Судебные решения, арбитраж
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Андреевой Е.В.
судей Захаровой Л.А., Шимбаревой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Андреевой Е.В.
при участии:
от конкурсного управляющего: Мачуга В.П.,
от уполномоченного органа: Можаев С.В., представитель по доверенности от 23.07.2008 г. N 01-09/69
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ФНС России в лице ИФНС России по Гулькевичскому району Краснодарского края
на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.09.2008 г. по делу N А32-15196/2007-60/413Б
по жалобе ФНС России в лице ИФНС России по Гулькевичскому району Краснодарского края об отстранении конкурсного управляющего
по жалобе конкурсного управляющего Мачуги В.П. о признании собрания кредиторов недействительным
по заявлению ликвидационной комиссии ООО "Родос"
о признании несостоятельным (банкротом)
принятое в составе судей Журавского О.А., Тумановой Л.Р., Колгановой Т.С.
установил:
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Родос", в рамках процедуры конкурсного производства, ФНС России в лице ИФНС России по Гулькевичскому району Краснодарского края (далее - уполномоченный орган) подана жалоба на действия (бездействие) конкурсного управляющего и отстранение его от исполнения обязанностей конкурсного управляющего; конкурсным управляющим заявлено ходатайство о признании собрания кредиторов от 22.07.2008 г. недействительным.
Определением суда от 04 сентября 2008 г. (с учетом определения от 16.01.2009 г.) в удовлетворении жалобы уполномоченного органа о признании ненадлежащим исполнение конкурсным управляющим Мачуга В.П. возложенных на него обязанностей и отстранении конкурсного управляющего Мачуги В.П. от исполнения возложенных на него обязанностей отказано. Ходатайство конкурсного управляющего удовлетворено. Собрание кредиторов от 22.07.2008 г. признано недействительным. Отменены обеспечительные меры, принятые определением суда от 05.08.2008 г.
Судебный акт мотивирован тем, что конкурсный управляющий не был обязан согласовывать с органом управления должника минимальную цену продажи непроданного на торгах и подлежащего продаже путем публичного предложения имущества должника. Продажа должника посредством публичного предложения (а именно таким способом подлежит реализация спорного имущества) не является продажей имущества на торгах, в связи с чем, к такому способу продажи имущества не применяются правила об обязательном установлении минимальной цены продажи. Довод уполномоченного органа о нарушении конкурсным управляющим положений п. 6 ст. 110 Закона о несостоятельности (банкротстве) не подтвержден материалами дела, уполномоченный орган не представил доказательств неисполнения либо ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим обязанностей. Исходя из целей процедуры конкурсного производства продажа предприятия и иного имущества должника в ходе конкурсного производства производится во всех случаях независимо от наличия решения о том органа управления должника, конкурсный управляющий не обязан согласовывать минимальную цену продажи предприятия. С момента открытия конкурсного производства у органов управления должника отсутствует право обращаться с ходатайством о продаже предприятия должника, которым они в соответствии с п. 2 ст. 94 Закона о банкротстве располагали бы в процедуре внешнего управления. К рассматриваемым отношениям не может быть применена норма п. п. 5 и 7 ст. 110 Закона о банкротстве об определении органами управления должника минимальной цены продажи предприятия.
В Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд обратился уполномоченный орган с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда от 04 сентября 2008 г., принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, решение вопроса об изменении Положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника входит в компетенцию арбитражного управляющего. Однако конкурсный управляющий должника не принял никаких действий по вынесению вопроса на собрание кредиторов. Участники должника не воспользовались своим правом, что может негативно отразиться на процедуре продажи имущества должника, повлечь продажу предприятия по цене ниже рыночной, что нарушит законные интересы кредиторов в целом и государства в частности.
В отзыве на апелляционную жалобу конкурсный управляющий просит оставить определение суда от 04 сентября 2008 г. без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил определение суда от 04.09.2008 г. отменить, принять новый судебный акт. Конкурсный управляющий поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно п. 4, 5 и 6 статьи 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже имущества должника на открытых торгах, если настоящим Законом не установлен иной порядок продажи имущества должника. Начальная цена продажи выставляемого на торги имущества должника определяется независимым оценщиком, если иное не предусмотрено настоящим Законом. Продажа предприятия, а также иного имущества должника осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены п. 3 - 8 ст. 110 и ст. 111 Закона, с особенностями, предусмотренными настоящей главой.
