Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.02.2008 ПО ДЕЛУ N А28-6940/07-181/25

Разделы:
Членство в товариществе собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 февраля 2008 г. по делу N А28-6940/07-181/25



Резолютивная часть постановления оглашена 28 января 2008 г.,
полный текст постановления изготовлен 1 февраля 2008 г.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи,
судей,
при ведении протокола судебного заседания,
при участии представителей сторон
от истца:
К. - по доверенности от 10.04.2007 г.,
от ответчиков:
Д. - по доверенности от 22.01.2008 г. N 43-01/243134,
Н. - по доверенности от 09.01.2008 г. N 29,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - товарищества собственников жилья "С."




на решение Арбитражного суда Кировской области от 15 ноября 2008 г. по делу N А28-6940/07-181/25
принятое судом в составе судьи,
по иску товарищества собственников жилья "С."
- к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства;
- Департаменту финансов области,
о взыскании 162953 руб.,
установил:

товарищество собственников жилья "С." (далее ТСЖ "С.") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков, связанных с предоставлением в период с 1 января по 31 июля 2005 г. отдельным категориям граждан льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в сумме 75561 руб. 01 коп. Льготы были предоставлены по Федеральным законам "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также по Указам Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" и от 15.10.1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны".
За тот же период истец потребовал взыскать с Департамента финансов области за счет казны области 87392 руб. 94 коп., составивших убытки от предоставления льгот гражданам по Законам области "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий", "О защите в Кировской области участников боевых действий и членов семей погибших (умерших) и пропавших без вести в ходе вооруженных конфликтов немеждународного характера, контртеррористических операций, в зоне чрезвычайного положения на территории Российской Федерации, территориях республик бывшего СССР".
Решением Арбитражного суда Кировской области от 15 ноября 2007 г. истцу в удовлетворении иска отказано.
Суд исходил из того, что ТСЖ "С." не представило доказательств причинения ему убытков и не подтвердило в суде правомерность предоставляемых им льгот. Истцом также не соблюден договорной порядок возмещения расходов, установленный Постановлением Правительства области от 1 февраля 2005 г. N 27/11 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" и не были представлены в уполномоченный орган местного самоуправления реестры, содержащие сведения о документах, подтверждающих право на льготы, чем нарушен Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденный Постановлением Правительства области от 5 июля 2005 г. N 38/160. Не доказаны также факты обращений жильцов с требованиями о предоставлении льгот и право жильцов на эти льготы.
Не согласившись с принятым решением, ТСЖ "С." обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что вопреки воле истца, дело рассмотрено без участия его представителя. По мнению истца, суд безосновательно не разрешил его ходатайство об отложении судебного заседания на более поздний срок в связи с уважительной причиной неявки представителя в судебное заседание - занятости в другом судебном заседании. Истец считает, что были нарушены его процессуальные права, вытекающие из возможности участия представителя в судебном заседании. В частности истец был лишен возможности представить дополнительные доказательства.
Заявитель указал также, что судом первой инстанции не правильно применены нормы материального права, так как для компенсации затрат на предоставленные льготы из соответствующего бюджета публично-правового образования ТСЖ "С." не было необходимости находиться с этим образованием в договорных отношениях. Для возмещения убытков достаточен сам факт несения истцом расходов, связанных с предоставлением льгот.
Управление Федерального казначейства в отзыве на апелляционную жалобу решение суда просило оставить в силе, указав, что истец не подтвердил ни факт предоставления льгот, ни обоснованность их предоставления. Кроме того, истец необоснованно во взыскиваемую сумму включил налог на добавленную стоимость.
Департамент финансов области в отзыве на апелляционную жалобу также решение суда считает законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области от 15 ноября 2008 г. проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба ТСЖ "С." удовлетворению не подлежит, в силу следующего.
Предметом иска ТСЖ "С." явилось взыскание убытков, возникших в результате предоставления в период с 1 января по 1 июля 2005 г. отдельным категориям граждан льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации и законами области, и невыплатой компенсации этих расходов истца из федерального бюджета и бюджета Кировской области.
Истец требовал взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации за льготы, предоставленные:
- - по Федеральному закону "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - 7679 руб. 83 коп.;
- - по Федеральному закону "О ветеранах" - 24387 руб.;
- - по Указу Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" - 3129 руб. 88 коп.;
- - по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - 37421 руб. 85 коп.;
- - по Указу Президента Российской Федерации от 15.10.1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" - 2942 руб. 45 коп.
