Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.08.2010 ПО ДЕЛУ N А54-1675/2010-С4

Разделы:
Управление многоквартирным домом; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Реорганизация, объединение, ликвидация товарищества собственников жилья; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2010 г. по делу N А54-1675/2010-С4


Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2010 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимашковой Е.Н.,
судей Полынкиной Н.А., Еремичевой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Зубковой" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 15.06.2010 по делу N А54-1675/2010 (судья Ушакова И.А.), принятое
по заявлению Товарищества собственников жилья "Зубковой"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области и к Товариществу собственников жилья "Олимп"
третьи лица: ООО "Территория", ООО "Центр инвестиций в недвижимость "Территория"
о признании решения недействительным,
при участии в судебном заседании:
от истца: Васильева Т.В. - представитель (доверенность от 15.10.2009),
от ответчика: не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом,
от третьих лиц: не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом,
установил:

товарищество собственников жилья "Зубковой" (далее - ТСЖ "Зубковой", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительной государственной регистрации товарищества собственников жилья "Олимп" за основным государственным регистрационным номером 1106230000161, произведенной Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган).
В порядке ст. 49 АПК РФ заявитель уточнил требования и просил признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области от 28.01.2010 N 213 о государственной регистрации в виде внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица Товарищества собственников жилья "Олимп", признать недействительной запись о создании юридического лица - ТСЖ "Олимп" в Едином государственном реестре юридических лиц от 28.01.2010 за основным государственным регистрационным номером 1106230000161.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне заявителя привлечены ООО "Территория", ООО "Центр инвестиций в недвижимость "Территория".
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 15.06.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Товарищество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями и телеграммой, имеющимися в деле.
Руководствуясь ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснение представителя ТСЖ "Зубковой", исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, согласно решению от 04.08.2003 N 2 (т. 1 л.д. 31) ТСЖ "Зубковой" создано Пономаревым Вадимом Сергеевичем, единственным участником ООО "Центр инвестиций в недвижимость "Территория", являющегося застройщиком.
ТСЖ "Зубковой" зарегистрировано 18.08.2003 за основным государственным регистрационным номером 1036208017526 (свидетельство серии 62 N 000293238) по юридическому адресу: г. Рязань, ул. Ленина, д. 27.
Решением от 23.01.2004 N 1 (т. 1 л.д. 118) из состава учредителей ТСЖ "Зубковой" выведено ООО "Центр инвестиций в недвижимость "Территория", а введено в состав учредителей ТСЖ "Зубковой" в качестве учредителя ООО "Территория".
Договором от 20.04.2004 (т. 1 л.д. 117) обществом "Территория" переданы ТСЖ "Зубковой" функции заказчика по строительству жилого дома по адресу: г. Рязань, ул. Зубковой, д. 18А.
30.12.2008 зарегистрировано право собственности за ООО "Территория" на земельный участок с кадастровым номером 62:29:0100001:3, разрешенное использование: строительство многоквартирных жилых домов в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом по адресу: г. Рязань, ул. Зубковой (свидетельство о государственной регистрации - т. 1 л.д. 63).
Договором от 20.05.2009 обществом "Территория" товариществу собственников жилья "Зубковой" безвозмездно передан указанный земельный участок. Переход права собственности зарегистрирован в установленном порядке.
29.05.2009 ТСЖ "Зубковой" выдано разрешение на ввод в эксплуатацию 1-й очереди строительства многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Зубковой, д. 16, к. 1. (т. 1 л.д. 62).
21.01.2010 в адрес Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области поступило заявление о государственной регистрации юридического лица при создании - ТСЖ "Олимп", учредителями которого являются физические лица. К заявлению приложен протокол от 03.11.2009 N 1 общего собрания в форме заочного голосования собственников/будущих собственников помещений строящегося многоквартирного дома по адресу: г. Рязань, ул. Зубковой, д. 16, к. 1 (строительный адрес: ул. Зубковой, д. 18 А).
Согласно указанному протоколу собрание решило выбрать способ управления многоквартирным домом - создать товарищество собственников жилья "Олимп", утвержден Устав, выбраны члены Правления, его председатель, уполномоченное лицо для проведения государственной регистрации вновь созданного ТСЖ "Олимп". К протоколу прилагается список собственников/будущих собственников помещений указанного жилого дома, принявших участие в общем собрании в форме заочного голосования (т. 1 л.д. 82 - 86), решения указанных лиц по вопросам повестки дня (т. 1 л.д. 132 - 151, т. 2).
К заявлению приложен протокол от 03.11.2009 N 1 заседания правления ТСЖ "Олимп" (т. 1 л.д. 81), Устав ТСЖ "Олимп".
28.01.2010 налоговой инспекцией принято оспариваемое решение N 213 о государственной регистрации, вид государственной регистрации - внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица Товарищества собственников жилья "Олимп".
Полагая, что государственная регистрация Товарищества собственников жилья "Олимп" противоречит действующему законодательству и нарушает права ТСЖ "Зубковой", заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Предметом настоящего спора является оспаривание действий регистрирующего органа по регистрации в виде внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица Товарищества собственников жилья "Олимп", а также признание недействительной записи о создании юридического лица - ТСЖ "Олимп" в Едином государственном реестре юридических лиц от 28.01.2010 за основным государственным регистрационным номером 1106230000161.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом действий (бездействия) незаконными, ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: их несоответствие закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого в многоквартирном доме относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно п. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Пунктом 1 статьи 135 ЖК РФ установлено, что товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно п. 1 ст. 136 ЖК РФ собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
