Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Реорганизация, объединение, ликвидация товарищества собственников жилья
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.
судей Гуляковой Г.Н., Богдановой Р.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Голомолзиной Н.И.,
при участии:
- от заявителя ТСЖ "Зелёный Дом" - 1) Измалков И.В., паспорт, приказ N 01 от 27.03.2008 г., протокол N 1/02 от 27.03.2008 г., 2) Семин А.В., паспорт, доверенность от 13.02.2008 г.;
- от заинтересованного лица ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска - Воробьева Е.В., удостоверение 242345, доверенность N 7 от 09.01.2008 г.;
- от третьего лица Измалкова И.В. - Измалков И.В., паспорт;
- рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица
Измалкова И.В.
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 12 мая 2008 года
по делу N А71-1264/2008,
принятое судьей Лепихиным Д.Е.
по заявлению ТСЖ "Зелёный Дом"
к ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска
третье лицо: Измалков И.В.
о признании незаконными записей и свидетельств о государственной регистрации,
ТСЖ "Зелёный Дом" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными решений ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска от 01.02.2008 г. о государственной регистрации изменений в сведения о ТСЖ "Зелёный Дом", а именно: записей в ЕГРЮЛ с государственным регистрационным номером 2081831012734 от 01.02.2008 г. и 2081831012745 от 01.02.2008 г.; свидетельств, подтверждающих внесение указанных записей, серии 18 N 002662547 от 01.02.2008 г. и серии 18 N 002662548 от 01.02.2008 г.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.05.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Измалков И.В. обратился с апелляционной жалобой, согласно которой решение суда просит отменить и вынести новый судебный акт, которым требования ТСЖ "Зелёный Дом" удовлетворить в полном объеме, поскольку решение суда основано на неполно выясненных обстоятельствах, на отказе суда дать оценку юридически-значимым фактам, связанных с проведением общего собрания от 15.03.207 г. и 11.05.2007 г., в условиях не предоставления регистрирующим органом вопреки судебного определения копии регистрационного дела ТСЖ "Зелёный Дом" и как следствие уклонение государственного органа предъявить суду доказательства законности своих действий в части принятия ненормативных актов, решение основано на судебных актах, отмененных в последующем вышестоящими инстанциями, с нарушением процессуальных требований к неизменности резолютивной части решения после ее оглашения.
В судебном заседании третье лицо поддержало доводы апелляционной жалобы и заявило ходатайство о приобщении к материалам дела копии решения суда по делу N 2-594/08 от 10.07.2008 г.
В удовлетворении данного ходатайства судом апелляционной инстанции отказано, поскольку данное решение не может иметь преюдициального значения при рассмотрении данного дела по правилам ст. 69 АПК РФ, кроме того, не вступило в законную силу.
Третьим лицом заявлено ходатайство о привлечении к делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Казакову Т.Ф., поскольку Казакова Т.Ф. состоит в правоотношениях как с ТСЖ "Зелёный Дом", так и с налоговым органом, решение по настоящему делу может повлиять на взаимоотношения Казаковой Т.Ф. с ТСЖ "Зелёный Дом" и с инспекцией.
В удовлетворении ходатайства судом апелляционной инстанции отказано, поскольку основания для привлечения к делу в качестве третьего лица Казакову Т.Ф. отсутствуют. Кроме того, интересы Казаковой Т.Ф. как члена ТСЖ "Зелёный Дом" в деле представляет Семин А.В., действующий по доверенности.
ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска представлен письменный отзыв на жалобу, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку судом всесторонне, полно и объективно исследованы все доказательства, достаточные для рассмотрения дела по существу с учетом предмета спора.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Представителем ТСЖ "Зелёный Дом" Семиным А.В. представлен письменный отзыв на жалобу третьего лица, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку оснований для удовлетворения апелляционной жалобы третьего лица не имеется. Общее собрание членов ТСЖ "Зелёный Дом" проведено. У Измалкова И.В. не было полномочий на принятие решения о признании несостоявшимся решения общего собрания членов ТСЖ "Зелёный Дом". Из содержания жалобы, невозможно сделать вывод о нарушении прав третьего лица, что является непременным условием для данной категории гражданских дел.