С Департамента финансов области за счет казны области истец потребовал взыскать за предоставленные льготы:
- - по Закону области "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий" - 78361 руб.;
- - по Закону области "О защите в Кировской области участников боевых действий и членов семей погибших (умерших) и пропавших без вести в ходе вооруженных конфликтов немеждународного характера, контртеррористических операций, в зоне чрезвычайного положения на территории Российской Федерации, территориях республик бывшего СССР" - 9031 руб. 94 коп.
Правовым основанием заявленных требований истец указывал помимо названных выше нормативных правовых актов статьи 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из Устава товарищества собственников жилья "С." следует, что оно создано жильцами дома 4/1 по ул. У. г. К. для совместного управления и обеспечения комплекса недвижимого имущества в товариществе. Согласно пункту 3.1 Устава товарищество вправе заключать договоры с юридическими лицами и гражданами на выполнение работ и оказанию услуг для товарищества, а также устанавливать на основе принятого годового бюджета товарищества размеры платежей, сборов и взносов для членов товарищества в соответствии с их долей.
Из пункта 8.1 Устава ТСЖ "С." следует, что его средства формируются из взносов и обязательных платежей членов товарищества, доходов от хозяйственной деятельности, различных дотаций, в том числе на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонты, коммунальные услуги.
16 июня 1999 г. ТСЖ "С." (Абонент) и акционерное общество "Э." (Энергоснабжающая организация) заключили договор о снабжении тепловой энергией и горячей водой. Согласно пунктам 2.2 и 21.1 договора ТСЖ "С." обязалось оплачивать потребленную энергию и вносить другие платежи в соответствии с действующими тарифами и договором по счетам-фактурам Энергоснабжающей организации.
25 февраля 2003 г. ТСЖ "С." (Абонент) и МУП жилищного хозяйства N 20 (Предприятие) заключили договор о технической эксплуатации лифтов жилого дома N 4 по ул. У. ТСЖ "С." обязалось оплачивать услуги по счетам-фактурам Предприятия по установленным сторонами расценкам.
Согласно договору N 320, заключенному ТСЖ "С." с ООО "КДУ-1", последний принял на себя обязательства по удалению и утилизации твердых бытовых отходов по адресам: ул. У., дома 4 и 4/1. Услуги оплачивались по установленной в договоре цене.
1 июня 2005 г. ТСЖ "С." (Абонент) и ОАО "К." (Энергоснабжающая организация) заключили договор, согласно которому Энергоснабжающая организация обязалась подавать Абоненту тепловую энергию и горячую воду, а последний в свою очередь оплачивать ее по тарифам, установленным законодательством.
Из представленного истцом расчета следует, что за период с 1 января по 31 июля 2007 года им предоставлялись льготы различным категориям граждан в следующих размерах:
- - 7679 руб. 83 коп. - по Федеральному закону "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
- - 24387 руб. - по Федеральному закону "О ветеранах";
- - 3129 руб. 88 коп. - по Указу Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей";
- - 37421 руб. 85 коп. - по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
- - 4339 руб. 08 коп. - по Указу Президента Российской Федерации "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны";
- - 78361 руб. - по Закону области "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий";
- - 9031 руб. 94 коп. - по Закону области "О защите в области участников боевых действий и членов семей погибших (умерших) и пропавших без вести в ходе вооруженных конфликтов немеждународного характера, контртеррористических операций, в зоне чрезвычайного положения на территории Российской Федерации, территориях республик бывшего СССР".
Из письма Департамента социального развития области N 11-12 от 8 ноября 2006 г., направленного в адрес председателя ТСЖ "С." в ответ на его обращение от 5 октября 2006 г., следует, что в нарушение установленного региональным законодательством порядка истец не заключил на оспоренный им период соответствующий договор с управлением социальной защиты населения города. Поскольку после окончания финансового года принятие денежных обязательств не допускается, возмещение в 2006 году расходов за 2005 г. невозможно. Истцу рекомендовано обратиться в суд.