Статьей 110 Закона о банкротстве регламентирован порядок продажи предприятия должника в процедуре внешнего управления, а статьей 111 Закона - порядок продажи части имущества должника в той же процедуре.
Согласно п. 4 ст. 111 Закона о банкротстве открытые торги проводятся в порядке, предусмотренном п. 4 - 9 ст. 110 Закона, если иное не установлено настоящей статьей.
Пунктом 6 ст. 110 Закона о банкротстве предусмотрено, что конкурсный управляющий (организатор торгов) обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия должника, в котором должны содержаться перечисленные в данном пункте сведения.
В соответствии с п. 7 ст. 110 Закона о банкротстве в случае, если в указанные в сообщении о продаже предприятия сроки не получено ни одной заявки (предложения) или получена одна заявка (предложение), конкурсный управляющий (организатор торгов) признает первые торги несостоявшимися и проводит повторные торги. Повторные торги проводятся также в случае, если предприятие не было продано на первых торгах. В случае если повторные торги были признаны несостоявшимися или предприятие не было продано, конкурсный управляющий в течение 14 дней с даты подведения итогов повторных торгов публикует новое сообщение о продаже предприятия. Начальная цена продажи предприятия, указанная в таком сообщении, может быть снижена на 10% начальной цены продажи, установленной собранием кредиторов, но не может быть ниже минимальной цены продажи предприятия (имущества должника), определенной органами управления должника. В случае если предприятие не было продано в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, порядок продажи предприятия на торгах устанавливается собранием кредиторов или комитетом кредиторов, в том числе посредством публичного предложения. При этом предприятие не может быть продано по цене ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника.
Как видно из материалов дела, конкурсным управляющим проведена инвентаризация имущества должника, оценкам имущества должника. В качестве независимого оценщика привлечена организация ООО "Экспертоценка". Составлен отчет об оценке рыночной стоимости имущества, принадлежащего должнику N 280108/02-ИК. По результатам оценки, имущество должника оценено в 6 611 700 руб.
Собранием кредиторов от 15.02.2008 г. утверждена начальная цена продажи имущества должника в сумме 6 611 700 руб. и утверждено Положение об открытых торгах (далее - Положение о торгах).
Указанное Положение о торгах утверждено 100% голосов кредиторов, присутствующих на собрании кредиторов, в том числе уполномоченным органом, обладающим 95,81% голоса на собрании кредиторов.
Конкурсным управляющим был направлен в адрес органов управления должника отчет независимого оценщика с предложением об установлении минимальной цены продажи предприятия. Органы управления должника своим правом установить минимальную цену продажи предприятия не воспользовались.
Первое объявление о торгах было опубликовано в "Российской газете" от 16.02.2008 г. N 34 и Вестнике торгов от 22.02.2008 г. N 05. Начальная цена продажи имущества должника, указанная в объявлении, составила 6 611 700 руб. Аукционной комиссией торги от 20.03.2008 г. были признаны несостоявшимися, поскольку не поступило ни одной заявки.
Вторые торги от 29.04.2008 г., по начальной цене 6 611 700 руб., аукционной комиссией торги были признаны несостоявшимися, так как не поступило ни одной заявки. Объявление о торгах опубликовано в "Российской газете" от 29.03.2008 г. N 68 и Вестнике торгов от 28.03.2008 г. N 09.
Третьи торги прошли с понижением начальной цены на 10%, что соответствует положениям п. 7 ст. 110 Закона о банкротстве. В объявлении цена была указана (6 611 700 руб. - 10%) 5 950 500 руб. Объявление о торгах опубликовано в "Российской газете" от 06.05.2008 г. N 95 и Вестнике торгов от 06.05.2008 г. N 13. Аукционной комиссией торги от 06.06.2008 г. были признаны несостоявшимися, поскольку не поступило ни одной заявки.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что конкурсный управляющий выполнил все предусмотренные п. п. 5, 7 ст. 110, ст. 111 Закона о банкротстве мероприятия в целях реализации имущества на открытых торгах, что было подтверждено собранием кредиторов, в том числе уполномоченным органом, обладающим 97,77% толосов, путем принятия отчетов конкурсного управляющего.
