Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ СОВЕТСКОГО РАЙОННОГО СУДА ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА ОТ 13.10.2011 ПО ДЕЛУ N 2-3287/2011

Разделы:
Перевод жилого помещения в нежилое; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 октября 2011 г. по делу N 2-3287/2011


Советский районный суд г. Челябинска в составе:
судьи: Хабаровой Л.В.,
с участием заинтересованного лица - представителя Челябинской городской Думы Кузевановой Л.Н.,
заинтересованного лица - представителя ГУАИГ Никитенковой Н.А.,
прокурора Полежаевой Т.В.,
при секретаре Мордовиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора города Челябинска о признании недействующим в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления,
установил:

прокурор города Челябинска обратился с заявлением о признании п. 18 Положения о порядке и условиях перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение на территории города Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 28.06.2011 г. N 25/28 противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
В обоснование заявленных требований указал, что решением Челябинской городской Думы от 28.06.2011 г. N 25/28, опубликованным в газете "Вечерний Челябинск" 06.07.2011 г., утверждено Положение о порядке и условиях перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение на территории города Челябинска. Пунктом 18 данного Положения установлено, что для получения акта Комиссии о соответствии произведенного переустройства и (или) перепланировки, подготовленному и оформленному в установленном порядке проекту переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, заявитель предоставляет в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска (далее - ГУАИГ) следующие документы: заявление о получении акта Комиссии о соответствии произведенного переустройства и (или) перепланировки подготовленному и оформленному в установленном порядке проекту переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, написанное на имя Главы Администрации г. Челябинска и зарегистрированное в канцелярии Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска; план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения), полученные после завершения переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения; фотографии фасада, выполненные после завершения переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения.
В данной части указанный пункт не соответствует действующему законодательству, поскольку противоречит перечню документов, предусмотренных ч. 2 ст. 23 ЖК РФ, предусматривая предоставление дополнительных документов и в силу подп. "а" пункта 4 Методики, утв. Постановлением РФ от 26.02.2010 г. N 96, является коррупциогенным фактором. Протест прокурора отклонен решением Челябинской городской Думы от 30.08.2011 г.
Представитель Челябинской городской Думы Кузеванова Л.Н., действующая по доверенности (л.д. 18) в судебном заседании с требованиями прокурора не согласилась, представила возражение на заявление (л.д. 23 - 24), согласно которому для перевода помещения из жилого в нежилое с необходимостью проведения переустройства и (или) перепланировки возникает необходимость применения статьи 26 ЖК РФ, предусматривающей основания и порядок перепланировки жилого помещения, а также перечень необходимых документов. Исходя из понятия документа, который в соответствии со ст. 1 ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" представляет собой материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, и имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения, фотографии фасада, указанные в п. 18 Положения не может являться документом, поскольку не имеет реквизитов. Таким образом, требования ч. 3 ст. 23 ЖК РФ в данном случае не применимы. Предоставление плана переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения) и заявления предусмотрено требованиями ч. 2 ст. 23 ЖК РФ.
Суду пояснила, что пункт 18 Положения нужно рассматривать в совокупности с пунктом 9 данного Положения, вместе данные пункты поэтапно описывают процедуру перевода помещений.
Определением от 29 сентября 2011 года в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска (далее - ГУАИГ).
Представитель Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска Никитенкова Н.А., действующая по доверенности от 16.11.2010 г., полагала заявленные требования необоснованными, поддержала письменный отзыв, согласно которому ст. 23 ЖК РФ содержит лишь общие положения об акте приемочной комиссии и не устанавливает при этом запрета на принятие подзаконных актов, которые бы детально регулировали порядок и условия получения акта. Предоставление заявления и плана переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технического паспорта такого помещения) установлено ч. 3 ст. 23 ЖК РФ. По своей правовой природе фотография фасада не является документом.
Суду пояснила, что орган местного самоуправления вправе издавать правовые акты, которые регламентируют порядок перевода помещений, и пункт 18 Положения лишь детализирует процедуру перевода, предусмотренную федеральным законом.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает подлежащими удовлетворению требования заявителя по следующим основаниям.
