Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.Г. Италмасовой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А. Меняшиной рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" далее - заявитель)
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск (далее - заинтересованное лицо)
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от заявителя: Полевин К.С., представитель по доверенности от 30.12.2010 года,
от заинтересованного лица: Антропов И.В., представитель по доверенности от 24.12.2010 года.
Представителям процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Заинтересованное лицо представило в суд отзыв, копии материалов административного дела. Названные документы приобщены к материалам дела.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.
Заявитель просит признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от 18.01.2011 N 19 о привлечении открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа 5000 руб.
Заинтересованное лицо просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Постановлением начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск от 18.01.2011 N 19 открытое акционерное общество "Свердловэнергосбыт" привлечено к административной ответственности за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об исполнителе, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Считая, что указанное постановление не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает законные права и интересы ОАО "Свердловэнергосбыт", заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив фактические обстоятельства, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании представителей, арбитражный суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности, составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя
Как следует из материалов дела на основании обращения граждан К.А. Сысоева и Л.И. Третьяковой от 30.09.2010, с жалобой на нарушение их прав как потребителей жилищно-коммунальных услуг и распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица от 09.11.2010 N 01-22-01-03/5027 проведена документарная проверка в отношении ОАО "Свердловэнергосбыт" на объекте - жилой фонд: Свердловская область, г. Первоуральск, <...>; Свердловская область, п. Шаля, <...>, на предмет соблюдения требований Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее по тексту - Правила).
Результаты проверки оформлены актом проверки от 23.11.2010, протоколом об административном правонарушении от 21.12.2010.
ОАО "Свердловэнергосбыт" выдано предписание от 24.11.2010 N 01-22-01-04/01/5276 о прекращении нарушения прав потребителей.
В ходе документарной проверки выявлено, что юридическое лицо ОАО "Свердловэнергосбыт" допустило следующие нарушения законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
При анализе платежных документов - квитанций на оплату электроэнергии за период с марта 2010 года по сентябрь 2010 года, выставленных исполнителем ОАО "Свердловэнергосбыт" потребителю Третьяковой Л.И., проживающей по адресу: <...>, и квитанции на оплату электроэнергии за январь 2010 года, выставленной исполнителем ОАО "Свердловэнергосбыт" потребителю Новокшеновой М.С., проживающей по адресу: <...>, установлено отсутствие информации об адресе (месте нахождения) исполнителя ОАО "Свердловэнергосбыт".
В квитанциях, выставленных исполнителем ОАО "Свердловэнергосбыт" потребителю Третьяковой Л.И., проживающей по адресу: <...>, за период с марта 2010 года по сентябрь 2010 года включительно указан следующий адрес ОАО "Свердловэнергосбыт": "п. Шаля, ул. Строителей, 14".
В квитанции за январь 2010 г., выставленной исполнителем ОАО "Свердловэнергосбыт" Новокшеновой М.С., проживающей по адресу: <...>, указан следующий адрес ОАО "Свердловэнергосбыт": "г. Первоуральск, пр-кт Космонавтов, 1а".
В соответствии с пунктом 1.5. Устава ОАО "Свердловэнергосбыт" место нахождения Общества определено, как то - Российская Федерация, 620075, г. Екатеринбург, ул. Кузнечная, 92.
В платежном документе - квитанции, выставленной исполнителем ОАО "Свердловэнергосбыт" потребителю Третьяковой Л.И., проживающей по адресу: <...>, за март 2010 года представлена недостоверная информация о расчетном периоде (оплачиваемом месяце).
В соответствии с выпиской из журнала по ООО "Энергошаля" о снятии показаний общедомового прибора учета по адресу: п. Шаля, ул. Ленина, 9а (исх. N 204 от 14.10.10 г.), показания общедомового прибора учета (расход 18000 квтч: 9360 квт.ч. (за период с 04.02.2010 по 26.02.2020 г.) + 8640 квт.ч. (за период с 26.02.2010 г. по 25.03.2010 г.), в соответствии с которыми произведено начисление потребителю платы в марте 2010 года, являются показаниями приборов за период с 04.02.2010 г. по 25.03.2010 г., т.е. за два расчетных периода (февраль - март 2010 г.).
