Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.07.2012 N 15АП-6709/2012 ПО ДЕЛУ N А53-6971/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2012 г. N 15АП-6709/2012

Дело N А53-6971/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Н.,
судей Захаровой Л.А., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Близнюк А.А.,
при участии:
- от ООО "Управляющая компания "Жилсервис 3": представитель не явился, извещен надлежащим образом (телеграмма с указанием даты, времени и места судебного заседания);
- от Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Шахты: представитель не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление N 34400250534992);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилсервис 3"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 21.05.2012 по делу N А53-6971/2012, принятое судьей Колесник И.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилсервис 3"
к заинтересованному лицу: Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Шахты,
о признании незаконным и отмене постановления,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилсервис 3" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Шахты (далее - заинтересованное лицо, территориальный отдел) о признании незаконным и отмене постановления от 06.02.2012 N 70 о привлечении к административной ответственности по статье 6.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.05.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, выразившегося в ненадлежащем обеспечении условий проживания в жилых помещениях многоквартирного жилого дома, находящегося у него в управлении. При этом суд, основываясь на результатах проведенной в рамках административного расследования экспертизы, пришел к выводу о несоответствии температурного режима в жилых помещениях требованиям санитарных норм.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и удовлетворить заявленные требования, сославшись на то, что согласно результатам проведенной экспертизы в жилых комнатах квартиры N 24 многоквартирного дома установлено несоответствие температурного режима санитарным правилам и нормам в пределах 1 - 1,5 градусов, что является допустимым: средний температурный режим по жилому помещению соответствует требованиям действующего законодательства. При этом заявитель полагает, что результаты проведенной экспертизы не могут служить доказательством вины общества, поскольку при ее проведении не были зафиксированы и не объявлялись показания микроклимата помещений, что является нарушением порядка проведения экспертизы. При этом заявитель ссылается, что качество приобретаемой коммунальной услуги, приобретаемой у гарантирующего поставщика, на границе балансовой принадлежности сетей не определялось; доказательства нарушения режима теплоснабжения обществом не представлены; общество не несет ответственность за обслуживание внутриквартирных сетей и оборудования; обязанность по содержанию жилого помещения в надлежащем состоянии лежит на собственнике помещения. Также общество указывает, что административный орган в ходе проверки вышел за пределы своих полномочий, осуществил проверку не указанных в жалобе фактов; не уведомил надлежащим образом о дате вынесения постановления по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Жилсервис 3" является управляющей организацией и оказывает услуги и выполняет работы по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме, а также осуществляет иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с договором на управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: ул. Пушкина, 4, г. Шахты, управляющая организация ООО "УК "Жилсервис 3" предоставляет коммунальные услуги по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению.
19.01.2012 территориальный отдел, рассмотрев коллективное обращение, поступившее в Управление Роспотребнадзора по Ростовской области из прокуратуры Ростовской области (л.д. 49), по вопросу нарушения санитарного законодательства, выразившегося в несоблюдении температурного режима по отоплению в жилом доме N 4 по ул. Пушкина, г. Шахты, определением возбудил дело об административном правонарушении и назначил проведение административного расследования в отношении ООО "УК "Жилсервис 3" по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении вручена представителю ООО "УК "Жилсервис 3" Якубенко В.Н. по доверенности от 01.11.2011 (л.д. 57), явившемуся по уведомлению (л.д. 55 - 56).
Определением от 19.01.2012 (л.д. 59) были истребованы у заявителя документы (типовой договор управления многоквартирным домом, 5 шт. любых заключенных с потребителями договоров управления многоквартирным домом N 4 по ул. Пушкина, образцы квитанций об оплате жилищно-коммунальных услуг жильцами многоквартирного дома N 4 по ул. Пушкина, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 4 по ул. Пушкина и решения о выборе управляющей организации, копия договора с ресурсоснабжающей организацией - отопление). Определением от 19.01.2012 назначено проведение лабораторных (инструментальных) исследований параметров микроклимата (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха) в жилых комнатах квартир N 11, 24 в доме N 4 по ул. Пушкина в г. Шахты. Производство исследований поручено филиалу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Ростовской области" в г. Шахты (л.д. 68).
На разрешение экспертов был поставлен следующий вопрос: соответствуют ли параметры микроклимата (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха) в жилых комнатах квартир N 11, 24 в жилом доме N 4 по ул. Пушкина в г. Шахты требованиям СанПиН 2.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
В соответствии со статьей 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эксперт предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.