В силу п. 12 Положения о торгах, в случае, если имущество посредством торгов не было реализовано, конкурсный управляющий реализует имущество предприятия посредством публичного предложения. При этом минимальная цена имущества должника не определена.
В соответствии с п. 12 Положения об открытых торгах и ст. 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий приступил к продаже имущества должника посредством публичного предложения.
В "Российской газете" от 17.06.2008 г. N 127 и Вестнике торгов от 17.06.2008 г. N 17 опубликовано объявление о продаже имущества должника посредством публичного предложения. Срок подачи заявок в соответствии с Законом о банкротстве один месяц, то есть до 17.07.2008 г.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что положения п. 7 ст. 110 Закона о банкротстве, согласно которым цена продажи предприятия должника посредством публичного предложения не может быть ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника, подлежат применению только в случае продажи предприятия должника в ходе внешнего управления. Данный вывод следует из п. 2 ст. 110 Закона о банкротстве, в соответствии с которым продажа предприятия должника может быть включена в план внешнего управления только на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок. При этом в названном решении должно содержаться указание на минимальную цену продажи предприятия.
В соответствии с п. 5 ст. 110 Закона о банкротстве начальная цена продажи предприятия, выставляемого на торги, устанавливается решением собрания кредиторов (комитета кредиторов) на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, и не может быть ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника при обращении с ходатайством о продаже предприятия.
Согласно положениям п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве с даты открытия конкурсного производства прекращаются все полномочия органов управления должника, за исключением полномочий принимать решения о заключении крупных сделок, решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом для исполнения обязательств должника.
Следовательно, с момента открытия конкурсного производства у органов управления должника отсутствует право обращаться с ходатайством о продаже предприятия должника, которым они в соответствии с п. 2 ст. 94 Закона о банкротстве располагали бы в процедуре внешнего управления.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что к рассматриваемым отношениям не может быть применена норма п. 5 и 7 ст. 110 Закона о банкротстве об определении органами управления должника минимальной цены продажи предприятия является правильным.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что конкурсное производство имеет иные цели, нежели процедура внешнего управления, и продажа предприятия и иного имущества должника в ходе конкурсного производства производится во всех случаях независимо от наличия решения о том органа управления должника, в связи с чем последний не вправе устанавливать минимальную цену продажи предприятия и тем более иного имущества должника.
Поскольку порядок продажи имущества должника, не проданного в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 110 Закона о банкротстве, а именно продажа его посредством публичного предложения, уже установлен собранием кредиторов 15.02.2008 г., то у конкурсного управляющего отсутствовала обязанность по представлению собранию кредиторов предложений об изменениях порядка, сроков и условиях продажи имущества должника для утверждения.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что конкурсный управляющий Мачуга В.П. не был обязан согласовывать с органом управления должника минимальную цену продажи не проданного на торгах и подлежащего продаже путем публичного предложения имущества должника. При этом, продажа имущества должника посредством публичного предложения (а именно таким способом подлежит реализация спорного имущества) не является продажей имущества на торгах, в связи с чем к такому способу продажи имущества не применяются правила об обязательном установлении минимальной цены продажи.
Суд первой инстанции обоснованно не принял довод уполномоченного органа о нарушении конкурсным управляющим Мачуга В.П. положений п. 6 ст. 110 Закона о банкротстве.
В соответствии с абзацем 2 п. 6 ст. 110 Закона о банкротстве внешний управляющий (организатор торгов) обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия на торгах в официальном издании, определяемом в соответствии со статьей 28 настоящего Федерального закона, а также в местном печатном органе по месту нахождения должника не позднее, чем за тридцать дней до даты проведения торгов.
Закон о банкротстве не раскрывает понятие местного печатного органа. Исходя из толкования данного понятия и учитывая специфику в контексте смысловой нагрузки в рамках процедур банкротства, таким органом следует считать не только орган, издаваемый на территории, на которой находится имущество предприятия, но и иные издания, располагаемые на территории Краснодарского края, в том числе и на данной территории.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что опубликование сообщения в печатном издании, распространяемом на всей территории Краснодарского края, а не только на территории Гулькевичского района и г. Гулькевичи, обеспечило возможность привлечения к участию в торгах большего количества потенциальных заинтересованных в приобретении реализуемого имущества лиц.
