Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.11.2011 ПО ДЕЛУ N А29-3023/2011

Разделы:
Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2011 г. по делу N А29-3023/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щелокаевой Т.А.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кирилловых О.В.,
при участии в судебном заседании:
- представителей истца: Кулыгиной Л.В., действующей на основании доверенности от 01.03.2011, Мальцева Л.Н., действующего на основании доверенности от 01.03.2011;
- представителя ответчика Торгово-промышленной палаты Республики Коми: Шулепова Д.Г., действующего на основании доверенности от 11.01.2010;
- представителя ответчика Агентства Республики Коми по управлению имуществом: Попова В.И., действующего на основании доверенности от 14.02.2011,
рассмотрев в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, апелляционные жалобы товарищества собственников жилья "Интернациональная-98", Агентства Республики Коми по управлению имуществом
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.08.2011 по делу N А29-3023/2011, принятое судом в составе судьи Макаровой Л.Ф.,
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Интернациональная-98"

к Торгово-промышленной палате Республики Коми

о взыскании 485 447 рублей 28 копеек,

установил:

товарищество собственников жилья "Интернациональная-98" (далее - ТСЖ, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Торгово-промышленной палате Республики Коми (далее - ТПП РК) о взыскании 485 447 рублей 28 копеек задолженности за потребленные коммунальные ресурсы и оказанные услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома за период с сентября 2010 года по март 2011 года.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 01.08.2011 по ходатайству истца к участию в деле в качестве второго ответчика был привлечен представитель собственника имущества - Агентство Республики Коми по управлению имуществом (далее - Агентство).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.08.2011 исковые требования ТСЖ удовлетворены частично, с Республики Коми в лице Агентства Республики Коми по управлению имуществом за счет казны Республики Коми в пользу Товарищества собственников жилья "Интернациональная-98" взысканы 4 298 рублей 66 копеек долга. В остальной части исковых требований ТСЖ отказано.
Товарищество собственников жилья "Интернациональная-98" не согласилось с решением суда в части отказа в удовлетворении требований, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований истца в полном объеме. Истец не согласен с выводами суда о том, что спорная пристройка, занимаемая Торгово-промышленной палатой Республики Коми, является частью многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 98, а Агентство Республики Коми по управлению имуществом (выступающее от лица собственника данной пристройки) является участником долевой собственности на общее имущество многоквартирного жилого дома. Считает данные объекты самостоятельными. Истец полагает, что суд неправомерно применил нормы Жилищного кодекса Российской Федерации к рассматриваемым отношениям. Указывает, что ответчики необоснованно пользовались коммунальными ресурсами и сетями ТСЖ без законных оснований; данные отношения должны рассматриваться как договорные. Факт получения ТПП РК коммунальных услуг ответчиком не оспорен, кроме того, истцом проводятся необходимые работы по обеспечению надлежащего функционирования общедомового имущества. ТСЖ считает, что правомерно предъявило ТПП РК требования о взыскании неосновательного обогащения, полученного в связи с потреблением за счет истца коммунальных ресурсов и услуг (отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, использования общедомовых коммунальных систем). По мнению истца, суд первой инстанции необоснованно квалифицировал требования о компенсации произведенных расходов на выработку тепла пропорционально площади ответчика как затраты за содержание и ремонт общедомового имущества. Также судом необоснованно отказано во взыскании 30 017 рублей неосновательного обогащения, составляющего плату за пользование ответчиком сетями водоснабжения и канализации; отклонен расчет данных услуг, произведенный ГУП "Коми республиканский центр по информации и индексации в строительстве". Ответчики контррасчет не представили. Подробная позиция ТСЖ приведена в апелляционной жалобе.
