Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 января 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Солодилова А.В.
судей: Кулеш Т.А.
Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М.Х.
при участии:
от заявителя: Купцов А.А. по дов. N 183 от 26.12.2008 г.
от ответчика: Игнатьева О.А. по дов. от 15.01.2009 г. N 7, Гореликова О.Г. по дов. N 20 от 15.01.2009 г.
- от третьего лица: без участия;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области
на решение Арбитражного суда Томской области ото 23.10.2009 г.
по делу N А67-6196/09
по заявлению ООО "Энергокомфорт. Единая Томская сбытовая компания"
к УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области
с участием третьего лица: ООО "Компания "Каштачная"
о признании недействительным предписания
установил:
Решением Арбитражного суда Томской области от 23.10.2009 г. признано недействительным предписание N 147 от 22.06.2009 года, вынесенное должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (Роспотребнадзора), как не соответствующее Федеральному закону "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 года N 2300-1, Постановлениям Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, от 31.08.2006 года N 530, от 13.08.2006 года N 491, Жилищному кодексу РФ, Гражданскому кодексу РФ, и Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (Роспотребнадзор) обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Энергокомфорт. Единая Томская сбытовая компания".
Взысканы с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (Роспотребнадзора) (далее - управление, апеллянт, податель жалобы) в пользу ООО "Энергокомфорт. Единая Томская сбытовая компания" (далее - общество) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей, уплаченной согласно платежных поручений N 4685 от 07.05.2009 года, N 14 от 22.05.2009 года, N 3578 от 13.11.2008 года, N 3263 от 22.09.2008 года.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, управление обратилось с апелляционной жалобой, в обоснование которой указывает на следующие обстоятельства.
По мнению апеллянта, только собственники помещений в многоквартирном доме, в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества, вправе самостоятельно определять состав общего имущества в таком доме, руководствуясь статьей 36 ЖК РФ и пунктами 2 - 9 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме N 491.
Поскольку непосредственным носителем права на управление многоквартирным домом является собственник помещения в этом доме и его право на управление следует из его права собственности на помещение в этом доме, а также из того, что каждый такой собственник является лишь обладателем доли в праве собственности на общее имущество многоквартирного дома (статья 289 ГК РФ, статья 37 ЖК РФ), то возникает потребность в коллективном принятии решений по вопросам, затрагивающим общие интересы. Таким коллективным органом и выступает общее собрание собственников. Поэтому именно коллектив собственников (общее собрание) обладает всей полнотой прав по определению состава общего имущества и управлению им.
В Предписании N 147 от 22.06.2009 г. было указано на отсутствие решения собственников (решения общего собрания) по установке коллективного (общедомового) прибора учета и, соответственно, отнесения его к составу общего имущества.
Тем не менее, суд посчитал правомерными действия ООО "Энергокомфорт. Сибирь" по начислению потребителям, проживающим по ул. 5-ой Армии, д. 28 исходя из показаний данного коллективного (общедомового) прибора учета, установленного без их согласия и находящегося на учете сторонней организацией - ООО "Горсети" (ответ ООО "Горсети" за исх. N 2401 от 09.10.2009 г., из которого следует, что решение об установке коллективного (общедомового) прибора учета по адресу: г. Томск, ул. 5-ой Армии, 28 принято не собственниками, а на основании распоряжения заместителя Мэра г. Томска), что противоречит действующему жилищному законодательству.
Из материалов дела следует, что коллективный прибор учета электроэнергии не обслуживается ни собственниками, ни управляющей организацией, ни ООО "Энергокомфорт. Сибирь", ни сетевой организацией - ООО "Горсети". Договор на обслуживание указанного прибора между собственниками жилых помещений и иной организацией также отсутствует.
Таким образом, все перечисленные в судебном решении нормы, как Жилищного кодекса РФ, так и Правил N 307 и N 491, могли бы быть применимы, если бы коллективный (общедомовой) прибор учета в доме N 28 по ул. 5-ой Армии в г. Томске был установлен на основании решения собственников жилых помещений, расположенных в данном многоквартирном доме, включен в состав общего имущества собственников, и с каждым из собственников был бы заключен договор, определяющий условия предоставления услуги электроснабжения на ОДН, порядок и сроки оплаты указанной услуги, а также позволяющий собственникам определить их права и обязанности при пользовании данной услугой.
