынесению распоряжения послужило обращение гражданки И.А. Тарановой о систематических отключениях Обществом электроснабжения в доме, где она проживает, без предварительного уведомления.
Проведение проверки поручено начальнику отдела защиты прав потребителей Г.Г. Гришиной и заместителю начальника отдела защиты прав потребителей Н.А. Матвеевой.
В ходе проверки установлены факты нарушения Обществом требований пункта 1 статьи 9 и пункта 2 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, которые выразились в недоведении до сведения потребителей на вывеске организации информации о месте ее нахождения (адресе), недоведении до потребителей в платежном требовании на оплату электроэнергии информации о наименовании исполнителя, номерах контактных телефонов, номерах факсов.
Кроме того, Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай установлено, что Общество, как исполнитель коммунальных услуг, не довело до сведения потребителей информацию в договорах, на досках объявлений сведения об адресах и номерах телефонов диспетчерской, аварийной службы, параметрах качества предоставления услуги по энергоснабжению, предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления услуги по энергоснабжению. Также не доведена до сведения потребителей информация о наименованиях, адресах, телефонах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
По результатам проверки должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай составлен акт от 17.12.2009 N 456, из которого следует, что Общество в типовой договор электроснабжения и договор от 15.12.2009 N 101-0912 с потребителем включило условия, ущемляющие права потребителей.
Установленные в ходе проверки факты нарушения Обществом требований законодательства в сфере защиты прав потребителей послужили основанием для составления в отношении ОАО "Алтайэнергосбыт" протокола об административном правонарушении от 29.12.2009 N 1142 и привлечения Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Кроме того, по результатам проведенной проверки Обществу выдано предписание от 21.01.2010 N 2 о прекращении нарушений прав потребителей.
Согласно данному предписанию Общество должно довести до сведения потребителей на вывеске информацию о месте нахождения своей организации, о режиме работы в срок до 20.02.2010; при оказании услуги по электроснабжению своевременно предоставлять потребителю в наглядной форме необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах в соответствии с пунктом 49 Правил предоставления коммунальных услуг в срок до 20.02.2010, постоянно; привести в соответствие с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг платежный документ в срок - до 20.02.2010, постоянно; привести договоры, заключаемые с потребителями - физическими лицами в соответствие с требованиями законодательства в области защиты прав потребителей. Типовую форму кредитного договора представить в Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай в срок - до 20.02.2010.
Не согласившись с данным предписанием, ОАО "Алтайэнергосбыт" 18.03.2010 обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, исходили из обоснованности принятого Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай предписания, в рамках представленных законом полномочий должностного лица, подписавшего оспариваемый ненормативный правовой акт, исходя из допущенных нарушений в области защиты прав потребителей, подлежащих устранению в указанные в предписании сроки.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает выводы судов правомерными, исходя из обстоятельств дела и норм действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии со статьей 40 Закона о защите прав потребителей государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает, в том числе, выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам).
В соответствии с положениями пункта 7 и приложением 3 к Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.10.2007 N 658, (далее - Административный регламент) в целях исполнения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (его территориальными органами) государственной функции по контролю за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, контролирующий орган наделен правом выдавать предписания о прекращении нарушений прав потребителей.
Исходя из вышеизложенных норм права, арбитражные суды сделали правильный вывод о том, что Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай, вынося оспариваемое предписание о прекращении нарушений прав потребителей, действовало в рамках предоставленных законом полномочий.
Из пункта 7.14 Административного регламента следует, что при выявлении нарушений санитарного законодательства, создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), нарушений законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг руководитель (заместитель руководителя) службы или руководитель (заместитель руководителя) территориального органа службы в течение 3 рабочих дней с момента установления факта нарушения законодательства выносит гражданам и юридическим лицам предписания (приложение N 6).
Вместе с тем, суд кассационной инстанции не соглашается с выводами арбитражных судов о соблюдении Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай трехдневного срока вынесения оспариваемого предписания.
Из материалов дела следует, что моментом установления факта нарушений в области защиты прав потребителей по данному делу является 17.12.2009, т.е. дата составления акта проверки N 456.
Однако, указанное нарушение срока вынесения предписания не является основанием для безусловного признания обжалуемого предписания недействительным, которое является по существу правомерным.