Как видно из материалов дела и не оспаривается уполномоченным органом, сообщения о проведении торгов спорного имущества, были опубликованы в соответствии с порядком, установленным абзац 2 п. 6 ст. 110 Закона о банкротстве в Краснодарской краевой газете - "Вестник торгов" соответственно проведенным торгам 20.03.2008, 29.04.2008, 06.06.2008, публичному предложению 17.06.2008; 22.02.2008 N 05 (185), 28.03.2008 N 09 (189), 06.05.2008 N 13 (193), 17.07.2008 N 17 (198).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, конкурсным управляющим соблюдены положения абз. 2 п. 6 ст. 110 Закона о банкротстве в части опубликования сообщения о продаже предприятия на торгах, а также в местном печатном органе по месту нахождения должника.
Согласно ст. 145 Закона о банкротстве конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника либо его кредиторов.
При рассмотрении обоснованности заявления уполномоченного органа на действия конкурсного управляющего суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требования уполномоченного органа не подлежат удовлетворению, поскольку уполномоченный орган не представил доказательств неисполнения либо ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим обязанностей, доказательства нарушения прав или законных интересов заявителя жалобы, причинения или возможности причинения убытков должнику либо его кредиторам.
При рассмотрении ходатайства конкурсного управляющего о признании недействительным решения собрания кредиторов от 22.07.2008 г., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оно подлежит удовлетворению.
По инициативе уполномоченного органа 22.07.2008 г. и в соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о банкротстве конкурсным управляющим было проведено собрание кредиторов с повесткой дня "Установление минимальной цены продажи имущества должника".
По итогам собрания кредиторов п. 12 Положения о торгах изложен в новой редакции, в соответствии с которой внесены изменения путем установления минимальной цены продажи предприятия посредством публичного предложения. Была утверждена минимальная цена продажи имущества должника в сумме 5 950 500 руб.
В силу п. 4 ст. 15 Закона о банкротстве в случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.
Поскольку судом установлено, что исходя из целей процедуры конкурсного производства продажа предприятия и иного имущества должника в ходе конкурсного производства производится во всех случаях независимо от наличия решения о том органа управления должника, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что конкурсный управляющий не обязан согласовывать минимальную цену продажи предприятия.
Как указано выше, в соответствии с п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве с даты открытия конкурсного производства прекращаются все полномочия органов управления должника, за исключением полномочий принимать решения о заключении крупных сделок, решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом для исполнения обязательств должника. Совокупность приведенных обстоятельств, свидетельствует о том, что с момента открытия конкурсного производства у органов управления должника отсутствует право обращаться с ходатайством о продаже предприятия должника, которым они в соответствии с п. 2 ст. 94 Закона о банкротстве располагали бы в процедуре внешнего управления.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что к рассматриваемым в настоящем споре отношениям не может быть применена норма п. п. 5 и 7 ст. 110 Закона о банкротстве об определении органами управления должника минимальной цены продажи предприятия.
Также необходимо отметить, что собрание кредиторов, в лице уполномоченного органа, в ходе конкурсного производства не является органом управления должника.
Следовательно, внесение изменений в п. 12 Положения о торгах и установления минимальной цены продажи предприятия посредством публичного предложения, осуществлено с превышением полномочий, предоставленных собранию кредитов Законом о банкротстве.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение собрания кредиторов от 22.07.2008 г. является неправомочным и подлежит признанию недействительным.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям ст. 162 АПК РФ и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 АПК РФ, считает, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении жалобы уполномоченного органа о признании ненадлежащим исполнение конкурсным управляющим Мачуга В.П. возложенных на него обязанностей и отстранении конкурсного управляющего Мачуги В.П. от исполнения возложенных на него обязанностей и удовлетворил ходатайство конкурсного управляющего о признании недействительным собрания кредиторов от 22.07.2008 г.
По правилам ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу ст. 64 АПК РФ доказательствами по делу являются сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Учитывая изложенное, фактические обстоятельства дела, суд не принимает доводы уполномоченного органа, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства о банкротстве, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой и апелляционной инстанций.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Определение Арбитражного суда Краснодарского края от 04 сентября 2008 г. по делу N А32-15196/2007-60/413Б оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Е.В.АНДРЕЕВА
Судьи
Л.А.ЗАХАРОВА
Н.В.ШИМБАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.01.2009 N 15АП-7110/2008 ПО ДЕЛУ N А32-15196/2007-60/413Б
Разделы:Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2009 г. N 15АП-7110/2008
Дело N А32-15196/2007-60/413Б
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Андреевой Е.В.
