Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.
судей Н.Н. Ивановой, С.И. Золотухиной
при ведении протокола судебного заседания председательствующим
при участии:
- от заявителя: ведущего юрисконсульта Товма А.А. (доверенность от 11.01.09 г., сроком на 3 года);
- от заинтересованного лица: ведущего консультанта Андрейчиковой А.О. (доверенность от 27.10.08 г. N 75-3704/08-01-19 сроком действия 3 года)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24 марта 2009 г. по делу N А32-3902/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал"
к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции по Краснодарскому краю
об отмене постановления от 03.02.09 г. N 000025,
принятое в составе судьи Базавлука И.И.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Краснодарскому краю (далее - Инспекция) об отмене постановления от 03.02.09 г. N 000025 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 7 500 руб.
Решением суда от 24.03.09 г. обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что общество является надлежащим субъектом вмененного ему в вину административного правонарушения, поскольку фактически является исполнителем коммунальной услуги по холодному водоснабжению в отношении домов N 3, 15 по ул. Компрессорной и N 15 по ул. Шоссейной г. Краснодара. Этот вывод основан на том, что между обществом и жильцами указанных домов сложились договорные правоотношения по поводу водоснабжения: жильцы оплачивают услуги общества по подаче воды, а общество принимает эту оплату и подает жильцам домов воду.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, признать незаконным и отменить оспариваемое постановление. Жалоба мотивирована тем, что общество как ресурсоснабжающая организация не является субъектом вмененного ему в вину административного правонарушения. Общество указывает, что ресурсоснабжающая организация будет нести ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг населению только в случае, если собственники выбрали непосредственный способ управления домом, заключили с ресурсоснабжающей организацией договор на поставку коммунальных ресурсов и обслуживание внутридомового инженерного оборудования. Вместе с тем, договор с собственниками квартир в спорных жилых домах общество не заключало. Водопроводные сети, по которым вода подается в жилые дома, общество в аренду не принимало. Ответственность общества за подачу воды заканчивается на границе эксплуатационной ответственности, т.е., общество обязано подавать воду надлежащего давления в находящуюся у общества в аренде водопроводной сети d=200mm, d=400mm по ул. Солнечная, между ул. Ростовское Шоссе и ул. Московская в г. Краснодаре.
Инспекция в отзыве на жалобу возражала против ее удовлетворения, сославшись на законность оспариваемого постановления. Инспекция указывает, что между обществом и жильцами спорных домов в силу ст. ст. 426, 431 ГК РФ заключен публичный договор, в котором офертой явилось внесение жильцами домов платежей обществу за коммунальную услугу по водоснабжению, а акцептом со стороны общества послужило фактическое оказание жильцам домов этой услуги путем подачи воды. В силу этого общество для жильцов дома является не только ресурсоснабжающей организацией, но и исполнителем коммунальной услуги. Инспекция так же указывает, что косвенным подтверждением наличия у общества обязанности по водоснабжению также является то, что общество восстановило водоснабжение в спорных домах путем прокладки альтернативного водопровода том числе и к спорным жилым домам.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
В судебном заседании представитель общества настаивала на удовлетворении заявленных требований, сославшись на доводы, приведенные в апелляционной жалобе. Пояснила, что холодная вода жильцам спорного дома подается обществом по участку водопровода между водопроводной сетью d=200mm, d=400mm по ул. Солнечная, между ул. Ростовское Шоссе и ул. Московская в г. Краснодаре, который находится у общества в аренде, и спорными жилыми домами. Кто является собственником этого участка водопроводной сети, общество не знает, но оно его в аренду не принимало. Оплату от жильцов спорных домов за подаваемую по указанному участку водопроводной сети воду общество взимает по тарифам, устанавливаемым Службой по тарифам. На вопрос суда о том, какие действия предпримет общество в случае, если жильцы спорных домов будут оплачивать услуги общества по водоснабжению по ценам ниже тарифов, или откажутся от оплаты этих услуг, представитель общества пояснила, что в этом случае недоплата будет взыскиваться в судебном порядке. На вопрос суда о том, вносит ли общество плату какой-либо организации за использование участка водопроводных сетей водопроводной сети d=200mm, d=400mm по ул. Солнечная, между ул. Ростовское Шоссе и ул. Московская в г. Краснодаре до спорных домов, представитель общества ответила отрицательно. На вопрос суда о том, осуществляет ли общество мероприятия по поддержанию указанного участка водопроводных сетей, по которым обществом подается вода жильцам спорных домов, представитель общества ответила отрицательно.