Агентство Республики Коми по управлению имуществом в апелляционной жалобе не согласилось с решением суда в части удовлетворения требований истца, просит решение суда отменить, в удовлетворении требований ТСЖ отказать в полном объеме. Агентство считает, что оплату коммунальных платежей и услуг должна производить ТПП РК. Между истцом и Агентством отсутствуют какие-либо гражданские права и обязанности, поскольку истец не оказывал коммунальные услуги Агентству. Подробная позиция Агентства приведена в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционные жалобы не представили.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, представители истца, Агентства поддержали доводы апелляционных жалоб, возразили против удовлетворения апелляционных жалоб друг друга. Представитель ТПП РК поддержал позицию Агентства, возразил против доводов, приведенных в апелляционной жалобе истца.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми в обжалуемых истцом и ответчиком частях, проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Республика Коми является собственником нежилых помещений площадью 2060 кв. м, в том числе помещения котельной площадью 36 кв. м (согласно техническому паспорту), расположенных в пристройке к многоквартирному жилому дому по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, 98, что подтверждается выданным 25.12.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Коми свидетельством о государственной регистрации права 11АА N 593293 (том 4, лист 100).
Указанные нежилые помещения используются ТПП РК на основании договора безвозмездного пользования государственным недвижимым имуществом Республики Коми от 12.05.2003 N Б-93-01/2003, заключенного между Министерством имущественных отношений Республики Коми (ссудодатель) и ТПП РК (ссудополучатель) (том 4, листы 92-94).
Согласно имеющимся в материалах дела техническим паспортам, объект, расположенный по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, 98, представляет собой многоквартирный жилой дом с пристроенными помещениями, в цокольном этаже которого расположены гаражи (индивидуальные и гараж, находящийся в государственной собственности Республики Коми), а также технические и вспомогательные помещения (насосная, мусоросборник, тепловые узлы, щитовая и т.д.); на первом этаже в пристройке - помещения, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, в том числе помещение котельной, в жилой части - нежилые помещения парикмахерской и ЗАО "Взлет-Коми", на втором этаже в пристройке - помещения, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, в жилой части со второго этажа и выше расположены квартиры; помещения дома и пристройки имеют отдельные входы-выходы, внутреннее сообщение между помещениями дома и пристройки отсутствует.
Собственниками помещений в многоквартирном доме для управления многоквартирным домом, содержания общего имущества и предоставления коммунальных услуг создано Товарищество собственников жилья "Интернациональная-98", членами которого Агентство и ТПП РК не являются.
С целью исполнения возложенных на него обязанностей, ТСЖ "Интернациональная-98" были заключены договоры на приобретение коммунальных ресурсов и оказание услуг по обслуживанию и содержанию общедомового имущества, в том числе:
- - договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод, загрязняющих веществ от 01.12.2007 N 765, с МУП "Сыктывкарский Водоканал";
- - договоры поставки газа от 01.08.2007 N 23-4-08.299, от 01.10.2010 NN 23-4-11.229, 23-4-11.750 с ООО "Региональная компания по реализации газа в Республике Коми";
- - договор энергоснабжения от 24.04.2007 N 614 790 с ОАО "Коми энергосбытовая компания";
- - договор на техническое обслуживание и ремонт наружных сетей газоснабжения и сооружений на них, ГРПШ от 24.04.2007 N 144 с ОАО "Комигаз";
- - договор на эксплуатацию и сервисное обслуживание автономной газовой котельной от 01.02.2009 N 3/эк-09 с ООО "Энергия".
Как следует из материалов дела, установлено судом и не оспаривается сторонами в спорный период для обеспечения помещений многоквартирного дома и пристройки к нему коммунальными ресурсами использовались общие сети теплоснабжения, водоснабжения и канализации, при этом подогрев воды для отопления помещений жилого дома и пристройки, а также горячего водоснабжения осуществлялся в газовой котельной, расположенной на первом этаже пристройки.
Поскольку ТПП РК в спорном периоде пользовалось коммунальными ресурсами, приобретаемыми ТСЖ "Интернациональная-98", на оплату стоимости части коммунальных ресурсов, а также услуг по содержанию и ремонту сетей теплоснабжения, водоснабжения, канализации и газовой котельной, истец выставил ответчику счета-фактуры на общую сумму 782 625 рублей 01 копейка (от 30.09.2010 N 26 на сумму 84 384 рубля 58 копеек, от 10.11.2010 N 30 на сумму 151 779 рублей 09 копеек; от 30.11.2010 N 31 на сумму 107 556 рублей 51 копейка; от 31.12.2010 N 34 на сумму 93 298 рублей 74 копеек; от 31.01.2011 N 1 на сумму 106 985 рублей 63 копеек; от 28.02.2011 N 6 на сумму 90 181 рублей 74 копейки; от 28.02.2011 N 7 на сумму 65 916 рублей 61 копеек; от 31.03.2011 N 8 на сумму 82 522 рублей 11 копеек).