В соответствии с представленным Реестром актов поуличного учета электрической энергии по бытовым потребителям (Шаля, март 2010), расход по индивидуальному прибору учета Третьяковой Л.И. (618 квт/ч - "день" и 639 квт/ч - "ночь"), в соответствии с которыми произведено начисление потребителю платы в марте 2010 года, являются показаниями приборов за период с 04.02.2010 г. по 25.03.2010 г., т.е. за два расчетных периода (февраль - март 2010 г.). В квитанции, выставленной Третьяковой Л.И. указано: "расчетный период: Март 2010 г.".
Данные факты по мнению административного органа являются нарушением ст. 8, ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1., подп. "б", "в" п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Постановлением начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск от 18.01.2011 N 19 открытое акционерное общество "Свердловэнергосбыт" привлечено к административной ответственности за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об исполнителе, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (Пять тысяч) рублей.
В соответствии со ст. 43 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 г. N 2300-1 за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 8 Закона потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ст. 10 данного Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Требования к доведению информации об оказываемых коммунальных услугах до потребителя содержатся в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии с пунктом 2 названных Правил, их действие распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно п. 3 Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Согласно Уставу ОАО "Свердловэнергосбыт" предметом деятельности общества является, в частности, предоставление коммунальных услуг населению.
Материалами дела подтверждено, в частности, актом проверки от 23.11.2010, платежными документами, выставленными ОАО "Свердловэнергосбыт" гражданам Новокшеновой М.С., Третьяковой Л.И., что жилой фонд, расположенный по адресам: Свердловская область, г. Первоуральск, <...>; Свердловская область, п. Шаля, <...>, находится в управлении ОАО "Свердловэнергосбыт" - при оказании коммунальной услуги по электроэнергии, то есть Общество является исполнителем коммунальных услуг. Следовательно, должно соблюдать требования вышеуказанных Правил по доведению информации до потребителя указанными в них способами.
Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования по объему информации о предоставляемых коммунальных услугах, порядку и способу(ам) ее доведения до потребителя законодательно определены и подлежат выполнению исполнителем данных коммунальных услуг.
В соответствии с подп. "б", "в" п. 38 Правил платежный документ должен содержать, в частности, указание на наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования; указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод.
Таким образом, ОАО "Свердловэнергосбыт" допущено нарушение права потребителей Новокшеновой М.С., Третьяковой Л.И. на получение необходимой и достоверной информации о предоставляемых услугах, об исполнителе, так как Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам императивно установлено, что информация об исполнителе и об оказываемых им услугах должна быть указана, прежде всего, в платежных документах (извещениях-квитанциях на оплату коммунальных услуг по электроэнергии).
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что ОАО "Свердловэнергосбыт", как исполнителем услуг, должны проводиться мероприятия по соблюдению требований законодательства в области защиты прав потребителей. Доказательств проведения таких мероприятий материалы дела не содержат.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что обществом в полном объеме предоставляется потребителю необходимая и достоверная информация об услуге (работе), об исполнителе установленными законом способами.
Довод заявителя о том, что отсутствует событие правонарушения, суд находит необоснованным, поскольку факт нарушения подтвержден и доказан материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 21.12.2010, актом проверки от 23.11.2010, квитанциями на оплату электроэнергии за период с марта 2010 года по сентябрь 2010 года, выставленных исполнителем ОАО "Свердловэнергосбыт" потребителю Третьяковой Л.И., квитанцией на оплату электроэнергии за январь 2010 года, выставленной исполнителем ОАО "Свердловэнергосбыт" потребителю Новокшеновой М.С., выпиской из журнала по ООО "Энергошаля" о снятии показаний общедомового прибора учета по адресу п. Шаля, ул. Ленина, 9а (исх. N 204 от 14.10.10 г.).
Кроме того, решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.04.2011 по делу N А60-3052/2011, в котором участвовали те же лица, установлено, что указание обществом в квитанциях только адресов обособленных структурных подразделений, а не адреса места нахождения исполнителя ОАО "Свердловэнергосбыт", является недостаточным и свидетельствует о нарушении п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 г.
Таким образом, обществом допущено нарушение Закона о защите прав потребителей в части непредставления необходимой и достоверной информации об адресе (местонахождении) исполнителя.