судей Захаровой Л.А., Шимбаревой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Андреевой Е.В.
при участии:
от конкурсного управляющего: Мачуга В.П.,
от уполномоченного органа: Можаев С.В., представитель по доверенности от 23.07.2008 г. N 01-09/69
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ФНС России в лице ИФНС России по Гулькевичскому району Краснодарского края
на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.09.2008 г. по делу N А32-15196/2007-60/413Б
по жалобе ФНС России в лице ИФНС России по Гулькевичскому району Краснодарского края об отстранении конкурсного управляющего
по жалобе конкурсного управляющего Мачуги В.П. о признании собрания кредиторов недействительным
по заявлению ликвидационной комиссии ООО "Родос"
о признании несостоятельным (банкротом)
принятое в составе судей Журавского О.А., Тумановой Л.Р., Колгановой Т.С.
установил:
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Родос", в рамках процедуры конкурсного производства, ФНС России в лице ИФНС России по Гулькевичскому району Краснодарского края (далее - уполномоченный орган) подана жалоба на действия (бездействие) конкурсного управляющего и отстранение его от исполнения обязанностей конкурсного управляющего; конкурсным управляющим заявлено ходатайство о признании собрания кредиторов от 22.07.2008 г. недействительным.
Определением суда от 04 сентября 2008 г. (с учетом определения от 16.01.2009 г.) в удовлетворении жалобы уполномоченного органа о признании ненадлежащим исполнение конкурсным управляющим Мачуга В.П. возложенных на него обязанностей и отстранении конкурсного управляющего Мачуги В.П. от исполнения возложенных на него обязанностей отказано. Ходатайство конкурсного управляющего удовлетворено. Собрание кредиторов от 22.07.2008 г. признано недействительным. Отменены обеспечительные меры, принятые определением суда от 05.08.2008 г.
Судебный акт мотивирован тем, что конкурсный управляющий не был обязан согласовывать с органом управления должника минимальную цену продажи непроданного на торгах и подлежащего продаже путем публичного предложения имущества должника. Продажа должника посредством публичного предложения (а именно таким способом подлежит реализация спорного имущества) не является продажей имущества на торгах, в связи с чем, к такому способу продажи имущества не применяются правила об обязательном установлении минимальной цены продажи. Довод уполномоченного органа о нарушении конкурсным управляющим положений п. 6 ст. 110 Закона о несостоятельности (банкротстве) не подтвержден материалами дела, уполномоченный орган не представил доказательств неисполнения либо ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим обязанностей. Исходя из целей процедуры конкурсного производства продажа предприятия и иного имущества должника в ходе конкурсного производства производится во всех случаях независимо от наличия решения о том органа управления должника, конкурсный управляющий не обязан согласовывать минимальную цену продажи предприятия. С момента открытия конкурсного производства у органов управления должника отсутствует право обращаться с ходатайством о продаже предприятия должника, которым они в соответствии с п. 2 ст. 94 Закона о банкротстве располагали бы в процедуре внешнего управления. К рассматриваемым отношениям не может быть применена норма п. п. 5 и 7 ст. 110 Закона о банкротстве об определении органами управления должника минимальной цены продажи предприятия.
В Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд обратился уполномоченный орган с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда от 04 сентября 2008 г., принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, решение вопроса об изменении Положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника входит в компетенцию арбитражного управляющего. Однако конкурсный управляющий должника не принял никаких действий по вынесению вопроса на собрание кредиторов. Участники должника не воспользовались своим правом, что может негативно отразиться на процедуре продажи имущества должника, повлечь продажу предприятия по цене ниже рыночной, что нарушит законные интересы кредиторов в целом и государства в частности.
В отзыве на апелляционную жалобу конкурсный управляющий просит оставить определение суда от 04 сентября 2008 г. без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил определение суда от 04.09.2008 г. отменить, принять новый судебный акт. Конкурсный управляющий поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно п. 4, 5 и 6 статьи 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже имущества должника на открытых торгах, если настоящим Законом не установлен иной порядок продажи имущества должника. Начальная цена продажи выставляемого на торги имущества должника определяется независимым оценщиком, если иное не предусмотрено настоящим Законом. Продажа предприятия, а также иного имущества должника осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены п. 3 - 8 ст. 110 и ст. 111 Закона, с особенностями, предусмотренными настоящей главой.