Должностными лицами, обладающими полномочиями исполнять государственную функцию по надзору в установленной сфере деятельности, являются, в том числе, начальники отделов в управлении и их заместители, советники, ведущие консультанты, консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (пункт 4 Административного регламента).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальным и правовыми актами, должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившего проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно пунктам 8.4, 8.1, 8.4.2 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, утвержденному приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 253 от 16.08.2006 Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай осуществляет государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, том числе: проверку соблюдения обязательных требований законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации предписания о прекращении нарушений прав потребителей.
Пунктом 4.4. Должностного регламента заместителя начальника отдела защиты прав потребителей, утвержденного руководителем Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай 01.08.2006, установлено, что заместитель начальника отдела защиты прав потребителей имеет право на выдачу в пределах полномочий предписаний о прекращении прав потребителей.
Исходя из изложенных норм права, правомерными являются выводы арбитражных судов о том, что Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай, вынося оспариваемое предписание от 21.01.2010 N 2 о прекращении нарушений прав потребителей, действовало в рамках предоставленных законом полномочий. Предписание подписано уполномоченным должностным лицом - начальником отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай Н.А. Матвеевой, содержит печать Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай.
При таких обстоятельствах арбитражные суды обоснованно отказали ОАО "Алтайэнергосбыт" в удовлетворении заявленного им требования о признании недействительным предписания N 2 от 21.01.2010 о прекращении нарушении прав потребителей.
Доводы ОАО "Алтайэнергосбыт", приведенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку по существу сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 17.06.2010 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 17.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-288/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 22.12.2010 ПО ДЕЛУ N А02-288/2010
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2010 г. по делу N А02-288/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего В.И. Новоселова
судей Л.В. Беловой, Т.Я. Шабалковой
рассмотрел в судебном заседании без участия представителей сторон, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом; кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алтайэнергосбыт" на решение от 17.06.2010 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Л.А. Кулакова) и постановление от 17.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи М.Х. Музыкантова, Т.А. Кулеш, Т.В. Павлюк) по делу N А02-288/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алтайэнергосбыт" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай о признании недействительным предписания о прекращении нарушении прав потребителей.
Суд
установил:
открытое акционерное общество "Алтайэнергосбыт" (далее - ОАО "Алтайэнергосбыт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай (далее - Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай, Управление) о признании недействительным предписания от 21.01.2010 N 2 о прекращении нарушений прав потребителей.
Решением от 17.06.2010 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 17.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда Обществу в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Алтайэнергосбыт", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований.
Отзыв на кассационную жалобу от Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Арбитражными судами первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что на основании распоряжения органа государственного контроля о проведении внеплановой (выездной) проверки юридического лица от 01.12.2009 N 1331 заместителем начальника отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай проведена выездная проверка соблюдения филиалом "Горно-Алтайский" ОАО "Алтайэнергосбыт" обязательных требований законодательства в сфере защиты прав потребителей на потребительском рынке.
Поводом к вынесению распоряжения послужило обращение гражданки И.А. Тарановой о систематических отключениях Обществом электроснабжения в доме, где она проживает, без предварительного уведомления.
Проведение проверки поручено начальнику отдела защиты прав потребителей Г.Г. Гришиной и заместителю начальника отдела защиты прав потребителей Н.А. Матвеевой.
В ходе проверки установлены факты нарушения Обществом требований пункта 1 статьи 9 и пункта 2 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, которые выразились в недоведении до сведения потребителей на вывеске организации информации о месте ее нахождения (адресе), недоведении до потребителей в платежном требовании на оплату электроэнергии информации о наименовании исполнителя, номерах контактных телефонов, номерах факсов.
Кроме того, Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай установлено, что Общество, как исполнитель коммунальных услуг, не довело до сведения потребителей информацию в договорах, на досках объявлений сведения об адресах и номерах телефонов диспетчерской, аварийной службы, параметрах качества предоставления услуги по энергоснабжению, предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления услуги по энергоснабжению. Также не доведена до сведения потребителей информация о наименованиях, адресах, телефонах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
По результатам проверки должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай составлен акт от 17.12.2009 N 456, из которого следует, что Общество в типовой договор электроснабжения и договор от 15.12.2009 N 101-0912 с потребителем включило условия, ущемляющие права потребителей.
Установленные в ходе проверки факты нарушения Обществом требований законодательства в сфере защиты прав потребителей послужили основанием для составления в отношении ОАО "Алтайэнергосбыт" протокола об административном правонарушении от 29.12.2009 N 1142 и привлечения Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Кроме того, по результатам проведенной проверки Обществу выдано предписание от 21.01.2010 N 2 о прекращении нарушений прав потребителей.