Доводы заявителя о составлении протокола в отсутствие законного представителя также опровергаются материалами административного дела.
Полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом являются задачами производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1 КоАП РФ).
В этих целях административный орган должен соблюдать установленный порядок осуществления процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению дел об административных правонарушениях. В частности, в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается отметка в протоколе. Физическому лицу должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.
Из приведенных норм также следует, что при составлении протокола об административном правонарушении должностные лица, уполномоченные на это действие, обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого составляется протокол, в частности, заблаговременно известить это лицо о времени и месте составления протокола по конкретному составу правонарушения, независимо от того, когда он составляется.
Данная норма права по своей правовой природе призвана обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
Положения статьи 28.2 КоАП РФ (в их системном единстве с иными правилами раздела 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) позволяют рассматривать составление протокола об административном правонарушении как одно из важнейших процессуальных действий в рамках административной процедуры, завершающее формирование доказательственной основы, которая в дальнейшем может лишь корректироваться с учетом доводов, выдвигаемых участниками административного производства при рассмотрении дела об административном правонарушении и обжаловании решения административного органа. По смыслу ч. 2 ст. 26.2 и ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ как протокол, так и содержащиеся в нем объяснения и сведения являются основными средствами доказывания по делам об административных правонарушениях.
Неизвещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и дате составления протокола об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных Кодексом процессуальных прав и гарантий защиты: прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений и представления доказательств, на заявление ходатайств и отводов, использованию юридической помощью защитника.
На основании п. 24 указанного Постановления при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ.
Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица являются руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. ч. 1, 2 *** 25.4 КоАП РФ).
Соответственно, законным представителем юридического лица при производстве по делу об административном правонарушении (в силу закона или учредительных документов) является орган юридического лица.
По смыслу приведенных норм КоАП РФ и разъяснений ВАС РФ административный орган должен доказать, что в целях соблюдения порядка привлечения к ответственности он принял необходимые и достаточные меры для извещения общества или его законного представителя.
Доказательством надлежащего извещения может быть признан документ, подтверждающий факт направления и получения извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что определение о вызове лица и назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 22.12.2010 N 847 вручено ОАО "Свердловэнергосбыт" 27.12.2010, 11.01.2011, о чем свидетельствуют уведомления органа связи о вручении почтовых отправлений. Дело об административном правонарушении рассмотрено с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, ОАО "Свердловэнергосбыт" Полевина К.С. (доверенность от 30.12.2010 N 18927).
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении (на 14 час. 00 мин. 21.12.2010) ОАО "Свердловэнергосбыт" извещено надлежащим образом, извещение о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении в порядке ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ от 26.11.2010 N б/н направлено заказным письмом с уведомлением о вручении и вручено обществу о чем свидетельствует уведомление органа связи о вручении почтового отправления.
Кроме того, протокол об административном правонарушении составлен с участием представителя общества Дюжевой А.В. (доверенность от 25.03.2010 N 3670), копия протокола ей вручена, а также вручена ОАО "Свердловэнергосбыт" 27.12.2010, о чем свидетельствуют уведомления органа связи о вручении почтовых отправлений.
Таким образом судом установлено, что указанные представителя присутствовали на основании общей доверенности, но при надлежащем уведомлении юридического лица.
В соответствии с пунктом 1.5. Устава ОАО "Свердловэнергосбыт" место нахождения Общества определено, как то - Российская Федерация, 620075, г. Екатеринбург, ул. Кузнечная, 92.
Таким образом, уведомление ОАО "Свердловэнергосбыт" направлено по адресу его местонахождения и государственной регистрации.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрено указанной статьей, относится к административным правонарушениям с формальным составом.
Ответственность за указанное деяние наступает независимо от возникновения или невозникновения общественно опасных последствий. Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.
В данном случае правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами обязательный порядок общественных отношений в области защиты прав потребителей и носит существенный характер, поскольку в конечном итоге влияет на получение коммунальных услуг надлежащего качества, информации об услугах и исполнителях услуг.
