Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Органы управления товарищества собственников жилья
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Квартал 122" в лице председателя правления Полюхова В.А., г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.06.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009
по делу N А12-7271/2009
по заявлению товарищества собственников жилья "Квартал 122", г. Волгоград, к администрации Волгограда, г. Волгоград, о признании незаконным бездействия, при участии третьих лиц: Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, г. Волгоград, Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда, г. Волгоград, Департамента финансов администрации Волгограда, г. Волгоград,
товарищество собственников жилья "Квартал 122" (далее - ТСЖ "Квартал 122", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Волгограда, выразившегося в неформировании земельных участков, занимаемых жилыми домами N 106, 108, расположенных по проспекту Жукова в городе Волгограде, площадью 7138 кв. м и 11605 кв. м соответственно, для предоставления их в общую долевую собственность собственникам помещений, находящихся в указанных домах, обязании администрации Волгограда совершить действия по рассмотрению заявления ТСЖ "Квартал 122" и формированию земельных участков, о взыскании с администрации Волгограда в пользу ТСЖ "Квартал 122" расходы на изготовление проектов границ земельных участков в сумме 50 000 рублей.
Исковые требования основаны на пунктах 3, 4, 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и мотивированы тем, что до настоящего времени администрация Волгограда и Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда не выполнили никаких действий по формированию земельных участков для жилых домов N 106А, 108.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.06.2009 в удовлетворении требований ТСЖ "Квартал 122" отказано в полном объеме.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 данное решение оставлено без изменения.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, апелляционный суд указал, что бездействие со стороны администрации Волгограда отсутствует.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, ТСЖ "Квартал 122" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, в связи с нарушением судом норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что бездействие администрации Волгограда заключается в том, что администрация вопреки предписаниям Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в течение двух лет не выделила средства и не провела межевания кварталов, на которых располагаются многоквартирные дома, управляемые товариществом.
Кроме того, заявитель кассационной жалобы указывает, что ввиду бездействия администрации Волгограда ТСЖ "Квартал 122" вынуждено было за свой счет заказать проект границ земельных участков для жилых домов N 106А, 108, расположенных по проспекту Жукова города Волгограда, в связи с чем товарищество понесло убытки.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 14.11.2008 ТСЖ "Квартал 122" обратилось в Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением о формировании земельных участков, необходимых для создания придомовых территорий для жилых домов N 106А, 108 по проспекту Жукова города Волгограда и передачи их в общую долевую собственность собственникам помещений указанных жилых домов.
16.12.2008 Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда рассмотрел обращение ТСЖ "Квартал 122" о формировании земельных участков, занимаемых жилыми домами N 106А, 108 по проспекту Жукова в городе Волгограде, и сообщил о возможности формирования испрашиваемых земельных участков после утверждения проекта межевания территории квартала 03-03-006, в котором расположены управляемые ТСЖ "Квартал 122" дома, но по мере финансирования указанных работ из городского бюджета.
ТСЖ "Квартал 122" за счет собственных денежных средств заказало проект границ земельных участков для жилых домов N 106А, 108 по проспекту Жукова города Волгограда. За изготовление двух проектов границ ТСЖ "Квартал 122" заплатило ООО "Город" 50 000 рублей.
ТСЖ "Квартал 122" обратилось в Комитет по архитектуре и градостроительству Волгограда за разъяснениями о возможности формирования указанных земельных участков согласно приложенным проектам границ.
Письмом от 14.01.2009 N 4311 Комитет по архитектуре и градостроительству Волгограда сообщил о невозможности формирования земельных участков для жилых домов N 106А, 108 по проспекту Жукова города Волгограда ввиду отсутствия сформированных земельных участков смежных землепользователей.
Не согласившись с бездействием администрации Волгограда, ТСЖ "Квартал 122" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным бездействия, обязании администрации Волгограда совершить действия по рассмотрению заявления ТСЖ "Квартал 122" и формированию земельных участков, о взыскании с администрации Волгограда в пользу ТСЖ "Квартал 122" расходы на изготовление проектов границ земельных участков в сумме 50 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций, руководствуясь пунктами 1, 6 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии со стороны администрации Волгограда бездействия.
Суд первой инстанции указал на тот факт, что указанными нормами права действия органа местного самоуправления по формированию земельных участков под многоквартирными домами сроком не ограничены.
Таким образом, суд отклонил довод ТСЖ "Квартал 122" о невыполнении администрацией действий по формированию земельных участков, занимаемых жилыми домами N 106А, 108, расположенных по проспекту Жукова города Волгограда, как противоречащий пунктам 7, 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 N 1223 "Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах", согласно которым установлен двухмесячный срок для подготовки документов по определению и установлению границ земельного участка кондоминиума.
Коллегия данные выводы судов находит не противоречащими установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Арбитражный суд кассационной инстанции отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств и следующих норм права.
Так, переписка между заявителем и Комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда, свидетельствует о том, что определенные меры по формированию земельных участков, занимаемых жилыми домами N 106А, 108, расположенных по проспекту Жукова города Волгограда были приняты.