Статьей 110 Закона о банкротстве регламентирован порядок продажи предприятия должника в процедуре внешнего управления, а статьей 111 Закона - порядок продажи части имущества должника в той же процедуре.
Согласно п. 4 ст. 111 Закона о банкротстве открытые торги проводятся в порядке, предусмотренном п. 4 - 9 ст. 110 Закона, если иное не установлено настоящей статьей.
Пунктом 6 ст. 110 Закона о банкротстве предусмотрено, что конкурсный управляющий (организатор торгов) обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия должника, в котором должны содержаться перечисленные в данном пункте сведения.
В соответствии с п. 7 ст. 110 Закона о банкротстве в случае, если в указанные в сообщении о продаже предприятия сроки не получено ни одной заявки (предложения) или получена одна заявка (предложение), конкурсный управляющий (организатор торгов) признает первые торги несостоявшимися и проводит повторные торги. Повторные торги проводятся также в случае, если предприятие не было продано на первых торгах. В случае если повторные торги были признаны несостоявшимися или предприятие не было продано, конкурсный управляющий в течение 14 дней с даты подведения итогов повторных торгов публикует новое сообщение о продаже предприятия. Начальная цена продажи предприятия, указанная в таком сообщении, может быть снижена на 10% начальной цены продажи, установленной собранием кредиторов, но не может быть ниже минимальной цены продажи предприятия (имущества должника), определенной органами управления должника. В случае если предприятие не было продано в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, порядок продажи предприятия на торгах устанавливается собранием кредиторов или комитетом кредиторов, в том числе посредством публичного предложения. При этом предприятие не может быть продано по цене ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника.
Как видно из материалов дела, конкурсным управляющим проведена инвентаризация имущества должника, оценкам имущества должника. В качестве независимого оценщика привлечена организация ООО "Экспертоценка". Составлен отчет об оценке рыночной стоимости имущества, принадлежащего должнику N 280108/02-ИК. По результатам оценки, имущество должника оценено в 6 611 700 руб.
Собранием кредиторов от 15.02.2008 г. утверждена начальная цена продажи имущества должника в сумме 6 611 700 руб. и утверждено Положение об открытых торгах (далее - Положение о торгах).
Указанное Положение о торгах утверждено 100% голосов кредиторов, присутствующих на собрании кредиторов, в том числе уполномоченным органом, обладающим 95,81% голоса на собрании кредиторов.
Конкурсным управляющим был направлен в адрес органов управления должника отчет независимого оценщика с предложением об установлении минимальной цены продажи предприятия. Органы управления должника своим правом установить минимальную цену продажи предприятия не воспользовались.
Первое объявление о торгах было опубликовано в "Российской газете" от 16.02.2008 г. N 34 и Вестнике торгов от 22.02.2008 г. N 05. Начальная цена продажи имущества должника, указанная в объявлении, составила 6 611 700 руб. Аукционной комиссией торги от 20.03.2008 г. были признаны несостоявшимися, поскольку не поступило ни одной заявки.
Вторые торги от 29.04.2008 г., по начальной цене 6 611 700 руб., аукционной комиссией торги были признаны несостоявшимися, так как не поступило ни одной заявки. Объявление о торгах опубликовано в "Российской газете" от 29.03.2008 г. N 68 и Вестнике торгов от 28.03.2008 г. N 09.
Третьи торги прошли с понижением начальной цены на 10%, что соответствует положениям п. 7 ст. 110 Закона о банкротстве. В объявлении цена была указана (6 611 700 руб. - 10%) 5 950 500 руб. Объявление о торгах опубликовано в "Российской газете" от 06.05.2008 г. N 95 и Вестнике торгов от 06.05.2008 г. N 13. Аукционной комиссией торги от 06.06.2008 г. были признаны несостоявшимися, поскольку не поступило ни одной заявки.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что конкурсный управляющий выполнил все предусмотренные п. п. 5, 7 ст. 110, ст. 111 Закона о банкротстве мероприятия в целях реализации имущества на открытых торгах, что было подтверждено собранием кредиторов, в том числе уполномоченным органом, обладающим 97,77% толосов, путем принятия отчетов конкурсного управляющего.
