Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.07.2012 ПО ДЕЛУ N А78-10645/2011

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2012 г. по делу N А78-10645/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Куклина О.А.,
судей Ошировой Л.В., Паньковой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Першиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Забайкалье" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 мая 2012 года по делу N А78-10645/2011 по иску открытого акционерного общества "Читаэнергосбыт" (ОГРН 1057536132323, ИНН 7536066430, юридический адрес: г. Чита, ул. Забайкальского Рабочего, 36) к обществу с ограниченной ответственностью "Забайкалье" (ОГРН 1077505000385, ИНН 7529010972, юридический адрес: Забайкальский край, г. Борзя, ул. Советская, 80А) о взыскании 365 515,82 руб., третьи лица - администрация городского поселения "Борзинское" (ОГРН 1057505008395, ИНН 7529010250, юридический адрес: Забайкальский край, Борзинский район, г. Борзя, ул. Ленина, 37), открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, юридический адрес: г. Красноярск, ул. Бограда, 144а) (суд первой инстанции: судья Шеретеко Н.Ю.),
при участии в судебном заседании:
от истца - Кармадонова С.А., представителя по доверенности от 30.12.2011
от ответчика - Якимова С.Г., представителя по доверенности от 1.09.2011
от третьего лица-2 - Маринина Р.В., представителя по доверенности от 07.12.2011,

установил:

Открытое акционерное общество "Читаэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Забайкалье" задолженности в сумме 50 000 руб. по оплате стоимости электрической энергии для компенсации потерь в жилых домах г. Борзя за период с января по июль 2011 года.
В процессе рассмотрения дела истец уточнил заявленные требования, просил взыскать с ответчика задолженность по оплате электрической энергии за январь - июль 2011 года в сумме 365 515,82 руб.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация городского поселения "Борзинское" и открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири".
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 23 мая 2012 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, взыскать с истца судебные расходы в сумме 87 609,80 руб. В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что факт потребления ответчиком электрической энергии не доказан. Доказательства, подтверждающие передачу администрацией городского поселения "Борзинское" обществу с ограниченной ответственностью "Забайкалье" энергопринимающих устройств в спорных многоквартирных домах, не представлены. Истец оказывает услуги энергоснабжения для бытовых нужд населения спорных домов по договорам, заключенным с собственниками помещений. Таким образом, собственник квартир является абонентом и производит оплату электрической энергии по показаниям индивидуального прибора учета. Документы, фиксирующие показания электросчетчиков, установленных в местах общего пользования жилых домов, не подтверждают фактическое потребление электрической энергии управляющей организацией, поскольку не указывают на то, что данные объекты принадлежат ответчику. Энергопринимающие объекты в местах общего пользования жилых домов являются общим имуществом собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах, управляющая организация, в свою очередь, осуществляет лишь их содержание и текущий ремонт. В тариф на содержание и ремонт мест общего пользования, установленный для ответчика, освещение мест общего пользования не включается. Материалам дела установлено, что спорные дома не оборудованы общедомовыми приборами учета, при этом все квартиры граждан потребителей оборудованы индивидуальными приборами учета. Факт оплаты гражданами электрической энергии в спорный период подтвержден ведомостями поступления платежей от граждан. При таких обстоятельствах определить количество потребленной электрической энергии на содержание общего имущества многоквартирных домов не представляется возможным. В августе 2011 года потребителями было заплачено за потребленную электрическую энергию в июле 2011 года, поэтому данная сумма должна быть включена в расчет, как оплата за июль 2011 года. Также ответчик указал, что судом применен закон, не подлежащий применению: расчет количества потребленной электрической энергии на содержание общего имущества многоквартирных домов истец произвел, используя методику приложения N 3 к решению Республиканской службы по тарифам Читинской области от 17.04.2007 N 25 "Об утверждении нормативов потребления электрической энергии населением Читинской области при отсутствии приборов учета". Однако материалами дела подтвержден факт оборудования всех квартир потребителей и помещений юридических лиц индивидуальными приборами учета, кроме того, данные нормы не могут применяться в рассматриваемом случае на территории Забайкальского края. Согласно расчету ответчика общая стоимость потерь электрической энергии во внутридомовых сетях в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг составила 60 963,84 руб.
Третье лицо-1 в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей третьего лица-1, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее: на основании протоколов общего собрания собственников помещений многоквартирных жилых домов от 18.10.2010, от 19.10.2010, от 25.04.2011 и заключенных договоров управления многоквартирными домами от 01.11.2010 и от 02.05.2011 общество с ограниченной ответственностью "Забайкалье" является управляющей организацией жилых домов в г. Борзя, по адресам: ул. Богдана Хмельницкого, 11, ул. Пушкина, 5, ул. Лазо, 14, ул. Савватеевская, 80, ул. Метелицы, 30.
