Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.10.2011 ПО ДЕЛУ N А05-3971/201

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2011 г. по делу N А05-3971/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Васильевой Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Октябрьский" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 июля 2011 года по делу N А05-3971/2011 (судья Звездина Л.В.),

установил:

товарищество собственников жилья "Октябрьский" (ОГРН XXXXXXXXXXXXX; далее - ТСЖ "Октябрьский", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН XXXXXXXXXXXXX; далее - инспекция, жилищная инспекция, административный орган) о признании незаконным и об отмене постановления от 07.04.2011 N 83 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в сумме 5000 рублей.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 15 июля 2011 года по делу N А05-3971/2011 в удовлетворении требований товарищества отказано.
ТСЖ "Октябрьский" с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование своей позиции ссылается на отсутствие состава вмененного административного правонарушения.
Отзыв на жалобу от жилищной инспекции не поступил.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, поэтому разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в связи с обращением жильцов дома N 29 (корпус N 1) по улице Гайдара в городе Архангельске от 17.02.2011 прокуратура Октябрьского района города Архангельска направила в адрес жилищной инспекции письмо от 28.02.2011 с требованием о проведении проверки по названному заявлению.
В ходе проверки выявлены факты нарушения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), пункта 4.12 государственного стандарта ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", утвержденного постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст (далее - ГОСТ 51617-2000), а именно: нарушение режима обеспечения жильцов дома N 29 коммунальными услугами, выразившееся в отсутствии холодного водоснабжения, оформлен акт проверки от 25.03.2011 N А-09/7-05/265.
По факту выявленных нарушений должностным лицом инспекции составлен протокол от 25.03.2011 N А-09/7-03/88 об административном правонарушении.
Рассмотрев материалы административного дела, заместитель руководителя жилищной инспекции вынес постановление от 07.04.2011 N 83, которым ТСЖ "Октябрьский" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и об отмене.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, согласно которым исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами данного правонарушения признаются как должностные лица и юридические лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, так и органы, обязанные обеспечить контроль за его надлежащим состоянием. С субъективной стороны противоправные деяния характеризуются виной в форме умысла и неосторожности.
В соответствии со статьей 8 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
Правила N 307 регулируют в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.
Пунктом 3 названных Правил предусмотрено, что деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению относится к коммунальным услугам; потребителем коммунальных услуг является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно пункту 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и названными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5 Правил N 307 обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (пункт 9 Правил N 307).
В соответствии с пунктом 49 указанных Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Согласно пунктам 1, 3 приложения N 1 к Правилам N 307 коммунальная услуга по холодному водоснабжению должна предоставляться бесперебойно круглосуточно в течение года.
В пункте 4.12 ГОСТ 51617-2000 указано, что потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать непрерывность потребления.
Оказание данных услуг должно быть постоянным, за исключением времени перерывов: для проведения ремонтных и профилактических работ; в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей (подпункт 4.12.3 ГОСТ 51617-2000).
Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг (пункт 75 Правил N 307).
Пунктом 2.1 устава ТСЖ "Октябрьский" предусмотрено, что основным видом его деятельности в том числе является оказание жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2.1 договора на оказание услуг от 01.06.2008, заключенного товариществом с собственниками жилых помещений, его предметом является оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, предоставлению коммунальных услуг.
Подпунктом 2.2.1 пункта 2.1 названного договора предусмотрено, что в перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах включается обеспечение функционирования всех инженерных систем и оборудования домов, в числе которых значится водоснабжение.
Таким образом, товарищество является исполнителем, взявшим на себя обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества потребителям дома N 29 по улице Гайдара в городе Архангельске.
Из материалов дела следует, что ТСЖ "Октябрьский" 01.06.2008 приняло в управление названный жилой дом, однако коммунальная услуга по холодному водоснабжению не оказывается.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт нарушения обществом указанных выше положений Правил N 307, ГОСТ 51617-2000 подтверждается материалами дела (актом проверки от 25.03.2011 N А-09/7-05/265, протоколом от 25.03.2011 N А-09/7-03/88 об административном правонарушении).
По мнению подателя жалобы, необеспечение коммунальными услугами жилых домов, признанных непригодных для проживания в порядке, установленном действующим законодательством, не образует состава вмененного товариществу правонарушения.
Материалами дела подтверждается, что вышеуказанный дом действительно отнесен к категории непригодного для проживания в соответствии с актом от 25.11.2004 N 58.
Распоряжением заместителя мэра города Архангельска от 31.12.2008 N 1207р администрации Октябрьского территориального округа поручено обеспечить жильцов этого дома жилыми помещениями, после чего дом снести.
Согласно пункту 3.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" признание жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции само по себе не является обстоятельством, исключающим обязанность по содержанию этого дома в необходимых объемах до отселения проживающих в нем лиц (например, в соответствии с гигиеническими требованиями к жилым помещениям, участку и территории жилых зданий) и при ненадлежащем содержании возможность привлечения виновных лиц к ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.22 КоАП РФ.
Поскольку Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации сформирована правовая позиция по ситуации, аналогичной обстоятельствам настоящего дела, она подлежит применению и к обязанностям по обеспечению населения коммунальными услугами.
Следовательно, факт признания дома непригодным для проживания не означает, что коммунальные услуги жильцам этого дома оказываться не должны.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований товарищества.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 июля 2011 года по делу N А05-3971/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Октябрьский" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
Судьи
О.Б.РАЛЬКО
О.А.ТАРАСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)