В силу п. 12 Положения о торгах, в случае, если имущество посредством торгов не было реализовано, конкурсный управляющий реализует имущество предприятия посредством публичного предложения. При этом минимальная цена имущества должника не определена.
В соответствии с п. 12 Положения об открытых торгах и ст. 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий приступил к продаже имущества должника посредством публичного предложения.
В "Российской газете" от 17.06.2008 г. N 127 и Вестнике торгов от 17.06.2008 г. N 17 опубликовано объявление о продаже имущества должника посредством публичного предложения. Срок подачи заявок в соответствии с Законом о банкротстве один месяц, то есть до 17.07.2008 г.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что положения п. 7 ст. 110 Закона о банкротстве, согласно которым цена продажи предприятия должника посредством публичного предложения не может быть ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника, подлежат применению только в случае продажи предприятия должника в ходе внешнего управления. Данный вывод следует из п. 2 ст. 110 Закона о банкротстве, в соответствии с которым продажа предприятия должника может быть включена в план внешнего управления только на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок. При этом в названном решении должно содержаться указание на минимальную цену продажи предприятия.
В соответствии с п. 5 ст. 110 Закона о банкротстве начальная цена продажи предприятия, выставляемого на торги, устанавливается решением собрания кредиторов (комитета кредиторов) на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, и не может быть ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника при обращении с ходатайством о продаже предприятия.
Согласно положениям п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве с даты открытия конкурсного производства прекращаются все полномочия органов управления должника, за исключением полномочий принимать решения о заключении крупных сделок, решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом для исполнения обязательств должника.
Следовательно, с момента открытия конкурсного производства у органов управления должника отсутствует право обращаться с ходатайством о продаже предприятия должника, которым они в соответствии с п. 2 ст. 94 Закона о банкротстве располагали бы в процедуре внешнего управления.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что к рассматриваемым отношениям не может быть применена норма п. 5 и 7 ст. 110 Закона о банкротстве об определении органами управления должника минимальной цены продажи предприятия является правильным.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что конкурсное производство имеет иные цели, нежели процедура внешнего управления, и продажа предприятия и иного имущества должника в ходе конкурсного производства производится во всех случаях независимо от наличия решения о том органа управления должника, в связи с чем последний не вправе устанавливать минимальную цену продажи предприятия и тем более иного имущества должника.
Поскольку порядок продажи имущества должника, не проданного в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 110 Закона о банкротстве, а именно продажа его посредством публичного предложения, уже установлен собранием кредиторов 15.02.2008 г., то у конкурсного управляющего отсутствовала обязанность по представлению собранию кредиторов предложений об изменениях порядка, сроков и условиях продажи имущества должника для утверждения.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что конкурсный управляющий Мачуга В.П. не был обязан согласовывать с органом управления должника минимальную цену продажи не проданного на торгах и подлежащего продаже путем публичного предложения имущества должника. При этом, продажа имущества должника посредством публичного предложения (а именно таким способом подлежит реализация спорного имущества) не является продажей имущества на торгах, в связи с чем к такому способу продажи имущества не применяются правила об обязательном установлении минимальной цены продажи.
Суд первой инстанции обоснованно не принял довод уполномоченного органа о нарушении конкурсным управляющим Мачуга В.П. положений п. 6 ст. 110 Закона о банкротстве.
В соответствии с абзацем 2 п. 6 ст. 110 Закона о банкротстве внешний управляющий (организатор торгов) обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия на торгах в официальном издании, определяемом в соответствии со статьей 28 настоящего Федерального закона, а также в местном печатном органе по месту нахождения должника не позднее, чем за тридцать дней до даты проведения торгов.
Закон о банкротстве не раскрывает понятие местного печатного органа. Исходя из толкования данного понятия и учитывая специфику в контексте смысловой нагрузки в рамках процедур банкротства, таким органом следует считать не только орган, издаваемый на территории, на которой находится имущество предприятия, но и иные издания, располагаемые на территории Краснодарского края, в том числе и на данной территории.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что опубликование сообщения в печатном издании, распространяемом на всей территории Краснодарского края, а не только на территории Гулькевичского района и г. Гулькевичи, обеспечило возможность привлечения к участию в торгах большего количества потенциальных заинтересованных в приобретении реализуемого имущества лиц.
