Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2008 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Н.В. Лаврецкой
Судей: Т.К. Афанасьевой, В.Р. Валиева
При ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Авериной
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "МОЭК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.11.08 по делу N А40-55708/08-22-474
по иску ОАО "МОЭК"
к ЖСК "Севан", Префектура ЮВАО г. Москвы,
третье лицо - Финансовое казначейство Управления ЮВАО г. Москвы
о взыскании в возмещение убытков 445367,83 руб. и понуждении подписать регламент
при участии в судебном заседании
от истца: Т.Г. Ястребова по доверенности от 15.05.08, А.В. Фирсова по доверенности от 06.11.08
от ответчика: ЖСК "Севан" - А.Н. Эль Мавеед по доверенности от 02.10.08,
Префектура ЮВАО г. Москвы - не участвовала, извещена
от третьего лица: Т.В. Менялкина по доверенности от 13.01.09
Открытое акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" (ОАО "МОЭК") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к жилищно-строительному кооперативу "Севан" (ЖСК "Севан"), Префектуре Юго-Восточного административного округа г. Москвы (Префектуре ЮВАО г. Москвы) о возмещении за счет ЖСК "Севан" убытков в размере 445 367,83 руб., причиненных вследствие неподписания актов о фактическом отпуске тепловой энергии за период с января по декабрь 2007 г., и обязании ответчиков подписать регламент взаимодействия.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.11.08 по делу А40-55708/08-22-474 в удовлетворении иска было отказано в полном объеме.
При этом суд исходил из недоказанности причинно-следственной связи между понесенными истцом убытками и действиями ЖСК "Севан", отсутствии законного основания для обязания ответчиков подписать регламент взаимодействия.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверена в порядке статей 266, 268 АПК РФ в связи с апелляционной жалобой истца, в которой он просит оспариваемое решение отменить, в удовлетворении искового требования отказать.
В обоснование апелляционной жалобы истец указал на обязанность, возложенную на управляющие организации Распоряжением Правительства Москвы от 05.08.04 N 1575-РП, проверять показания общедомовых приборов учета тепловой энергии, обеспечить подписание акта, подтверждающего объем поставки тепловой энергии, а на префектуры округов - обеспечение подписания Регламента соответствующими управляющими и теплоснабжающими организациями.
В заседании апелляционной инстанции заявитель апелляционной жалобы настаивал на ее доводах.
Представители ответчика и третьего лица выразили согласие с решением суда, в удовлетворении жалобы просили отказать.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие Префектуры Юго-Восточного административного округа г. Москвы, извещенной о судебном заседании.
Проверив доводы жалобы и материалы дела в соответствии с главой 34 АПК РФ, выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы на основании следующего.
Между ОАО "МОЭК" и ЖСК "Севан" заключен договор от 01.04.1997 N 4.19804, в соответствии с которым истец подает через присоединенную сеть тепловую энергию в количестве, определяемом тепловыми нагрузками, а ЖСК "Севан" принимает тепловую энергию и оплачивает ее.
Расчеты за тепловую энергию производятся по тарифам, утвержденным Региональной энергетической комиссией г. Москвы для потребителей, отнесенных к соответствующей группе по применению тарифов.
Постановлением РЭК г. Москвы от 11.12.06 N 49 установлен среднесуточный тариф на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "МОЭК" потребителям на 2007 г. в размере 726 руб./Гкал (без НДС). Тариф по группе "население", применяемый для расчетов за тепловую энергию, отпускаемую для бытовых нужд населения, установлен в размере 620 руб./Гкал.
В связи с применением тарифа "население" для расчетов с ЖСК "Севан" у ОАО "МОЭК" образовались убытки.
В соответствии с Распоряжением Правительства Москвы от 05.08.04 N 1575-РП "О расходах бюджета города Москвы в связи с государственным регулированием цен на тепловую энергию, потребляемую населением", финансирование расходов бюджета города Москвы, связанных с применением теплоснабжающими организациями государственных регулированных цен (тарифов) на тепловую энергию, используемую для бытовых нужд населения, осуществляется в форме долевого финансирования целевых расходов - субсидий.