Вышеуказанные счета-фактуры оплачены ТПП РК в сумме 297 177 рублей 73 копейки; по данным истца, задолженность за коммунальные ресурсы, а также услуги по содержанию и ремонту сетей теплоснабжения, водоснабжения, канализации и газовой котельной, составляет 485 447 рублей 28 копеек.
Неисполнение обязанности по оплате коммунальных ресурсов и услуг по содержанию и ремонту сетей теплоснабжения, водоснабжения, канализации и газовой котельной послужило основанием для обращения ТСЖ "Интернациональная-98" с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда в обжалуемых истцом и ответчиком частях, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Пунктом 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В силу пунктов 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Пунктом 1 статьи 158 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Следовательно, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества в размере, определяемом исходя из площади помещения.
Тот факт, что спорное нежилое помещение передано в безвозмездное пользование ТПП РК, которая в силу статьи 695 Гражданского кодекса Российской Федерации обязана поддерживать имущество, полученное в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на его содержание, в том числе производить оплату коммунальных и иных платежей, не имеет правового значения для данного спора.
Указанная норма регламентирует отношения между ссудодателем и ссудополучателем по договору безвозмездного пользования. Отношения ссудодателя и ссудополучателя по поводу переданного в пользование имущества регулируются заключенным между ними договором, который является основанием возникновения соответствующих прав и обязанностей. ТСЖ не является стороной договора, которым спорное нежилое помещение передано в безвозмездное пользование ТПП РК.
Материалами дела подтверждено, что собственником спорного объекта является Республика Коми, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Неисполнение (ненадлежащее исполнение) ссудополучателем обязанности по оплате коммунальных ресурсов и содержанию общего имущества, является основанием для предъявления требований к собственнику имущества.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно исходил из того, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Республика Коми, в собственности которой находятся помещения пристройки к многоквартирному жилому дому по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, 98, в лице Агентства Республики Коми по управлению имуществом, на которое возложены полномочия по управлению и распоряжению государственной собственностью Республики Коми (пункты 1, 7 Положения об Агентстве Республики Коми по управлению имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми N 254 от 28.12.2004).
Следовательно, апелляционная жалоба Агентства удовлетворению не подлежит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, указанное в данной норме права.
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен в пункте 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Из указанных норм, а также позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 N 489-О-О, следует, что общим имуществом многоквартирного жилого дома признается имущество, обслуживающее более одного помещения.
Из заключения судебно-строительной экспертизы, проведенной в октябре - декабре 2010 года на основании определения Сыктывкарского городского суда Республики Коми, следует, что в ходе осмотра систем теплоснабжения, водоснабжения и канализации дома 98 по ул. Интернациональная г. Сыктывкара экспертом установлены нарушения проектных решений в системах водоснабжения и канализации, в результате которых возникла зависимость водоснабжения помещений пристройки от работы основного водомерного узла и увеличена нагрузка на выпуск сетей канализации от жилого дома (том 1, листы дела 108-124).
Из имеющихся в материалах дела технических паспортов и пояснений сторон, следует, что инженерные сети к помещениям пристройки проходят через помещения цокольного этажа жилой части многоквартирного дома, а от газовой котельной, расположенной в пристройке, подача теплоносителя в жилую часть дома осуществляется через сети, проходящие через помещения, находящиеся в государственной собственности Республики Коми.
Оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что при проектировании объекта "жилой дом с встроенными помещениями по ул. Интернациональная, 98" сети теплоснабжения, водоснабжения, канализации и газовая котельная предназначались для обслуживания как жилых, так и нежилых помещений. В силу приведенных положений Жилищного кодекса Российской Федерации указанные объекты могут быть отнесены к общему имуществу многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями.
