Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Гурщенко Л.В. N 33-141/2008
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
Председательствующего: Серга Н.С.,
Судей Кнепмана А.Н., Цыгулева В.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе главы муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" на решение Смидовичского районного суда от 04 апреля 2008 года, которым постановлено:
Заявление прокурора Смидовичского района в интересах Российской Федерации об оспаривании действий главы муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" удовлетворить.
Признать постановления главы муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" от 29 ноября 2007 г. N 118 "О передаче жилых домов в управление" и от 3 декабря 2007 г. N 124 "О передаче жилых домов в управление" противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня их принятия.
Признать незаконными действия главы муниципального образования "Смидовичский муниципальный район", заключающиеся в передаче жилых домов, расположенных в с. Партизанское, с. Волочаевка-1, п. Николаевка, с. Камышовка, с. Даниловка, с. Дежневка, управляющим компаниям без проведения открытого конкурса.
Обязать главу муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" провести открытые конкурсы по выбору управляющих организаций в установленный законом срок до 1 мая 2008 г.
Решение в части возложения обязанности по проведению открытого конкурса по выбору управляющих организаций подлежит немедленному исполнению.
Об исполнении решения суда должно быть сообщено в Смидовичский районный суд и прокурору Смидовичского района не позднее чем в течение месяца со дня его получения.
Заслушав доклад судьи Кнепмана А.Н., пояснения представителей заинтересованного лица П.В., П.А., прокурора Витютнева К.В., полагавшего изменить решение суда в части установленной даты проведения конкурса, судебная коллегия
прокурор Смидовичского района в интересах Российской Федерации обратился в суд с заявлением об оспаривании действий главы муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" (далее - глава муниципального района), указывая на то, что в соответствии с постановлениями главы муниципального района от 29 ноября 2007 г. N 118 и от 3 декабря 2007 г. N 124 о передаче жилых домов в управление прекращено право хозяйственного ведения МУП "Единый заказчик" на жилые дома, расположенные в с. Партизанское, с. Волочаевка-1, п. Николаевка, с. Камышовка, с. Даниловка, с. Дежневка, и на основании актов приема-передачи жилищный фонд передан в управление ООО "Жилье", ООО ЖКХ "База", ООО "Даниловка ЖКХ". Считает, что указанные постановления и передача жилищного фонда противоречит нормам жилищного законодательства, поскольку, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 г. не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано, орган местного самоуправления до 1 мая 2008 г. проводит открытый конкурс по выбору управляющей организации. Однако передача жилищного фонда управляющим организациям состоялась без проведения открытого конкурса. Просит признать указанные постановления главы муниципального района противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия, признать незаконной передачу без проведения открытого конкурса управляющим компаниям жилых домов, обязать главу муниципального района провести открытый конкурс по выбору управляющей компании, обратив решение суда в указанной части к немедленному исполнению.
В судебном заседании прокурор Латыпов К.Е. поддержал заявленные требования и подтвердил изложенные в заявлении обстоятельства.
Представитель заинтересованного лица - главы Смидовичского муниципального района Б.Э. с требованиями прокурора не согласилась, суду пояснила, что в соответствии с ч. 3 ст. 161 ЖК РФ собственники жилых помещений могут в любое время выбрать или изменить способ управления многоквартирным домом. Поскольку собственники жилых помещений провели собрания и сами выбрали управляющие компании, глава муниципального района издал постановления о передаче жилых домов в управление. Считает, что действующее законодательство при этом не нарушено и ничьи права и законные интересы не ущемлены.
Суд постановил указанное решение.
В кассационной жалобе глава Смидовичского муниципального района просит решение суда отменить и дело направить на новое рассмотрение в ином составе судей, при этом указал, что действительно, в соответствии с Жилищным Кодексом РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать способ управления многоквартирным домом в срок до 01 января 2007 года и, если в указанный срок собственники помещений не реализовали свое право на выбор способа управления многоквартирным домом, то в срок до 1 мая 2008 года органы местного самоуправления обязаны провести конкурсы по отбору управляющих организаций. В соответствии с частью 3 ст. 161 ЖК РФ собственники жилых помещений могут в любое время выбрать или изменить способ управления многоквартирным домом. Проведение конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственниками помещений которых не выбран способ управления, утверждено п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.02.2006 года N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".