Согласно данному предписанию Общество должно довести до сведения потребителей на вывеске информацию о месте нахождения своей организации, о режиме работы в срок до 20.02.2010; при оказании услуги по электроснабжению своевременно предоставлять потребителю в наглядной форме необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах в соответствии с пунктом 49 Правил предоставления коммунальных услуг в срок до 20.02.2010, постоянно; привести в соответствие с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг платежный документ в срок - до 20.02.2010, постоянно; привести договоры, заключаемые с потребителями - физическими лицами в соответствие с требованиями законодательства в области защиты прав потребителей. Типовую форму кредитного договора представить в Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай в срок - до 20.02.2010.
Не согласившись с данным предписанием, ОАО "Алтайэнергосбыт" 18.03.2010 обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, исходили из обоснованности принятого Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай предписания, в рамках представленных законом полномочий должностного лица, подписавшего оспариваемый ненормативный правовой акт, исходя из допущенных нарушений в области защиты прав потребителей, подлежащих устранению в указанные в предписании сроки.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает выводы судов правомерными, исходя из обстоятельств дела и норм действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии со статьей 40 Закона о защите прав потребителей государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает, в том числе, выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам).
В соответствии с положениями пункта 7 и приложением 3 к Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.10.2007 N 658, (далее - Административный регламент) в целях исполнения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (его территориальными органами) государственной функции по контролю за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, контролирующий орган наделен правом выдавать предписания о прекращении нарушений прав потребителей.
Исходя из вышеизложенных норм права, арбитражные суды сделали правильный вывод о том, что Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай, вынося оспариваемое предписание о прекращении нарушений прав потребителей, действовало в рамках предоставленных законом полномочий.
Из пункта 7.14 Административного регламента следует, что при выявлении нарушений санитарного законодательства, создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), нарушений законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг руководитель (заместитель руководителя) службы или руководитель (заместитель руководителя) территориального органа службы в течение 3 рабочих дней с момента установления факта нарушения законодательства выносит гражданам и юридическим лицам предписания (приложение N 6).
Вместе с тем, суд кассационной инстанции не соглашается с выводами арбитражных судов о соблюдении Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай трехдневного срока вынесения оспариваемого предписания.
Из материалов дела следует, что моментом установления факта нарушений в области защиты прав потребителей по данному делу является 17.12.2009, т.е. дата составления акта проверки N 456.
Однако, указанное нарушение срока вынесения предписания не является основанием для безусловного признания обжалуемого предписания недействительным, которое является по существу правомерным.
Должностными лицами, обладающими полномочиями исполнять государственную функцию по надзору в установленной сфере деятельности, являются, в том числе, начальники отделов в управлении и их заместители, советники, ведущие консультанты, консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (пункт 4 Административного регламента).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальным и правовыми актами, должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившего проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно пунктам 8.4, 8.1, 8.4.2 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, утвержденному приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 253 от 16.08.2006 Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай осуществляет государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, том числе: проверку соблюдения обязательных требований законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации предписания о прекращении нарушений прав потребителей.
Пунктом 4.4. Должностного регламента заместителя начальника отдела защиты прав потребителей, утвержденного руководителем Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай 01.08.2006, установлено, что заместитель начальника отдела защиты прав потребителей имеет право на выдачу в пределах полномочий предписаний о прекращении прав потребителей.
Исходя из изложенных норм права, правомерными являются выводы арбитражных судов о том, что Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай, вынося оспариваемое предписание от 21.01.2010 N 2 о прекращении нарушений прав потребителей, действовало в рамках предоставленных законом полномочий. Предписание подписано уполномоченным должностным лицом - начальником отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай Н.А. Матвеевой, содержит печать Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай.
При таких обстоятельствах арбитражные суды обоснованно отказали ОАО "Алтайэнергосбыт" в удовлетворении заявленного им требования о признании недействительным предписания N 2 от 21.01.2010 о прекращении нарушении прав потребителей.
Доводы ОАО "Алтайэнергосбыт", приведенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку по существу сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 17.06.2010 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 17.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-288/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.НОВОСЕЛОВ
В.И.НОВОСЕЛОВ
Судьи
Л.В.БЕЛОВА
Т.Я.ШАБАЛКОВА
Л.В.БЕЛОВА
Т.Я.ШАБАЛКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)