Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2011 года
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шараповой Л.А.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе жилищно-строительного кооператива "Олимпиада"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 03 марта 2011 г. по делу N А49-8616/2010 (судья Голованова Н.В.),
по заявлению жилищно-строительного кооператива "Олимпиада" (ИНН 5837006857, ОГРН 1025801441918), г. Пенза,
к Средне-Волжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Саратов,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Олимпиада" обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Средне-Волжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, уточненным в судебном заседании 14.02.2011, о признании незаконным и отмене постановления N 82-С-5122/НО-1 от 14.12.2010 по делу об административном правонарушении о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 03.03.2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что ЖСК "Олимпиада" совершены различные противоправные действия: нарушения пунктов 1.2.2; 1.4.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), утвержденных приказом Минэнерго РФ N 6 от 13.01.2003, в одном случае, и нарушение пунктов 2.2.2; 2.3.57; 2.3.15; 2.9.1; 9.1.45; 11.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ N 115 от 24.03.2003, в другом случае.
Суд не усмотрел оснований для применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку характер совершенного деяния и степень его общественной опасности, специфика деятельности заявителя, не позволяют признать совершенное правонарушение малозначительным.
Обжалуемое постановление вынесено административным органом при наличии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, в пределах полномочий административного органа и с соблюдением установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Административный штраф на заявителя наложен в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Не согласившись с выводами суда, ЖСК "Олимпиада" подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что по выявленным в результате проведенной проверки нарушениям составлено четыре протокола об административном правонарушении, по два протокола за одно и тоже нарушение на юридическое лицо и на должностное лицо:
- - протокол N 82-С-5122/87-1 об административном правонарушении от 02.12.2010 в сфере электроэнергетики ст. 9.11 КоАП РФ, 14.12.2010 г. вынесено постановление N 82-С-5122/ОН-1 о назначении административного наказания (за нарушения в сфере электроэнергетики ст. 9.11 КоАП РФ;
- - протокол N 82-С/5120-1 об административном правонарушении от 02.12.2010 при эксплуатации тепловых энергоустановок ст. 9.11 КоАП РФ, 10.12.2010 г. вынесено постановление N 82-С/5120-1 о назначении административного наказания (за нарушения при эксплуатации тепловых энергоустановок ст. 9.11 КоАП РФ).
По мнению подателя жалобы, доводы суда о наличии двух отдельных составов административного правонарушения, предусмотренных ст. 9.11 КоАП РФ являются несостоятельными, т.к. не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку все выявленные нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок и нарушения Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей квалифицируются по одной статье КоАП РФ, были выявлены в ходе единой проверки, проведенной совместно представителями одного административного органа, на основании одного распоряжения, с указанием выявленных нарушений в едином акте проверки и выдачи единого предписания на устранение недостатков.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
На основании распоряжения Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.11.2010 г. N 1527-Р (т. 1 л.д. 37 - 41) главным государственным инспектором отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установками и тепловыми сетями по Пензенской области Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Земсковым С.М. и государственным инспектором отдела по надзору в электроэнергетике по Пензенской области Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Логиновой К.Л. в период с 01.12.2010 по 02.12.2010 проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований нормативно правовых актов и нормативно-технических документов ЖСК "Олимпиада" по адресу: 440031, г. Пенза, ул. Воронова, 8.
В ходе данной проверки были установлены нарушения обязательных требований нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, допущенных ЖСК "Олимпиада", о чем проверяющими лицами составлен акт проверки N 82-с от 02.12.2010 (т. 1 л.д. 42 - 45) и выдано предписание об устранении допущенных нарушений N 70-С от 02.12.2010 (т. 1 л.д. 46 - 50).
В отношении ЖСК "Олимпиада" государственным инспектором отдела по надзору в электроэнергетике по Пензенской области Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Логиновой К.Л. 2 декабря 2010 года были составлен протокол N 82-С-5122/87-1 о совершении административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 51 - 55).