Таким образом, административный орган пришел к выводу, что ООО "УК "Жилсервис 3" допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов. В связи с этим 27.01.2012 заинтересованным лицом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по делу N 24.
На составление протокола об административном правонарушении явился представитель общества по доверенности Якубенко А.Н. по извещению (л.д. 47 - 48).
Нарушение ООО "УК "Жилсервис 3" санитарных правил и гигиенических нормативов явилось основанием для вынесения 06.02.2012 территориальным отделом постановления N 70 по делу N 24 о привлечении ООО "УК "Жилсервис 3" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Законный представитель ООО "УК "Жилсервис 3" на вынесение постановления не явился, уведомлен о месте и времени вынесения постановления надлежащим образом, что подтверждается получением определения 27.01.2012 (л.д. 46).
Полагая, что постановление по делу об административном правонарушении N 70 от 06.02.2012 по делу N 24 является незаконным и подлежит отмене, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в Арбитражный суд Ростовской области с рассматриваемым заявлением.
При анализе наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; среда обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
В соответствии с частью 2 указанной статьи достижение целей указанного Закона обеспечивается комплексом мероприятий, в том числе профилактикой заболеваний, проведением социально-гигиенического мониторинга, контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Статьей 23 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.
Нормативно-правовым документом в области проектирования, реконструкции, строительства, а также содержания эксплуатируемых жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания, за исключением гостиниц, общежитий, специализированных домов для инвалидов, детских приютов, вахтовых поселков является Санитарные правила 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденные Главным государственным санитарным врачом 27.12.2010 N 175.
В рамках административного расследования установлено, что ООО "УК "Жилсервис 3" является исполнителем коммунальных услуг (в частности, теплоснабжения) по отношению к собственникам многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Шахты ул. Пушкина, 4.
Данный факт подтверждается материалами дела и по существу не оспаривается заявителем.
В соответствии со статьей 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на надлежащее качество услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ определено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Жилое помещение - изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
Коммунальные услуги надлежащего качества - коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги: отопление - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 Приложения N 1 - обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C). Отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается.
В соответствии с пунктом 4.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" системы отопления и вентиляции должны обеспечивать допустимые условия микроклимата и воздушной среды помещений.
Оптимальные и допустимые параметры микроклимата в помещениях жилых зданий приведены в Приложении N 2 к настоящим санитарным правилам и составляют в холодный период года в жилой комнате 20 - 22 °C (оптимальные) и 18 - 24 °C (допустимые) соответственно.
Как следует из материалов дела, в соответствии с экспертным заключением от 25.01.2012 N 25-21/18 измеренные параметры микроклимата в холодный период года в жилых комнатах N 2 и N 3 квартиры N 24 в жилом доме N 4 по ул. Пушкина не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" по температуре воздуха: в жилой комнате N 2 температура составила от 16,9 до 17.3 °C в зависимости от высоты и места проведения замеров; в жилой комнате N 3 от 17,2 до 17,5 °C в зависимости от высоты и места проведения замеров (протокол лабораторных испытаний от 24.01.2012 N 44, л.д. 92 - 94).
Таким образом, ООО "УК "Жилсервис 3" допущено нарушение санитарных правил при оказании гражданам, проживающим по адресу: г. Шахты ул. Пушкина, 4, коммунальных услуг по отоплению, не обеспечивающих комфортных условий проживания граждан в жилых помещениях, что является нарушением требований статьи 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пункта 6 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307; пункта 4.1, Приложения N 2 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", и влечет административную ответственность по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя о том, что согласно результатам проведенной экспертизы в жилых комнатах квартиры N 24 многоквартирного дома установлено несоответствие температурного режима санитарным правилам и нормам в пределах 1 - 1,5 градусов, что является допустимым, а средний температурный режим по жилому помещению соответствует требованиям действующего законодательства, не принимается судом. Как было указано выше, допустимые параметры микроклимата в отапливаемом жилом помещении предусматривают температуру не ниже 18 °C, тогда как по результатам исследования установлено, что параметры микроклимата в квартире N 24 (комнаты N 2, 3) ниже указанного предела. При этом ссылка на допустимость отклонения параметров микроклимата на 1 - 1,5 градуса является необоснованной, поскольку в соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается.
Довод о том, что результаты проведенной экспертизы не могут служить доказательством вины общества, поскольку при ее проведении не были зафиксированы и не объявлялись показания микроклимата помещений, что является нарушением порядка проведения экспертизы, является несостоятельным. Согласно заключению экспертизы именно параметры микроклимата в жилом помещении и являлось предметом измерения к ходе экспертизы.
Ссылки на то, что качество приобретаемой коммунальной услуги, приобретаемой у гарантирующего поставщика, на границе балансовой принадлежности сетей не определялось; доказательства нарушения режима теплоснабжения обществом не представлены; общество не несет ответственность за обслуживание внутриквартирных сетей и оборудования; обязанность по содержанию жилого помещения в надлежащем состоянии лежит на собственнике помещения, также не принимаются судом. В соответствии с вышеуказанными правовыми нормами управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг по отношению к гражданам, проживающим в многоквартирном доме, обязана обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также обеспечивать предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, отвечающих требованиям, в том числе санитарных правил и норм. При этом исполнитель коммунальных услуг в целях исполнения указанных обязанностей должен принимать все необходимые меры для получения от гарантирующего поставщика коммунальных услуг соответствующего качества. Нарушение гарантирующим поставщиком каких-либо требований к качеству поставляемых коммунальных услуг не освобождает исполнителя коммунальных услуг от ответственности перед собственниками жилых помещений.
Довод о том, что административный орган в ходе проверки вышел за пределы своих полномочий, осуществил проверку не указанных в жалобе фактов, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Из представленного в материалы дела обращения жильцов дома следует, что их жалоба касалась именно вопроса о несоответствии параметров микроклимата в жилых помещениях установленным нормам, который и явился предметом проверки.
Ссылка заявителя на то, что административный орган не уведомил общество надлежащим образом о дате вынесения постановления по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, не соответствует материалам дела. Согласно материалам дела (л.д. 46) представителем общества по доверенности была получена копия определения о назначении времени и места рассмотрения дела на 06.02.2012 в 09 часов 00 минут.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.05.2012 по делу N А53-6971/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "Жилсервис 3" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Н.Н.ИВАНОВА

Судьи
Л.А.ЗАХАРОВА
Н.Н.СМОТРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)