Указанным Распоряжением на префектуры округов Москвы и Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы возложены функции и полномочия главных распорядителей бюджетных средств по рассматриваемой статье расходов.
На дирекции единого заказчика, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, специализированные потребительские кооперативы, собственников жилья и организации, в управлении которых находятся многоквартирные дома (управляющие организации) возложены обязанности по контролю за фактическими объемами тепловой энергии, используемой для бытовых нужд населения в установленном порядке.
Префектурам административных округов г. Москвы и Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы поручено обеспечить подписание Регламента соответствующими управляющими и теплоснабжающими организациями.
По данным истца, во исполнение указанного Распоряжения он направил ответчикам Регламент взаимодействия между Финансово-казначейским управлением ЮВАО г. Москвы, Префектурой ЮВАО г. Москвы, ЖСК "Севан", а последнему также направил для подписания акты о фактическом отпуске тепловой энергии за 2007 год.
В связи с неподписанием Регламента ответчиками и актов ЖСК "Севан" истец обратился с иском об обязании ответчиков подписать Регламент и возмещении за счет ЖСК "Севан" убытков в размере 445 367,83 руб. - суммы не полученных за 2007 г. субсидий из бюджета Москвы.
Исходя из положения о свободе заключения договора, установленного статьей 421 ГК РФ, суд отказал в удовлетворении требования об обязании ответчиков подписать Регламент взаимодействия. Согласно указанной статье понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Используемое истцом как основание к заключению договора Распоряжение Правительства Москвы от 05.08.04 N 1575-РП не входит в перечень исключений, дающих право на понуждение к заключению договора. Утверждение истца, что регламент не является договором, противоречит понятию договора, установленного статьей 420 ГК РФ.
Кроме того, суд правомерно указал на то обстоятельство, что ЖСК "Севан" не является участником бюджетного процесса, тогда как рассматриваемое Распоряжение распространяется на участников бюджетного процесса.
Настаивая на отмене решения в этой части, истец ссылается на Распоряжение Правительства Москвы от 05.08.04 N 1575-РП. Судебная коллегия не усматривает оснований для иной оценки обстоятельств по вопросу понуждения ответчиков к подписанию Регламента взаимодействия.
Распоряжение Правительства Москвы от 05.08.04 N 1575-РП "О расходах бюджета города Москвы в связи с государственным регулированием цен на тепловую энергию, потребляемую населением" предполагало подписание регламента взаимодействия, которым бы на управляющую организацию возлагалась обязанность по контролю за фактическими объемами тепловой энергии, используемой для бытовых нужд населения, подписания соответствующих актов. Поскольку добровольно регламент взаимодействия не был подписан, обязательств по подписанию актов у ЖСК "Севан" не возникло. В связи с этим оснований для возложения обязанности по возмещению убытков, вызванных неподписанием ЖСК "Севан" актов, нет.
Вывод суда первой инстанции о недоказанности причинно-следственной связи между понесенными убытками и действием (бездействием) ЖСК "Севан", а также недоказанности размера убытков, признается правомерным.