Нормами действующего законодательства возможность взимания одним собственником с другого платы за пользование общим имуществом не предусмотрена, и, соответственно, на собственника помещений, расположенных в пристройке к жилому дому, может быть возложена только обязанность по несению расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 153, пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Из пунктов 1, 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом.
Пунктом 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Названные положения закона обеспечивают предоставление таким собственникам помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг и иных связанных с содержанием принадлежащих им помещений, а также общего имущества услуг со стороны ТСЖ, на который возложены функции по управлению многоквартирным домом и которому в связи с этим должна быть внесена соответствующая плата.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).
Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должен быть соразмерен утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
В данном случае состав общего имущества жилой части и пристройки в целях выполнения обязанности по его содержанию не определен, смета доходов и расходов на содержание сетей теплоснабжения, водоснабжения, канализации и газовой котельной не утверждена, договор с Агентством Республики Коми по управлению имуществом, либо с ТПП РК, которые членами ТСЖ "Интернациональная-98" не являются, в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации не заключен.
При указанных обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец обязан доказать обоснованность предъявления к оплате тех или иных сумм.
Предъявленные истцом к возмещению суммы включают: затраты по горячему водоснабжению в сумме 46 186 рублей 36 копеек; затраты по холодному водоснабжению в сумме 47 592 рубля 87 копеек; стоимость услуг по водоотведению в сумме 51 939 рублей 35 копеек; затраты на электрическую энергию в сумме 15 275 рублей 07 копеек; стоимость природного газа в сумме 166 593 рубля 24 копейки; стоимость услуг ООО "Энергия" по техническому обслуживанию газовой котельной в сумме 46 609 рублей 22 копейки; административно-хозяйственные расходы на содержание котельной в сумме 114 570 рублей 89 копеек; стоимость услуг по прочистке и промывке канализационных сетей в сумме 8 034 рубля 69 копеек; стоимость товаров (термостатов), приобретенных у ООО "Энергия" в сумме 8 594 рубля 08 копеек; стоимость приобретенного у ООО "Энергия" оборудования в сумме 52 715 рублей 40 копеек; стоимость услуг ОАО "Комигаз" по замене электрохимической ячейки в сигнализаторе и поверке сигнализаторов в сумме 2 492 рубля 95 копеек; стоимость услуг ОАО "Комигаз" по техническому обслуживанию наружного газопровода в сумме 3 313 рублей 73 копейки; расходы по страхованию особо опасного производственного объекта в сумме 1 706 рублей 85 копеек; плату за использование и содержание наружных сетей в сумме 217 000 рублей.
Таким образом, ТСЖ "Интернациональная-98" предъявило к возмещению как часть фактических расходов по содержанию сетей теплоснабжения, водоснабжения, канализации и газовой котельной (стоимость услуг по техническому обслуживанию газовой котельной, по прочистке и промывке канализационных сетей, по замене электрохимической ячейки в сигнализаторе и проверке сигнализаторов, по техническому обслуживанию наружного газопровода, расходов по страхованию особо опасного производственного объекта и по приобретению термостатов и оборудования), так и определенные расчетным путем административно-хозяйственные расходы на содержание котельной и плату за использование и содержание наружных сетей.
Суд первой инстанции, проверив расчеты истца, правомерно удовлетворил требования ТСЖ частично.
Расчеты, представленные истцом в обоснование правомерности взыскания с ответчика административно-хозяйственных расходов на содержание котельной и платы за использование и содержание наружных сетей, сметой доходов и расходов на содержание общего имущества не являются; они составлены без учета конкретных расходов ТСЖ "Интернациональная-98" на содержание сетей теплоснабжения, водоснабжения, канализации и газовой котельной.