В предписании N 147 от 22.06.2009 г. Управление Роспотребнадзора по Томской области также указывало на нарушение пункта 4 Правил N 307 и на статью 8 Закона РФ "О защите прав потребителей", закрепляющей право потребителя на предоставление ему информации об исполнителе, режиме его работы и реализуемой им услуге.
Апеллянт также указывает, что в данном случае потребителем электроэнергии выступают граждане - собственники жилых помещений, проживающие в многоквартирном доме N 28 по ул. 5-ой Армии в г. Томске, (а не управляющая организация) которые производят оплату потребленной электроэнергии непосредственно в ООО "Энергокомфорт. Сибирь" по лицевым счетам, указанным в квитанциях на оплату, предъявляемых ООО "Энергокомфорт. Сибирь", и, следовательно, с каждым гражданином - потребителем услуги электроснабжения на ОДН (общедомовые нужды) должен быть заключен договор, содержащий условия предоставления данной коммунальной услуги и устанавливающий порядок определения размера потребления (с учетом нахождения в данном многоквартирном доме нежилых помещений) и условия начисления и оплаты за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды.
Ссылка заявителя и суда первой инстанции на Постановление Правительства РФ N 530 от 31.08.2006 г. "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" также является необоснованной, так как данные Правила определяют условия взаимодействия субъектов оптового и розничного рынка электрической энергии (хозяйствующих субъектов) - участников отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергии потребителей, а не конкретного потребителя-гражданина. Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу общество не соглашается с доводами апеллянта по основаниям, изложенным в отзыве, просит суд апелляционной инстанции оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители апеллянта и заявителя поддержали доводы и возражения, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, соответственно. Надлежащим образом извещенное третье лицо явку своих представителей не обеспечило.
Выслушав представителей апеллянта и заявителя, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 23.10.2009 г., определив в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей третьего лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения о проведении мероприятия по контролю (документарной проверки) N 437 от 02 июня 2009 г. заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области была проведена проверка в отношении ООО "Энергокомфорт" Сибирь" (ООО "Энергокомфорт" Сибирь"), г. Томск, ул. Котовского, д. 19.
По результатам проверки был составлен акт N 430 от 17.06.2009 года, согласно которого было установлено, что при проведении документарной проверки по жалобам Качусова Василия Семеновича, собственника жилого помещения по адресу: г. Томск, ул. 5 Армии, д. 28, кв. 36, Астафьева Анатолия Ильича, собственника жилого помещения по адресу: г. Томск, ул. 5 Армии, д. 28, кв. 21, Борисовой Екатерины Гавриловны, собственника жилого помещения по адресу: г. Томск, ул. 5 Армии, д. 28, кв. 26, выявлены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, а именно: ст. 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. N 2300-1.
По результатам рассмотрения данного акта и других материалов проверки должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (Роспотребнадзора) было вынесено предписание N 147 от 22.06.2009 года, согласно которого было предписано ООО "Энергокомфорт" Сибирь" прекратить установленные нарушения: 1). Пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307; 2) Пункта 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. N 2300-1, а именно: устранить нарушения законных прав и интересов потребителей коммунальных услуг Качусова Василия Семеновича, собственника жилого помещения по адресу: г. Томск, ул. 5 Армии, д. 28, кв. 36, Астафьева Анатолия Ильича, собственника жилого помещения по адресу: г. Томск, ул. 5 Армии, д. 28, кв. 21 и Борисовой Екатерины Гавриловны, собственника жилого помещения по адресу: г. Томск, ул. 5 Армии, д. 28, кв. 26, допущенные при начислении им оплаты за электроэнергию в местах общего пользования, в связи с чем: начисления оплаты за электроэнергию на ОДН привести в соответствие с требованиями пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), под платой за жилое помещение собственника понимается плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в нем, а также плата за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307). Приложением N 2 Правил N 307 установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, который зависит от наличия либо отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета и индивидуального (квартирного) прибора учета (п. 22, п. 23).