Пунктом 39 указанного Постановления определено, что в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.
В рассматриваемом случае собственники помещений в многоквартирном доме реализовали свое право, выбрали способ управления домом и конкретную управляющую организацию и все это изложили в решении, которое обязательно для исполнения всеми собственниками помещений в многоквартирном доме. Данное решение никем не отменено и не может быть отменено.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор Смидовичского района указал, что в соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ в с. Партизанское, с. Волочаевка-1, п. Николаевка, с. Камышовка, с. Даниловка, с. Дежневка в период с июня 2007 г. по декабрь 2007 года проводились собрания собственников жилья, в повестку которых входили вопросы выбора способа управления многоквартирным домом и выбора управляющей компании, однако в силу ч. 1 ст. 18 ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса РФ" от 29.12.2004 года N 189-ФЗ орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 ЖК РФ до 1 мая 2008 года обязан провести открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не реализовано.
Частью 1 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Из протоколов собраний собственников жилья, на которых принималось решение о выборе способа управления многоквартирными домами и о выборе управляющих организаций, вопрос об условиях договоров управления многоквартирными домами на таких собраниях не обсуждался и решения по нему не принимались. Не принимались такие решения и позже, и таким образом, на момент рассмотрения заявления, решение собственников жилья о выборе способа управления многоквартирным домом реализовано не было.
В соответствии с ч. 3 ст. 161 ЖК РФ собственники жилья могут в любое время выбрать и изменить способ управления многоквартирным домом, но данная норма не снимает с органов местного самоуправления обязанность по проведению после 1 января 2007 года в срок до 1 мая 2008 года открытых конкурсов по выбору управляющих организаций.
Обязанность органов местного самоуправления по проведению открытых конкурсов в случае, если принятое собственниками жилья решение о выборе способа управления домом не было реализовано, предусмотрена и ч. 4 статьи 161 ЖК РФ, а ч. 8 этой же статьи заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса допускается только, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.
В кассационной инстанции представители заинтересованного лица П.В. и П.А. поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
П.В. пояснил, что момент принятия собственниками жилых помещений многоквартирных домов решения об избрании способа управления домом не ограничен. В решении собраний по этому вопросу не должны указываться условия договоров. Договоры заключаются собственниками с управляющими компаниями. По тем домам, что проведены собрания, определена управляющая организация, с собственниками заключены договоры. По тем домам, где собрания не проведены, объявлен конкурс по отбору управляющей организации.
При принятии Постановлений они для того, чтобы дома не остались вне учета, указали в них, что дома передаются управляющей организации. После решения суда, изучив возникшее несоответствие, внесли изменения в Постановления, указав, что управляющей организации передается только техническая документация.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в кассационной инстанции, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ такое право на обращение в суд принадлежит и прокурору.
Из материалов дела видно, что прокурор, реализуя указанные полномочия, обратился в суд с заявлением, в котором просил: признать оспариваемые Постановления главы муниципального района противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия, признать незаконной передачу без проведения открытого конкурса управляющим компаниям жилых домов, обязать главу муниципального района, провести открытый конкурс по выбору управляющей компании, обратив решение суда в данной части к немедленному исполнению.
Суд в полном объеме удовлетворил заявленные прокурором требования, основываясь на представленных им доказательствах, дав аналогичную правовую оценку оспариваемым актам и действиям руководителя органа местного самоуправления.
Главой 23 ГПК РФ определены особенности рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений.
В соответствии с частью 3 статьи 246 данной Главы при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В соответствии со статьей 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела.
При рассмотрении данного дела суд ограничился изучением доказательств, представленных прокурором в обоснование своих требований, пояснений прокурора и представителя заинтересованного лица.
Однако, ни из пояснений прокурора, представителя заинтересованного лица, а также из имеющихся в деле доказательств, нельзя установить всех необходимых обстоятельств, которые имеют значение для разрешения спорных правоотношений.