Представитель общества предоставила в материалы дела план прохождения водопроводных сетей, на которых имеется участок водопроводных сетей, по которым вода подается обществом к спорным жилым домам. План обозревался судом апелляционной инстанции в судебном заседании, представитель Инспекции подтвердила, что представленный план соответствует в общих чертах тому, как проходят водопроводные сети на местности.
Представленный обществом План к делу в качестве приложения.
Представитель Инспекции возражала против отмены решения суда, сославшись на приведенные в апелляционной жалобе доводы. Пояснила, что непосредственное управление спорными многоквартирными домами осуществляется собственниками квартир в этих домах.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции признал решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.01.09 г. в Инспекцию была передана поступившая на имя губернатора Краснодарского края жалоба гражданки Невзоровой Н.М., проживающей в квартире N 4 дома N 5 по ул. Шоссейная г. Краснодара, в которой гражданка сообщала о том, что в ее квартире 1,5 месяца отсутствует вода, хотя она исправно вносит за нее платежи, и просила принять меры к восстановлению ее полдачи (л.д. 70).
16.01.09 г. руководителем Инспекции в связи с переданной жалобой гражданки было издано распоряжение N 60 о проведении в отношении общества мероприятия по государственному контролю за исполнением требований Закона от 23.05.2006 г. N 307-ФЗ "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - закон N 307-ФЗ) (л.д. 69).
В результате проверки был установлен факт отсутствия надлежащего водоснабжения жилых домов NN 3, 15 по ул. Компрессорная, N 5 по ул. Шоссейная.
Так же было установлено, что оплату за холодное водоснабжение жильцы вносят ООО "Краснодар Водоканал". Водоснабжение отсутствует с 1 декабря 2008 года.
21.01.09. по результатам указанной проверки составлены акт проведения мероприятия по государственному контролю N 000251 (л.д. 65-66) и в отношении общества в присутствии его законного представителя составлен протокол об административном правонарушении N 000247 (л.д. 12-15).
В протоколе об административном правонарушении выявленное нарушение квалифицировано по ст. 7.23 КоАП РФ как нарушение обществом режима обеспечения жильцов домов NN 3, 15 по ул. Компрессорная, N 5 по ул. Шоссейная коммунальными услугами по холодному водоснабжению.
03.02.09 г. по данному факту постановлением Инспекции N 000025 общество было привлечено к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 7 500 руб. (л.д. 8).
Не согласившись с этим постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Повторно рассмотрев заявление общества, суд апелляционной инстанции признал правомерным его отклонение судом первой инстанции.
В частности, ст. 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307).
Пунктом 3 Правил N 307 установлено, что потребителем коммунальных услуг является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; а исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Как установлено при рассмотрении дела, жилые дома, по факту отсутствия водоснабжения в которых общество привлечено оспариваемым постановлением к административной ответственности, управляются непосредственно собственниками квартир в этих домах. В связи с этим в силу п. 3 Правил N 307 общество как ресурсоснабжающая организация может быть исполнителем коммунальной услуги по холодному водоснабжению в этих домах.
Согласно п. 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 5 Правил N 307 обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
Пунктом 7 Правил N 307 предусмотрено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Исходя из своей правовой природы, договор по оказанию коммунальной услуги по холодному водоснабжению относится к категории публичных договоров. То есть, в силу ст. 426 ГК РФ общество как ресурсоснабжающая организация, оказывающая эту услугу, не вправе отказать в ее предоставлении тому, кто за ней к нему обратился.