В связи с тем, что выплаты субсидий на покрытие убытков теплоснабжающих организаций должны производиться с учетом определенных распоряжением распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств по соответствующей статье расходов, а истец не доказал, что он обращался и ему было отказано в соответствующих выплатах на основании отсутствия актом, подписанных ЖСК "Севан", оснований для возложения обязанности по возмещению убытков в размере неполученной субсидии нет.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.11.08 по делу N А40-55708/08-22-474 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.01.2009 N 09АП-17763/2008-ГК ПО ДЕЛУ N А40-55708/08-22-474
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2009 г. N 09АП-17763/2008-ГК
Дело N А40-55708/08-22-474
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2008 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Н.В. Лаврецкой
Судей: Т.К. Афанасьевой, В.Р. Валиева
При ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Авериной
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "МОЭК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.11.08 по делу N А40-55708/08-22-474
по иску ОАО "МОЭК"
к ЖСК "Севан", Префектура ЮВАО г. Москвы,
третье лицо - Финансовое казначейство Управления ЮВАО г. Москвы
о взыскании в возмещение убытков 445367,83 руб. и понуждении подписать регламент
при участии в судебном заседании
от истца: Т.Г. Ястребова по доверенности от 15.05.08, А.В. Фирсова по доверенности от 06.11.08
от ответчика: ЖСК "Севан" - А.Н. Эль Мавеед по доверенности от 02.10.08,
Префектура ЮВАО г. Москвы - не участвовала, извещена
от третьего лица: Т.В. Менялкина по доверенности от 13.01.09
установил:
Открытое акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" (ОАО "МОЭК") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к жилищно-строительному кооперативу "Севан" (ЖСК "Севан"), Префектуре Юго-Восточного административного округа г. Москвы (Префектуре ЮВАО г. Москвы) о возмещении за счет ЖСК "Севан" убытков в размере 445 367,83 руб., причиненных вследствие неподписания актов о фактическом отпуске тепловой энергии за период с января по декабрь 2007 г., и обязании ответчиков подписать регламент взаимодействия.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.11.08 по делу А40-55708/08-22-474 в удовлетворении иска было отказано в полном объеме.
При этом суд исходил из недоказанности причинно-следственной связи между понесенными истцом убытками и действиями ЖСК "Севан", отсутствии законного основания для обязания ответчиков подписать регламент взаимодействия.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверена в порядке статей 266, 268 АПК РФ в связи с апелляционной жалобой истца, в которой он просит оспариваемое решение отменить, в удовлетворении искового требования отказать.
В обоснование апелляционной жалобы истец указал на обязанность, возложенную на управляющие организации Распоряжением Правительства Москвы от 05.08.04 N 1575-РП, проверять показания общедомовых приборов учета тепловой энергии, обеспечить подписание акта, подтверждающего объем поставки тепловой энергии, а на префектуры округов - обеспечение подписания Регламента соответствующими управляющими и теплоснабжающими организациями.
В заседании апелляционной инстанции заявитель апелляционной жалобы настаивал на ее доводах.
Представители ответчика и третьего лица выразили согласие с решением суда, в удовлетворении жалобы просили отказать.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие Префектуры Юго-Восточного административного округа г. Москвы, извещенной о судебном заседании.
Проверив доводы жалобы и материалы дела в соответствии с главой 34 АПК РФ, выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы на основании следующего.
Между ОАО "МОЭК" и ЖСК "Севан" заключен договор от 01.04.1997 N 4.19804, в соответствии с которым истец подает через присоединенную сеть тепловую энергию в количестве, определяемом тепловыми нагрузками, а ЖСК "Севан" принимает тепловую энергию и оплачивает ее.
Расчеты за тепловую энергию производятся по тарифам, утвержденным Региональной энергетической комиссией г. Москвы для потребителей, отнесенных к соответствующей группе по применению тарифов.
Постановлением РЭК г. Москвы от 11.12.06 N 49 установлен среднесуточный тариф на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "МОЭК" потребителям на 2007 г. в размере 726 руб./Гкал (без НДС). Тариф по группе "население", применяемый для расчетов за тепловую энергию, отпускаемую для бытовых нужд населения, установлен в размере 620 руб./Гкал.
В связи с применением тарифа "население" для расчетов с ЖСК "Севан" у ОАО "МОЭК" образовались убытки.
В соответствии с Распоряжением Правительства Москвы от 05.08.04 N 1575-РП "О расходах бюджета города Москвы в связи с государственным регулированием цен на тепловую энергию, потребляемую населением", финансирование расходов бюджета города Москвы, связанных с применением теплоснабжающими организациями государственных регулированных цен (тарифов) на тепловую энергию, используемую для бытовых нужд населения, осуществляется в форме долевого финансирования целевых расходов - субсидий.