Из статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 1 действовавшего до 1 марта 2005 г. Федерального закона "О товариществах собственников жилья" следует, что товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно статье 19 указанного Закона социальная защита домовладельцев, нанимателей и арендаторов жилых помещений в кондоминиуме осуществлялась в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации, соответствующими решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, путем передачи товариществам собственников жилья установленных государственных и муниципальных дотаций на финансирование затрат на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонты, на отдельные виды коммунальных услуг, компенсаций за предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, а также иных предусмотренных дотаций; предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа домовладельцев, нанимателей и арендаторов.
Согласно статье 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества; определять смету доходов и расходов на год; устанавливать на основе принятой сметы размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения.
В соответствии со статьями 153 и 155, 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи, связанные с оплатой расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья. Услуги и работы по содержанию помещений оплачиваются в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В то же время, согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан за счет средств соответствующих бюджетов могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления,
Так, в соответствии со статьями 5 и 14 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в этом Законе, гарантируется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией. Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Средства на реализацию этих полномочий предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций на 2005 г. Правительством Российской Федерации установлен не был.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" для многодетных семей установлена льгота в виде скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
Из Письма Министерства финансов Российской Федерации N 51 и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации N 1-2359-18 от 29 июня 1992 года "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" (с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 26.03.2003 N ГКПИ 03-139), а также с учетом положений статьи 132 Конституции Российской Федерации, пункта 4 статьи 6 и статьи 38 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что предусмотренная Указом Президента Российской Федерации мера социальной защиты относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда). В соответствии со статьями 5 и 28.2 того же Закона реализация государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации относилась к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации. С 1 января 2005 г. Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется в том числе и в зависимости от числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 г. N 1235 бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны предоставлены льготы, аналогичные тем, что были предоставлены инвалидам и участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Льготы предоставлены за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Для инвалидов и участников Великой Отечественной войны льготы предусмотрены статьями 14 и 15 Федерального закона "О ветеранах" и помимо прочего включали 50-процентные скидки в оплате занимаемой общей площади жилых помещений и в оплате коммунальных услуг (водоснабжения, водоотведения, вывоза бытовых и других отходов, газа, электрической и тепловой энергии).
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию установленных для ветеранов льгот по оплате жилья в домах независимо от вида жилищного фонда и оплате коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В пункте 2 названной нормы предусмотрено, что расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение. Порядок возмещения расходов утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 3 и 5 Закона области "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий" ветеранам труда и лицам, пострадавшим от политических репрессий предусмотрены меры социальной защиты, в том числе в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг. Согласно статье 6 того же Закона указанные меры социальной поддержки финансируются за счет средств областного бюджета в порядке, установленном Правительством области.
Согласно статьям 5 и 6 Закона области "О защите в Кировской области участников боевых действий и членов семей погибших (умерших) и пропавших без вести в ходе вооруженных конфликтов немеждународного характера, контртеррористических операций, в зоне чрезвычайного положения на территории Российской Федерации, территориях республик бывшего СССР" участникам боевых действий и членам семей погибших (умерших) и пропавших без вести участников боевых действий предоставлены меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом области. Из статей 3 и 7 этого же Закона следует, что данные меры финансируются за счет средств областного бюджета в порядке, установленном Правительством области.
Таким образом, из указанных выше нормативных актов прямо следует, что органы власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по определению порядка предоставления мер социальной поддержки, предоставляемых как из федерального, так и из регионального бюджетов.
Во исполнение требований названных выше Законов Правительством области изданы соответствующие постановления.
Так пунктами 2 и 4 Постановления Правительства области от 1 февраля 2005 г. N 27/11 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" определено, что с 1 января 2005 г. возмещение предприятиям, организациям расходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, производится отделами (управлениями) социальной защиты населения района (города) в пределах средств, предусмотренных на указанные цели, на договорной основе.
Постановлением Правительства области от 5 июля 2005 г. N 38/160 утвержден действующий с 1 января 2005 года порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда и жертвам политических репрессий. Согласно пунктам 7 и 8 установленного Порядка предприятия, организации независимо от организационно-правовой формы, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, ежемесячно составляют реестры отдельно по ветеранам труда и жертвам политических репрессий и представляют их в организацию, уполномоченную органом местного самоуправления, а при ее отсутствии - в отдел (управление) социальной защиты населения района (города) на бумажном и (или) магнитном носителях в едином формате и в сроки, установленные органами социальной защиты населения.
Возмещение этим предприятиям и организациям расходов производится управлением социальной защиты населения области на договорной основе после сверки реестров с базой данных лиц, включенных в региональный регистр, в пределах годовых лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке.