Постановлением главы "Смидовичского муниципального района" N 118 от 29.11.2007 года утвержден перечень жилых домов, передаваемых в управление Обществу с ограниченной ответственностью "Жилье". Данные дома подлежали передаче по акту от МУП "Единый заказчик" данному ООО согласно приложению к Постановлению. В приложении указано 5 домов села Волочаевка-1 и 8 домов села Партизанское.
Постановлением главы "Смидовичского муниципального района" N 124 от 03.12.2007 года утвержден перечень жилых домов, передаваемых в управление Обществу с ограниченной ответственностью "Жилье" в селах Партизанское, Волочаевка-1, ООО ЖКХ "База" в поселке Николаевка, ООО "Даниловка ЖКХ" в селах Камышовка, Даниловка, Дежневка. Данные дома также подлежали передаче по актам от МУП "Единый заказчик" указанным ООО согласно приложениям к Постановлению.
Согласно приложению N 1 в селе Волочаевка-1 подлежали передаче 36 домов, в селе Партизанское - 10 домов. Согласно приложению N 2 в поселке Николаевка подлежали передаче 243 дома. Согласно приложению N 3 в селе Камышовка подлежало передаче 12 домов, в селе Даниловка - 14 домов.
Однако прокурором предоставлено суду только 17 протоколов собраний собственников жилых домов.
Но, несмотря на публичный характер спорных правоотношений, суд не затребовал у заинтересованного лица все имеющиеся протоколы собраний собственников передаваемых многоквартирных домов, на которых выбирался способ управления многоквартирным домом.
Между тем, суд сделал вывод о незаконности оспариваемых постановлений Главы муниципального района в целом и незаконности всех его действий, заключающихся в передачи в управление жилых домов в указанных населенных пунктах без проведения открытого конкурса.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку они сделаны на основе неверного толкования норм материального права.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ орган местного самоуправления в соответствии с положениями ст. 161 ЖК РФ до 1 мая 2008 г. обязан провести открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 г. не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.
Данная норма ЖК РФ приведена в его редакции ФЗ от 26.12.2005 года N 184-ФЗ и ФЗ от 29.12.2006 года N 251-ФЗ.
Вместе с тем, Федеральным Законом N 251-ФЗ от 29.12.2006 года внесены изменения в часть 3 и 4 статьи 161 ЖК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Часть 4 статьи 161 ЖК РФ предусмотрела, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Анализ данных норм в их взаимосвязи между собой не позволяет согласиться с выводом суда о том, что ч. 3 статьи 161 ЖК РФ не снимает с органов местного самоуправления обязанность по проведению после 1 января 2007 года в срок до 1 мая 2008 года открытых конкурсов по выбору управляющих организаций.
Специального указания в законе о том, что собственники жилых помещений в многоквартирных домах, не выбравшие способа управления домом и управляющей организации или не реализовавшие этот выбор до 01 января 2007 года, после 1 января 2007 года и до 1 мая 2008 года не могли воспользоваться таким правом, не имеется.
В пункте 39 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 75 от 06.02.2006 года (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.07.2007 года N 453) - (далее Правила проведения конкурса), предусмотрено, что в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Пунктом 4 Постановления Правительства N 75 от 06.02.2006 года установлено, что разъяснения о применении Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
В письме Министерства регионального развития РФ от 26 марта 2007 года N 5280-СК/07 "Об изменении жилищного законодательства РФ" в пункте 10 разъяснено, что согласно ч. 3 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать и изменить в любое время на основании решения общего собрания способ управления многоквартирным домом. Жилищный кодекс РФ и Вводный закон не содержат положений, прекращающих или ограничивающих право собственников помещений в многоквартирном доме выбирать на своем общем собрании способ управления многоквартирным домом. Такое решение общего собрания может быть принято, в частности, до или после объявления органом местного самоуправления открытого конкурса, до или после проведения открытого конкурса, до или после заключения управляющей организацией и собственниками помещений договора управления по результатам открытого конкурса в соответствии с п. 39 Правил проведения конкурса.
Следовательно, признание судом незаконными в целом двух Постановлений главы муниципального района по передаче в управление всех многоквартирных домов и возложение обязанности по проведению открытого конкурса по выбору управляющих организаций в отношении всех переданных многоквартирных домов, без выяснения вопроса о выборе собственниками этих домов способа управления домом или его реализации, противоречит законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Суд обоснованно указал на отсутствие в представленных ему протоколах собраний собственников многоквартирных домов условий, на которых должен заключаться договор управления, однако данное обстоятельство не определено законом, как основание недействительности в целом решения собрания о выборе способа управления.