Пунктом 1 статьи 139 ЖК РФ предусмотрено также право на создание товарищества собственников жилья в строящихся многоквартирных домах лицами, которым будет принадлежать право собственности на помещения в таких домах.
Как усматривается из материалов дела, первая очередь строительства многоквартирного жилого дома по адресу: г. Рязань, ул. Зубковой, д. 16, к. 1 введена в эксплуатацию, право собственности граждан на квартиры зарегистрировано в установленном порядке.
Согласно протоколу от 03.11.2009 N 1 собственники/будущие собственники помещений указанного жилого дома выбрали способ управления недвижимостью в виде управления товариществом собственников жилья, необходимый кворум (50%) для проведения собрания имел место, решение принято более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме.
В соответствии с п. 3 ст. 136 ЖК РФ государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.
Государственная регистрация товарищества собственников жилья в строящихся многоквартирных домах осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц (п. 3 ст. 139 ЖК РФ).
Согласно ст. 10 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
Некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Федеральным законом "О некоммерческих организациях" порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом (ст. 13.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
В силу ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в следующих случаях непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества; несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.
На основании ст. 23.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям: если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации; если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием; если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан; если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган; если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с пунктом 1.2 статьи 15 настоящего Федерального закона; если решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", принято лицом (лицами), не уполномоченным на то федеральным законом и (или) учредительными документами некоммерческой организации; если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения; в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1.1 настоящей статьи.
В регистрирующий орган был представлен полный пакет документов, предусмотренных ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных статьей 23 указанного Закона, для отказа в государственной регистрации ТСЖ "Олимп" у Инспекции не имелось.
Довод апелляционной жалобы о допущенных нарушениях при проведении собрания собственников и будущих собственников помещений жилого дома (ТСЖ "Олимп") не может быть принят во внимание судом, поскольку данное обстоятельство не входит в предмет доказывания в рамках предмета настоящего спора. Более того, действующее законодательство не устанавливает при регистрации право налоговых органов на проведение правовой экспертизы. Законом о государственной регистрации установлен уведомительный характер государственной регистрации юридических лиц и обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Также не может быть принят довод жалобы о том, что оспариваемым решением нарушены права и интересы ТСЖ "Зубковой", поскольку в силу п. 1 ст. 136 ЖК РФ в одном многоквартирном доме может быть создано только одно товарищество, поскольку данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в регистрации ТСЖ в силу ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, предусматривающей исчерпывающий перечень оснований к отказу.
Ссылка в жалобе на неправильное применение судом ст. 48 ФЗ "О товариществах собственников жилья" отклоняется в силу следующего.
Статья 48 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (действовавшего до 01.03.2005), на которую ссылается заявитель, предусматривала, что товарищество во вновь создаваемом кондоминиуме может быть образовано заказчиком, застройщиком или иным физическим или юридическим лицом, включая органы государственной власти или органы местного самоуправления, или группой лиц, действующих совместно, которые имеют или будут иметь право собственности на вновь создаваемое имущество.
Буквальное прочтение данной нормы позволяет прийти к выводу о том, что фраза "которые имеют или будут иметь право собственности на вновь создаваемое имущество" относится ко всем вышеперечисленным в данной норме категориям лиц.
Документов, подтверждающих право собственности ТСЖ "Зубковой" на момент создания на вновь создаваемое имущество, заявителем в материалы дела не представлено.
Таким образом, поскольку учредитель данного ТСЖ собственником помещений или лицом, которому будет принадлежать право собственности на помещения в доме, не является, доказательств наличия договорных отношений между собственниками квартир в указанном доме и ТСЖ "Зубковой" не имеется, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что права заявителя при регистрации ТСЖ "Олимп" нарушены не были.
Ввиду того, что предусмотренная ч. 1 ст. 198 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания действий (бездействия) государственных органов недействительными, в рассматриваемом случае отсутствует, апелляционный суд считает, что у суда первой инстанции имелись законные основания для отказа в удовлетворении заявленных ТСЖ "Зубковой" требований о признании незаконными действий Инспекции.
Иных доводов, способных повлечь за собой отмену судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку определением суда от 30.07.2010 ТСЖ "Зубковой" предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на срок до окончания рассмотрения жалобы, она подлежит взысканию с подателя жалобы.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 15.06.2010 по делу N А54-1675/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ТСЖ "Зубковой" (390000, г. Рязань, ул. Ленина, д. 27) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
Н.А.ПОЛЫНКИНА
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)