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила). Приложением N 2 Правил установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, который зависит от наличия либо отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета и индивидуального (квартирного) прибора учета (п. 22, п. 23).
Коллективный (общедомовой) прибор учета - это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов, подаваемых в многоквартирный дом. При этом количество электроэнергии, поставляемое в многоквартирный дом, определяется на границе балансовой принадлежности внутридомовых электрических сетей (т.е. сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме) и сетей ресурсоснабжающей организации.
В соответствии с п. 22 Правил, собственники помещений в многоквартирном жилом доме несут обязательства по оплате потребленных коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
При оборудовании многоквартирного жилого дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с п. 19 Правил, то есть исходя из установленного органами местного самоуправления норматива потребления (Приложение N 2 формула 3), а размер платы за услуги холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения, потребленные в жилом помещении, оборудованном индивидуальным прибором учета в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Приложения N 2 (то есть по формуле N 9) с применением коэффициента (п. 23 Правил). При этом формула N 9 Приложения N 2 уже учитывает количество коммунального ресурса (холодной и горячей воды, электроэнергии), потребленного за расчетный период в конкретном помещении, оборудованном индивидуальными приборами учета (за исключением помещений общего пользования) на основании показаний данных приборов учета, а также, технически неизбежные, обоснованные потери коммунальных ресурсов и затраты на содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме в виде коэффициента.
Таким образом, из установленного Приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг порядка расчетов следует, что при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.
Как следует из материалов дела, проверкой проведенной Роспотребнадзором установлено, что в многоквартирном доме на границе эксплуатационной ответственности (границе сетей) в ВРУ (вводное распределительное устройство) многоквартирного дома установлен коллективный (общедомовой) прибор учета типа "Гранит-3" зав N 080669 подключенный через трансформаторы тока ТТИ 250/5., правильность расчета расхода электрической энергии направленной на общедомовые нужды Роспотребнадзорам не опровергнут.
Как верно указано арбитражным судом первой инстанции, указанные выше нормы материального права связывают способ расчета оплаты за потребленную в том числе на общедомовые нужды электрическую энергию только с наличием в данном многоквартирном доме общедомового прибора учета потребленной электроэнергии, а при его отсутствии начисление производится по нормативам потребления.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) энергию, а потребитель обязуется оплачивать принятую электроэнергию, при этом обязанность обеспечить учет потребляемой электрической энергии пунктом 2 указанной статьи возложена на абонента (потребителя).
ООО "Компания "Каштачная" являясь исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирного дома по адресу г. Томск, ул. 5 Армии, 28, в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ (ст. 539, 540, 541, 543, 544) а также подп "в" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам заключил с Гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения N 1848 от 07.05.2008 г. в соответствии с которым ООО "Энергокомфорт" Сибирь" взяло на себя обязанность осуществлять поставку электрической энергии, а потребитель ООО "Компания "Каштачная" взяло на себя обязательства принимать и оплачивать электрическую энергию, перечень точек поставки согласован сторонами в приложении N 3.
В соответствии с условиями договора (пункт 3.1.10) Потребитель обязан устанавливать приборы учета требования к приборам учета определены сторонами в разделе 4 договора.
Таким образом, обязанность по установке приборов учета Потребителем определена как действующим законодательством (ГК РФ) так и сторонами в заключенном договоре.
Выполняя свою обязанность ООО "Компания "Каштачная" на границе эксплуатационной ответственности сторон, на границе сетей входящий в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (что подтверждается Актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон) установили прибор учета. Т.е прибор учета установлен в строгом соответствии с действующим законодательством, пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденным Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 г., пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г., пунктов 88, 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики утвержденных Постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.2006 г.
Прибор учета принят в эксплуатацию организацией обслуживающей многоквартирный дом - ООО "Компания Каштачная" и сетевой организацией на чьих границах указанный прибор учета установлен (о чем свидетельствует Акт приемки электроучета).