Кроме того, при возложении на главу муниципального района обязанности немедленно провести открытые конкурсы по выбору управляющих организаций в срок до 1 мая 2008 года, судом не учтены нормы Правил проведения конкурса, устанавливающие конкретные сроки на выполнение тех или иных действий при его проведении.
Так согласно пункту 21 Правил проведения конкурса организатор конкурса не позднее чем за 5 рабочих дней до опубликования извещения о проведении конкурса принимает решение о создании конкурсной комиссии, определяет ее состав и порядок работы, назначает председателя комиссии. Организатор конкурса может создать одну или несколько постоянно действующих комиссий, при этом срок полномочий комиссии не может превышать 2 года. Согласно пункту 37 извещение о проведении конкурса публикуется организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за 30 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Кроме того, суд не проверил: носит ли установленный законом срок обязательного проведения открытых конкурсов до 1 мая 2008 года пресекательный характер, и что должно последовать по его истечении.
С учетом этого, возложение 04 апреля 2008 года на главу муниципального района обязанности провести открытые конкурсы по выбору управляющих организаций до 1 мая 2008 года и обращение решения суда в этой части к немедленному исполнению, исключало возможность проведения конкурсов в соответствии с требованиями Правил проведения конкурса, установленных Правительством РФ.
Таким образом, решение суда вынесено без обсуждения необходимых юридически значимых обстоятельств, при неправильном применении норм материального и процессуального права, и соответственно, не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрения для устранения нарушений, отраженных в настоящем определении.
Руководствуясь статьями 361 - 364 ГПК РФ, судебная коллегия
решение Смидовичского районного суда от 04 апреля 2008 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СУДА ЕАО ОТ 21.05.2008 N 33-141/2008
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
СУДА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 мая 2008 года
Судья: Гурщенко Л.В. N 33-141/2008
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
Председательствующего: Серга Н.С.,
Судей Кнепмана А.Н., Цыгулева В.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе главы муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" на решение Смидовичского районного суда от 04 апреля 2008 года, которым постановлено:
Заявление прокурора Смидовичского района в интересах Российской Федерации об оспаривании действий главы муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" удовлетворить.
Признать постановления главы муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" от 29 ноября 2007 г. N 118 "О передаче жилых домов в управление" и от 3 декабря 2007 г. N 124 "О передаче жилых домов в управление" противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня их принятия.
Признать незаконными действия главы муниципального образования "Смидовичский муниципальный район", заключающиеся в передаче жилых домов, расположенных в с. Партизанское, с. Волочаевка-1, п. Николаевка, с. Камышовка, с. Даниловка, с. Дежневка, управляющим компаниям без проведения открытого конкурса.
Обязать главу муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" провести открытые конкурсы по выбору управляющих организаций в установленный законом срок до 1 мая 2008 г.
Решение в части возложения обязанности по проведению открытого конкурса по выбору управляющих организаций подлежит немедленному исполнению.
Об исполнении решения суда должно быть сообщено в Смидовичский районный суд и прокурору Смидовичского района не позднее чем в течение месяца со дня его получения.
Заслушав доклад судьи Кнепмана А.Н., пояснения представителей заинтересованного лица П.В., П.А., прокурора Витютнева К.В., полагавшего изменить решение суда в части установленной даты проведения конкурса, судебная коллегия
установила:
прокурор Смидовичского района в интересах Российской Федерации обратился в суд с заявлением об оспаривании действий главы муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" (далее - глава муниципального района), указывая на то, что в соответствии с постановлениями главы муниципального района от 29 ноября 2007 г. N 118 и от 3 декабря 2007 г. N 124 о передаче жилых домов в управление прекращено право хозяйственного ведения МУП "Единый заказчик" на жилые дома, расположенные в с. Партизанское, с. Волочаевка-1, п. Николаевка, с. Камышовка, с. Даниловка, с. Дежневка, и на основании актов приема-передачи жилищный фонд передан в управление ООО "Жилье", ООО ЖКХ "База", ООО "Даниловка ЖКХ". Считает, что указанные постановления и передача жилищного фонда противоречит нормам жилищного законодательства, поскольку, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 г. не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано, орган местного самоуправления до 1 мая 2008 г. проводит открытый конкурс по выбору управляющей организации. Однако передача жилищного фонда управляющим организациям состоялась без проведения открытого конкурса. Просит признать указанные постановления главы муниципального района противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия, признать незаконной передачу без проведения открытого конкурса управляющим компаниям жилых домов, обязать главу муниципального района провести открытый конкурс по выбору управляющей компании, обратив решение суда в указанной части к немедленному исполнению.