Указанным Распоряжением на префектуры округов Москвы и Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы возложены функции и полномочия главных распорядителей бюджетных средств по рассматриваемой статье расходов.
На дирекции единого заказчика, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, специализированные потребительские кооперативы, собственников жилья и организации, в управлении которых находятся многоквартирные дома (управляющие организации) возложены обязанности по контролю за фактическими объемами тепловой энергии, используемой для бытовых нужд населения в установленном порядке.
Префектурам административных округов г. Москвы и Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы поручено обеспечить подписание Регламента соответствующими управляющими и теплоснабжающими организациями.
По данным истца, во исполнение указанного Распоряжения он направил ответчикам Регламент взаимодействия между Финансово-казначейским управлением ЮВАО г. Москвы, Префектурой ЮВАО г. Москвы, ЖСК "Севан", а последнему также направил для подписания акты о фактическом отпуске тепловой энергии за 2007 год.
В связи с неподписанием Регламента ответчиками и актов ЖСК "Севан" истец обратился с иском об обязании ответчиков подписать Регламент и возмещении за счет ЖСК "Севан" убытков в размере 445 367,83 руб. - суммы не полученных за 2007 г. субсидий из бюджета Москвы.
Исходя из положения о свободе заключения договора, установленного статьей 421 ГК РФ, суд отказал в удовлетворении требования об обязании ответчиков подписать Регламент взаимодействия. Согласно указанной статье понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Используемое истцом как основание к заключению договора Распоряжение Правительства Москвы от 05.08.04 N 1575-РП не входит в перечень исключений, дающих право на понуждение к заключению договора. Утверждение истца, что регламент не является договором, противоречит понятию договора, установленного статьей 420 ГК РФ.
Кроме того, суд правомерно указал на то обстоятельство, что ЖСК "Севан" не является участником бюджетного процесса, тогда как рассматриваемое Распоряжение распространяется на участников бюджетного процесса.
Настаивая на отмене решения в этой части, истец ссылается на Распоряжение Правительства Москвы от 05.08.04 N 1575-РП. Судебная коллегия не усматривает оснований для иной оценки обстоятельств по вопросу понуждения ответчиков к подписанию Регламента взаимодействия.
Распоряжение Правительства Москвы от 05.08.04 N 1575-РП "О расходах бюджета города Москвы в связи с государственным регулированием цен на тепловую энергию, потребляемую населением" предполагало подписание регламента взаимодействия, которым бы на управляющую организацию возлагалась обязанность по контролю за фактическими объемами тепловой энергии, используемой для бытовых нужд населения, подписания соответствующих актов. Поскольку добровольно регламент взаимодействия не был подписан, обязательств по подписанию актов у ЖСК "Севан" не возникло. В связи с этим оснований для возложения обязанности по возмещению убытков, вызванных неподписанием ЖСК "Севан" актов, нет.
Вывод суда первой инстанции о недоказанности причинно-следственной связи между понесенными убытками и действием (бездействием) ЖСК "Севан", а также недоказанности размера убытков, признается правомерным.
В связи с тем, что выплаты субсидий на покрытие убытков теплоснабжающих организаций должны производиться с учетом определенных распоряжением распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств по соответствующей статье расходов, а истец не доказал, что он обращался и ему было отказано в соответствующих выплатах на основании отсутствия актом, подписанных ЖСК "Севан", оснований для возложения обязанности по возмещению убытков в размере неполученной субсидии нет.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.11.08 по делу N А40-55708/08-22-474 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий:
Н.В.ЛАВРЕЦКАЯ
Судьи:
Т.К.АФАНАСЬЕВА
В.Р.ВАЛИЕВ
Н.В.ЛАВРЕЦКАЯ
Судьи:
Т.К.АФАНАСЬЕВА
В.Р.ВАЛИЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)