В судебном заседании представитель ТСЖ "Зелёный Дом" Семин А.В. поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель ТСЖ "Зелёный Дом" Измалков И.В. поддержал доводы апелляционной жалобы третьего лица.
Законность и обоснованность решения суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, в ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска 28.01.2008 г. Казаковой Т.Ф. было представлено заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ТСЖ "Зелёный Дом", и заявление о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ТСЖ "Зелёный Дом".
В связи с чем, 01.02.2008 г. ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска вынесены решения N 215А, 216А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ТСЖ "Зелёный Дом", связанные с изменением в учредительные документы и не связанные с внесением в учредительные документы, внесены записи в ЕГРЮЛ N 2081831012734, 2081831012745, соответственно, и выданы свидетельства серии 18 N 002662547, серии 18 N 002662548.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушений ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска требований закона при регистрации изменений в учредительные документы. При этом, судом указано, что при рассмотрении спора заявитель не представил доказательств нарушения его прав именно государственным органом, выступающим ответчиком по делу, все доводы заявителя каются решений и действий физических лиц - участников товарищества собственников жилья.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 08.08.01 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" государственная регистрация юридических лиц - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с названным Законом.
Согласно п. 2 ст. 11 названного Закона государственная регистрация считается совершенной с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.
Следовательно, правоспособность юридического лица появляется в момент государственной регистрации либо заканчивается после внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи. Таким образом, сведения ЕГРЮЛ имеют правоустанавливающее значение и обязательны для всех третьих лиц, поскольку документальным проявлением принятого решения о регистрации является только выписка из ЕГРЮЛ, подтверждающая совершение записи в реестре.
С учетом изложенного, по смыслу норм Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" запись в Едином государственном реестре юридических лиц имеет правовое значение для установления юридического факта - государственной регистрации юридического лица (в том числе при его создании, реорганизации, ликвидации), а потому может быть обжалована в качестве ненормативного акта уполномоченного государственного органа.
Порядок государственной регистрации изменений записи в ЕГРЮЛ, изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридических лиц регулируется Федеральным закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
По положению п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
На основании п. 2 ст. 17 данного Закона для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в государственный реестр по форме, утвержденной Правительством РФ.
В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством РФ требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
По смыслу данного Закона представляемые на государственную регистрацию документы должны соответствовать закону, как по форме, так и по содержанию.
Кроме того, обязанность по государственной регистрации изменений в учредительные документы определена ст. 51, 52 Гражданского кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, к заявлению по форме N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы (л.д. 86-88, т. 1), к заявлению по форме Р14001 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (л.д. 66-85, т. 1) приложены установленные законом документы.
Факт представления товариществом полного пакета документов не оспаривается заявителем жалобы. Вместе с тем, Измалков полагает, что представленные заявления о внесении изменений поданы не по той форме, подписаны неуполномоченным лицом, госпошлина за регистрацию данных изменений оплачена также ненадлежащим лицом. Кроме того, изменения вносились в отношении ТСЖ "Зеленый дом" и следовательно, не имеют никакого отношения к ТСЖ "Зелёный Дом". Указанные обстоятельства в целом свидетельствуют, по его мнению, об отсутствии оснований для проведения государственной регистрации названных изменений налоговым органом.
Довод третьего лица о представлении заявлений в ненадлежащей форме, поскольку заявления были представлены по форме Р13001 и Р14001, утвержденные Правительством РФ для коммерческих организаций, к которым не относится ТСЖ, судом апелляционной инстанции рассмотрен и отклонен, поскольку не основан на законе.
Постановлением Правительства РФ N 212 от 15.04.2008 г. "О мерах по реализации федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" указано, что формы документов необходимых для государственной регистрации некоммерческой организации, утверждаются в соответствии с федеральными законами "Об общественных организациях", "О некоммерческих организациях", "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ".