В судебном заседании прокурор Латыпов К.Е. поддержал заявленные требования и подтвердил изложенные в заявлении обстоятельства.
Представитель заинтересованного лица - главы Смидовичского муниципального района Б.Э. с требованиями прокурора не согласилась, суду пояснила, что в соответствии с ч. 3 ст. 161 ЖК РФ собственники жилых помещений могут в любое время выбрать или изменить способ управления многоквартирным домом. Поскольку собственники жилых помещений провели собрания и сами выбрали управляющие компании, глава муниципального района издал постановления о передаче жилых домов в управление. Считает, что действующее законодательство при этом не нарушено и ничьи права и законные интересы не ущемлены.
Суд постановил указанное решение.
В кассационной жалобе глава Смидовичского муниципального района просит решение суда отменить и дело направить на новое рассмотрение в ином составе судей, при этом указал, что действительно, в соответствии с Жилищным Кодексом РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать способ управления многоквартирным домом в срок до 01 января 2007 года и, если в указанный срок собственники помещений не реализовали свое право на выбор способа управления многоквартирным домом, то в срок до 1 мая 2008 года органы местного самоуправления обязаны провести конкурсы по отбору управляющих организаций. В соответствии с частью 3 ст. 161 ЖК РФ собственники жилых помещений могут в любое время выбрать или изменить способ управления многоквартирным домом. Проведение конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственниками помещений которых не выбран способ управления, утверждено п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.02.2006 года N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".
Пунктом 39 указанного Постановления определено, что в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.
В рассматриваемом случае собственники помещений в многоквартирном доме реализовали свое право, выбрали способ управления домом и конкретную управляющую организацию и все это изложили в решении, которое обязательно для исполнения всеми собственниками помещений в многоквартирном доме. Данное решение никем не отменено и не может быть отменено.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор Смидовичского района указал, что в соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ в с. Партизанское, с. Волочаевка-1, п. Николаевка, с. Камышовка, с. Даниловка, с. Дежневка в период с июня 2007 г. по декабрь 2007 года проводились собрания собственников жилья, в повестку которых входили вопросы выбора способа управления многоквартирным домом и выбора управляющей компании, однако в силу ч. 1 ст. 18 ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса РФ" от 29.12.2004 года N 189-ФЗ орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 ЖК РФ до 1 мая 2008 года обязан провести открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не реализовано.
Частью 1 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Из протоколов собраний собственников жилья, на которых принималось решение о выборе способа управления многоквартирными домами и о выборе управляющих организаций, вопрос об условиях договоров управления многоквартирными домами на таких собраниях не обсуждался и решения по нему не принимались. Не принимались такие решения и позже, и таким образом, на момент рассмотрения заявления, решение собственников жилья о выборе способа управления многоквартирным домом реализовано не было.
В соответствии с ч. 3 ст. 161 ЖК РФ собственники жилья могут в любое время выбрать и изменить способ управления многоквартирным домом, но данная норма не снимает с органов местного самоуправления обязанность по проведению после 1 января 2007 года в срок до 1 мая 2008 года открытых конкурсов по выбору управляющих организаций.
Обязанность органов местного самоуправления по проведению открытых конкурсов в случае, если принятое собственниками жилья решение о выборе способа управления домом не было реализовано, предусмотрена и ч. 4 статьи 161 ЖК РФ, а ч. 8 этой же статьи заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса допускается только, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.