В соответствии с пунктом 4 статьи 539 ГК РФ установлено, что к отношениям по договору снабжения электрической энергии правила настоящего параграфа применяются если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Правительством РФ в целях реализации данного пункта принято Постановление N 530 от 31.08.06 г. утвердившее Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (Далее Правила N 530).
В соответствии с пунктом 90 Правил N 530 90. Договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений, а также право на уведомление исполнителя коммунальных услуг о потребителях, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате электрической энергии, и о необходимости введения в отношении таких потребителей ограничения режима потребления электрической энергии.
Во исполнение указанного пункта, а также в соответствии с пунктом 2.2.9 Договора N 1848 от 07.05.08 г. стороны 07.09.08 г. заключили соглашение о порядке проведения расчетов за электрическую энергию к договору энергоснабжения в соответствии с которым Истец взял на себя обязательства производить начисления и взимать плату за электрическую энергию непосредственно с граждан проживающих в многоквартирных домах обслуживаемых ООО "Компания Каштачная", а ООО "Компания Каштачная" в свою очередь взяло на себя обязательства снимать показания общедомовых приборов учета и передавать их Истцу для проведения расчетов.
В соответствии с ст. 157 ЖК РФ оплата потребленных услуг производится или на основании показаний приборов учета или по нормативу, доказательств отсутствия общедомового (коллективного) прибора учета Роспотребнадзором не предоставлено.
Так проверкой установлено, что в многоквартирном доме на границе эксплуатационной ответственности (границе сетей) в ВРУ (вводное распределительное устройство) многоквартирного дома установлен коллективный (общедомовой) прибор учета типа "Гранит-3" зав N 080669 подключенный через трансформаторы тока ТТИ 250/5. Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов поданных в многоквартирный дом обязанность по оплате всего коммунального ресурса установлена в пункте 22 Правил, пунктом 7 указанных правил установлено единственное требование к коллективный (общедомовой) прибор учета это место установки, если иное не установлено законодательством РФ". Иное установлено Правилами N 530 которые регулируют поставку электрической энергии на розничном рынке, в разделе XII. Основные положения организации коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках.
В соответствии с пунктом 139. Гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, сетевая организация, потребители, а также производители (поставщики) электрической энергии определяют порядок проектирования, монтажа, приемки в эксплуатацию, технического обслуживания и эксплуатации приборов учета, перечень имеющихся приборов учета, используемых в целях определения обязательств, а также порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в соответствующих договорах об осуществлении технологического присоединения, оказания услуг по передаче электрической энергии, энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии. По согласованию сторон для выполнения указанных работ допускается привлечение третьей стороны. Если иное не установлено договором, прибор учета следует судьбе энергопринимающих устройств, энергетических установок или объектов электросетевого хозяйства, для обслуживания которых он используется.
Владелец объекта, на котором установлен данный прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание. Таким образом, ООО "Энергокомфорт" Сибирь", производя начисления собственникам помещений в многоквартирном доме, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, действует в соответствии с действующим законодательством.
Каких либо доказательств непредставления услуг по поставке электрической энергии на общедомовые нужды (в соответствии с жилищным законодательством, обслуживание внутридомовых системы электроснабжения, состоящих из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов, чердаков, подвалов, придомовой территории, номерного знака дома, запирающих устройств, внутридомовой насосной системы, усилителей антенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления и иного общего имущества в многоквартирном доме является использованием электроэнергии на общедомовые нужды) не установлено. Доказательств того, что электрическая энергия не направлялась но общедомовые нужды т.е. потребители не получали указанной услуги Роспотребнадзор не предоставил.
Поскольку апеллянтом документально не опровергнуты выводы суда, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу, в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда апелляционной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки обстоятельств спора, правильно установленных судом.
При изложенных обстоятельствах, принятое Арбитражным судом Томской области решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области ото 23.10.2009 г. по делу N А67-6196/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий
А.В.СОЛОДИЛОВ
Судьи
Т.А.КУЛЕШ
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.01.2010 N 07АП-9981/09 ПО ДЕЛУ N А67-6196/09
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 января 2010 г. N 07АП-9981/09
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 января 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Солодилова А.В.