Решением Челябинской городской Думы от 28.06.2011 г. N 25/28, опубликованным в газете "Вечерний Челябинск" 06.07.2011 г., утверждено Положение о порядке и условиях перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение на территории города Челябинска (далее - Положение) (л.д. 6 - 8, 15 - 17, 27).
Пунктом 18 данного Положения установлено, что для получения акта Комиссии о соответствии произведенного переустройства и (или) перепланировки, подготовленному и оформленному в установленном порядке проекту переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения заявитель предоставляет в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска следующие документы:
1) заявление о получении акта Комиссии о соответствии произведенного переустройства и (или) перепланировки подготовленному и оформленному в установленном порядке проекту переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, написанное на имя Главы Администрации г. Челябинска и зарегистрированное в канцелярии Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска;
2) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения), полученные после завершения переустройства и(или) перепланировки переводимого помещения;
3) фотографии фасада, выполненные после завершения переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения.
Вместе с тем, согласно частью 2 ст. 23 ЖК РФ установлено, что для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
При этом, как установлено ч. 3 ст. 23 ЖК РФ, орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений.
В силу ч. 8 ст. 23 ЖК РФ, если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, подтверждающий принятие решения о переводе, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с п. 5 ч. 2 названной статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в документе, подтверждающем принятие решения о переводе помещения.
В соответствии с ч. 9 ст. 23 ЖК РФ завершение указанных в ч. 8 данной статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества. Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.
Из содержания опубликованного оспариваемого решения и указанных норм Жилищного кодекса РФ усматривается, что Положение предусматривает предоставление дополнительных документов, нежели установленных федеральным законом.
Так, в пункте 9 Положения указан перечень документов, необходимых для перевода помещения, кроме того, в пункте 18 Положения указан самостоятельный перечень документов, необходимых для получения самого акта Комиссии о соответствии произведенного переустройства и (или) перепланировки подготовленному и оформленному проекту переустройства и (или) перепланировки с истребованием не предусмотренных ч. 2 ст. 23 ЖК РФ документов.
По смыслу ч. 9 ст. 23 ЖК РФ завершение переустройства и окончание перевода помещения подтверждается актом приемочной комиссии, то есть данный документ является итоговым в процедуре перевода помещения, в то время как оспариваемым пунктом 18 Положения предусмотрено истребование дополнительных документов для получения самого акта комиссии, таких, как заявление о получении акта комиссии, написанное на имя Главы Администрации г. Челябинска и зарегистрированное в канцелярии ГУАИГ (подпункт 1), а также фотографии фасада, выполненные после завершения переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (подпункт 3).
Поскольку перечень документов, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое и наоборот, предусмотренный ч. 2 ст. 23 ЖК РФ является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит, суд полагает, что установление п. 18 Положения требования по предоставлению дополнительных документов, не предусмотренных законодательством, незаконно.
Прокурором города Челябинска в Челябинскую городскую Думу 27.07.2011 г. принесен протест, который на основании решения от 30.08.2011 г. N 26/22 отклонен (л.д. 9 - 12).
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам России Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, требования прокурора города Челябинска о признании п. 18 Положения о порядке и условиях перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение на территории города Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 28.06.20111 г. N 25/28 противоречащим федеральному законодательству и недействующим являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что пункт Положения лишь детализирует требования ЖК РФ и что фотография является документом, суд находит несостоятельными, поскольку в силу приоритета федерального законодательства истребование дополнительных документов органом местного самоуправления недопустимо, независимо от характера и содержания таких документов.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ суд,
решил:

требования Прокурора города Челябинска удовлетворить.
Признать п. 18 Положения о порядке и условиях перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение на территории города Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 28.06.2011 г. N 25/28, противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
Решение может быть обжаловано через районный суд в кассационную инстанцию Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья
Л.В.ХАБАРОВА

















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)