В подтверждение взыскания с ответчика платы за использование и содержание наружных сетей истцом представлен расчет, составленный Государственным унитарным предприятием Республики Коми "Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве" (том 2, листы 5-7). Согласно данному расчету при потреблении воды в количестве 2100 куб. м в год, стоимость услуги по транспортированию воды и стоков (содержание и ремонт сетей и инженерного оборудования холодного водоснабжения и канализации) составляет 171 рубль 53 копейки на 1 куб. м реализованной воды, то есть 30 018 рублей в месяц (171,53 руб. x 2100 куб. м/12 мес.). Доказательства того, что объем соответствует объемам потребления воды ТПП РК, не представлены.
К расходам отнесены затраты на оплату услуг сторонних организаций в размере 4,98 рублей за куб. м в месяц (всего 10 459 рублей в месяц из расчета 4,98 руб. x 2100 куб. м). При этом, понеся в спорном периоде расходы на оплату услуг МУП "Сыктывкарский Водоканал" по прочистке и промывке канализационных сетей в сумме 8 034 рубля 69 копеек, ТСЖ "Интернациональная-98" предъявило их к оплате ответчику в полном объеме.
При расчете ГУП РК "Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве" исходило из наличия у ТСЖ "Интернациональная-98" затрат на содержание ремонтно-строительных и аварийно-восстановительных машин, однако такие машины в собственности истца отсутствуют, при содержании и ремонте систем водоснабжения и канализации не используются.
В состав расходов на содержание и ремонт сетей и инженерного оборудования холодного водоснабжения и канализации включены расходы на оплату труда рабочих, включая оплату проезда в отпуск, при этом доказательства заключения трудовых договоров с лицами, в обязанности которых входит содержание систем водоснабжения и канализации, не представлены.
Согласно пояснительной записке расчет составлен исходя из того, что общий объем фонда оплаты труда составляет 628,4 тыс. рублей, в том числе фонд оплаты труда рабочих 467,2 тыс. рублей, включая премии 40 процентов, выплаты за работу в ночное время, районный и серверный коэффициенты. При этом согласно расчетам, на основании которых общим собранием товарищества собственников жилья были утверждены тарифы на содержание и ремонт общего имущества жилой части многоквартирного дома, общий фонд оплаты труда (включая работников, не связанных с содержанием и ремонтом систем водоснабжения и канализации), составлял: в 2010 году 580 тыс. рублей, в 2011 году 641 тыс. рублей. В состав расходов также включены затраты на финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда, содержание служебного автомобиля, стоимость услуг ГУП РК "Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве" и банковских услуг и амортизация основных фондов.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что расчет, составленный ГУП РК "Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве", фактически представляет собой расчет тарифа на услугу по транспортировке воды и стоков для организации, осуществляющей направленную на получение дохода деятельность по оказанию таких услуг. Однако законодательством возможность получения доходов одним собственником путем взимания платы за пользования общим имуществом с другого собственника не предусмотрена.
В обоснование требования о взыскании административно-хозяйственных расходов на содержание котельной истцом представлен расчет указанных расходов (том 2, лист 9) и протокол заседания коллегиального совета ТСЖ "Интернациональная-98" от 05.09.2009. (том 2, листы 37, 38).
Согласно расчету административно-хозяйственные расходы в сумме 16 362 рублей 27 копеек включают в себя заработную плату сотрудников ТСЖ "Интернациональная-98", расходы на обслуживание программы, оплату банковских услуг и услуг связи, вывоз мусора, обслуживание газопровода.
Из протокола заседания коллегиального совета ТСЖ "Интернациональная-98" от 05.09.2009 видно, что указанные расходы состоят из амортизации и расходов по содержанию дежурных, уборщицы и административно-управленческого персонала.
Таким образом, документы, представленные истцом, содержат противоречивые сведения. Кроме того, истцом не подтверждена правомерность предъявления к взысканию в составе административно-хозяйственных расходов затрат по выплате заработной платы сотрудникам, расчет указанных расходов и доказательства того, что в обязанности указанных лиц входит содержание и обслуживание газовой котельной, не представлены.
Таким образом, обоснованный размер платы на содержание и ремонт общего имущества, соразмерный утвержденному в установленном порядке перечню и объемам работ, истцом суду не предъявлен.