судей: Кулеш Т.А.
Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М.Х.
при участии:
от заявителя: Купцов А.А. по дов. N 183 от 26.12.2008 г.
от ответчика: Игнатьева О.А. по дов. от 15.01.2009 г. N 7, Гореликова О.Г. по дов. N 20 от 15.01.2009 г.
- от третьего лица: без участия;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области
на решение Арбитражного суда Томской области ото 23.10.2009 г.
по делу N А67-6196/09
по заявлению ООО "Энергокомфорт. Единая Томская сбытовая компания"
к УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области
с участием третьего лица: ООО "Компания "Каштачная"
о признании недействительным предписания
установил:
Решением Арбитражного суда Томской области от 23.10.2009 г. признано недействительным предписание N 147 от 22.06.2009 года, вынесенное должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (Роспотребнадзора), как не соответствующее Федеральному закону "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 года N 2300-1, Постановлениям Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, от 31.08.2006 года N 530, от 13.08.2006 года N 491, Жилищному кодексу РФ, Гражданскому кодексу РФ, и Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (Роспотребнадзор) обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Энергокомфорт. Единая Томская сбытовая компания".
Взысканы с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (Роспотребнадзора) (далее - управление, апеллянт, податель жалобы) в пользу ООО "Энергокомфорт. Единая Томская сбытовая компания" (далее - общество) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей, уплаченной согласно платежных поручений N 4685 от 07.05.2009 года, N 14 от 22.05.2009 года, N 3578 от 13.11.2008 года, N 3263 от 22.09.2008 года.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, управление обратилось с апелляционной жалобой, в обоснование которой указывает на следующие обстоятельства.
По мнению апеллянта, только собственники помещений в многоквартирном доме, в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества, вправе самостоятельно определять состав общего имущества в таком доме, руководствуясь статьей 36 ЖК РФ и пунктами 2 - 9 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме N 491.
Поскольку непосредственным носителем права на управление многоквартирным домом является собственник помещения в этом доме и его право на управление следует из его права собственности на помещение в этом доме, а также из того, что каждый такой собственник является лишь обладателем доли в праве собственности на общее имущество многоквартирного дома (статья 289 ГК РФ, статья 37 ЖК РФ), то возникает потребность в коллективном принятии решений по вопросам, затрагивающим общие интересы. Таким коллективным органом и выступает общее собрание собственников. Поэтому именно коллектив собственников (общее собрание) обладает всей полнотой прав по определению состава общего имущества и управлению им.
В Предписании N 147 от 22.06.2009 г. было указано на отсутствие решения собственников (решения общего собрания) по установке коллективного (общедомового) прибора учета и, соответственно, отнесения его к составу общего имущества.
Тем не менее, суд посчитал правомерными действия ООО "Энергокомфорт. Сибирь" по начислению потребителям, проживающим по ул. 5-ой Армии, д. 28 исходя из показаний данного коллективного (общедомового) прибора учета, установленного без их согласия и находящегося на учете сторонней организацией - ООО "Горсети" (ответ ООО "Горсети" за исх. N 2401 от 09.10.2009 г., из которого следует, что решение об установке коллективного (общедомового) прибора учета по адресу: г. Томск, ул. 5-ой Армии, 28 принято не собственниками, а на основании распоряжения заместителя Мэра г. Томска), что противоречит действующему жилищному законодательству.
Из материалов дела следует, что коллективный прибор учета электроэнергии не обслуживается ни собственниками, ни управляющей организацией, ни ООО "Энергокомфорт. Сибирь", ни сетевой организацией - ООО "Горсети". Договор на обслуживание указанного прибора между собственниками жилых помещений и иной организацией также отсутствует.