Материалы дела об административном правонарушении, возбужденного на основании протокола об административном правонарушении N 82-С-5122/87-1 рассмотрены 14.12.2010 начальником отдела по надзору в электроэнергетике по Пензенской области Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ковалевым О.В., по результатам рассмотрения вынесено постановление N 82-С-5122/НО-1 о привлечении ЖСК "Олимпиада" к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 10000 руб.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании указанного постановления незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 23.30 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.19, 9.7 - 9.12, 11.20 КоАП РФ, рассматривают должностные лица органов государственного энергетического надзора, которыми являются: главный государственный инспектор Российской Федерации по энергетическому надзору и его заместители, старшие государственные инспектора по энергетическому надзору, государственные инспектора по энергетическому надзору.
Приказом Ростехнадзора от 01.08.2006 г. N 738 (в редакции от 30.07.2007) утвержден Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в который включены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правила устройства электроустановок (пункты 5.1.17 и 5.1.18 Перечня).
Требования технической эксплуатации электроустановок потребителей установлены, в частности, Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), утвержденными приказом Минэнерго РФ N 6 от 13.01.2003 г. (зарегистрированы в Минюсте РФ 22.01.2003 N 4145).
Согласно пункту 1.2.2 названных Правил потребитель обязан обеспечить:
- - содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов (далее - НТД);
- - подбор электротехнического и электротехнологического персонала, периодические медицинские осмотры работников, проведение инструктажей по безопасности труда, пожарной безопасности;
- - разработку должностных, производственных инструкций и инструкций по охране труда для электротехнического персонала;
- - укомплектование электроустановок защитными средствами, средствами пожаротушения и инструментом.
В соответствии с пунктом 1.4.1 Правил эксплуатацию электроустановок должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал.
Как следует из акта проверки контролирующего органа, предметом деятельности ЖСК "Олимпиада" является обеспечение надлежащего технического состояния недвижимого имущества в жилой сфере, содержанию, ремонту, эксплуатации и управлению недвижимым имуществом в жилищной сфере, обеспечение коммунальными услугами домовладельцев. Электроснабжение осуществляется согласно договору N 8605 от 2009 г., заключенному между ЖСК "Олимпиада" и ОАО "Пензенская энергосбытовая компания". ЖСК "Олимпиада" запитан по 4 КЛ - 0,4 кВ от ТП 572, на балансе находится 2 ВРУ - 0,4 кВ и внутридомовые осветительные сети (т. 1 л.д. 43).
Материалами проверки подтверждается, что в нарушение Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) эксплуатация электроустановок в ЖСК "Олимпиада" осуществляется не подготовленным и не аттестованным по электробезопасности персоналом, что является нарушением п. 1.4.1. ПТЭЭП; организация не полностью укомплектована проверенными средствами защиты; не проводится обучение и проверка знаний электротехнического и электротехнологического персонала; не производится разработка должностных, производственных инструкций и инструкций по охране труда для электротехнического персонала, что является нарушением п. 1.2.2. ПТЭЭП.
Доказательств обратного суду не представлено.
Поскольку ЖСК "Олимпиада" несет ответственность за соблюдение Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), судом верно указано в решении, что вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения заключается в том, что им не были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации с целью предотвращения совершения административного правонарушения.
