Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Замышляева С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Киселевой Н.В.
Судей Абашевой Д.В., Нечаевой Н.А.
При секретаре Б.
Рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 12 декабря 2011 года дело по кассационной жалобе ОАО <...> на решение Гремячинского городского суда Пермского края от 29 сентября 2011 года, которым постановлено
Исковые требования Думы Гремячинского городского поселения удовлетворить.
Признать незаконными действия ОАО <...> по начислению потребителям электроэнергии г. Гремячинска платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования с применением формулы N 9 пункта 3 приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Обязать ОАО <...> в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу произвести перерасчет платежей за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования потребителям г. Гремячинска с 01.01.2011 г.
Исковые требования прокурора г. Гремячинска удовлетворить.
Признать незаконными действия ОАО <...> по начислению гражданам Гремячинского муниципального района платы за коммунальную услугу "электроснабжение" исходя из норматива потребления.
Обязать ОАО <...> в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу произвести перерасчет платы за энергоснабжение мест общего пользования гражданам, проживающим на территории Гремячинского муниципального района, исходя из показаний индивидуальных приборов учета электроэнергии, начиная с 01.01.2011 г.
Взыскать с ОАО <...> в доход государства госпошлину в размере 4000 руб.
Заслушав доклад судьи Нечаевой Н.А., объяснения представителя Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л., представителя ОАО <...> В., представителя ОАО <...> В1., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Дума Гремячинского городского поселения обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО <...> о признании незаконными действий ОАО <...> по начислению платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования с применением формулы N 9 пункта 3 приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" и о возложении на ОАО <...> обязанности произвести перерасчет платежей за потребленную энергию в местах общего пользования потребителям г. Гремячинска с 01.01.2011 г. Указала, что многоквартирные дома в г. Гремячинске оборудованы коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии и индивидуальными приборами учета электроэнергии, нежилые помещения индивидуальными приборами учета не оборудованы. Начисление ответчиком платы за потребленную электроэнергию за места общего пользования по формуле N 9 является незаконным, так как в состав оплаты входит оплата за потребленную электроэнергию как за места общего пользования, так и оплата за жильцов, которые своевременно не предоставили сведения о потребленной электроэнергии. По формуле N 9 определяется размер платы за электроэнергию в жилом помещении многоквартирного дома, оборудованном общедомовыми приборами учета. Места общего пользования не являются жилыми помещениями, поэтому формула N 9 не может применяться для определения размера платы за электроэнергию в местах общего пользования.
Прокурор г. Гремячинска обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ОАО <...> о признании незаконными действий по начислению гражданам Гремячинского муниципального района платы за коммунальную услугу "электроснабжение" исходя из норматива потребления и о возложении на ОАО <...> обязанности о производстве перерасчета платы за энергоснабжение мест общего пользования гражданам, проживающим на территории Гремячинского муниципального района, исходя из показаний индивидуальных приборов учета электроэнергии, начиная с 01.01.2011 г., мотивируя тем, что, начиная с января 2011 г. плата за электроэнергию гражданам начисляется ОАО <...> исходя из норматива потребления электроэнергии на основании сведений, представленных ООО УК <...>. Решением Гремячинского городского суда от 06.07.2010 г. были признаны незаконными действия ООО УК <...> по начислению жителям г. Гремячинска платы за электроснабжение исходя из норматива потребления, а не по показаниям прибора учета, основанием для вынесения решения явилось отсутствие у данной управляющей компании актов о неучтенном потребления электроэнергии, а также отсутствие актов о неисправности приборов учета электроэнергии. 01.08.2010 г. управляющие компании ООО "организация" и ООО "организация1" заключили с ОАО <...> агентские договоры, по которым передали полномочия по начислению и сбору платы за электроэнергию ОАО <...>. Проверки правильности и снятия показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб не проводились. В настоящее время у ОАО <...> отсутствуют доказательства того, что срок поверки индивидуальных приборов учета истек, акты проверки исправности приборов учета отсутствуют. Таким образом, у ОАО <...> не имеется правовых оснований для начисления платы за электроэнергию исходя из норматива потребления электроэнергии. Действия ОАО <...> существенно нарушают жилищные права граждан при начислении платы за освещение мест общего пользования.
В судебном заседании представитель Думы Гремячинского городского поселения поддержал исковые требования.
Представитель прокуратуры г. Гремячинска на требованиях настаивала.