В соответствии с ФЗ от 29.11.2007 г. N 278-ФЗ в п. 3 ст. 1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми положения Закона "О некоммерческих организациях" не распространяются на товарищества собственников жилья. Новая редакция Закона "О некоммерческих организациях" действует с 15.12.2007 г.
При таких обстоятельствах, действующим законодательством больше не предусмотрен специальный порядок регистрации ТСЖ, в связи с чем данные товарищества регистрируются в общеустановленном для юридических лиц порядке.
Таким образом, представленные на регистрацию заявления по форме Р13001 и Р14001 соответствуют требованиям действующего законодательства, доказательств обратного Измалковым И.В. не представлено.
Также судом апелляционной инстанции отклонен довод Измалкова И.В. об отсутствии надлежащего документа об оплате госпошлины в силу следующего.
Согласно пунктам 1, 3 и 8 статьи 45, статьи 333.17 НК РФ, плательщик госпошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Аналогичная позиция изложена в п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 г. N 91.
Таким образом, представленная в регистрирующий орган квитанция с указанием в нем Казаковой Т.Ф. в качестве плательщика госпошлины является надлежащим доказательством ее уплаты. Тем более, что налоговым органом подтверждается фактическое ее поступление в доход бюджета.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод третьего лица о регистрации нового ТСЖ с наименованием "Зеленый дом", поскольку из совокупности в представленных на регистрацию документов, следует, что документы представлены о товариществе собственников жилья "Зелёный Дом", созданном собственниками дома по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, 291А, зарегистрированным за основным государственным регистрационным номером 1051800476199. Ссылка на письмо Министерства образования и науки РФ "О решениях Межведомственной комиссии по русскому языку" от 03.05.2007 г. N АФ-159/03 судом апелляционной инстанции отклонена, поскольку данное письмо носит рекомендательный характер. Кроме того, данное письмо предусматривает обязательное использование буквы "ё" при написании имен собственных в случаях, когда возможно неправильное прочтение слова.
Довод Измалкова И.В. о том, что заявления, представленные в регистрационный орган подписаны неуполномоченным лицом, основан на неверном толковании норм Закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно пп. "л" п. 1 ст. 5 указанного Закона сведения о единоличном исполнительном органе юридического лица содержатся в государственном реестре.
При смене исполнительного органа соответствующие изменения подлежат внесению в государственный реестр в силу пп. 2 ст. 17 Закона о регистрации на основании представленного в регистрирующий орган заявления.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона о регистрации такое заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица. При этом к числу заявителей данная статья относится руководителя постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица.
В силу ст. 144 Жилищного кодекса РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
Рассмотрение вопросов об образовании исполнительного органа ТСЖ, досрочном прекращении его полномочий согласно п. 3 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ, относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ, при этом согласно ч. 3 ст. 147 ЖК РФ правление ТСЖ избирает из своего состава председателя товарищества.
Закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений.
Таким образом, представленные заявления не могли быть расценены судом как ненадлежащие только по причине его подписания новым руководителем.
Ссылка третьего лица на то, что суд первой инстанции руководствовался постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А71-8675/2007 отклоняется как не подтвержденная материалами дела.
Как верно указано судом первой инстанции, Измалковым И.В. избран публично-правовой способ защиты нарушенных прав - оспаривание решений и действий государственного органа в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
В силу положений п. 1 ст. 198, п. 2 ст. 201 АПК РФ основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта) и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом, согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения совершения оспариваемых действий возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершил действия.
Из смысла положений ст. 51, 52 ГК РФ следует, что регистрирующий орган должен проверить соблюдение установленного законом порядка внесений изменений и соответствие этих изменений закону.
В силу п. 1 ст. 23 вышеуказанного Закона отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов и представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Иных правовых оснований применительно к данной ситуации для отказа в государственной регистрации Законом не предусмотрено, перечень исчерпывающий.
Кроме того, п. 4 ст. 9 Закона о регистрации закреплено, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, указанных в законе.
