Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 15.06.2006 N А19-20564/05-6-Ф02-2784/06-С2 ПО ДЕЛУ N А19-20564/05-6

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 15 июня 2006 г. Дело N А19-20564/05-6-Ф02-2784/06-С2
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рюмкиной М.Д.,
судей: Воробьевой Н.М., Орлова А.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Григорчук Н.В. (доверенность N 13-19/5 от 31.01.2006),
председателя жилищно-строительного кооператива N 39 Болотова В.Ф. (выписка из заседания Правления N 1 от 20.02.2005) и его представителя - Ганжа А.М. (доверенность от 20.02.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение от 22 ноября 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 6 марта 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-20564/05-6 (суд первой инстанции: Коломинова Н.Ю.; суд апелляционной инстанции: Ибрагимова С.Ю., Архипенко А.А., Матинина Л.Н.),
УСТАНОВИЛ:

Жилищно-строительный кооператив N 39 (ЖСК N 39) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представляемого Управлением Федерального казначейства по Иркутской области, о взыскании убытков в размере 387411 рублей 55 копеек за 2003 - 2004 годы, возникших в результате предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг во исполнение Федерального закона "О ветеранах", Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Решением от 22 ноября 2005 года с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ЖСК N 39 взысканы расходы, понесенные в связи с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в размере 39215 рублей 85 копеек.
Суд апелляционной инстанции 6 марта 2006 года решение от 22 ноября 2005 года оставил без изменения.
Не согласившись с выводами Арбитражного суда Иркутской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 22 ноября 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 6 марта 2006 года.
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом нарушены нормы материального права (пункт 3 статьи 2, статьи 15, 16, пункт 2 статьи 124, статьи 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 6, 44, 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год", пункт 13 Порядка предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536).
Министерство финансов Российской Федерации указывает на то, что к спорным правоотношениям действующим законодательством не предусмотрено применение гражданско-правовых норм; возмещение истцу расходов произведено в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год", постановлением Правительства Российской Федерации N 536 от 14.07.2001; удовлетворение большого количества исков при установленных обстоятельствах приведет к фактическому пересмотру бюджета и нанесению вреда неопределенному кругу лиц; на недоказанность состава гражданского правонарушения.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков в размере 387411 рублей 55 копеек за 2003 - 2004 годы, возникших в результате предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг во исполнение Федерального закона "О ветеранах", Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Основанием иска указано на неисполнение надлежащим образом обязанности по возмещению расходов, связанных с исполнением Федерального закона "О ветеранах", Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В обоснование своих требований истец представил: акты сверки сумм, подлежащих возмещению, отчеты на возмещение расходов, расшифровки к отчету о начислении льготы.
Возражая против заявленных требований, Министерство финансов Российской Федерации указало на то, что действующим законодательством к спорным правоотношениям не предусмотрено применение гражданско-правовых норм; размер финансовой помощи субъектам Российской Федерации устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете" на соответствующий год; на отсутствие состава гражданского правонарушения; на недопустимость взыскания за счет средств федерального бюджета денежных средств свыше утвержденных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год", Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год".
Суд первой инстанции, удовлетворив заявление истца о привлечении второго ответчика, Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области, выделил в отдельное исковое производство требование ЖСК N 39 о взыскании с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О ветеранах", в размере 348196 рублей.
Установив обстоятельства предоставления истцом льгот инвалидам по оплате за жилье и коммунальные услуги, распределения бюджетных средств, в том числе субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, арбитражный суд пришел к выводу о неисполнении государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных коммерческой организацией в связи с реализацией льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
При принятии решения об удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что возмещение расходов на предоставление льгот по оплате коммунальных услуг и жилья во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за 2004 год в размере 39215 рублей 85 копеек подлежит взысканию с Российской Федерации как с источника финансирования.
Суд апелляционной инстанции признал правомерными выводы суда первой инстанции по аналогичным основаниям.
По мнению суда кассационной инстанции, выводы Арбитражного суда Иркутской области о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 39215 рублей 85 копеек обоснованны.
Указанная выше сумма составляет расходы ЖСК N 39 по предоставлению инвалидам льгот по оплате за коммунальные услуги.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы ЖСК N 39.
В этой части материальные потери являются для истца убытками.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).
Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков, подлежащих возмещению.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что факт предоставления льгот инвалидам установлен. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела.
Удовлетворяя исковые требования за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, арбитражный суд правомерно руководствовался статьями 8, 15, 124, 125, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 15.3, 15.6 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год", статьями 4, 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Законом Иркутской области "Об областном бюджете на 2004 год".
В результате анализа указанных нормативно-правовых актов, регламентирующих основания и порядок предоставления льгот инвалидам и последующей компенсации расходов коммерческим организациям, осуществляющим предоставление льгот, исследования представленных доказательств Арбитражный суд Иркутской области пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований за счет средств бюджета Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 22 ноября 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 6 марта 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-20564/05-6 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 22 ноября 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 6 марта 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-20564/05-6 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.Д.РЮМКИНА
Судьи:
Н.М.ВОРОБЬЕВА
А.В.ОРЛОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)