Как установлено судом первой инстанции, между обществом и жильцами домов NN 3, 15 по ул. Компрессорная, N 5 по ул. Шоссейная фактически заключен такой договор об оказании обществом жильцам этих домов коммунальной услуги по холодному водоснабжению в соответствии с положениями ч. 1 ст. 432, ч. 1 ст. 433 ГК РФ. Наличие этих сложившихся договорных отношений подтверждается тем, что жильцы указанных домов вносят обществу оплату за холодное водоснабжение по установленным тарифам, что подтверждается платежными квитанциями и признается обществом, а общество за эту плату передает жильцам этих домов холодную воду.
Доводы общества о том, что оно не может быть исполнителем указанной коммунальной услуги в отношении указанных жилых домов по той причине, водопроводные сети, по которым вода подается в жилые дома, общество в аренду не принимало, и что ответственность общества за подачу воды заканчивается на границе эксплуатационной ответственности (т.е., общество обязано подавать воду надлежащего давления в находящуюся у общества в аренде водопроводной сети d=200mm, d=400mm по ул. Солнечная, между ул. Ростовское Шоссе и ул. Московская в г. Краснодаре), судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные.
Действительно, участок водопроводных сетей от жилых домов NN 3, 15 по ул. Компрессорная, N 5 по ул. Шоссейная до водопроводной сети d=200mm, d=400mm по ул. Солнечная, между ул. Ростовское Шоссе и ул. Московская в г. Краснодаре в аренду обществу не передавался.
Как следует из ответов Администрации муниципального образования город Краснодар от 25.05.09 г. N 11/1482 и МУП ВКХ Администрации "Водоканал" от 19.05.09 г. N 0112/04-494, предоставленных на запрос апелляционного суда, указанный участок водопроводных сетей в реестре муниципальной собственности не значатся и их собственник не известен (л.д. 138, 139).
Однако, это обстоятельство не освобождает общество от ответственности за исполнение договорных обязательств по надлежащему водоснабжению названных жилых домов, так как общество использует этот участок сетей в своей предпринимательской деятельности по оказании за плату коммунальной услуги по водоснабжению в том числе и через этот участок сетей. Так, общество подает воду жильцам домов NN 3, 15 по ул. Компрессорная, N 5 по ул. Шоссейная именно через указанный участок водопроводных сетей и получает за это от жильцов домов плату за эту передачу воды. При этом, как пояснила в судебном заседании представитель общества, общество не оплачивает никакой организации использование указанного участка водопроводных сетей. Арендной платы за использование этого участка водопроводных сетей общество так же не уплачивает. То есть, фактически, общество использует этот участок сетей безвозмездно. При этом, исходя из материалов дела и пояснений представителя общества, общество так же не вкладывает денежных средств в поддержание этого участка сетей в работоспособном, исправном состоянии.
В соответствии с п. 9 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно п. 49 Правил N 307 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах.
Пунктом 75 Правил N 307 установлено, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что общество обязано предоставлять гражданам, проживающим в квартирах жилых домов NN 3, 15 по ул. Компрессорная, N 5 по ул. Шоссейная доме, оплаченные этими гражданами в установленном размере коммунальные услуги в необходимых объемах и бесперебойно
Однако, как правильно установлено судом первой инстанции, обществом в нарушение п. 9 Правил N 307 и п. п. 3, 4 и 6 Порядка N 1 не обеспечена бесперебойная подача в квартиры указанных жилых домов коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Следовательно, в действиях общества имеется состав правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.23 КоАП РФ.
Санкцией ст. 7.23 КоАП РФ установлен размер административного штрафа за данное правонарушение для юридических лиц от 5000 руб. до 10000 руб. На общество оспариваемым постановлением наложен штраф в среднем размере - 7500 руб. Суд апелляционной инстанции полагает данный размер ответственности соответствующим степени тяжести и характеру совершенного обществом правонарушения. Кроме того, общество ранее уже привлекалось к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ постановлениями Инспекции от 10.06.08 г. N 000249, от 09.08.07 г. N 000328, от 25.05.06 г. N 000226 (л.д. 71, 78, 84).
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют установленные АПК РФ основания для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции. Апелляционная жалоба общества отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.09 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
Н.Н.ИВАНОВА
С.И.ЗОЛОТУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.06.2009 N 15АП-3491/2009 ПО ДЕЛУ N А32-3902/2009
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2009 г. N 15АП-3491/2009
Дело N А32-3902/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.