Обязанность указания достоверной информации возложена Законом на заявителя (пп. "а" п. 1 ст. 17 названного Закона), при этом регистрирующий орган не вправе осуществлять правовую экспертизу представленных для государственной регистрации документов, в том числе проверять достоверность сведений, указанных в учредительных документах юридического лица.
Частью 1 статьи 25 указанного Федерального закона за представление недостоверных сведений предусмотрена ответственность заявителей, юридических лиц и(или) индивидуальных предпринимателей, установленная законодательством РФ.
В силу изложенного, судом отклоняется довод заявителя жалобы о наличии обязанности регистрирующего органа проводить проверку достоверности данных в документах, представленных на государственную регистрацию, как противоречащий положениям ст. 9, 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
Судом первой инстанции правомерно указано, что в действительности имеет место гражданско-правовой спор между участниками товарищества собственников жилья, перенесенный в сферу публично-правовых отношений. Обстоятельства и доводы заявителя, связанные с незаконностью созыва и проведения внеочередного собрания, принятием решения общего собрания от 15.03.2007 г., не входят в круг обстоятельств, подлежащих оценке и доказыванию в рамках данного дела с учетом предмета и оснований заявленного требования, лиц, участвующих в деле, и их процессуального статуса.
Таким образом, установив, что обществом были представлены все документы, перечисленные в ст. 17 Закона о регистрации, регистрирующий орган правомерно провел государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований судом отказано правомерно.
В силу вышеизложенного, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Учитывая, что в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, то в соответствии со ст. 110 АПК РФ госпошлина по апелляционной жалобе в сумме 50 руб., уплаченная по чек-ордеру N 195 от 12.07.2008 г. не подлежит возврату Измалкову И.В.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.05.2008 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.08.2008 N 17АП-4461/2008-АК ПО ДЕЛУ N А71-1264/2008
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья); Реорганизация, объединение, ликвидация товарищества собственников жилья
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2008 г. N 17АП-4461/2008-АК
Дело N А71-1264/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.
судей Гуляковой Г.Н., Богдановой Р.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Голомолзиной Н.И.,
при участии:
- от заявителя ТСЖ "Зелёный Дом" - 1) Измалков И.В., паспорт, приказ N 01 от 27.03.2008 г., протокол N 1/02 от 27.03.2008 г., 2) Семин А.В., паспорт, доверенность от 13.02.2008 г.;
- от заинтересованного лица ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска - Воробьева Е.В., удостоверение 242345, доверенность N 7 от 09.01.2008 г.;
- от третьего лица Измалкова И.В. - Измалков И.В., паспорт;
- рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица
Измалкова И.В.
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 12 мая 2008 года
по делу N А71-1264/2008,
принятое судьей Лепихиным Д.Е.
по заявлению ТСЖ "Зелёный Дом"
к ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска
третье лицо: Измалков И.В.
о признании незаконными записей и свидетельств о государственной регистрации,
установил:
ТСЖ "Зелёный Дом" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными решений ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска от 01.02.2008 г. о государственной регистрации изменений в сведения о ТСЖ "Зелёный Дом", а именно: записей в ЕГРЮЛ с государственным регистрационным номером 2081831012734 от 01.02.2008 г. и 2081831012745 от 01.02.2008 г.; свидетельств, подтверждающих внесение указанных записей, серии 18 N 002662547 от 01.02.2008 г. и серии 18 N 002662548 от 01.02.2008 г.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.05.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Измалков И.В. обратился с апелляционной жалобой, согласно которой решение суда просит отменить и вынести новый судебный акт, которым требования ТСЖ "Зелёный Дом" удовлетворить в полном объеме, поскольку решение суда основано на неполно выясненных обстоятельствах, на отказе суда дать оценку юридически-значимым фактам, связанных с проведением общего собрания от 15.03.207 г. и 11.05.2007 г., в условиях не предоставления регистрирующим органом вопреки судебного определения копии регистрационного дела ТСЖ "Зелёный Дом" и как следствие уклонение государственного органа предъявить суду доказательства законности своих действий в части принятия ненормативных актов, решение основано на судебных актах, отмененных в последующем вышестоящими инстанциями, с нарушением процессуальных требований к неизменности резолютивной части решения после ее оглашения.