В кассационной инстанции представители заинтересованного лица П.В. и П.А. поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
П.В. пояснил, что момент принятия собственниками жилых помещений многоквартирных домов решения об избрании способа управления домом не ограничен. В решении собраний по этому вопросу не должны указываться условия договоров. Договоры заключаются собственниками с управляющими компаниями. По тем домам, что проведены собрания, определена управляющая организация, с собственниками заключены договоры. По тем домам, где собрания не проведены, объявлен конкурс по отбору управляющей организации.
При принятии Постановлений они для того, чтобы дома не остались вне учета, указали в них, что дома передаются управляющей организации. После решения суда, изучив возникшее несоответствие, внесли изменения в Постановления, указав, что управляющей организации передается только техническая документация.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в кассационной инстанции, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ такое право на обращение в суд принадлежит и прокурору.
Из материалов дела видно, что прокурор, реализуя указанные полномочия, обратился в суд с заявлением, в котором просил: признать оспариваемые Постановления главы муниципального района противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия, признать незаконной передачу без проведения открытого конкурса управляющим компаниям жилых домов, обязать главу муниципального района, провести открытый конкурс по выбору управляющей компании, обратив решение суда в данной части к немедленному исполнению.
Суд в полном объеме удовлетворил заявленные прокурором требования, основываясь на представленных им доказательствах, дав аналогичную правовую оценку оспариваемым актам и действиям руководителя органа местного самоуправления.
Главой 23 ГПК РФ определены особенности рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений.
В соответствии с частью 3 статьи 246 данной Главы при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В соответствии со статьей 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела.
При рассмотрении данного дела суд ограничился изучением доказательств, представленных прокурором в обоснование своих требований, пояснений прокурора и представителя заинтересованного лица.
Однако, ни из пояснений прокурора, представителя заинтересованного лица, а также из имеющихся в деле доказательств, нельзя установить всех необходимых обстоятельств, которые имеют значение для разрешения спорных правоотношений.
Постановлением главы "Смидовичского муниципального района" N 118 от 29.11.2007 года утвержден перечень жилых домов, передаваемых в управление Обществу с ограниченной ответственностью "Жилье". Данные дома подлежали передаче по акту от МУП "Единый заказчик" данному ООО согласно приложению к Постановлению. В приложении указано 5 домов села Волочаевка-1 и 8 домов села Партизанское.
Постановлением главы "Смидовичского муниципального района" N 124 от 03.12.2007 года утвержден перечень жилых домов, передаваемых в управление Обществу с ограниченной ответственностью "Жилье" в селах Партизанское, Волочаевка-1, ООО ЖКХ "База" в поселке Николаевка, ООО "Даниловка ЖКХ" в селах Камышовка, Даниловка, Дежневка. Данные дома также подлежали передаче по актам от МУП "Единый заказчик" указанным ООО согласно приложениям к Постановлению.
Согласно приложению N 1 в селе Волочаевка-1 подлежали передаче 36 домов, в селе Партизанское - 10 домов. Согласно приложению N 2 в поселке Николаевка подлежали передаче 243 дома. Согласно приложению N 3 в селе Камышовка подлежало передаче 12 домов, в селе Даниловка - 14 домов.
Однако прокурором предоставлено суду только 17 протоколов собраний собственников жилых домов.
Но, несмотря на публичный характер спорных правоотношений, суд не затребовал у заинтересованного лица все имеющиеся протоколы собраний собственников передаваемых многоквартирных домов, на которых выбирался способ управления многоквартирным домом.
Между тем, суд сделал вывод о незаконности оспариваемых постановлений Главы муниципального района в целом и незаконности всех его действий, заключающихся в передачи в управление жилых домов в указанных населенных пунктах без проведения открытого конкурса.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку они сделаны на основе неверного толкования норм материального права.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ орган местного самоуправления в соответствии с положениями ст. 161 ЖК РФ до 1 мая 2008 г. обязан провести открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 г. не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.
Данная норма ЖК РФ приведена в его редакции ФЗ от 26.12.2005 года N 184-ФЗ и ФЗ от 29.12.2006 года N 251-ФЗ.