Администрацией Волгограда принято постановление от 02.08.2006 N 1773 "О разработке документации по планировке территории".
Кроме того, указанные земельные участки включены в реестр муниципального заказа на выполнение работ по землеустройству, о чем заявителю сообщалось письмами Комитета земельных ресурсов Администрации Волгограда от 15.06.2007 N 7765 и от 16.12.2008 N 18841.
Изложенное свидетельствует, что администрация Волгограда не бездействовала.
Правовым основанием для совершения органом местного самоуправления действий по формированию земельных участков, занимаемых многоквартирными жилыми домами, является обращение лиц, уполномоченных общим собранием собственников помещений в этих домах с заявлением о формировании таких участков.
Заявления о формировании земельных участков, занимаемых жилыми домами N 106А, 108, расположенных по проспекту Жукова города Волгограда, поступившие в Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда 06.06.2007, 25.06.2007, 14.11.2008, исходили от ТСЖ "Квартал 122" в лице председателя правления Полюхова А.А.
Однако протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах N 106А, 108, расположенных по проспекту Жукова города Волгограда, уполномочивающего ТСЖ "Квартал 122" на обращение в Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением о формировании земельных участков под многоквартирными домами, в нарушение пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" заявителем представлен не был.
Следовательно, у Комитета земельных ресурсов администрации города Волгограда не возникла юридическая обязанность по совершению действий, направленных на формирование участков, а у ТСЖ "Квартал 122" право требовать исполнения этой обязанности.
Доводы заявителя сводятся к переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора.
Суд признал недоказанным то обстоятельство, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме было избрано уполномоченное лицо для обращения в орган местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, пришел к выводу о том, что отказ местной администрации в проведении работ по формированию земельного участка под многоквартирным домом соответствует пунктам 3, 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", а потому отказал в удовлетворении заявленного требования.
Установленные судами обеих инстанций обстоятельства соответствуют выводам, изложенным в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.07.2009 N ВАС-8315/09 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
При таких данных коллегия считает, что отказ во взыскании расходов на изготовление проектов границ земельных участков в размере 50 000 рублей не противоречит примененным нормам права, и правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов не имеются.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно, всесторонне и объективно исследованы судебной коллегией, но подлежат отклонению, поскольку не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не опровергают выводов судов и не подтверждены надлежащими доказательствами.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.06.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 по делу N А12-7271/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 16.12.2009 ПО ДЕЛУ N А12-7271/2009
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья); Органы управления товарищества собственников жилья
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2009 г. по делу N А12-7271/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Квартал 122" в лице председателя правления Полюхова В.А., г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.06.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009
по делу N А12-7271/2009
по заявлению товарищества собственников жилья "Квартал 122", г. Волгоград, к администрации Волгограда, г. Волгоград, о признании незаконным бездействия, при участии третьих лиц: Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, г. Волгоград, Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда, г. Волгоград, Департамента финансов администрации Волгограда, г. Волгоград,
установил:
товарищество собственников жилья "Квартал 122" (далее - ТСЖ "Квартал 122", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Волгограда, выразившегося в неформировании земельных участков, занимаемых жилыми домами N 106, 108, расположенных по проспекту Жукова в городе Волгограде, площадью 7138 кв. м и 11605 кв. м соответственно, для предоставления их в общую долевую собственность собственникам помещений, находящихся в указанных домах, обязании администрации Волгограда совершить действия по рассмотрению заявления ТСЖ "Квартал 122" и формированию земельных участков, о взыскании с администрации Волгограда в пользу ТСЖ "Квартал 122" расходы на изготовление проектов границ земельных участков в сумме 50 000 рублей.
Исковые требования основаны на пунктах 3, 4, 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и мотивированы тем, что до настоящего времени администрация Волгограда и Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда не выполнили никаких действий по формированию земельных участков для жилых домов N 106А, 108.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.06.2009 в удовлетворении требований ТСЖ "Квартал 122" отказано в полном объеме.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 данное решение оставлено без изменения.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, апелляционный суд указал, что бездействие со стороны администрации Волгограда отсутствует.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, ТСЖ "Квартал 122" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, в связи с нарушением судом норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что бездействие администрации Волгограда заключается в том, что администрация вопреки предписаниям Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в течение двух лет не выделила средства и не провела межевания кварталов, на которых располагаются многоквартирные дома, управляемые товариществом.
Кроме того, заявитель кассационной жалобы указывает, что ввиду бездействия администрации Волгограда ТСЖ "Квартал 122" вынуждено было за свой счет заказать проект границ земельных участков для жилых домов N 106А, 108, расположенных по проспекту Жукова города Волгограда, в связи с чем товарищество понесло убытки.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 14.11.2008 ТСЖ "Квартал 122" обратилось в Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением о формировании земельных участков, необходимых для создания придомовых территорий для жилых домов N 106А, 108 по проспекту Жукова города Волгограда и передачи их в общую долевую собственность собственникам помещений указанных жилых домов.