В судебном заседании третье лицо поддержало доводы апелляционной жалобы и заявило ходатайство о приобщении к материалам дела копии решения суда по делу N 2-594/08 от 10.07.2008 г.
В удовлетворении данного ходатайства судом апелляционной инстанции отказано, поскольку данное решение не может иметь преюдициального значения при рассмотрении данного дела по правилам ст. 69 АПК РФ, кроме того, не вступило в законную силу.
Третьим лицом заявлено ходатайство о привлечении к делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Казакову Т.Ф., поскольку Казакова Т.Ф. состоит в правоотношениях как с ТСЖ "Зелёный Дом", так и с налоговым органом, решение по настоящему делу может повлиять на взаимоотношения Казаковой Т.Ф. с ТСЖ "Зелёный Дом" и с инспекцией.
В удовлетворении ходатайства судом апелляционной инстанции отказано, поскольку основания для привлечения к делу в качестве третьего лица Казакову Т.Ф. отсутствуют. Кроме того, интересы Казаковой Т.Ф. как члена ТСЖ "Зелёный Дом" в деле представляет Семин А.В., действующий по доверенности.
ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска представлен письменный отзыв на жалобу, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку судом всесторонне, полно и объективно исследованы все доказательства, достаточные для рассмотрения дела по существу с учетом предмета спора.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Представителем ТСЖ "Зелёный Дом" Семиным А.В. представлен письменный отзыв на жалобу третьего лица, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку оснований для удовлетворения апелляционной жалобы третьего лица не имеется. Общее собрание членов ТСЖ "Зелёный Дом" проведено. У Измалкова И.В. не было полномочий на принятие решения о признании несостоявшимся решения общего собрания членов ТСЖ "Зелёный Дом". Из содержания жалобы, невозможно сделать вывод о нарушении прав третьего лица, что является непременным условием для данной категории гражданских дел.
В судебном заседании представитель ТСЖ "Зелёный Дом" Семин А.В. поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель ТСЖ "Зелёный Дом" Измалков И.В. поддержал доводы апелляционной жалобы третьего лица.
Законность и обоснованность решения суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, в ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска 28.01.2008 г. Казаковой Т.Ф. было представлено заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ТСЖ "Зелёный Дом", и заявление о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ТСЖ "Зелёный Дом".
В связи с чем, 01.02.2008 г. ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска вынесены решения N 215А, 216А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ТСЖ "Зелёный Дом", связанные с изменением в учредительные документы и не связанные с внесением в учредительные документы, внесены записи в ЕГРЮЛ N 2081831012734, 2081831012745, соответственно, и выданы свидетельства серии 18 N 002662547, серии 18 N 002662548.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушений ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска требований закона при регистрации изменений в учредительные документы. При этом, судом указано, что при рассмотрении спора заявитель не представил доказательств нарушения его прав именно государственным органом, выступающим ответчиком по делу, все доводы заявителя каются решений и действий физических лиц - участников товарищества собственников жилья.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 08.08.01 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" государственная регистрация юридических лиц - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с названным Законом.
Согласно п. 2 ст. 11 названного Закона государственная регистрация считается совершенной с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.
Следовательно, правоспособность юридического лица появляется в момент государственной регистрации либо заканчивается после внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи. Таким образом, сведения ЕГРЮЛ имеют правоустанавливающее значение и обязательны для всех третьих лиц, поскольку документальным проявлением принятого решения о регистрации является только выписка из ЕГРЮЛ, подтверждающая совершение записи в реестре.
С учетом изложенного, по смыслу норм Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" запись в Едином государственном реестре юридических лиц имеет правовое значение для установления юридического факта - государственной регистрации юридического лица (в том числе при его создании, реорганизации, ликвидации), а потому может быть обжалована в качестве ненормативного акта уполномоченного государственного органа.