судей Н.Н. Ивановой, С.И. Золотухиной
при ведении протокола судебного заседания председательствующим
при участии:
- от заявителя: ведущего юрисконсульта Товма А.А. (доверенность от 11.01.09 г., сроком на 3 года);
- от заинтересованного лица: ведущего консультанта Андрейчиковой А.О. (доверенность от 27.10.08 г. N 75-3704/08-01-19 сроком действия 3 года)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24 марта 2009 г. по делу N А32-3902/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал"
к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции по Краснодарскому краю
об отмене постановления от 03.02.09 г. N 000025,
принятое в составе судьи Базавлука И.И.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Краснодарскому краю (далее - Инспекция) об отмене постановления от 03.02.09 г. N 000025 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 7 500 руб.
Решением суда от 24.03.09 г. обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что общество является надлежащим субъектом вмененного ему в вину административного правонарушения, поскольку фактически является исполнителем коммунальной услуги по холодному водоснабжению в отношении домов N 3, 15 по ул. Компрессорной и N 15 по ул. Шоссейной г. Краснодара. Этот вывод основан на том, что между обществом и жильцами указанных домов сложились договорные правоотношения по поводу водоснабжения: жильцы оплачивают услуги общества по подаче воды, а общество принимает эту оплату и подает жильцам домов воду.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, признать незаконным и отменить оспариваемое постановление. Жалоба мотивирована тем, что общество как ресурсоснабжающая организация не является субъектом вмененного ему в вину административного правонарушения. Общество указывает, что ресурсоснабжающая организация будет нести ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг населению только в случае, если собственники выбрали непосредственный способ управления домом, заключили с ресурсоснабжающей организацией договор на поставку коммунальных ресурсов и обслуживание внутридомового инженерного оборудования. Вместе с тем, договор с собственниками квартир в спорных жилых домах общество не заключало. Водопроводные сети, по которым вода подается в жилые дома, общество в аренду не принимало. Ответственность общества за подачу воды заканчивается на границе эксплуатационной ответственности, т.е., общество обязано подавать воду надлежащего давления в находящуюся у общества в аренде водопроводной сети d=200mm, d=400mm по ул. Солнечная, между ул. Ростовское Шоссе и ул. Московская в г. Краснодаре.
Инспекция в отзыве на жалобу возражала против ее удовлетворения, сославшись на законность оспариваемого постановления. Инспекция указывает, что между обществом и жильцами спорных домов в силу ст. ст. 426, 431 ГК РФ заключен публичный договор, в котором офертой явилось внесение жильцами домов платежей обществу за коммунальную услугу по водоснабжению, а акцептом со стороны общества послужило фактическое оказание жильцам домов этой услуги путем подачи воды. В силу этого общество для жильцов дома является не только ресурсоснабжающей организацией, но и исполнителем коммунальной услуги. Инспекция так же указывает, что косвенным подтверждением наличия у общества обязанности по водоснабжению также является то, что общество восстановило водоснабжение в спорных домах путем прокладки альтернативного водопровода том числе и к спорным жилым домам.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
В судебном заседании представитель общества настаивала на удовлетворении заявленных требований, сославшись на доводы, приведенные в апелляционной жалобе. Пояснила, что холодная вода жильцам спорного дома подается обществом по участку водопровода между водопроводной сетью d=200mm, d=400mm по ул. Солнечная, между ул. Ростовское Шоссе и ул. Московская в г. Краснодаре, который находится у общества в аренде, и спорными жилыми домами. Кто является собственником этого участка водопроводной сети, общество не знает, но оно его в аренду не принимало. Оплату от жильцов спорных домов за подаваемую по указанному участку водопроводной сети воду общество взимает по тарифам, устанавливаемым Службой по тарифам. На вопрос суда о том, какие действия предпримет общество в случае, если жильцы спорных домов будут оплачивать услуги общества по водоснабжению по ценам ниже тарифов, или откажутся от оплаты этих услуг, представитель общества пояснила, что в этом случае недоплата будет взыскиваться в судебном порядке. На вопрос суда о том, вносит ли общество плату какой-либо организации за использование участка водопроводных сетей водопроводной сети d=200mm, d=400mm по ул. Солнечная, между ул. Ростовское Шоссе и ул. Московская в г. Краснодаре до спорных домов, представитель общества ответила отрицательно. На вопрос суда о том, осуществляет ли общество мероприятия по поддержанию указанного участка водопроводных сетей, по которым обществом подается вода жильцам спорных домов, представитель общества ответила отрицательно.