С учетом изложенного, расходы истца по содержанию и ремонту общего имущества должны возмещаться надлежащим ответчиком пропорционально площади нежилых помещений.
На основании свидетельства о государственной регистрации права и технического паспорта судом установлено, что площадь помещений, находящихся в государственной собственности Республики Коми, без учета площади газовой котельной составляет 2024 кв. м.
В числе расходов на содержание системы канализации ответчику предъявлены расходы в сумме 8 034 рублей 69 копеек по прочистке и промывке канализационной сети, в подтверждение которых представлен договор подряда от 10.11.2010 N 177-КС и смета затрат. Доводы истца о том, что данные затраты должны возмещаться в полном объеме, поскольку причиной возникновения аварийной ситуации являются действия ТПП РК, были обоснованно отклонены судом.
Фактически истец требует возместить ему убытки, причиненные незаконными действиями ТПП РК.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу вышеуказанной нормы, лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать факт нарушения и наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками, а также размер убытков.
Между тем представленный истцом акт обследования инженерных сетей, проведенного комиссией в составе председателя товарищества собственников жилья и представителей ООО "ЖК Система", от 09.11.2010, не свидетельствует о том, что аварийная ситуация была обусловлена действиями ТПП РК по врезке в систему канализации с нарушениями проектных решений и сбросом в систему канализации сверхнормативных стоков.
Следовательно, затраты в сумме 8 034 рубля 69 копеек правомерно отнесены судом к расходам, подлежащим распределению на общих основаниях как расходы по содержанию и ремонту общего имущества.
Судом первой правильно определены расходы на содержание общего имущества (систем теплоснабжения, водоснабжения, канализации и газовой котельной), подлежащие возмещению ответчиком, которые составили за рассматриваемый период 116 973 рубля 62 копейки (17 481 руб. x 7 мес. + 8 034,69 руб. + 138 990 руб. + 8 736,44 руб. + 22 657,74 руб. + 6 572,51 руб. + 4 500 руб.) / 5396,1 кв. м x 2024 кв. м).
Для учета воды, потребляемой ТПП РК, были установлены приборы учета. При осуществлении расчетов за услуги по водоснабжению и водоотведению объемы воды и стоков определялись на основании указанных приборов учета, при этом при определении стоимости холодной воды и услуг по водоотведению применялись тарифы, установленные Службой Республики Коми по тарифам для МУП "Сыктывкарский Водоканал", а стоимости горячей воды - тариф в размере 125,05 рублей за куб. м.
Согласно пояснениям истца, для расчетов за горячую воду применялся тариф, установленный для ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9".
Однако из материалов дела следует, что для водоснабжения собственников помещений многоквартирного жилого дома и пристройки ТСЖ "Интернациональная-98" был заключен договор от 01.12.2007 N 765 на отпуск холодной воды, которая для нужд отопления и горячего водоснабжения подогревалась в газовой котельной (том 3, листы 58-69).
Следовательно, расходы на приобретение у ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" горячей воды ТСЖ не несло, правовые основания для предъявления к оплате стоимости горячей воды по тарифу в размере 125,05 рублей за куб. м у истца отсутствовали.
При указанных обстоятельствах за спорный период ответчику могут быть предъявлены к возмещению расходы по уплате услуг по водоснабжению и водоотведению исходя из объемов потребленной воды, определенных на основании приборов учета, и тарифов, установленных Службой Республики Коми по тарифам для МУП "Сыктывкарский Водоканал".
Согласно показаниям приборов учета объемы потребленной воды и объемы стоков ТПП РК составили за 2010 год 522 куб. м за 2011 год - 113 куб. м, сумма, подлежащая возмещению истцу, составляет 34 101 рубль 29 копеек.
Предъявив к оплате за ноябрь 2010 год стоимость 335 куб. м воды и услуги по водоотведению указанного объема, истец не представил доказательства потребления ответчиком воды в указанном объеме и отведения соответствующих стоков.