Представитель ответчика ОАО <...> в судебное заседание не явился.
Представители управляющих организаций ООО "организация" и ООО "организация1" с иском не согласны.
Представитель третьего лица ОАО "организация2" требования считала необоснованными.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ОАО <...> просит решение суда отменить. Указало, что ОАО <...> является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Расчет платы за электроснабжение по формуле 9 соответствует действующему законодательству. Доводы суда о несвоевременном предоставлении некоторыми собственниками помещений сведений о потребленной энергии, нарушении этим прав других собственником, предоставляющих показания счетчиков, не подтверждены документами. Выводы суда об отсутствии оснований у ОАО <...> для начисления платы за пользование электроэнергией исходя из норматива потребления коммунальных услуг, не является обоснованным.
Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части удовлетворения требований Думы Гремячинского городского поселения в связи с неправильном применением норм материального права /п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ/.
На основании ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в отношении энергоснабжения органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно п. 16 указанных Правил при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
В силу пп. "а" п. 23 указанных Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и(или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В силу п.п. 1 п. 3 Приложения N 2 к Правилам, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и(или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги определяется в следующем порядке:
1) размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в жилом и в нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и(или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудованном индивидуальным и(или) общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле:
Р, = xVxT
Ф-i у у " x У
у п.р " п.п т
Судом установлено, что многоквартирные дома, которые обслуживают ООО "организация" и ООО "организация1" в г. Гремячинске, оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии.
На территории г. Гремячинска и Гремячинского муниципального района ОАО <...> осуществляет деятельность в качестве энергоснабжающей организации.
Управляющими организациями ООО "организация" и ООО "организация1" в июле 2010 г. были заключены агентские договоры с ОАО <...>, согласно которым ОАО <...> осуществляет функции по начислению и сбору платежей за потребленную электрическую энергию.
ОАО <...> производит начисление платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования на основании формулы N 9, Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Думы Гремячинского городского поселения о признании незаконными действий ОАО <...> по начислению платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования по формуле 9 п. 3 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, суд первой инстанции исходил из того, что формула 9 применяется при определении платы за коммунальные услуги в жилом помещении, оснащенном общедомовыми приборами учета. Поскольку места общего пользования не относятся к жилым помещениям, формула N 9 не может быть применена для определения размера платы за потребленную энергию в местах общего пользования.
Указанный вывод суда нельзя признать должным образом мотивированным, основанным на правильном применении норм материального права.
В соответствии со ст. 30, 39 ЖК РФ собственники жилого помещения несут бремя содержания общего имущества.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.
Из установленного Приложением N 2 к Правилам порядка расчетов следует, что при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.
Суд не учел, что для расчета платы за электроснабжение по формуле N 9 необходим такой показатель, как объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме.
Поскольку в домах г. Гремячинска и Гремячинского муниципального района установлены общедомовые приборы учета электроэнергии, которые фиксируют объем потребленного коммунального ресурса в многоквартирном доме, следовательно, с учетом наличия в квартирах индивидуальных приборов учета электроэнергии, размер потребленной электрической энергии в местах общего пользования возможно определить по формуле 9 п. 3 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
То обстоятельство, что места общего пользования в многоквартирных жилых домах не являются жилыми помещениями, не свидетельствует о невозможности начисления потребителям электроэнергии г. Гремячинска платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования с применением формулы N 9 пункта 3 приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", поскольку в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, для начисления платы за электроэнергию в местах общего пользования не является обязательным наличие приборов учета, как не является обязательным условие о том, что расчет платы за электроэнергию по формуле 9 возможен только за жилые помещения, оборудованные приборами учета.
Поскольку для расчета по формуле 9 необходим такой показатель, как объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме, следовательно, данная формула не может применяться для расчета платы за потребленную электроэнергию только за жилые помещения.
С учетом изложенного решение суда в части признания незаконными действий ОАО <...> по начислению потребителям электроэнергии г. Гремячинска платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования с применением формулы N 9 пункта 3 приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", возложении на ОАО <...> обязанности в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу произвести перерасчет платежей за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования потребителям г. Гремячинска с 01.01.2011 г., взыскании с ОАО <...> пошлины 2 000 рублей подлежит отмене.
Поскольку для разрешения требований Думы Гремячинского городского поселения выяснение новых обстоятельств не требуется, судебная коллегия считает возможным вынести в указанной части новое решение об отказе Думе Гремячинского городского поселения в удовлетворении требований.