16.12.2008 Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда рассмотрел обращение ТСЖ "Квартал 122" о формировании земельных участков, занимаемых жилыми домами N 106А, 108 по проспекту Жукова в городе Волгограде, и сообщил о возможности формирования испрашиваемых земельных участков после утверждения проекта межевания территории квартала 03-03-006, в котором расположены управляемые ТСЖ "Квартал 122" дома, но по мере финансирования указанных работ из городского бюджета.
ТСЖ "Квартал 122" за счет собственных денежных средств заказало проект границ земельных участков для жилых домов N 106А, 108 по проспекту Жукова города Волгограда. За изготовление двух проектов границ ТСЖ "Квартал 122" заплатило ООО "Город" 50 000 рублей.
ТСЖ "Квартал 122" обратилось в Комитет по архитектуре и градостроительству Волгограда за разъяснениями о возможности формирования указанных земельных участков согласно приложенным проектам границ.
Письмом от 14.01.2009 N 4311 Комитет по архитектуре и градостроительству Волгограда сообщил о невозможности формирования земельных участков для жилых домов N 106А, 108 по проспекту Жукова города Волгограда ввиду отсутствия сформированных земельных участков смежных землепользователей.
Не согласившись с бездействием администрации Волгограда, ТСЖ "Квартал 122" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным бездействия, обязании администрации Волгограда совершить действия по рассмотрению заявления ТСЖ "Квартал 122" и формированию земельных участков, о взыскании с администрации Волгограда в пользу ТСЖ "Квартал 122" расходы на изготовление проектов границ земельных участков в сумме 50 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций, руководствуясь пунктами 1, 6 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии со стороны администрации Волгограда бездействия.
Суд первой инстанции указал на тот факт, что указанными нормами права действия органа местного самоуправления по формированию земельных участков под многоквартирными домами сроком не ограничены.
Таким образом, суд отклонил довод ТСЖ "Квартал 122" о невыполнении администрацией действий по формированию земельных участков, занимаемых жилыми домами N 106А, 108, расположенных по проспекту Жукова города Волгограда, как противоречащий пунктам 7, 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 N 1223 "Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах", согласно которым установлен двухмесячный срок для подготовки документов по определению и установлению границ земельного участка кондоминиума.
Коллегия данные выводы судов находит не противоречащими установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Арбитражный суд кассационной инстанции отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств и следующих норм права.
Так, переписка между заявителем и Комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда, свидетельствует о том, что определенные меры по формированию земельных участков, занимаемых жилыми домами N 106А, 108, расположенных по проспекту Жукова города Волгограда были приняты.
Администрацией Волгограда принято постановление от 02.08.2006 N 1773 "О разработке документации по планировке территории".
Кроме того, указанные земельные участки включены в реестр муниципального заказа на выполнение работ по землеустройству, о чем заявителю сообщалось письмами Комитета земельных ресурсов Администрации Волгограда от 15.06.2007 N 7765 и от 16.12.2008 N 18841.
Изложенное свидетельствует, что администрация Волгограда не бездействовала.
Правовым основанием для совершения органом местного самоуправления действий по формированию земельных участков, занимаемых многоквартирными жилыми домами, является обращение лиц, уполномоченных общим собранием собственников помещений в этих домах с заявлением о формировании таких участков.
Заявления о формировании земельных участков, занимаемых жилыми домами N 106А, 108, расположенных по проспекту Жукова города Волгограда, поступившие в Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда 06.06.2007, 25.06.2007, 14.11.2008, исходили от ТСЖ "Квартал 122" в лице председателя правления Полюхова А.А.
Однако протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах N 106А, 108, расположенных по проспекту Жукова города Волгограда, уполномочивающего ТСЖ "Квартал 122" на обращение в Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением о формировании земельных участков под многоквартирными домами, в нарушение пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" заявителем представлен не был.
Следовательно, у Комитета земельных ресурсов администрации города Волгограда не возникла юридическая обязанность по совершению действий, направленных на формирование участков, а у ТСЖ "Квартал 122" право требовать исполнения этой обязанности.
Доводы заявителя сводятся к переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора.
Суд признал недоказанным то обстоятельство, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме было избрано уполномоченное лицо для обращения в орган местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, пришел к выводу о том, что отказ местной администрации в проведении работ по формированию земельного участка под многоквартирным домом соответствует пунктам 3, 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", а потому отказал в удовлетворении заявленного требования.
Установленные судами обеих инстанций обстоятельства соответствуют выводам, изложенным в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.07.2009 N ВАС-8315/09 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
При таких данных коллегия считает, что отказ во взыскании расходов на изготовление проектов границ земельных участков в размере 50 000 рублей не противоречит примененным нормам права, и правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов не имеются.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно, всесторонне и объективно исследованы судебной коллегией, но подлежат отклонению, поскольку не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не опровергают выводов судов и не подтверждены надлежащими доказательствами.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.06.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 по делу N А12-7271/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)