Вместе с тем, Федеральным Законом N 251-ФЗ от 29.12.2006 года внесены изменения в часть 3 и 4 статьи 161 ЖК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Часть 4 статьи 161 ЖК РФ предусмотрела, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Анализ данных норм в их взаимосвязи между собой не позволяет согласиться с выводом суда о том, что ч. 3 статьи 161 ЖК РФ не снимает с органов местного самоуправления обязанность по проведению после 1 января 2007 года в срок до 1 мая 2008 года открытых конкурсов по выбору управляющих организаций.
Специального указания в законе о том, что собственники жилых помещений в многоквартирных домах, не выбравшие способа управления домом и управляющей организации или не реализовавшие этот выбор до 01 января 2007 года, после 1 января 2007 года и до 1 мая 2008 года не могли воспользоваться таким правом, не имеется.
В пункте 39 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 75 от 06.02.2006 года (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.07.2007 года N 453) - (далее Правила проведения конкурса), предусмотрено, что в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Пунктом 4 Постановления Правительства N 75 от 06.02.2006 года установлено, что разъяснения о применении Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
В письме Министерства регионального развития РФ от 26 марта 2007 года N 5280-СК/07 "Об изменении жилищного законодательства РФ" в пункте 10 разъяснено, что согласно ч. 3 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать и изменить в любое время на основании решения общего собрания способ управления многоквартирным домом. Жилищный кодекс РФ и Вводный закон не содержат положений, прекращающих или ограничивающих право собственников помещений в многоквартирном доме выбирать на своем общем собрании способ управления многоквартирным домом. Такое решение общего собрания может быть принято, в частности, до или после объявления органом местного самоуправления открытого конкурса, до или после проведения открытого конкурса, до или после заключения управляющей организацией и собственниками помещений договора управления по результатам открытого конкурса в соответствии с п. 39 Правил проведения конкурса.
Следовательно, признание судом незаконными в целом двух Постановлений главы муниципального района по передаче в управление всех многоквартирных домов и возложение обязанности по проведению открытого конкурса по выбору управляющих организаций в отношении всех переданных многоквартирных домов, без выяснения вопроса о выборе собственниками этих домов способа управления домом или его реализации, противоречит законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Суд обоснованно указал на отсутствие в представленных ему протоколах собраний собственников многоквартирных домов условий, на которых должен заключаться договор управления, однако данное обстоятельство не определено законом, как основание недействительности в целом решения собрания о выборе способа управления.
Кроме того, при возложении на главу муниципального района обязанности немедленно провести открытые конкурсы по выбору управляющих организаций в срок до 1 мая 2008 года, судом не учтены нормы Правил проведения конкурса, устанавливающие конкретные сроки на выполнение тех или иных действий при его проведении.
Так согласно пункту 21 Правил проведения конкурса организатор конкурса не позднее чем за 5 рабочих дней до опубликования извещения о проведении конкурса принимает решение о создании конкурсной комиссии, определяет ее состав и порядок работы, назначает председателя комиссии. Организатор конкурса может создать одну или несколько постоянно действующих комиссий, при этом срок полномочий комиссии не может превышать 2 года. Согласно пункту 37 извещение о проведении конкурса публикуется организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за 30 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Кроме того, суд не проверил: носит ли установленный законом срок обязательного проведения открытых конкурсов до 1 мая 2008 года пресекательный характер, и что должно последовать по его истечении.
С учетом этого, возложение 04 апреля 2008 года на главу муниципального района обязанности провести открытые конкурсы по выбору управляющих организаций до 1 мая 2008 года и обращение решения суда в этой части к немедленному исполнению, исключало возможность проведения конкурсов в соответствии с требованиями Правил проведения конкурса, установленных Правительством РФ.
Таким образом, решение суда вынесено без обсуждения необходимых юридически значимых обстоятельств, при неправильном применении норм материального и процессуального права, и соответственно, не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрения для устранения нарушений, отраженных в настоящем определении.
Руководствуясь статьями 361 - 364 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смидовичского районного суда от 04 апреля 2008 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
Н.С.СЕРГА
Судьи
А.Н.КНЕПМАН
В.Т.ЦЫГУЛЕВ
Н.С.СЕРГА
Судьи
А.Н.КНЕПМАН
В.Т.ЦЫГУЛЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)