Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 18.09.2008 ПО ДЕЛУ N А12-2544/08

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2008 г. по делу N А12-2544/08


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района Волгограда", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.04.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2008 по делу N А12-2544/08,
по заявлению Муниципального учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района Волгограда", г. Волгоград, к Территориальному отделу (инспекции) государственного надзора по Волгоградской области, г. Волгоград, третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания", г. Волгоград, о признании недействительным ненормативного акта,

установил:

Муниципальное учреждение "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района Волгограда" (далее - МУ "ЖКХ Красноармейского района") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания N 05-31Б/2-2 от 25.01.2008 Территориального отдела государственного надзора по Волгоградской области об устранении нарушений требований Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.04.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2008 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МУ "ЖКХ Красноармейского района" просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права и на несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявления МУ "ЖКХ Красноармейского района".
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив, в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании акта проверки от 25.01.2008 Волгоградским отделом госнадзора вынесено предписание N 05-31Б/2-2, согласно которому при осуществлении государственного метрологического надзора за соблюдением требований законодательных и иных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения единства измерений и метрологических правил и норм установлено использование неповеренных средств измерения - счетчиков тока, трансформаторов тока в жилых домах, находящихся в управлении МУ "ЖКХ Красноармейского района", что свидетельствовало о нарушении п. 4 ст. 15 Закона РФ от 27.04.1993 N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений". В соответствии с указанным предписанием МУ "ЖКХ Красноармейского района" запрещено применение указанных средств измерения до устранения выявленных нарушений и проведения предписанных мероприятий.
Не согласившись с предписанием, МУ "ЖКХ Красноармейского района" обжаловало его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что обязанность по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, в том числе по обеспечению сохранности приборов учета, по поверке средств измерений, установленных в местах общего пользования в многоквартирных домах, возложены согласно Уставу, а также ряду нормативных правовых актов, на управляющую организацию, которой в данном случае является МУ "ЖКХ Красноармейского района".
В соответствии с Уставом Муниципальное учреждение "ЖКХ Красноармейского района" осуществляет контроль за внешним состоянием многоквартирных домов, объектов внешнего благоустройства, включая инженерные коммуникации. Согласно пункту 2.2.2. Устава учреждение наделено функциями управляющей организации многоквартирными домами. В соответствии с п. 3.1, п. 3.3 Устава МУ "ЖКХ Красноармейского района" владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением.
Как установлено судебными инстанциями, отношения, связанные с управлением многоквартирными домами, расположенными на территории Красноармейского района, возникли до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации. Учитывая, что иной способ управления собственниками жилых помещений в многоквартирных домах N N 1, 4, 6, 11 по ул. Саушинской, N 16 по ул. 40 лет ВЛКСМ, N 2 "а" по ул. Столетова, N N 1, 7, 22, 24 по ул. Удмуртской, N 33 по ул. Фадеева, N 17 по ул. 50 лет Октября не избран, все права и обязанности управляющей организации, предусмотренные ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе обязанности по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества до выбора способа управления многоквартирными домами возлагаются на Учреждение.
Постановлением Администрации г. Волгограда от 27.01.2006 г. N 93 "Об установлении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения Волгограда" с 01.03.2006 г. установлена плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом в случае, когда собственники помещений не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом, которая составляет 0,25 руб. за 1 кв. м. в месяц. Услуги за управление вышеуказанными многоквартирными домами оплачиваются жителями этих домов в МУ "ЖКХ Красноармейского района".
В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса РФ управляющая организация за плату должна оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и лицам, пользующимся помещениями.
В силу п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства от 13 августа 2006 г. N 491) в состав общего имущества включается: внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств; аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, сетей от внешней границы до индивидуальных (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Суды обоснованно указали, что в соответствии с п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307) МУ "ЖКХ Красноармейского района" обязано самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
В соответствии с п. 5.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170) на организацию, эксплуатирующую жилищный фонд, возлагается обязанность по обеспечению сохранности приборов учета электроэнергии, установленных вне квартир (на площадках лестничных клеток, в коридорах, вестибюлях, холлах и других общедомовых помещениях).
Согласно п. 2.11.16 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (утв. Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6) замену и поверку расчетных электрических счетчиков, осуществляет собственник (иной владелец) приборов учета по согласованию с энергоснабжающей организацией.
Давая оценку ссылкам МУ "ЖКХ Красноармейского района" на наличие договора N 36/24 от 01.08.2005, заключенного с ООО "Жилищно-эксплуатационная компания", судебные инстанции обоснованно указали на то, что возложение в соответствии с указанным договором функций обслуживания внутридомовых сетей на ООО "ЖЭК" не освобождает МУ "ЖКХ Красноармейского района" от обязанностей управляющей организации по надлежащему содержанию общего имущества. ООО "ЖЭК" не является ни собственником, ни балансодержателем муниципального жилищного фонда.
ООО "ЖЭК" несет ответственность за ненадлежащее исполнение договорных обязательств перед Управляющей компанией в рамках гражданско-правовых отношений. Обязанность осуществлять контроль по выполнению порученных эксплуатирующей организации работ в соответствии с Уставом и условиями договора лежит на МУ "ЖКХ Красноармейского района".
Кроме того, договором, заключенным с ООО "ЖЭК" не предусмотрено проведение им работ по поверке средств измерений. Данные обязанности должно осуществлять МУ "ЖКХ Красноармейского района".
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований МУ "ЖКХ Красноармейского района" о признании недействительным предписания о запрете применения непроверенных средств измерений и об устранении нарушений метрологических правил и норм.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны доводам, оценка которым дана судами первой и апелляционной инстанций, и не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены состоявшихся судебных актов по делу.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.04.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2008 по делу N А12-2544/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)