Таким образом, все перечисленные в судебном решении нормы, как Жилищного кодекса РФ, так и Правил N 307 и N 491, могли бы быть применимы, если бы коллективный (общедомовой) прибор учета в доме N 28 по ул. 5-ой Армии в г. Томске был установлен на основании решения собственников жилых помещений, расположенных в данном многоквартирном доме, включен в состав общего имущества собственников, и с каждым из собственников был бы заключен договор, определяющий условия предоставления услуги электроснабжения на ОДН, порядок и сроки оплаты указанной услуги, а также позволяющий собственникам определить их права и обязанности при пользовании данной услугой.
В предписании N 147 от 22.06.2009 г. Управление Роспотребнадзора по Томской области также указывало на нарушение пункта 4 Правил N 307 и на статью 8 Закона РФ "О защите прав потребителей", закрепляющей право потребителя на предоставление ему информации об исполнителе, режиме его работы и реализуемой им услуге.
Апеллянт также указывает, что в данном случае потребителем электроэнергии выступают граждане - собственники жилых помещений, проживающие в многоквартирном доме N 28 по ул. 5-ой Армии в г. Томске, (а не управляющая организация) которые производят оплату потребленной электроэнергии непосредственно в ООО "Энергокомфорт. Сибирь" по лицевым счетам, указанным в квитанциях на оплату, предъявляемых ООО "Энергокомфорт. Сибирь", и, следовательно, с каждым гражданином - потребителем услуги электроснабжения на ОДН (общедомовые нужды) должен быть заключен договор, содержащий условия предоставления данной коммунальной услуги и устанавливающий порядок определения размера потребления (с учетом нахождения в данном многоквартирном доме нежилых помещений) и условия начисления и оплаты за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды.
Ссылка заявителя и суда первой инстанции на Постановление Правительства РФ N 530 от 31.08.2006 г. "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" также является необоснованной, так как данные Правила определяют условия взаимодействия субъектов оптового и розничного рынка электрической энергии (хозяйствующих субъектов) - участников отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергии потребителей, а не конкретного потребителя-гражданина. Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу общество не соглашается с доводами апеллянта по основаниям, изложенным в отзыве, просит суд апелляционной инстанции оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители апеллянта и заявителя поддержали доводы и возражения, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, соответственно. Надлежащим образом извещенное третье лицо явку своих представителей не обеспечило.
Выслушав представителей апеллянта и заявителя, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 23.10.2009 г., определив в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей третьего лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения о проведении мероприятия по контролю (документарной проверки) N 437 от 02 июня 2009 г. заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области была проведена проверка в отношении ООО "Энергокомфорт" Сибирь" (ООО "Энергокомфорт" Сибирь"), г. Томск, ул. Котовского, д. 19.
По результатам проверки был составлен акт N 430 от 17.06.2009 года, согласно которого было установлено, что при проведении документарной проверки по жалобам Качусова Василия Семеновича, собственника жилого помещения по адресу: г. Томск, ул. 5 Армии, д. 28, кв. 36, Астафьева Анатолия Ильича, собственника жилого помещения по адресу: г. Томск, ул. 5 Армии, д. 28, кв. 21, Борисовой Екатерины Гавриловны, собственника жилого помещения по адресу: г. Томск, ул. 5 Армии, д. 28, кв. 26, выявлены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, а именно: ст. 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. N 2300-1.
По результатам рассмотрения данного акта и других материалов проверки должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (Роспотребнадзора) было вынесено предписание N 147 от 22.06.2009 года, согласно которого было предписано ООО "Энергокомфорт" Сибирь" прекратить установленные нарушения: 1). Пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307; 2) Пункта 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. N 2300-1, а именно: устранить нарушения законных прав и интересов потребителей коммунальных услуг Качусова Василия Семеновича, собственника жилого помещения по адресу: г. Томск, ул. 5 Армии, д. 28, кв. 36, Астафьева Анатолия Ильича, собственника жилого помещения по адресу: г. Томск, ул. 5 Армии, д. 28, кв. 21 и Борисовой Екатерины Гавриловны, собственника жилого помещения по адресу: г. Томск, ул. 5 Армии, д. 28, кв. 26, допущенные при начислении им оплаты за электроэнергию в местах общего пользования, в связи с чем: начисления оплаты за электроэнергию на ОДН привести в соответствие с требованиями пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), под платой за жилое помещение собственника понимается плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в нем, а также плата за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307). Приложением N 2 Правил N 307 установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, который зависит от наличия либо отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета и индивидуального (квартирного) прибора учета (п. 22, п. 23).
