Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.10.2009 N 05АП-3120/2009 ПО ДЕЛУ N А24-6041/2008

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2009 г. N 05АП-3120/2009

Дело N А24-6041/2008

Резолютивная часть постановления оглашена 30 сентября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 октября 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: С.В. Шевченко
судей: К.П. Засорина, Н.А. Скрипки
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.А. Госпаревич
при участии:
от ОАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" - Александрова Н.В. (паспорт <...>, дов. N КЭ-18-9/28Д от 01.01.2009), Шалагинова М.Ю. (паспорт <...>, дов. N КЭ-18-9/10Д от 01.01.2009), Кузнецова А.Е. (паспорт <...>, дов. N КЭ-18-9/6Д от 01.01.2009).
от Муниципального автономного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Петропавловска-Камчатского" - Горбачева Т.И. (уд. N 115 от 14.02.2008, дов. от 30.07.2009).
от Муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа "Горсеть" - представитель не явился.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального автономного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Петропавловска-Камчатского"
на решение от 26.05.2009
судьи Е.В. Лосевой
по делу N А24 - 6041/2008 Арбитражного суда Камчатского края
по иску ОАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
к Муниципальному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Петропавловска-Камчатского"
третье лицо: Муниципальное унитарное предприятие Петропавловск - Камчасткого городского округа "Горсеть"
о взыскании 21 399 707 руб. 11 коп.

установил:

ОАО "Камчатскэнерго" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа "Горсеть" (далее МУП "Горсеть") задолженности по договору на отпуск и потребление тепловой энергии (договор теплоснабжения) N 102 от 01.09.2005 в размере 20 034 319 руб. 31 коп. (с учетом уточнения исковых требований) за период с 01.07.2008 по 30.09.2008.
Определением Арбитражного суда Камчатского края от 12.03.2009 произведена замена ответчика Муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа "Горсеть" на Муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Петропавловска-Камчатского", Муниципальное унитарное предприятие "Горсеть" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Этим же определением производство по делу N А24-6041/2008 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А24-1053/2008.
Определением суда от 21.04.09 производство по делу возобновлено.
Решением от 26.05.2009 Муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчасткого" переименовано на Муниципальное автономное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчасткого". С Муниципального автономного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчасткого" в пользу ОАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" взыскано 20 034 319 руб. 31 коп. долга.
Не согласившись с решением суда, Муниципальное автономное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчасткого" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить как незаконное и необоснованное. Считает себя ненадлежащим ответчиком по делу в рамках заявленных истцом требований по договору N 102 от 01.09.2005. Указывает, что является исполнителем коммунальных услуг, покупающим тепловую энергию исключительно для отопления жилья граждан, проживающих в управляемых им домах. Считает, что к данным отношениям должны применяться правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006. Считает, что истцом неверно произведен расчет фактически поставленной тепловой энергии, представил свой расчет.
Истец считает, что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, с учетом обстоятельств и при оценке всех доказательств, представленных сторонами, и просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Муниципального унитарного предприятия Петропавловск -Камчатского городского округа "Горсеть" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия рассматривает дело в отсутствие неявившейся стороны.
Решение проверяется в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ОАО "Камчатскэнерго" (энергоснабжающая организация) и МУП "Горсеть" (потребитель) 01.09.2005 заключен договор на отпуск и потребление тепловой энергии N 102, согласно условиям которого энергоснабжающая организация обязуется подавать на объекты, указанные в приложении, расположенные по адресам, указанным в приложении к договору, а потребитель обязуется принимать и оплачивать потребленную тепловую энергию в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
В 2007 году ОАО "Камчатскэнерго" и МУП "Горсеть" при заключении договора на отпуск и потребление тепловой энергии на новый срок не пришли к согласию по условиям договора, передав данный вопрос на разрешение суда.
Арбитражным судом Камчатского края по делу N А24-1053/2008 рассмотрены требования МУП "Горсеть" к ОАО "Камчатскэнерго" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения N 383/07-07ТЭ от 17.10.2007. Как установлено в судебном заседании, объектами теплопотребления по договору теплоснабжения N 383/07-07ТЭ от 17.10.2007 выступали жилые многоквартирные дома г. Петропавловска-Камчатского, а также тепловая энергия, приобретаемая для собственных нужд МУП "Горсеть".
Решением от 17.10.2008 Арбитражным судом Камчатского края по делу N А24-1053/2008 отказано в удовлетворении исковых требований МУП "Горсеть". Суд указал на то, что МУП "Горсеть" не может выступать абонентом по договору теплоснабжения, так как договоры, предоставленные МУП "Горсеть" как доказательства наличия у него имущества, позволяющего ему выступать в качестве стороны по договору теплоснабжения, заключены с нарушением статей 246, 247, 290, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 44 Жилищного кодекса Российской Федерации и в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации являются ничтожными, а иных доказательств владения на каком-либо законном основании энергопринимающими устройствами и другим необходимым оборудованием, отвечающим установленным техническим требованиям и присоединенным к сетям ресурсоснабжающей организации, МУП "Горсеть" не представило.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2009 решение от 17.10.2008 изменено в части, касающейся заключения договора теплоснабжения на собственные нужды МУП "Горсеть", в остальной части, касающейся отсутствия возможности заключения договора теплоснабжения на объекты - многоквартирные жилые дома, решение оставлено без изменения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что МУП "Горсеть" не может выступать ответчиком по настоящему делу.
Признавая надлежащим ответчиком по настоящему делу Муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчасткого", суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 251-ФЗ введена часть вторая статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которой ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно Уставу Муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчасткого", утвержденного приказом Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа от 11.05.2006 N 228 МУ "УЖКХ" осуществляет функции управления и надлежащего содержания многоквартирных домов. Так, в п. 2.1 Устава установлено, что предметом деятельности ответчика является осуществление управленческих функций в области жилищно-коммунального хозяйства на территории г.Петропавловска - Камчатского в целях надлежащего содержания жилищного фонда.
Согласно абзацу 7 п. 2.2 Устава ответчик осуществляет функции управляющей организации многоквартирными жилыми домами, в которых имеется муниципальная доля имущества, в переходный период до избрания собственниками способами управления.
Пункт 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации гласит, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать в числе прочего предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307, определено, что исполнителем коммунальных услуг может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно этого же пункта Правил оказания коммунальных услуг, (тепло) энергоснабжение населения отнесено к коммунальным услугам.
В обязанности исполнителя коммунальных услуг входит заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельное производство коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг потребителям (пп. "в" п. 49 Правил оказания коммунальных услуг).
Таким образом, поскольку ответчик является исполнителем коммунальных услуг, он, в свою очередь, приобретает тепловую энергию у истца (гарантирующего поставщика) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения.
Согласно пункту 3 Правил оказания коммунальных услуг, ресурсоснабжающая организация осуществляет продажу коммунальных ресурсов.
При таких обстоятельствах довод заявителя жалобы о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу в рамках заявленных истцом требований по договору N 102 от 01.09.2005, судебной коллегией отклоняется.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или иными актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны, как следует из пункта 2 Информационного письма ВАС РФ N 14 от 05.05.1997, следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому отношения, возникшие между сторонами, должны рассматриваться как договорные.
В пункте 3 "Организационно-методических рекомендациях по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах РФ МДС 41-3.2000", утвержденных приказом Госстроя России от 21.04.2000 N 92, закреплено данное положение. Этим же пунктом к числу абонентов (потребителей) относятся также организации, которым передано право управления жилищным фондом, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению.
В пункте 1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя от 12.09.1995 N ВК-4936, зарегистрированных в Минюсте РФ 25.09.1995 N 954, под теплопотребляющей установкой понимается комплекс устройств, используемых для отопления и горячего водоснабжения. Технологически получение тепловой энергии жилыми помещениями, находящимися в многоквартирных жилых домах, возможно лишь по внутридомовым сетям с помощью инженерного оборудования через принимающее устройство этих домов. То есть теплопотребляющей установкой в данном случае является сам многоквартирный жилой дом.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно статьям 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В то же время, поскольку в силу пункта 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ N 167 от 12.02.1999 договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод является публичным договором, на него распространяется требование пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В соответствии с пунктом 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия публичного договора, не соответствующие обязательными Правилам, установленным Правительством Российской Федерации, ничтожны.
К указанным правилам, прежде всего, относятся Правила N 167. Согласно пунктам 33, 34 Правил N 167 количество отпущенной питьевой воды и сброшенных сточных вод осуществляется в соответствии с данными учета фактического потребления и сброса по показаниям средств измерения, для которых оборудуется узел учета, который должен размещаться на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом. Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, граница балансовой принадлежности сетей находится на вводе в жилые дома.
В соответствии с письмом Минрегиона России от 02.04.2007 N 5709-РМ/07 при отсутствии учета, предусмотренного пунктом 34 Правил N 167, объем поставленного МУП "Петропавловский водоканал" коммунального ресурса определяется в соответствии с утвержденных в установленном порядке нормативами потребления коммунальных услуг.
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на границе балансовой принадлежности сетей на вводе в жилые дома, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных в установленном порядке нормативов водопотребления.
Между ОАО "Камчатскэнерго" и МУП "Петропавловский водоканал" объем поставленной холодной воды определяется по приборам учета, которые установлены на границе балансовой принадлежности в центральных тепловых пунктах, то есть не на вводе в жилые дома. Кроме того, эти приборы фиксируют потребление всех объектов, присоединенных к центральным тепловым пунктам, то есть не только жилых домов, но и других потребителей, имеющих договоры с ОАО "Камчатскэнерго" и, как следствие, исходя из этих показаний, в отсутствие приборов учета на вводе в жилые дома, невозможно определить потребление последних.
Таким образом, расчет ответчика противоречит нормам действующего законодательства и не может быть использован в качестве доказательства, подтверждающего довод о том, что истцом неверно произведен расчет фактически поставленной тепловой энергии.
Арбитражный суд, оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом характера сложившихся между сторонами взаимоотношений, удовлетворил требование ОАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго", взыскав с ответчика неоплаченную стоимость потребленной тепловой энергии за период с 01.07.2008 по 30.09.2008. Расчеты количества потребленной теплоэнергии произведены истцом на основании Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воды при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной зам. Председателя Госстроя России 12.08.2003, Правил учета тепловой энергии и теплоносителей от 12.09.2005, Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 "Определение нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода".
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией не принимаются, так как они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доказательств, влияющих на законность принятого решения, суду не представлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение арбитражного суда Камчатского края от 26.05.2009 по делу N А24-6041/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить Муниципальному автономному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Петропавловска-Камчатского" из федерального бюджета госпошлину в размере 1000 руб., излишне уплаченную платежным поручением N 2685 от 24.06.2009.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий:
С.В.ШЕВЧЕНКО
Судьи:
К.П.ЗАСОРИН
Н.А.СКРИПКА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)