В обоснование исковых требований истец указал, что в отсутствие заключенного договора открытое акционерное общество "Читаэнергосбыт" поставляло электрическую энергию в жилые дома по адресу: Забайкальский край, г. Борзя, ул. Богдана Хмельницкого, 11; Пушкина, 5; Лазо, 14; Савватеевская, 80; Метелицы, 30. Собственниками жилых помещений в указанных многоквартирных домах избран способ управления многоквартирным домов - управляющая компания общество с ограниченной ответственностью "Забайкалье".
Согласно пункту 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
Поскольку в жилых домах по ул. Савватеевская, 80, Пушкина, 5 и Метелица, 30 общедомовые приборы учета расположены в ТП, а не на границе балансовой принадлежности, объем поступившей электрической энергии определяется по нормативу в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006. Объем электрической энергии по жилому дому Лазо, 14 рассчитан по нормативу за январь - март 2011 года, поскольку общедомовой прибор учета был установлен на фасаде дома 06.04.2011 согласно акту. По данным общедомового прибора учета за апрель - июль 2011 года расход электроэнергии составил 106 260 кВт.ч, юридическими лицами потреблено 2782 кВт.ч, стоимость поступившей электроэнергии составила 225 284,34 руб. Всего в спорные дома по нормативу и по данным общедомового прибора учета поставлено электрической энергии на сумму 1 399 716,54 руб., оплачено 1 034 200,72 руб., задолженность составляет 365 515,82 руб.
Ответчик исковые требования признал частично в размере 60 963,84 руб. В возражение на исковые требования указал, что при расчете задолженности истцом неверно применены нормы Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006, поскольку квартиры спорных домов оборудованы индивидуальными приборами учета потребления электроэнергии, по показаниям которых населением производится расчеты в соответствии с утвержденными тарифами. Ведомости потребления электроэнергии гражданами за январь - июль 2011 года были исключены из числа доказательств, поэтому установить количество потерь во внутридомовых сетях не представляется возможным. Также указал, что по дому, расположенному по адресу: ул. Б. Хмельницкого, общедомовой прибор учет установлен внутри подстанции (ЗТП 10/0,4 кВт "ЦРММ") и осуществляет учет потребленной электрической энергии населением, проживающем в трех многоквартирных домах, два из которых не имеют отношения к предмету настоящего спора. По дому, расположенному по адресу: ул. Лазо, 14, прибор учета расположен на подстанции (ЗТП 10/0,4 кВт "Котельная") и распределение подачи электрической энергии от него осуществляется по воздушному кабелю в 8 подъездов до распределительных щитов, установленных на лестничных площадках, в которых установлены электросчетчики граждан. По домам, расположенным по адресам: ул. Пушкина, 5; Лазо, 14; ул. Савватеевская, 80; ул. Метелицы, 30, общедомовые приборы учета установлены на внешних стенах, однако никаких документов по данному прибору учета ответчику истцом не передано. Акт замены прибора учета от 06.04.2011 по ул. Лазо, 14, подписан представителями сетевой организации и является односторонним. Ответчик не является собственником внутридомовых электрических сетей и оказывает только услуги по содержанию общего имущества многоквартирных домов.
Третье лицо администрация городского поселения "Борзинское" пояснило, что является долевым собственником данных многоквартирных домов. Распоряжением главы администрации городского поселения "Борзинское" N 257-р от 08.11.2010 по результатам проведенных общих собраний собственников помещений многоквартирных домов администрация должна заключить договор управления многоквартирными домами с обществом с ограниченной ответственностью "Забайкалье". В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006, в обязанности исполнителя входит заключение с ресурсоснабжающими организациями договоров, необходимых для предоставления коммунальных услуг потребителю.
Третье лицо-2 пояснило, что в жилых домах по ул. Савватеевская, 80, Пушкина, 5 и Метелица, 30, общедомовые приборы учета расположены в ТП, а не на фасаде дома, и по жилому дому Лазо, 14 согласно акту общедомовой прибор учета был установлен на фасаде дома 06.04.2011.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам: на основании протоколов общего собрания собственников квартир от 18.10.2010, от 19.10.2010, от 25.04.2011 в жилых домах в г. Борзя, по адресам: ул. Богдана Хмельницкого, 11, ул. Пушкина, 5, ул. Лазо, 14, ул. Савватеевская, 80, ул. Метелицы, 30, избран способ управления через управляющую компанию общество с ограниченной ответственностью "Забайкалье" с передачей ей функций по оказанию коммунальных услуг.
В период с января по июль 2011 года истец в отсутствие договора энергоснабжения поставлял в жилые дома по адресам: Забайкальский край, г. Борзя, ул. Богдана Хмельницкого, 11, ул. Пушкина, 5, ул. Лазо, 14, ул. Савватеевская, 80, ул. Метелицы, 30, электрическую энергию.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 89 Постановления Правительства Российской Федерации N 530 от 31.08.2006 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 530 от 31.08.2006, субъекты розничных рынков - это участники отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергий.
Таким образом, стороной по договору энергоснабжения является исполнитель коммунальных услуг.
С учетом положений статей 154, 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью "Забайкалье" является исполнителем коммунальных услуг и лицом, обязанным производить оплату электроэнергии, отпущенной на объекты жилого фонда, в том числе на общедомовые нужды, а также необходимой для компенсации потерь во внутридомовых сетях.