По результатам проведенной контролирующим органом проверки главным государственным инспектором отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установками и тепловыми сетями по Пензенской области Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Земсковым С.М. 2 декабря 2010 года был составлен протокол N 82-С/5120-1 о совершении ЖСК "Олимпиада" административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 60 - 61, т. 1). Материалы дела об административном правонарушении, возбужденного на основании указанного протокола об административном правонарушении, 10.12.2011 г. рассмотрены начальником отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установками и тепловыми сетями по Пензенской области Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Курмаевым Р.К. и вынесено постановление N 82-С/5120-1 от 10.12.2010 о привлечении ЖСК "Олимпиада" к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 10000 руб. Как усматривается из текста названного постановления (т. 1 л.д. 62 - 63), правонарушение выразилось в нарушении требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (ПТЭТЭ), а именно: не назначен приказом ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок по ЖСК "Олимпиада" из управленческого персонала (п. 2.2.2); не проведено обучение, проверка знаний Правил у слесаря-сантехника по обслуживанию тепловых энергоустановок ЖСК "Олимпиада" (п. 2.3.57; 2.3.15); своевременно не проведена поверка манометров установленных на элеваторных узлах в тепловых пунктах N 2, 3 и на трубопроводах ГВС (п. 2.9.1); не установлены манометры на подающем и обратном трубопроводе к системам отопления лестничных клеток и термометры на обратных трубопроводах из систем отопления лестничных клеток жилого дома, после узлов смешивания в тепловых пунктах (п. 9.1.45); не опломбированы сопла элеваторов в тепловых пунктах жилого дома (п. 11.5).
Доводы заявителя о нарушении административным органом требований положений 4.1, 4.4 КоАП РФ правомерно отклонены судом в связи со следующим.
В отношении ЖСК "Олимпиада" было составлено два протокола об административном правонарушении предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ N 82-С-5122/ОН-1 от 02.12.2010 г. и N 82-С/5120-1 от 02.12.2010 г.
Статья 9.11 КоАП РФ объединяет ряд самостоятельных составов административных правонарушений. Она имеет бланкетный характер и отсылает правоприменителей к соответствующим правилам и нормам, техническим требованиям, установленным Правительством РФ, Министерством энергетики РФ и другими федеральными органами исполнительной власти. В данном случае применяются Правила технической эксплуатации тепловых установок (далее - ПТЭТУ)(утверждены Минэнерго РФ N 115 от 24.03.2003 г." зарегистрированы Минюстом РФ от 02.04.2003 г. N 4358, введены с 1.10.2003 г.) и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (утверждены Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 г. N 6, зарегистрированы Минюстом РФ от 22.01.2003 г. N 4145).
В протоколе N 82-С/5120 от 02.12.2010 указаны следующие нарушения:
1. Не назначен приказом ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок по ЖСК "Олимпиада" из управленческого персонала, что является нарушением п. 2.2.2. ПТЭТЭ Для непосредственного выполнения функции по эксплуатации тепловых энергоустановок руководитель организации назначает ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию типовых энергоустановок организации и его заместитель из числа управленческого персонала или специалистов со специальным теплоэнергетическим образованием, после проверки знаний настоящих Правил, Правил техники безопасности и инструкции.
2. Не проведено обучение, проверка знаний Правил у слесаря-сантехника по обслуживанию тепловых энергоустановок ЖСК "Олимпиада", что является нарушением п. 2.3.15 и п. 2.3.57 ПТЭТЭ - Краткосрочное обучение работников, эксплуатирующих тепловые энергоустановки, проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в год перед очередной проверкой знаний; п. 2.3.15 - Очередная проверка знаний проводится не реже 1 раза в 3 года, при этом для персонала, принимающего непосредственное участие в эксплуатации тепловых энергоустановок, их наладке, регулировании, испытаниях, а также лиц, являющихся ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок- не реже 1 раза в год.
3. Своевременно не проведена проверка манометров установленных на элеваторных узлах тепловых пунктов N 2, 3 и на трубопроводах ГВС, что является нарушением п. 2.9.1 ПТЭТЭ - Комплекс мероприятий по метрологическому обеспечению тепловых энергоустановок выполняемый каждой организацией включает:
- своевременное представление в поверку средств измерений, подлежащих государственному контролю и надзору.
4. Не установлены манометры на подающем и обратном трубопроводе к системам отопления лестничных клеток и термометры на обратных трубопроводах из систем отопления лестничных клеток жилого дома, после узлов смешивания в тепловых пунктах, что является нарушение п. 9.1.47 ПТЭТЭ - В индивидуальных тепловых пунктах систем теплопотребления устанавливаются:
- - манометры показывающие;
- - на подающих трубопроводах после запорной арматуры на каждом ответвлении к системам потребления теплоты и на обратных трубопроводах до запорной арматуры - из систем потребления теплоты;
- - термометры показывающие;
- - на трубопроводах водяных тепловых сетей после узла смешивания;
- - на обратных трубопроводах из систем потребления теплоты по ходу воды перед задвижками.