Таким образом, вопреки мнению истца, возмещение расходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, в оспариваемый период производилось на основе договоров и после проверки уполномоченным органом местного самоуправления представленных сведений.
Доказательств заключения в 2005 г. договора с управлением социальной защиты города ТСЖ "С." не представило. Заявление истца о невозможности заключения такого договора в 2005 г. ничем не подтверждено. Представленные им материалы переписки с органами власти датированы 2006 годом.
Кроме того, истцом не представлены в суд обеих инстанций первичные документы, подтверждающие наличие у жильцов права на социальную поддержку, что лишило ответчиков возможности проверить эти данные, а суд оценить их и положить в основу судебного решения об удовлетворении исковых требований.
Имеющиеся в материалах дела списки жильцов, которым были предоставлены льготы, не могут являться достаточным доказательством, так как не содержат сведений о документах, подтверждающих право граждан на льготы, и о периоде, в течение которого граждане имели право пользоваться льготами. Списки составлены в одностороннем порядке и не согласованы ни с ответчиками, ни с органами местного самоуправления.
Истец также не представил в суд доказательств, подтверждающих возникновение у него убытков, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства и установил, что истцом нарушен порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки, и не доказана обоснованность предоставления этих мер.
Основания для признания данного вывода суда неправильным у апелляционного суда отсутствуют.
Заявление истца о нарушении его процессуальных прав безосновательно. Как видно из материалов дела 11 октября 2007 г. состоялось судебное заседание, на котором было удовлетворено ходатайство присутствовавшего там же представителя истца о предоставлении дополнительного времени для собирания доказательств и представления их в суд. Следующее судебное заседание было назначено на 8 ноября 2007 г., о чем был уведомлен представитель истца. Судом были определены доказательства, которые необходимо представить в суд.
В судебное заседание представитель истца не прибыл, в установленный срок дополнительных доказательств не представил ни в суд, ни ответчику. О причине неявки в судебное заседание истец своевременно суд не известил.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания.
Согласно части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в его отсутствие.
Из статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что вопрос об отложении судебного разбирательства по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине, всецело отдан на усмотрение арбитражного суда.
Поскольку предыдущее судебное заседание откладывалось в интересах истца, представитель истца был надлежаще уведомлен о месте и времени следующего судебного заседания, явка истца судом обязательной не признавалась, сведений об уважительности причин неявки истца у суда к моменту судебного заседания не имелось, суд правомерно принял решение о продолжении судебного заседания в отсутствие представителя истца.
Довод о заявителя о том, что суд нарушил его права, так как не разрешал его ходатайство об отложении судебного заседания, несостоятелен. Во-первых, представитель истца не предпринял мер для своевременного извещения суда о невозможности участия в судебном заседании. Извещение, направленное за несколько часов до судебного заседания, не может признаваться своевременным. Во-вторых, невозможность участия конкретного физического лица в судебном заседании в качестве представителя юридического лица не лишает возможности последнего назначить своим представителем другое физическое лицо. Занятость в другом процессе не является уважительной причиной для отложения судебного заседания. В-третьих, как видно из протокола судебного заседания, факт неявки представителя истца был зафиксирован, а следовательно оценен судом с точки зрения возможности продолжения судебного заседания.
Несостоятелен и довод представителя ответчика о том, что суд лишил его тем самым доказывать основания иска. Как было указано выше, суд откладывал судебное заседание именно для предоставления истцу возможности представить дополнительные доказательства. Однако доказательства не были заблаговременно раскрыты истцом перед ответчиком и не представлены истцом в судебное заседание суда первой инстанции. Более того, истец не представил и в суд апелляционной инстанции доказательств, достоверно подтверждающих обстоятельства, на которые он ссылается.
Из материалов дела следует, что исковые требования были предъявлены к федеральному и региональному органам государственной власти. В то же время, надлежащим ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, должно являться публично-правовое образование.
В соответствии со статьей 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Злоупотребление процессуальными правами и неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом последствия.
Таким образом, нормы материального права Арбитражным судом Кировской области применены правильно; нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не допущено.
Поскольку данное постановление принято не в пользу заявителя апелляционной жалобы, то согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные им, возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Кировской области от 15 ноября 2008 г. по делу N А28-6940/07-181/25 оставить без изменения, а апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "С." - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)