Принимая решение об удовлетворении требований прокурора о признании незаконными действий ОАО <...> по начислению гражданам Гремячинского муниципального района платы за коммунальную услугу "электроснабжение" исходя из норматива потребления, возложении обязанности на ОАО <...> в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу произвести перерасчет платы за энергоснабжение мест общего пользования гражданам, проживающим на территории Гремячинского муниципального района, исходя из показаний индивидуальных приборов учета электроэнергии, начиная с 01.01.2011 г., суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего:
Согласно п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
В соответствии с п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами РФ, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с пунктами 19, 21, 22 настоящих Правил.
В силу п.п. "г" п. 50 указанных Правил, исполнитель имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб.
ОАО <...> производит начисление сумм оплаты за электроэнергию, ведет учет платежей, занимается выпиской и доставкой абонентам платежных документов, счетов-квитанций, занимается сбором платежей с населения.
При вынесении решения об удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции обоснованно учел, что ОАО <...> не представило доказательств, с безусловностью свидетельствующих о неисправности приборов учета, находящихся в квартирах жителей г. Гремячинска и Гремячинского муниципального района либо не соответствия их установленным требованиям, в связи с чем, пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора г. Гремячинска о возложении на ОАО <...> обязанности в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу произвести перерасчет платежей за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования потребителям г. Гремячинска с 01.01.2011 года.
Доводы кассационной жалобы ответчика на решение суда в части удовлетворения требований прокурора г. Гремячинска не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Гремячинского городского суда Пермского края от 29 сентября 2011 года в части признания незаконными действий ОАО <...> по начислению потребителям электроэнергии г. Гремячинска платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования с применением формулы N 9 пункта 3 приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", возложении на ОАО <...> обязанности в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу произвести перерасчет платежей за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования потребителям г. Гремячинска с 01.01.2011 г., взыскании с ОАО <...> государственной пошлины в сумме 2 000 рублей отменить.
В указанной части в удовлетворении требований Думы Гремячинского городского поселения отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО <...> без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 12.12.2011 ПО ДЕЛУ N 33-12578
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 декабря 2011 г. по делу N 33-12578
Судья Замышляева С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Киселевой Н.В.
Судей Абашевой Д.В., Нечаевой Н.А.
При секретаре Б.
Рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 12 декабря 2011 года дело по кассационной жалобе ОАО <...> на решение Гремячинского городского суда Пермского края от 29 сентября 2011 года, которым постановлено
Исковые требования Думы Гремячинского городского поселения удовлетворить.
Признать незаконными действия ОАО <...> по начислению потребителям электроэнергии г. Гремячинска платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования с применением формулы N 9 пункта 3 приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Обязать ОАО <...> в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу произвести перерасчет платежей за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования потребителям г. Гремячинска с 01.01.2011 г.
Исковые требования прокурора г. Гремячинска удовлетворить.
Признать незаконными действия ОАО <...> по начислению гражданам Гремячинского муниципального района платы за коммунальную услугу "электроснабжение" исходя из норматива потребления.
Обязать ОАО <...> в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу произвести перерасчет платы за энергоснабжение мест общего пользования гражданам, проживающим на территории Гремячинского муниципального района, исходя из показаний индивидуальных приборов учета электроэнергии, начиная с 01.01.2011 г.
Взыскать с ОАО <...> в доход государства госпошлину в размере 4000 руб.
Заслушав доклад судьи Нечаевой Н.А., объяснения представителя Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л., представителя ОАО <...> В., представителя ОАО <...> В1., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Дума Гремячинского городского поселения обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО <...> о признании незаконными действий ОАО <...> по начислению платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования с применением формулы N 9 пункта 3 приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" и о возложении на ОАО <...> обязанности произвести перерасчет платежей за потребленную энергию в местах общего пользования потребителям г. Гремячинска с 01.01.2011 г. Указала, что многоквартирные дома в г. Гремячинске оборудованы коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии и индивидуальными приборами учета электроэнергии, нежилые помещения индивидуальными приборами учета не оборудованы. Начисление ответчиком платы за потребленную электроэнергию за места общего пользования по формуле N 9 является незаконным, так как в состав оплаты входит оплата за потребленную электроэнергию как за места общего пользования, так и оплата за жильцов, которые своевременно не предоставили сведения о потребленной электроэнергии. По формуле N 9 определяется размер платы за электроэнергию в жилом помещении многоквартирного дома, оборудованном общедомовыми приборами учета. Места общего пользования не являются жилыми помещениями, поэтому формула N 9 не может применяться для определения размера платы за электроэнергию в местах общего пользования.