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила). Приложением N 2 Правил установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, который зависит от наличия либо отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета и индивидуального (квартирного) прибора учета (п. 22, п. 23).
Коллективный (общедомовой) прибор учета - это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов, подаваемых в многоквартирный дом. При этом количество электроэнергии, поставляемое в многоквартирный дом, определяется на границе балансовой принадлежности внутридомовых электрических сетей (т.е. сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме) и сетей ресурсоснабжающей организации.
В соответствии с п. 22 Правил, собственники помещений в многоквартирном жилом доме несут обязательства по оплате потребленных коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
При оборудовании многоквартирного жилого дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с п. 19 Правил, то есть исходя из установленного органами местного самоуправления норматива потребления (Приложение N 2 формула 3), а размер платы за услуги холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения, потребленные в жилом помещении, оборудованном индивидуальным прибором учета в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Приложения N 2 (то есть по формуле N 9) с применением коэффициента (п. 23 Правил). При этом формула N 9 Приложения N 2 уже учитывает количество коммунального ресурса (холодной и горячей воды, электроэнергии), потребленного за расчетный период в конкретном помещении, оборудованном индивидуальными приборами учета (за исключением помещений общего пользования) на основании показаний данных приборов учета, а также, технически неизбежные, обоснованные потери коммунальных ресурсов и затраты на содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме в виде коэффициента.
Таким образом, из установленного Приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг порядка расчетов следует, что при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.
Как следует из материалов дела, проверкой проведенной Роспотребнадзором установлено, что в многоквартирном доме на границе эксплуатационной ответственности (границе сетей) в ВРУ (вводное распределительное устройство) многоквартирного дома установлен коллективный (общедомовой) прибор учета типа "Гранит-3" зав N 080669 подключенный через трансформаторы тока ТТИ 250/5., правильность расчета расхода электрической энергии направленной на общедомовые нужды Роспотребнадзорам не опровергнут.
Как верно указано арбитражным судом первой инстанции, указанные выше нормы материального права связывают способ расчета оплаты за потребленную в том числе на общедомовые нужды электрическую энергию только с наличием в данном многоквартирном доме общедомового прибора учета потребленной электроэнергии, а при его отсутствии начисление производится по нормативам потребления.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) энергию, а потребитель обязуется оплачивать принятую электроэнергию, при этом обязанность обеспечить учет потребляемой электрической энергии пунктом 2 указанной статьи возложена на абонента (потребителя).
ООО "Компания "Каштачная" являясь исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирного дома по адресу г. Томск, ул. 5 Армии, 28, в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ (ст. 539, 540, 541, 543, 544) а также подп "в" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам заключил с Гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения N 1848 от 07.05.2008 г. в соответствии с которым ООО "Энергокомфорт" Сибирь" взяло на себя обязанность осуществлять поставку электрической энергии, а потребитель ООО "Компания "Каштачная" взяло на себя обязательства принимать и оплачивать электрическую энергию, перечень точек поставки согласован сторонами в приложении N 3.
В соответствии с условиями договора (пункт 3.1.10) Потребитель обязан устанавливать приборы учета требования к приборам учета определены сторонами в разделе 4 договора.
Таким образом, обязанность по установке приборов учета Потребителем определена как действующим законодательством (ГК РФ) так и сторонами в заключенном договоре.
Выполняя свою обязанность ООО "Компания "Каштачная" на границе эксплуатационной ответственности сторон, на границе сетей входящий в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (что подтверждается Актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон) установили прибор учета. Т.е прибор учета установлен в строгом соответствии с действующим законодательством, пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденным Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 г., пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г., пунктов 88, 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики утвержденных Постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.2006 г.
Прибор учета принят в эксплуатацию организацией обслуживающей многоквартирный дом - ООО "Компания Каштачная" и сетевой организацией на чьих границах указанный прибор учета установлен (о чем свидетельствует Акт приемки электроучета).