В соответствии с пунктом 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006, исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Договор на электроснабжение с ресурсоснабжающей организацией ответчиком заключен не был, однако отсутствие письменного договора между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией не освобождает исполнителя коммунальной услуги от оплаты потребленной электрической энергии.
Ответчик считает, что фиксация показаний электросчетчиков, установленных в местах общего пользования жилых домов, не подтверждает факт потребления электрической энергии управляющей организацией, поскольку не указывает на то, что данные объекты являются объектами ответчика. Материалами дела подтвержден факт оборудования всех квартир потребителей и помещений юридических лиц индивидуальными приборами учета.
Согласно положениям пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, в том числе за электроснабжение, определяется по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В силу пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006, внешней границей электрических сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В соответствии с положениями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006, при отсутствии общедомовых средств измерения объем отпущенной электроэнергии должен определяться на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у жителей индивидуальных приборов учета электроэнергии.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что факт наличия индивидуальных приборов учета у населения и расчетов по данным приборам не освобождает управляющую организацию от обязанности уплачивать ресурсоснабжающей организации за электроэнергию по установленному нормативу при отсутствии общедомового прибора учета.
Общедомовые приборы учета электроэнергии на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей многоквартирных домов по ул. Богдана Хмельницкого, 11; ул. Пушкина, 5; ул. Савватеевская, 80; ул. Метелицы, 30; ул. Лазо, 14 отсутствуют, поэтому расчет размера платы за коммунальные услуги определяется на основании пункта 19 и пункта 1 Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006.
Общедомовые приборы учета многоквартирных жилых домов по ул. Пушкина, 5; ул. Савватеевская, 80; ул. Метелицы, 30; установлены в трансформаторной подстанции. В отношении жилого дома по ул. Богдана Хмельницкого, 11 подлинный акт установки прибора учета от 03.03.2008 не представлен, управляющая организация не подтвердила факт наличия общедомового прибора учета в 2011 году на фасаде данного жилого дома.
В соответствии с положениями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006, нормативы потребления электрической энергии населением Читинской области (Забайкальского края) при отсутствии приборов учета установлены решением Региональной службы по тарифам Читинской области N 25 от 17.04.2007.
Согласно установленному решением Республиканской службы по тарифам нормативу с учетом площади помещений и количеству проживающих граждан объем электрической энергии в месяц составляет по дому по ул. Богдана Хмельницкого, 11 - 5094 кВт на сумму 11 626 руб., ул. Пушкина, 5 - 11 265 кВт на сумму 24 415 руб., ул. Савватеевская, 80 - 33 795 кВт на сумму 83 350 руб., ул. Метелицы, 30 - 10 098 кВт на сумму 22 897,3 руб. и ул. Лазо, 14 - 29 016 кВт на сумму 65 225,70 руб.
Стоимость отпущенной электроэнергии с учетом установленного норматива в месяц и тарифа по жилым домам ул. Пушкина, 5; ул. Метелицы, 30; ул. Савватеевская, 80 за период с января по июль 2011 года составляет: по дому ул. Пушкина, 5 - 170 905 руб., по дому ул. Метелица, 30 - 160 281,10 руб., по ул. Савватеевская, 80 - 583 450 руб. по тарифу, установленному для населения приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края N 435 от 17.12.2010.
Поскольку доказательства установления общедомового прибора учета в жилом доме по ул. Лазо, 14 отсутствуют, объем отпущенной в данный жилой дом электрической энергии определен на основании установленного норматива потребления коммунальных ресурсов. Согласно установленному нормативу объем электрической энергии за период с января по июль 2011 года составляет 203 112 кВт на сумму 465 579,90 руб.
В отношении жилого дома по ул. Б. Хмельницкого, 11 договор на управление заключен управляющей компанией с собственниками помещений 02.05.2011, следовательно, ответчик обязан производить расчет за коммунальные услуги в период с мая по июнь 2011 года, что составляет 15 282 кВт на сумму 34 878 руб.
Достоверность показаний приборов учета и общее количество потребленной электрической энергии по показаниям общедомовых и индивидуальных приборов учета, ответчиком не оспорены.
Таким образом, в соответствии с установленным нормативом по спорным жилым домам стоимость электроэнергии за период с января по июль 2011 года составляет 1 415 094 руб., населением уплачено 1 028 171,70 руб., следовательно, задолженность за электроэнергию по спорным домам составляет 386 922,30 руб., истцом заявлены требования в сумме 365 515,82 руб.
Доводы ответчика о том, что уплаченная потребителями в августе 2011 года сумма должна быть включена в расчет, как оплата за июль 2011 года, являются голословными. Доказательств оплаты за потребленную электрическую энергию в сумме, превышающей 1 028 171,7 руб., в материалы дела не представлено. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, либо изменения не усматривается.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 мая 2012 года по делу N А78-10645/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий
О.А.КУКЛИН

Судьи
Л.В.ОШИРОВА
Н.М.ПАНЬКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)