Прокурор г. Гремячинска обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ОАО <...> о признании незаконными действий по начислению гражданам Гремячинского муниципального района платы за коммунальную услугу "электроснабжение" исходя из норматива потребления и о возложении на ОАО <...> обязанности о производстве перерасчета платы за энергоснабжение мест общего пользования гражданам, проживающим на территории Гремячинского муниципального района, исходя из показаний индивидуальных приборов учета электроэнергии, начиная с 01.01.2011 г., мотивируя тем, что, начиная с января 2011 г. плата за электроэнергию гражданам начисляется ОАО <...> исходя из норматива потребления электроэнергии на основании сведений, представленных ООО УК <...>. Решением Гремячинского городского суда от 06.07.2010 г. были признаны незаконными действия ООО УК <...> по начислению жителям г. Гремячинска платы за электроснабжение исходя из норматива потребления, а не по показаниям прибора учета, основанием для вынесения решения явилось отсутствие у данной управляющей компании актов о неучтенном потребления электроэнергии, а также отсутствие актов о неисправности приборов учета электроэнергии. 01.08.2010 г. управляющие компании ООО "организация" и ООО "организация1" заключили с ОАО <...> агентские договоры, по которым передали полномочия по начислению и сбору платы за электроэнергию ОАО <...>. Проверки правильности и снятия показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб не проводились. В настоящее время у ОАО <...> отсутствуют доказательства того, что срок поверки индивидуальных приборов учета истек, акты проверки исправности приборов учета отсутствуют. Таким образом, у ОАО <...> не имеется правовых оснований для начисления платы за электроэнергию исходя из норматива потребления электроэнергии. Действия ОАО <...> существенно нарушают жилищные права граждан при начислении платы за освещение мест общего пользования.
В судебном заседании представитель Думы Гремячинского городского поселения поддержал исковые требования.
Представитель прокуратуры г. Гремячинска на требованиях настаивала.
Представитель ответчика ОАО <...> в судебное заседание не явился.
Представители управляющих организаций ООО "организация" и ООО "организация1" с иском не согласны.
Представитель третьего лица ОАО "организация2" требования считала необоснованными.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ОАО <...> просит решение суда отменить. Указало, что ОАО <...> является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Расчет платы за электроснабжение по формуле 9 соответствует действующему законодательству. Доводы суда о несвоевременном предоставлении некоторыми собственниками помещений сведений о потребленной энергии, нарушении этим прав других собственником, предоставляющих показания счетчиков, не подтверждены документами. Выводы суда об отсутствии оснований у ОАО <...> для начисления платы за пользование электроэнергией исходя из норматива потребления коммунальных услуг, не является обоснованным.
Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части удовлетворения требований Думы Гремячинского городского поселения в связи с неправильном применением норм материального права /п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ/.
На основании ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в отношении энергоснабжения органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно п. 16 указанных Правил при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
В силу пп. "а" п. 23 указанных Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и(или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В силу п.п. 1 п. 3 Приложения N 2 к Правилам, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и(или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги определяется в следующем порядке:
1) размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в жилом и в нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и(или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудованном индивидуальным и(или) общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле:
Р, = xVxT
Ф-i у у " x У
у п.р " п.п т
Судом установлено, что многоквартирные дома, которые обслуживают ООО "организация" и ООО "организация1" в г. Гремячинске, оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии.
На территории г. Гремячинска и Гремячинского муниципального района ОАО <...> осуществляет деятельность в качестве энергоснабжающей организации.
Управляющими организациями ООО "организация" и ООО "организация1" в июле 2010 г. были заключены агентские договоры с ОАО <...>, согласно которым ОАО <...> осуществляет функции по начислению и сбору платежей за потребленную электрическую энергию.
ОАО <...> производит начисление платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования на основании формулы N 9, Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Думы Гремячинского городского поселения о признании незаконными действий ОАО <...> по начислению платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования по формуле 9 п. 3 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, суд первой инстанции исходил из того, что формула 9 применяется при определении платы за коммунальные услуги в жилом помещении, оснащенном общедомовыми приборами учета. Поскольку места общего пользования не относятся к жилым помещениям, формула N 9 не может быть применена для определения размера платы за потребленную энергию в местах общего пользования.