Таким образом, факт нарушения и вина Общества подтверждается материалами дела, постановление принято в установленный срок, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26.04.2011 ПО ДЕЛУ N А60-9686/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 апреля 2011 г. по делу N А60-9686/2011
Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.Г. Италмасовой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А. Меняшиной рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" далее - заявитель)
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск (далее - заинтересованное лицо)
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от заявителя: Полевин К.С., представитель по доверенности от 30.12.2010 года,
от заинтересованного лица: Антропов И.В., представитель по доверенности от 24.12.2010 года.
Представителям процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Заинтересованное лицо представило в суд отзыв, копии материалов административного дела. Названные документы приобщены к материалам дела.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.
Заявитель просит признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от 18.01.2011 N 19 о привлечении открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа 5000 руб.
Заинтересованное лицо просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Постановлением начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск от 18.01.2011 N 19 открытое акционерное общество "Свердловэнергосбыт" привлечено к административной ответственности за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об исполнителе, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Считая, что указанное постановление не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает законные права и интересы ОАО "Свердловэнергосбыт", заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив фактические обстоятельства, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании представителей, арбитражный суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности, составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя
Как следует из материалов дела на основании обращения граждан К.А. Сысоева и Л.И. Третьяковой от 30.09.2010, с жалобой на нарушение их прав как потребителей жилищно-коммунальных услуг и распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица от 09.11.2010 N 01-22-01-03/5027 проведена документарная проверка в отношении ОАО "Свердловэнергосбыт" на объекте - жилой фонд: Свердловская область, г. Первоуральск, <...>; Свердловская область, п. Шаля, <...>, на предмет соблюдения требований Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее по тексту - Правила).
Результаты проверки оформлены актом проверки от 23.11.2010, протоколом об административном правонарушении от 21.12.2010.
ОАО "Свердловэнергосбыт" выдано предписание от 24.11.2010 N 01-22-01-04/01/5276 о прекращении нарушения прав потребителей.
В ходе документарной проверки выявлено, что юридическое лицо ОАО "Свердловэнергосбыт" допустило следующие нарушения законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
При анализе платежных документов - квитанций на оплату электроэнергии за период с марта 2010 года по сентябрь 2010 года, выставленных исполнителем ОАО "Свердловэнергосбыт" потребителю Третьяковой Л.И., проживающей по адресу: <...>, и квитанции на оплату электроэнергии за январь 2010 года, выставленной исполнителем ОАО "Свердловэнергосбыт" потребителю Новокшеновой М.С., проживающей по адресу: <...>, установлено отсутствие информации об адресе (месте нахождения) исполнителя ОАО "Свердловэнергосбыт".
В квитанциях, выставленных исполнителем ОАО "Свердловэнергосбыт" потребителю Третьяковой Л.И., проживающей по адресу: <...>, за период с марта 2010 года по сентябрь 2010 года включительно указан следующий адрес ОАО "Свердловэнергосбыт": "п. Шаля, ул. Строителей, 14".
В квитанции за январь 2010 г., выставленной исполнителем ОАО "Свердловэнергосбыт" Новокшеновой М.С., проживающей по адресу: <...>, указан следующий адрес ОАО "Свердловэнергосбыт": "г. Первоуральск, пр-кт Космонавтов, 1а".
В соответствии с пунктом 1.5. Устава ОАО "Свердловэнергосбыт" место нахождения Общества определено, как то - Российская Федерация, 620075, г. Екатеринбург, ул. Кузнечная, 92.
В платежном документе - квитанции, выставленной исполнителем ОАО "Свердловэнергосбыт" потребителю Третьяковой Л.И., проживающей по адресу: <...>, за март 2010 года представлена недостоверная информация о расчетном периоде (оплачиваемом месяце).
В соответствии с выпиской из журнала по ООО "Энергошаля" о снятии показаний общедомового прибора учета по адресу: п. Шаля, ул. Ленина, 9а (исх. N 204 от 14.10.10 г.), показания общедомового прибора учета (расход 18000 квтч: 9360 квт.ч. (за период с 04.02.2010 по 26.02.2020 г.) + 8640 квт.ч. (за период с 26.02.2010 г. по 25.03.2010 г.), в соответствии с которыми произведено начисление потребителю платы в марте 2010 года, являются показаниями приборов за период с 04.02.2010 г. по 25.03.2010 г., т.е. за два расчетных периода (февраль - март 2010 г.).