Порядок государственной регистрации изменений записи в ЕГРЮЛ, изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридических лиц регулируется Федеральным закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
По положению п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
На основании п. 2 ст. 17 данного Закона для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в государственный реестр по форме, утвержденной Правительством РФ.
В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством РФ требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
По смыслу данного Закона представляемые на государственную регистрацию документы должны соответствовать закону, как по форме, так и по содержанию.
Кроме того, обязанность по государственной регистрации изменений в учредительные документы определена ст. 51, 52 Гражданского кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, к заявлению по форме N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы (л.д. 86-88, т. 1), к заявлению по форме Р14001 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (л.д. 66-85, т. 1) приложены установленные законом документы.
Факт представления товариществом полного пакета документов не оспаривается заявителем жалобы. Вместе с тем, Измалков полагает, что представленные заявления о внесении изменений поданы не по той форме, подписаны неуполномоченным лицом, госпошлина за регистрацию данных изменений оплачена также ненадлежащим лицом. Кроме того, изменения вносились в отношении ТСЖ "Зеленый дом" и следовательно, не имеют никакого отношения к ТСЖ "Зелёный Дом". Указанные обстоятельства в целом свидетельствуют, по его мнению, об отсутствии оснований для проведения государственной регистрации названных изменений налоговым органом.
Довод третьего лица о представлении заявлений в ненадлежащей форме, поскольку заявления были представлены по форме Р13001 и Р14001, утвержденные Правительством РФ для коммерческих организаций, к которым не относится ТСЖ, судом апелляционной инстанции рассмотрен и отклонен, поскольку не основан на законе.
Постановлением Правительства РФ N 212 от 15.04.2008 г. "О мерах по реализации федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" указано, что формы документов необходимых для государственной регистрации некоммерческой организации, утверждаются в соответствии с федеральными законами "Об общественных организациях", "О некоммерческих организациях", "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ".
В соответствии с ФЗ от 29.11.2007 г. N 278-ФЗ в п. 3 ст. 1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми положения Закона "О некоммерческих организациях" не распространяются на товарищества собственников жилья. Новая редакция Закона "О некоммерческих организациях" действует с 15.12.2007 г.
При таких обстоятельствах, действующим законодательством больше не предусмотрен специальный порядок регистрации ТСЖ, в связи с чем данные товарищества регистрируются в общеустановленном для юридических лиц порядке.
Таким образом, представленные на регистрацию заявления по форме Р13001 и Р14001 соответствуют требованиям действующего законодательства, доказательств обратного Измалковым И.В. не представлено.
Также судом апелляционной инстанции отклонен довод Измалкова И.В. об отсутствии надлежащего документа об оплате госпошлины в силу следующего.
Согласно пунктам 1, 3 и 8 статьи 45, статьи 333.17 НК РФ, плательщик госпошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Аналогичная позиция изложена в п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 г. N 91.
Таким образом, представленная в регистрирующий орган квитанция с указанием в нем Казаковой Т.Ф. в качестве плательщика госпошлины является надлежащим доказательством ее уплаты. Тем более, что налоговым органом подтверждается фактическое ее поступление в доход бюджета.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод третьего лица о регистрации нового ТСЖ с наименованием "Зеленый дом", поскольку из совокупности в представленных на регистрацию документов, следует, что документы представлены о товариществе собственников жилья "Зелёный Дом", созданном собственниками дома по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, 291А, зарегистрированным за основным государственным регистрационным номером 1051800476199. Ссылка на письмо Министерства образования и науки РФ "О решениях Межведомственной комиссии по русскому языку" от 03.05.2007 г. N АФ-159/03 судом апелляционной инстанции отклонена, поскольку данное письмо носит рекомендательный характер. Кроме того, данное письмо предусматривает обязательное использование буквы "ё" при написании имен собственных в случаях, когда возможно неправильное прочтение слова.