В соответствии с пунктом 4 статьи 539 ГК РФ установлено, что к отношениям по договору снабжения электрической энергии правила настоящего параграфа применяются если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Правительством РФ в целях реализации данного пункта принято Постановление N 530 от 31.08.06 г. утвердившее Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (Далее Правила N 530).
В соответствии с пунктом 90 Правил N 530 90. Договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений, а также право на уведомление исполнителя коммунальных услуг о потребителях, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате электрической энергии, и о необходимости введения в отношении таких потребителей ограничения режима потребления электрической энергии.
Во исполнение указанного пункта, а также в соответствии с пунктом 2.2.9 Договора N 1848 от 07.05.08 г. стороны 07.09.08 г. заключили соглашение о порядке проведения расчетов за электрическую энергию к договору энергоснабжения в соответствии с которым Истец взял на себя обязательства производить начисления и взимать плату за электрическую энергию непосредственно с граждан проживающих в многоквартирных домах обслуживаемых ООО "Компания Каштачная", а ООО "Компания Каштачная" в свою очередь взяло на себя обязательства снимать показания общедомовых приборов учета и передавать их Истцу для проведения расчетов.
В соответствии с ст. 157 ЖК РФ оплата потребленных услуг производится или на основании показаний приборов учета или по нормативу, доказательств отсутствия общедомового (коллективного) прибора учета Роспотребнадзором не предоставлено.
Так проверкой установлено, что в многоквартирном доме на границе эксплуатационной ответственности (границе сетей) в ВРУ (вводное распределительное устройство) многоквартирного дома установлен коллективный (общедомовой) прибор учета типа "Гранит-3" зав N 080669 подключенный через трансформаторы тока ТТИ 250/5. Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов поданных в многоквартирный дом обязанность по оплате всего коммунального ресурса установлена в пункте 22 Правил, пунктом 7 указанных правил установлено единственное требование к коллективный (общедомовой) прибор учета это место установки, если иное не установлено законодательством РФ". Иное установлено Правилами N 530 которые регулируют поставку электрической энергии на розничном рынке, в разделе XII. Основные положения организации коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках.
В соответствии с пунктом 139. Гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, сетевая организация, потребители, а также производители (поставщики) электрической энергии определяют порядок проектирования, монтажа, приемки в эксплуатацию, технического обслуживания и эксплуатации приборов учета, перечень имеющихся приборов учета, используемых в целях определения обязательств, а также порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в соответствующих договорах об осуществлении технологического присоединения, оказания услуг по передаче электрической энергии, энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии. По согласованию сторон для выполнения указанных работ допускается привлечение третьей стороны. Если иное не установлено договором, прибор учета следует судьбе энергопринимающих устройств, энергетических установок или объектов электросетевого хозяйства, для обслуживания которых он используется.
Владелец объекта, на котором установлен данный прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание. Таким образом, ООО "Энергокомфорт" Сибирь", производя начисления собственникам помещений в многоквартирном доме, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, действует в соответствии с действующим законодательством.
Каких либо доказательств непредставления услуг по поставке электрической энергии на общедомовые нужды (в соответствии с жилищным законодательством, обслуживание внутридомовых системы электроснабжения, состоящих из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов, чердаков, подвалов, придомовой территории, номерного знака дома, запирающих устройств, внутридомовой насосной системы, усилителей антенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления и иного общего имущества в многоквартирном доме является использованием электроэнергии на общедомовые нужды) не установлено. Доказательств того, что электрическая энергия не направлялась но общедомовые нужды т.е. потребители не получали указанной услуги Роспотребнадзор не предоставил.
Поскольку апеллянтом документально не опровергнуты выводы суда, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу, в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда апелляционной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки обстоятельств спора, правильно установленных судом.
При изложенных обстоятельствах, принятое Арбитражным судом Томской области решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области ото 23.10.2009 г. по делу N А67-6196/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий
А.В.СОЛОДИЛОВ
Судьи
Т.А.КУЛЕШ
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)