Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.08.2010 ПО ДЕЛУ N А72-1506/2010

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2010 г. по делу N А72-1506/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2010 года. Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2010 года. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А., с участием:
- от заявителя - извещен, не явился;
- от Государственной жилищной инспекции Ульяновской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Заволжского района", г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12 апреля 2010 г. по делу N А72-1506/2010 (судья Семенова М.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Заволжского района", г. Ульяновск,
к Государственной жилищной инспекции Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании недействительным предписания,

установил:

открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Заволжского района" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным (недействительным) предписания Государственной жилищной инспекции Ульяновской области (далее - Инспекция, ГЖИ) от 15 февраля 2010 г. N Л-580.
Судом первой инстанции принят отказ заявителя от требования в части признания незаконным второго пункта предписания от 15 февраля 2010 г. N Л-580, обязывающего заявителя произвести очистку тротуаров от снега и наледи, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Заявитель, с учетом заявленного отказа, просит признать незаконным (недействительным) предписание Государственной жилищной инспекции Ульяновской области от 15 февраля 2010 г. N Л-580 в части обязания устранить до 09 марта 2010 г. неравномерный прогрев прибора отопления в зале квартиры N 33 дома N 15 по ул. Тельмана г. Ульяновска.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12 апреля 2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что Общество является лицом, ответственным в силу п. 4 ст. 138 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) за надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и должно принимать все зависящие от него меры по надлежащему исполнению возложенных на него законодательством обязанностей при технической эксплуатации общего жилищного фонда.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить. В апелляционной жалобе указывает, что п. 1 предписания Государственной жилищной инспекции от 15 февраля 2010 г. N Л-580 основан на акте федерального органа власти в области технического регулирования, носящем рекомендательный характер; нарушает экономические интересы заявителя и жильцов дома N 15 по ул. Тельмана; при проверке, послужившей основанием для выдачи предписания, не установлены факты нарушения прав граждан со стороны управляющей компании; измерения, положенные в основу выданного предписания, проведены с процессуальными нарушениями.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2010 г. судебное разбирательство было отложено.
Согласно ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с нахождением судьи Рогалевой Е.М. в очередном отпуске в составе суда была произведена замена судьи Рогалевой Е.М. на судью Бажана П.В.
После замены судьи согласно положениям указанной статьи дело рассмотрено сначала.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
На основании распоряжения от 10 февраля 2010 г. N 000213/Л-580, в целях осуществления контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан и государства, главным специалистом-экспертом инспекторского отдела ГЖИ 15 февраля 2010 г. была проведена проверка Общества по вопросу нарушения нормативного давления холодного водоснабжения, ненадлежащего содержания придомовой территории, не прогрев приборов отопления кв. N 21 дома N 15 ул. Тельмана г. Ульяновска.
Основанием для проведения проверки послужило обращение Старых А.И., поступившее из Управления Роспотребнадзора Ульяновской области 25 января 2010 г. вх. N 72, о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, нарушения прав потребителей в спорном доме.
Письмо подписано жильцами квартир NN 10, 21, 22, 33, 37, 38 дома N 15 по ул. Тельмана.
12 февраля 2010 г. Общество было извещено о проведении проверки на основании уведомления N Л-580, о чем имеется соответствующая отметка о его вручении.
По результатам проверки 15 февраля 2010 г. был оформлен акт проверки N Л-580. 15 февраля 2010 г. Обществу было выдано предписание N Л-580 для устранения в указанные сроки выявленных нарушений, в том числе по п. 1: устранить неравномерный прогрев прибора отопления в зале в квартире 33 (t верх прав +44°С, t верх лев +50°С, t низ правый +33°С, t низ левый +35°С) t стояк низ +35°С, t стояк верх +50°С - до 09 марта 2010 г.
Полагая предписание N Л-580 незаконным (недействительным) в части, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пунктом 1.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда определен орган, который осуществляет государственный контроль за соблюдением всеми участниками жилищных отношений настоящих Правил. Таким органом является Государственная жилищная инспекция Российской Федерации.
Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции Ульяновской области, утвержденному постановлением Правительства Ульяновской области от 08 мая 2007 г. N 11/161, ГЖИ осуществляет контроль в установленном порядке за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг (п. 2.1), в целях реализации своих полномочий выдает предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений (п. 2.4.10).
В силу п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 2 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Как установлено судом первой инстанции, управление спорным многоквартирным домом осуществляется управляющей компанией - ОАО "Домоуправляющая компания Заволжского района", с которой Комитетом жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Ульяновска заключен договор от 01 сентября 2007 г. N 0419 управления и технической эксплуатации многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Тельмана, д. 15.
Согласно п. 3.2 Устава Общества его основными видами деятельности, в том числе являются: управление недвижимым имуществом, оказание жилищно-коммунальных и бытовых услуг, обеспечение работоспособности электрических и тепловых сетей, деятельность по эксплуатации тепловых сетей, деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений, монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений.
В п. 2 ст. 162 ЖК РФ указано, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу п. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 3 названной статьи установлено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 (далее - Правила N 170), с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда, определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