5. Не опломбированы сопла элеваторов в тепловых пунктах жилого дома, что является нарушением п. 11.5 ПТЭТЭ - Для проверки готовности к отопительному сезону при приеме тепловых пунктов проверяется и оформляется актами:
- наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов.
В протоколе 82-С-5122/87-1 от 02.12.2010 г. указаны следующие нарушения:
1. Эксплуатация электроустановок осуществляется не подготовленным и не аттестованным по электробезопасности персоналом, что является нарушением п. 1.4.1. ПТЭЭП - Эксплуатацию электроустановок должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал.
- 2. Организация не полностью укомплектована проверенными средствами защиты, что является нарушением п. 1.2.2. ПТЭЭП - Потребитель обязан обеспечить: -укомплектование электроустановок защитными средствами, средствами пожаротушения и инструментом;
- 3. Не проводится обучение и проверка знаний электротехнического и электротехнологического персонала, что является нарушением п. 1.2.2. ПТЭЭП
4. Не производится разработка должностных, производственных инструкций и инструкций по охране труда для электротехнического персонала, что является нарушением п. 1.2.2. ПТЭЭП - Потребитель обязан обеспечить:
- - обучение и проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала;
- - разработку должностных, производственных инструкций и инструкций по охране труда для электротехнического персонала.
В случае совершения лицом двух и более административных правонарушений за каждое из них в силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ назначается наказание, предусмотренное санкцией соответствующей статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, даже если дела об этих правонарушениях рассматриваются судьей одновременно.
В данном случае составленные протоколы были рассмотрены разными должностными лицами в разное время.
На рассмотрение протокола об административной ответственности N 82-С/5120 - 1 от 02.12.2010, назначенное на 10.12.2010 г. в 11 ч. 00 мин., законный представитель ЖСК "Олимпиада" не явился, хотя был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения, при таких обстоятельствах, дело было рассмотрено в его отсутствие. Постановлением N 82-С/5120-1 от 10.12.2010 г. о назначении административного наказания ЖСК "Олимпиада" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в минимальном размере 10 000 рублей.
На рассмотрение протокола об административной ответственности N 82-С-5122/87-1 от 02.12.2010, назначенное на 14.12.2010 г. в 14.00 ч., законный представитель ЖСК "Олимпиада" не явился, хотя также как и в предыдущем случае, был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения, при таких обстоятельствах, дело было рассмотрено в его отсутствие
Судом правильно указано, что ЖСК "Олимпиада" совершены различные противоправные действия: нарушения пунктов 1.2.2; 1.4.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), утвержденных приказом Минэнерго РФ N 6 от 13.01.2003, в одном случае, и нарушение пунктов 2.2.2; 2.3.57; 2.3.15; 2.9.1; 9.1.45; 11.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ N 115 от 24.03.2003 г., в другом случае, и сделан правильный вывод о том, что указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ЖСК "Олимпиада" объективной стороны двух самостоятельных составов административных нарушений, наказание за каждое из которых назначено заявителю с соблюдением требований части 1 статьи 4.4. КоАП РФ, в силу которой при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности не установлено.
При назначении наказания был учтен характер совершенных административных правонарушений, имущественное и финансовое положение юридического лица, раскаяние и принятие действенных мер по предотвращению правонарушений, по исполнению предписания, влекущего значительные финансовые затраты, как смягчающие обстоятельства, а также учтено отсутствие отягчающих обстоятельств, вследствие этого за совершенное правонарушение юридическому лицу назначено наказание в виде штрафа в минимальном размере 10 000 рублей.