В соответствии с представленным Реестром актов поуличного учета электрической энергии по бытовым потребителям (Шаля, март 2010), расход по индивидуальному прибору учета Третьяковой Л.И. (618 квт/ч - "день" и 639 квт/ч - "ночь"), в соответствии с которыми произведено начисление потребителю платы в марте 2010 года, являются показаниями приборов за период с 04.02.2010 г. по 25.03.2010 г., т.е. за два расчетных периода (февраль - март 2010 г.). В квитанции, выставленной Третьяковой Л.И. указано: "расчетный период: Март 2010 г.".
Данные факты по мнению административного органа являются нарушением ст. 8, ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1., подп. "б", "в" п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Постановлением начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск от 18.01.2011 N 19 открытое акционерное общество "Свердловэнергосбыт" привлечено к административной ответственности за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об исполнителе, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (Пять тысяч) рублей.
В соответствии со ст. 43 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 г. N 2300-1 за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 8 Закона потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ст. 10 данного Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Требования к доведению информации об оказываемых коммунальных услугах до потребителя содержатся в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии с пунктом 2 названных Правил, их действие распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно п. 3 Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Согласно Уставу ОАО "Свердловэнергосбыт" предметом деятельности общества является, в частности, предоставление коммунальных услуг населению.
Материалами дела подтверждено, в частности, актом проверки от 23.11.2010, платежными документами, выставленными ОАО "Свердловэнергосбыт" гражданам Новокшеновой М.С., Третьяковой Л.И., что жилой фонд, расположенный по адресам: Свердловская область, г. Первоуральск, <...>; Свердловская область, п. Шаля, <...>, находится в управлении ОАО "Свердловэнергосбыт" - при оказании коммунальной услуги по электроэнергии, то есть Общество является исполнителем коммунальных услуг. Следовательно, должно соблюдать требования вышеуказанных Правил по доведению информации до потребителя указанными в них способами.
Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования по объему информации о предоставляемых коммунальных услугах, порядку и способу(ам) ее доведения до потребителя законодательно определены и подлежат выполнению исполнителем данных коммунальных услуг.
В соответствии с подп. "б", "в" п. 38 Правил платежный документ должен содержать, в частности, указание на наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования; указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод.
Таким образом, ОАО "Свердловэнергосбыт" допущено нарушение права потребителей Новокшеновой М.С., Третьяковой Л.И. на получение необходимой и достоверной информации о предоставляемых услугах, об исполнителе, так как Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам императивно установлено, что информация об исполнителе и об оказываемых им услугах должна быть указана, прежде всего, в платежных документах (извещениях-квитанциях на оплату коммунальных услуг по электроэнергии).
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что ОАО "Свердловэнергосбыт", как исполнителем услуг, должны проводиться мероприятия по соблюдению требований законодательства в области защиты прав потребителей. Доказательств проведения таких мероприятий материалы дела не содержат.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что обществом в полном объеме предоставляется потребителю необходимая и достоверная информация об услуге (работе), об исполнителе установленными законом способами.
Довод заявителя о том, что отсутствует событие правонарушения, суд находит необоснованным, поскольку факт нарушения подтвержден и доказан материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 21.12.2010, актом проверки от 23.11.2010, квитанциями на оплату электроэнергии за период с марта 2010 года по сентябрь 2010 года, выставленных исполнителем ОАО "Свердловэнергосбыт" потребителю Третьяковой Л.И., квитанцией на оплату электроэнергии за январь 2010 года, выставленной исполнителем ОАО "Свердловэнергосбыт" потребителю Новокшеновой М.С., выпиской из журнала по ООО "Энергошаля" о снятии показаний общедомового прибора учета по адресу п. Шаля, ул. Ленина, 9а (исх. N 204 от 14.10.10 г.).
Кроме того, решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.04.2011 по делу N А60-3052/2011, в котором участвовали те же лица, установлено, что указание обществом в квитанциях только адресов обособленных структурных подразделений, а не адреса места нахождения исполнителя ОАО "Свердловэнергосбыт", является недостаточным и свидетельствует о нарушении п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 г.
Таким образом, обществом допущено нарушение Закона о защите прав потребителей в части непредставления необходимой и достоверной информации об адресе (местонахождении) исполнителя.