При этом техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров. Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей (раздел 2 Правил N 170).
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии закреплена в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно п. 10 названных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома.
Из п. 11 Правил N 491 следует, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
Правила N 170 определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Согласно п. 5.2.1 Правил N 170 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать:
- поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях;
- поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления;
- равномерный прогрев всех нагревательных приборов;
- поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы;
- герметичность;
- немедленное устранение всех видимых утечек воды;
- ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах;
- коэффициент смещения на элеваторном узле водяной системы не менее расчетного;
- наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
Для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности, в том числе, системы отопления с подачей теплоносителя требуемых параметров во все нагревательные приборы здания по графику регулирования температуры воды в системе отопления (п. 5.1.3 Правил N 170).
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором, что следует из п. 42 Правил N 491.
Как было указано выше, 01 сентября 2007 г. между Обществом и представителем собственника помещений - Комитетом жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Ульяновска заключен договор N 0419 управления и технической эксплуатации
многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Тельмана, дом 15. Согласно п. 2.1.1. договора от 01 сентября 2007 г. N 0419 в перечень коммунальных услуг, предоставление которых собственнику обеспечивает Общество (в объеме собранных средств с жителей дома N 15 по ул. Тельмана) включается, в том числе осмотр системы центрального отопления, ликвидация воздушных пробок в системе отопления; консервация, промывка и опрессовка системы отопления (приложение N 1 к настоящему договору).
Пунктом 2.1.19 договора N 0419 на Общество возложена обязанность организовать систематический контроль и оценку соответствия качества предоставления коммунальных услуг по критериям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
В соответствии с п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 (далее - Правила N 307), коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями (п. 5 Правил N 307). В силу п. 3 Правил N 307 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (пункты 9, 49 Правил N 307).
С учетом приведенных выше положений законодательства, а также материалов дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что, приняв на себя исполнение обязанностей по надлежащему содержанию объекта жилищного фонда - дома N 15 по ул. Тельмана г. Ульяновска, Общество приняло на себя и риск ответственности за неисполнение своих обязанностей.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно не принят во внимание довод заявителя о неправомерном применении Правил N 170, поскольку они носят рекомендательный, а не обязательный характер, исходя при этом из следующего.
Данные Правила N 170 разработаны в соответствии с жилищным законодательством, определяют порядок эксплуатации, обеспечения сохранности, содержания и ремонта жилищного фонда.
Кроме того, Правилами N 491 определено, что в состав общего имущества включаются также механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Пунктом 6 Правил N 491 установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Как правильно указал суд первой инстанции, из анализа п. 6 Правил N 491 следует, что он не противоречит приведенным нормам жилищного и гражданского законодательства, а конкретизирует их, в том числе, позволяет сделать вывод о том, что радиаторы отопления в жилых квартирах не относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
Данный факт не оспаривает и ответчик.
Однако при проверке установлены допущенные Обществом нарушения пунктов 5.2.1 (абзац 4), 5.2.12 Правил N 170.
В соответствии с пунктом 5.2.1 Правил N 170 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать равномерный прогрев всех нагревательных приборов.
Пунктом 5.3.2 Правил N 170 закреплено, что инженерно-технические работники и рабочие, обслуживающие систему горячего водоснабжения, обязаны обеспечить исправную работу системы, устраняя выявленные недостатки.
Согласно п. 5.2.12. Правил N 170 персонал организации по обслуживанию жилищного фонда должен систематически в течение отопительного сезона производить контроль за работой систем отопления.
Судом первой инстанции не приняты во внимание доводы заявителя о том, что температура в проверяемой квартире соответствовала нормативной, так как данное требование является самостоятельным в силу положений п. 5.2.1. Правил N 170 и его соблюдение не отменяет выполнение требования того же пункта в части равномерного прогрева всех нагревательных приборов.
Измерения проводились в составе комиссии, в который входил представитель Общества по доверенности, поверенным, сертифицированным прибором, результаты зафиксированы в акте проверки.
Пунктом 14 приложения N 1 к Правилам N 307 установлена допустимая продолжительность перерыва отопления, в том числе не более 24 часов (суммарно) в течение месяца.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что предписание в оспариваемой части вынесено Инспекцией обоснованно, нарушения прав и законных интересов заявителя не выявлены, в связи с чем судом первой инстанции отказано в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным п. 1 предписания Государственной жилищной инспекции Ульяновской области от 15 февраля 2010 г. N Л-580.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ государственная пошлина уплачивается в размере 1 000 руб., а податель апелляционной жалобы уплатил государственную пошлину платежным поручением от 07 мая 2010 г. N 888 в сумме 2 000 руб., то согласно ст. 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 000 руб. подлежит возврату открытому акционерному обществу "Домоуправляющая компания Заволжского района" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12 апреля 2010 г. по делу N А72-1506/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Домоуправляющая компания Заволжского района", г. Ульяновск, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА

Судьи
П.В.БАЖАН
С.Т.ХОЛОДНАЯ














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)