Представитель общества предоставила в материалы дела план прохождения водопроводных сетей, на которых имеется участок водопроводных сетей, по которым вода подается обществом к спорным жилым домам. План обозревался судом апелляционной инстанции в судебном заседании, представитель Инспекции подтвердила, что представленный план соответствует в общих чертах тому, как проходят водопроводные сети на местности.
Представленный обществом План к делу в качестве приложения.
Представитель Инспекции возражала против отмены решения суда, сославшись на приведенные в апелляционной жалобе доводы. Пояснила, что непосредственное управление спорными многоквартирными домами осуществляется собственниками квартир в этих домах.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции признал решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.01.09 г. в Инспекцию была передана поступившая на имя губернатора Краснодарского края жалоба гражданки Невзоровой Н.М., проживающей в квартире N 4 дома N 5 по ул. Шоссейная г. Краснодара, в которой гражданка сообщала о том, что в ее квартире 1,5 месяца отсутствует вода, хотя она исправно вносит за нее платежи, и просила принять меры к восстановлению ее полдачи (л.д. 70).
16.01.09 г. руководителем Инспекции в связи с переданной жалобой гражданки было издано распоряжение N 60 о проведении в отношении общества мероприятия по государственному контролю за исполнением требований Закона от 23.05.2006 г. N 307-ФЗ "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - закон N 307-ФЗ) (л.д. 69).
В результате проверки был установлен факт отсутствия надлежащего водоснабжения жилых домов NN 3, 15 по ул. Компрессорная, N 5 по ул. Шоссейная.
Так же было установлено, что оплату за холодное водоснабжение жильцы вносят ООО "Краснодар Водоканал". Водоснабжение отсутствует с 1 декабря 2008 года.
21.01.09. по результатам указанной проверки составлены акт проведения мероприятия по государственному контролю N 000251 (л.д. 65-66) и в отношении общества в присутствии его законного представителя составлен протокол об административном правонарушении N 000247 (л.д. 12-15).
В протоколе об административном правонарушении выявленное нарушение квалифицировано по ст. 7.23 КоАП РФ как нарушение обществом режима обеспечения жильцов домов NN 3, 15 по ул. Компрессорная, N 5 по ул. Шоссейная коммунальными услугами по холодному водоснабжению.
03.02.09 г. по данному факту постановлением Инспекции N 000025 общество было привлечено к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 7 500 руб. (л.д. 8).
Не согласившись с этим постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Повторно рассмотрев заявление общества, суд апелляционной инстанции признал правомерным его отклонение судом первой инстанции.
В частности, ст. 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307).
Пунктом 3 Правил N 307 установлено, что потребителем коммунальных услуг является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; а исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Как установлено при рассмотрении дела, жилые дома, по факту отсутствия водоснабжения в которых общество привлечено оспариваемым постановлением к административной ответственности, управляются непосредственно собственниками квартир в этих домах. В связи с этим в силу п. 3 Правил N 307 общество как ресурсоснабжающая организация может быть исполнителем коммунальной услуги по холодному водоснабжению в этих домах.
Согласно п. 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 5 Правил N 307 обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
Пунктом 7 Правил N 307 предусмотрено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Исходя из своей правовой природы, договор по оказанию коммунальной услуги по холодному водоснабжению относится к категории публичных договоров. То есть, в силу ст. 426 ГК РФ общество как ресурсоснабжающая организация, оказывающая эту услугу, не вправе отказать в ее предоставлении тому, кто за ней к нему обратился.