Доводы заявителя о составлении протокола в отсутствие законного представителя также опровергаются материалами административного дела.
Полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом являются задачами производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1 КоАП РФ).
В этих целях административный орган должен соблюдать установленный порядок осуществления процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению дел об административных правонарушениях. В частности, в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается отметка в протоколе. Физическому лицу должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.
Из приведенных норм также следует, что при составлении протокола об административном правонарушении должностные лица, уполномоченные на это действие, обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого составляется протокол, в частности, заблаговременно известить это лицо о времени и месте составления протокола по конкретному составу правонарушения, независимо от того, когда он составляется.
Данная норма права по своей правовой природе призвана обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
Положения статьи 28.2 КоАП РФ (в их системном единстве с иными правилами раздела 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) позволяют рассматривать составление протокола об административном правонарушении как одно из важнейших процессуальных действий в рамках административной процедуры, завершающее формирование доказательственной основы, которая в дальнейшем может лишь корректироваться с учетом доводов, выдвигаемых участниками административного производства при рассмотрении дела об административном правонарушении и обжаловании решения административного органа. По смыслу ч. 2 ст. 26.2 и ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ как протокол, так и содержащиеся в нем объяснения и сведения являются основными средствами доказывания по делам об административных правонарушениях.
Неизвещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и дате составления протокола об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных Кодексом процессуальных прав и гарантий защиты: прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений и представления доказательств, на заявление ходатайств и отводов, использованию юридической помощью защитника.
На основании п. 24 указанного Постановления при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ.
Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица являются руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. ч. 1, 2 *** 25.4 КоАП РФ).
Соответственно, законным представителем юридического лица при производстве по делу об административном правонарушении (в силу закона или учредительных документов) является орган юридического лица.
По смыслу приведенных норм КоАП РФ и разъяснений ВАС РФ административный орган должен доказать, что в целях соблюдения порядка привлечения к ответственности он принял необходимые и достаточные меры для извещения общества или его законного представителя.
Доказательством надлежащего извещения может быть признан документ, подтверждающий факт направления и получения извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что определение о вызове лица и назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 22.12.2010 N 847 вручено ОАО "Свердловэнергосбыт" 27.12.2010, 11.01.2011, о чем свидетельствуют уведомления органа связи о вручении почтовых отправлений. Дело об административном правонарушении рассмотрено с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, ОАО "Свердловэнергосбыт" Полевина К.С. (доверенность от 30.12.2010 N 18927).
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении (на 14 час. 00 мин. 21.12.2010) ОАО "Свердловэнергосбыт" извещено надлежащим образом, извещение о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении в порядке ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ от 26.11.2010 N б/н направлено заказным письмом с уведомлением о вручении и вручено обществу о чем свидетельствует уведомление органа связи о вручении почтового отправления.
Кроме того, протокол об административном правонарушении составлен с участием представителя общества Дюжевой А.В. (доверенность от 25.03.2010 N 3670), копия протокола ей вручена, а также вручена ОАО "Свердловэнергосбыт" 27.12.2010, о чем свидетельствуют уведомления органа связи о вручении почтовых отправлений.
Таким образом судом установлено, что указанные представителя присутствовали на основании общей доверенности, но при надлежащем уведомлении юридического лица.
В соответствии с пунктом 1.5. Устава ОАО "Свердловэнергосбыт" место нахождения Общества определено, как то - Российская Федерация, 620075, г. Екатеринбург, ул. Кузнечная, 92.
Таким образом, уведомление ОАО "Свердловэнергосбыт" направлено по адресу его местонахождения и государственной регистрации.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрено указанной статьей, относится к административным правонарушениям с формальным составом.
Ответственность за указанное деяние наступает независимо от возникновения или невозникновения общественно опасных последствий. Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.
В данном случае правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами обязательный порядок общественных отношений в области защиты прав потребителей и носит существенный характер, поскольку в конечном итоге влияет на получение коммунальных услуг надлежащего качества, информации об услугах и исполнителях услуг.
Таким образом, факт нарушения и вина Общества подтверждается материалами дела, постановление принято в установленный срок, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья
ИТАЛМАСОВА Е.Г.
ИТАЛМАСОВА Е.Г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)