Довод Измалкова И.В. о том, что заявления, представленные в регистрационный орган подписаны неуполномоченным лицом, основан на неверном толковании норм Закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно пп. "л" п. 1 ст. 5 указанного Закона сведения о единоличном исполнительном органе юридического лица содержатся в государственном реестре.
При смене исполнительного органа соответствующие изменения подлежат внесению в государственный реестр в силу пп. 2 ст. 17 Закона о регистрации на основании представленного в регистрирующий орган заявления.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона о регистрации такое заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица. При этом к числу заявителей данная статья относится руководителя постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица.
В силу ст. 144 Жилищного кодекса РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
Рассмотрение вопросов об образовании исполнительного органа ТСЖ, досрочном прекращении его полномочий согласно п. 3 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ, относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ, при этом согласно ч. 3 ст. 147 ЖК РФ правление ТСЖ избирает из своего состава председателя товарищества.
Закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений.
Таким образом, представленные заявления не могли быть расценены судом как ненадлежащие только по причине его подписания новым руководителем.
Ссылка третьего лица на то, что суд первой инстанции руководствовался постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А71-8675/2007 отклоняется как не подтвержденная материалами дела.
Как верно указано судом первой инстанции, Измалковым И.В. избран публично-правовой способ защиты нарушенных прав - оспаривание решений и действий государственного органа в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
В силу положений п. 1 ст. 198, п. 2 ст. 201 АПК РФ основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта) и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом, согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения совершения оспариваемых действий возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершил действия.
Из смысла положений ст. 51, 52 ГК РФ следует, что регистрирующий орган должен проверить соблюдение установленного законом порядка внесений изменений и соответствие этих изменений закону.
В силу п. 1 ст. 23 вышеуказанного Закона отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов и представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Иных правовых оснований применительно к данной ситуации для отказа в государственной регистрации Законом не предусмотрено, перечень исчерпывающий.
Кроме того, п. 4 ст. 9 Закона о регистрации закреплено, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, указанных в законе.
Обязанность указания достоверной информации возложена Законом на заявителя (пп. "а" п. 1 ст. 17 названного Закона), при этом регистрирующий орган не вправе осуществлять правовую экспертизу представленных для государственной регистрации документов, в том числе проверять достоверность сведений, указанных в учредительных документах юридического лица.
Частью 1 статьи 25 указанного Федерального закона за представление недостоверных сведений предусмотрена ответственность заявителей, юридических лиц и(или) индивидуальных предпринимателей, установленная законодательством РФ.
В силу изложенного, судом отклоняется довод заявителя жалобы о наличии обязанности регистрирующего органа проводить проверку достоверности данных в документах, представленных на государственную регистрацию, как противоречащий положениям ст. 9, 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
Судом первой инстанции правомерно указано, что в действительности имеет место гражданско-правовой спор между участниками товарищества собственников жилья, перенесенный в сферу публично-правовых отношений. Обстоятельства и доводы заявителя, связанные с незаконностью созыва и проведения внеочередного собрания, принятием решения общего собрания от 15.03.2007 г., не входят в круг обстоятельств, подлежащих оценке и доказыванию в рамках данного дела с учетом предмета и оснований заявленного требования, лиц, участвующих в деле, и их процессуального статуса.
Таким образом, установив, что обществом были представлены все документы, перечисленные в ст. 17 Закона о регистрации, регистрирующий орган правомерно провел государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований судом отказано правомерно.
В силу вышеизложенного, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Учитывая, что в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, то в соответствии со ст. 110 АПК РФ госпошлина по апелляционной жалобе в сумме 50 руб., уплаченная по чек-ордеру N 195 от 12.07.2008 г. не подлежит возврату Измалкову И.В.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.05.2008 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
И.В.БОРЗЕНКОВА
И.В.БОРЗЕНКОВА
Судьи
Р.А.БОГДАНОВА
Г.Н.ГУЛЯКОВА
Р.А.БОГДАНОВА
Г.Н.ГУЛЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)