Как установлено судом первой инстанции, между обществом и жильцами домов NN 3, 15 по ул. Компрессорная, N 5 по ул. Шоссейная фактически заключен такой договор об оказании обществом жильцам этих домов коммунальной услуги по холодному водоснабжению в соответствии с положениями ч. 1 ст. 432, ч. 1 ст. 433 ГК РФ. Наличие этих сложившихся договорных отношений подтверждается тем, что жильцы указанных домов вносят обществу оплату за холодное водоснабжение по установленным тарифам, что подтверждается платежными квитанциями и признается обществом, а общество за эту плату передает жильцам этих домов холодную воду.
Доводы общества о том, что оно не может быть исполнителем указанной коммунальной услуги в отношении указанных жилых домов по той причине, водопроводные сети, по которым вода подается в жилые дома, общество в аренду не принимало, и что ответственность общества за подачу воды заканчивается на границе эксплуатационной ответственности (т.е., общество обязано подавать воду надлежащего давления в находящуюся у общества в аренде водопроводной сети d=200mm, d=400mm по ул. Солнечная, между ул. Ростовское Шоссе и ул. Московская в г. Краснодаре), судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные.
Действительно, участок водопроводных сетей от жилых домов NN 3, 15 по ул. Компрессорная, N 5 по ул. Шоссейная до водопроводной сети d=200mm, d=400mm по ул. Солнечная, между ул. Ростовское Шоссе и ул. Московская в г. Краснодаре в аренду обществу не передавался.
Как следует из ответов Администрации муниципального образования город Краснодар от 25.05.09 г. N 11/1482 и МУП ВКХ Администрации "Водоканал" от 19.05.09 г. N 0112/04-494, предоставленных на запрос апелляционного суда, указанный участок водопроводных сетей в реестре муниципальной собственности не значатся и их собственник не известен (л.д. 138, 139).
Однако, это обстоятельство не освобождает общество от ответственности за исполнение договорных обязательств по надлежащему водоснабжению названных жилых домов, так как общество использует этот участок сетей в своей предпринимательской деятельности по оказании за плату коммунальной услуги по водоснабжению в том числе и через этот участок сетей. Так, общество подает воду жильцам домов NN 3, 15 по ул. Компрессорная, N 5 по ул. Шоссейная именно через указанный участок водопроводных сетей и получает за это от жильцов домов плату за эту передачу воды. При этом, как пояснила в судебном заседании представитель общества, общество не оплачивает никакой организации использование указанного участка водопроводных сетей. Арендной платы за использование этого участка водопроводных сетей общество так же не уплачивает. То есть, фактически, общество использует этот участок сетей безвозмездно. При этом, исходя из материалов дела и пояснений представителя общества, общество так же не вкладывает денежных средств в поддержание этого участка сетей в работоспособном, исправном состоянии.
В соответствии с п. 9 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно п. 49 Правил N 307 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах.
Пунктом 75 Правил N 307 установлено, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что общество обязано предоставлять гражданам, проживающим в квартирах жилых домов NN 3, 15 по ул. Компрессорная, N 5 по ул. Шоссейная доме, оплаченные этими гражданами в установленном размере коммунальные услуги в необходимых объемах и бесперебойно
Однако, как правильно установлено судом первой инстанции, обществом в нарушение п. 9 Правил N 307 и п. п. 3, 4 и 6 Порядка N 1 не обеспечена бесперебойная подача в квартиры указанных жилых домов коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Следовательно, в действиях общества имеется состав правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.23 КоАП РФ.
Санкцией ст. 7.23 КоАП РФ установлен размер административного штрафа за данное правонарушение для юридических лиц от 5000 руб. до 10000 руб. На общество оспариваемым постановлением наложен штраф в среднем размере - 7500 руб. Суд апелляционной инстанции полагает данный размер ответственности соответствующим степени тяжести и характеру совершенного обществом правонарушения. Кроме того, общество ранее уже привлекалось к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ постановлениями Инспекции от 10.06.08 г. N 000249, от 09.08.07 г. N 000328, от 25.05.06 г. N 000226 (л.д. 71, 78, 84).
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют установленные АПК РФ основания для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции. Апелляционная жалоба общества отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.09 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
Н.Н.ИВАНОВА
С.И.ЗОЛОТУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)