Указанный вывод суда нельзя признать должным образом мотивированным, основанным на правильном применении норм материального права.
В соответствии со ст. 30, 39 ЖК РФ собственники жилого помещения несут бремя содержания общего имущества.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.
Из установленного Приложением N 2 к Правилам порядка расчетов следует, что при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.
Суд не учел, что для расчета платы за электроснабжение по формуле N 9 необходим такой показатель, как объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме.
Поскольку в домах г. Гремячинска и Гремячинского муниципального района установлены общедомовые приборы учета электроэнергии, которые фиксируют объем потребленного коммунального ресурса в многоквартирном доме, следовательно, с учетом наличия в квартирах индивидуальных приборов учета электроэнергии, размер потребленной электрической энергии в местах общего пользования возможно определить по формуле 9 п. 3 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
То обстоятельство, что места общего пользования в многоквартирных жилых домах не являются жилыми помещениями, не свидетельствует о невозможности начисления потребителям электроэнергии г. Гремячинска платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования с применением формулы N 9 пункта 3 приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", поскольку в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, для начисления платы за электроэнергию в местах общего пользования не является обязательным наличие приборов учета, как не является обязательным условие о том, что расчет платы за электроэнергию по формуле 9 возможен только за жилые помещения, оборудованные приборами учета.
Поскольку для расчета по формуле 9 необходим такой показатель, как объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме, следовательно, данная формула не может применяться для расчета платы за потребленную электроэнергию только за жилые помещения.
С учетом изложенного решение суда в части признания незаконными действий ОАО <...> по начислению потребителям электроэнергии г. Гремячинска платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования с применением формулы N 9 пункта 3 приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", возложении на ОАО <...> обязанности в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу произвести перерасчет платежей за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования потребителям г. Гремячинска с 01.01.2011 г., взыскании с ОАО <...> пошлины 2 000 рублей подлежит отмене.
Поскольку для разрешения требований Думы Гремячинского городского поселения выяснение новых обстоятельств не требуется, судебная коллегия считает возможным вынести в указанной части новое решение об отказе Думе Гремячинского городского поселения в удовлетворении требований.
Принимая решение об удовлетворении требований прокурора о признании незаконными действий ОАО <...> по начислению гражданам Гремячинского муниципального района платы за коммунальную услугу "электроснабжение" исходя из норматива потребления, возложении обязанности на ОАО <...> в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу произвести перерасчет платы за энергоснабжение мест общего пользования гражданам, проживающим на территории Гремячинского муниципального района, исходя из показаний индивидуальных приборов учета электроэнергии, начиная с 01.01.2011 г., суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего:
Согласно п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
В соответствии с п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами РФ, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с пунктами 19, 21, 22 настоящих Правил.
В силу п.п. "г" п. 50 указанных Правил, исполнитель имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб.
ОАО <...> производит начисление сумм оплаты за электроэнергию, ведет учет платежей, занимается выпиской и доставкой абонентам платежных документов, счетов-квитанций, занимается сбором платежей с населения.
При вынесении решения об удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции обоснованно учел, что ОАО <...> не представило доказательств, с безусловностью свидетельствующих о неисправности приборов учета, находящихся в квартирах жителей г. Гремячинска и Гремячинского муниципального района либо не соответствия их установленным требованиям, в связи с чем, пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора г. Гремячинска о возложении на ОАО <...> обязанности в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу произвести перерасчет платежей за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования потребителям г. Гремячинска с 01.01.2011 года.
Доводы кассационной жалобы ответчика на решение суда в части удовлетворения требований прокурора г. Гремячинска не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Гремячинского городского суда Пермского края от 29 сентября 2011 года в части признания незаконными действий ОАО <...> по начислению потребителям электроэнергии г. Гремячинска платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования с применением формулы N 9 пункта 3 приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", возложении на ОАО <...> обязанности в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу произвести перерасчет платежей за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования потребителям г. Гремячинска с 01.01.2011 г., взыскании с ОАО <...> государственной пошлины в сумме 2 000 рублей отменить.
В указанной части в удовлетворении требований Думы Гремячинского городского поселения отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО <...> без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)