Поскольку ТСЖ "Интернациональная-98" не доказан факт безучетного потребления ответчиком воды, исковые требования в данной части обоснованно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
В связи с тем, что ТСЖ "Интернациональная-98" несло расходы, в том числе по приобретению газа для подготовки теплоносителя, используемого для обогрева помещений пристройки, собственник нежилых помещений обязан возместить истцу соответствующие расходы.
Ввиду отсутствия учета тепловой энергии, потребляемой жилой частью дома, суд исходил из того, что распределение объемов газа пропорционально количеству потребленной тепловой энергии, не представляется возможным. При данных обстоятельствах распределение соответствующих расходов пропорционально площадям, с учетом того, что находящиеся в жилой части дома отапливаемые вестибюль и лестничные клетки для обслуживания нежилых помещений пристройки не предназначены, ТПП РК не используются и не могут быть отнесены к общему имуществу многоквартирного жилого дома, является правомерным.
Поскольку расходы по отоплению находящихся в жилой части дома мест общего пользования должны нести собственники помещений жилой части дома, при распределении расходов на приобретение газа дополнительно должны быть учтены площади вестибюля (346,7 кв. м согласно техническому паспорту) и лестничных клеток (194 кв. м согласно техническому паспорту); общая площадь для распределения расходов на приобретение газа составляет 5936,8 кв. м, в том числе: жилая часть - 3912,8 кв. м (3216,3 кв. м + 155,8 кв. м + 194 кв. м + 346,7 кв. м), пристройка - 2024 кв. м.
Исходя из вышеизложенного, судом определены подлежащие возмещению истцу собственником помещений пристройки расходы на приобретение газа, которые составляют за сентябрь - декабрь 2010 года 76 746 рублей 48 копеек, за январь - март 2011 года - 73 655 рублей.
Предъявленные к возмещению расходы включают стоимость электроэнергии в сумме 15 275 рублей 07 копеек, поставленной ОАО "Коми энергосбытовая компания" (энергоснабжающая организация) на основании заключенного с ТСЖ "Интернациональная-98" (абонент) договора энергоснабжения от 24.04.2007 N 614790.
В обоснование исковых требований в указанной части ТСЖ "Интернациональная-98" указало, что электроэнергия приобреталась для обеспечения функционирования газовой котельной и насосной установки.
Перечень объектов, на которые должна производиться поставка электрической энергии, установлен в приложении N 2 к договору энергоснабжения от 24.04.2007 N 614790, согласно которому поставка электрической энергии производилась на жилой дом по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, 98; расчетными приборами учета являются счетчики с заводскими номерами 688609, 694164, учитывающие объемы энергопотребления для целей коммунального освещения, а также на гаражи и лифты.
Поскольку истцом не представлены доказательства того, что приобретаемая электроэнергия использовалась, в том числе для обеспечения функционирования газовой котельной, документально не подтверждены объемы электроэнергии, использованной на указанные цели, суд первой инстанции обоснованно отказал ТСЖ в удовлетворении заявленных требований в данной части.
Таким образом, судом верно определена общая сумма затрат на обеспечение коммунальными ресурсами, на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома с пристройкой, которые собственник помещений пристройки должен возместить истцу - 301 476 рублей 39 копеек.
Поскольку ТПП РК возместило расходы ТСЖ "Интернациональная-98" в сумме 297 177 рублей 73 копейки, Арбитражный суд Республики Коми обоснованно взыскал с Республики Коми в лице Агентства Республики Коми по управлению имуществом, как с собственника спорного имущества, обязанного нести бремя содержания имущества, за счет казны Республики Коми в пользу Товарищества собственников жилья "Интернациональная-98" 4 298 рублей 66 копеек долга.
Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе ТСЖ доводам, не имеется. Апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителей жалобы. Государственная пошлина размере 2000 рублей уплачена ТСЖ. Агентство освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.08.2011 по делу N А29-3023/2011 оставить без изменения, а апелляционные жалобы товарищества собственников жилья "Интернациональная-98", Агентства Республики Коми по управлению имуществом - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
Т.А.ЩЕЛОКАЕВА

Судьи
Д.Ю.БАРМИН
Т.В.ЧЕРНИГИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)