Как видно из материалов дела и не оспаривается уполномоченным органом, сообщения о проведении торгов спорного имущества, были опубликованы в соответствии с порядком, установленным абзац 2 п. 6 ст. 110 Закона о банкротстве в Краснодарской краевой газете - "Вестник торгов" соответственно проведенным торгам 20.03.2008, 29.04.2008, 06.06.2008, публичному предложению 17.06.2008; 22.02.2008 N 05 (185), 28.03.2008 N 09 (189), 06.05.2008 N 13 (193), 17.07.2008 N 17 (198).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, конкурсным управляющим соблюдены положения абз. 2 п. 6 ст. 110 Закона о банкротстве в части опубликования сообщения о продаже предприятия на торгах, а также в местном печатном органе по месту нахождения должника.
Согласно ст. 145 Закона о банкротстве конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника либо его кредиторов.
При рассмотрении обоснованности заявления уполномоченного органа на действия конкурсного управляющего суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требования уполномоченного органа не подлежат удовлетворению, поскольку уполномоченный орган не представил доказательств неисполнения либо ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим обязанностей, доказательства нарушения прав или законных интересов заявителя жалобы, причинения или возможности причинения убытков должнику либо его кредиторам.
При рассмотрении ходатайства конкурсного управляющего о признании недействительным решения собрания кредиторов от 22.07.2008 г., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оно подлежит удовлетворению.
По инициативе уполномоченного органа 22.07.2008 г. и в соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о банкротстве конкурсным управляющим было проведено собрание кредиторов с повесткой дня "Установление минимальной цены продажи имущества должника".
По итогам собрания кредиторов п. 12 Положения о торгах изложен в новой редакции, в соответствии с которой внесены изменения путем установления минимальной цены продажи предприятия посредством публичного предложения. Была утверждена минимальная цена продажи имущества должника в сумме 5 950 500 руб.
В силу п. 4 ст. 15 Закона о банкротстве в случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.
Поскольку судом установлено, что исходя из целей процедуры конкурсного производства продажа предприятия и иного имущества должника в ходе конкурсного производства производится во всех случаях независимо от наличия решения о том органа управления должника, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что конкурсный управляющий не обязан согласовывать минимальную цену продажи предприятия.
Как указано выше, в соответствии с п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве с даты открытия конкурсного производства прекращаются все полномочия органов управления должника, за исключением полномочий принимать решения о заключении крупных сделок, решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом для исполнения обязательств должника. Совокупность приведенных обстоятельств, свидетельствует о том, что с момента открытия конкурсного производства у органов управления должника отсутствует право обращаться с ходатайством о продаже предприятия должника, которым они в соответствии с п. 2 ст. 94 Закона о банкротстве располагали бы в процедуре внешнего управления.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что к рассматриваемым в настоящем споре отношениям не может быть применена норма п. п. 5 и 7 ст. 110 Закона о банкротстве об определении органами управления должника минимальной цены продажи предприятия.
Также необходимо отметить, что собрание кредиторов, в лице уполномоченного органа, в ходе конкурсного производства не является органом управления должника.
Следовательно, внесение изменений в п. 12 Положения о торгах и установления минимальной цены продажи предприятия посредством публичного предложения, осуществлено с превышением полномочий, предоставленных собранию кредитов Законом о банкротстве.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение собрания кредиторов от 22.07.2008 г. является неправомочным и подлежит признанию недействительным.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям ст. 162 АПК РФ и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 АПК РФ, считает, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении жалобы уполномоченного органа о признании ненадлежащим исполнение конкурсным управляющим Мачуга В.П. возложенных на него обязанностей и отстранении конкурсного управляющего Мачуги В.П. от исполнения возложенных на него обязанностей и удовлетворил ходатайство конкурсного управляющего о признании недействительным собрания кредиторов от 22.07.2008 г.
По правилам ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу ст. 64 АПК РФ доказательствами по делу являются сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Учитывая изложенное, фактические обстоятельства дела, суд не принимает доводы уполномоченного органа, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства о банкротстве, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой и апелляционной инстанций.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Определение Арбитражного суда Краснодарского края от 04 сентября 2008 г. по делу N А32-15196/2007-60/413Б оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Е.В.АНДРЕЕВА
Судьи
Л.А.ЗАХАРОВА
Н.В.ШИМБАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)