Суд правильно не усмотрел оснований для применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку характер совершенного деяния и степень его общественной опасности, специфика деятельности заявителя, не позволяют признать совершенное правонарушение малозначительным.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 03 марта 2011 г. по делу N А49-8616/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.04.2011 ПО ДЕЛУ N А49-8616/2010
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2011 г. по делу N А49-8616/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2011 года
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шараповой Л.А.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе жилищно-строительного кооператива "Олимпиада"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 03 марта 2011 г. по делу N А49-8616/2010 (судья Голованова Н.В.),
по заявлению жилищно-строительного кооператива "Олимпиада" (ИНН 5837006857, ОГРН 1025801441918), г. Пенза,
к Средне-Волжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Саратов,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Олимпиада" обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Средне-Волжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, уточненным в судебном заседании 14.02.2011, о признании незаконным и отмене постановления N 82-С-5122/НО-1 от 14.12.2010 по делу об административном правонарушении о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 03.03.2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что ЖСК "Олимпиада" совершены различные противоправные действия: нарушения пунктов 1.2.2; 1.4.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), утвержденных приказом Минэнерго РФ N 6 от 13.01.2003, в одном случае, и нарушение пунктов 2.2.2; 2.3.57; 2.3.15; 2.9.1; 9.1.45; 11.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ N 115 от 24.03.2003, в другом случае.
Суд не усмотрел оснований для применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку характер совершенного деяния и степень его общественной опасности, специфика деятельности заявителя, не позволяют признать совершенное правонарушение малозначительным.
Обжалуемое постановление вынесено административным органом при наличии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, в пределах полномочий административного органа и с соблюдением установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Административный штраф на заявителя наложен в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Не согласившись с выводами суда, ЖСК "Олимпиада" подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что по выявленным в результате проведенной проверки нарушениям составлено четыре протокола об административном правонарушении, по два протокола за одно и тоже нарушение на юридическое лицо и на должностное лицо:
- - протокол N 82-С-5122/87-1 об административном правонарушении от 02.12.2010 в сфере электроэнергетики ст. 9.11 КоАП РФ, 14.12.2010 г. вынесено постановление N 82-С-5122/ОН-1 о назначении административного наказания (за нарушения в сфере электроэнергетики ст. 9.11 КоАП РФ;
- - протокол N 82-С/5120-1 об административном правонарушении от 02.12.2010 при эксплуатации тепловых энергоустановок ст. 9.11 КоАП РФ, 10.12.2010 г. вынесено постановление N 82-С/5120-1 о назначении административного наказания (за нарушения при эксплуатации тепловых энергоустановок ст. 9.11 КоАП РФ).
По мнению подателя жалобы, доводы суда о наличии двух отдельных составов административного правонарушения, предусмотренных ст. 9.11 КоАП РФ являются несостоятельными, т.к. не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку все выявленные нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок и нарушения Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей квалифицируются по одной статье КоАП РФ, были выявлены в ходе единой проверки, проведенной совместно представителями одного административного органа, на основании одного распоряжения, с указанием выявленных нарушений в едином акте проверки и выдачи единого предписания на устранение недостатков.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
На основании распоряжения Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.11.2010 г. N 1527-Р (т. 1 л.д. 37 - 41) главным государственным инспектором отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установками и тепловыми сетями по Пензенской области Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Земсковым С.М. и государственным инспектором отдела по надзору в электроэнергетике по Пензенской области Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Логиновой К.Л. в период с 01.12.2010 по 02.12.2010 проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований нормативно правовых актов и нормативно-технических документов ЖСК "Олимпиада" по адресу: 440031, г. Пенза, ул. Воронова, 8.
В ходе данной проверки были установлены нарушения обязательных требований нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, допущенных ЖСК "Олимпиада", о чем проверяющими лицами составлен акт проверки N 82-с от 02.12.2010 (т. 1 л.д. 42 - 45) и выдано предписание об устранении допущенных нарушений N 70-С от 02.12.2010 (т. 1 л.д. 46 - 50).
В отношении ЖСК "Олимпиада" государственным инспектором отдела по надзору в электроэнергетике по Пензенской области Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Логиновой К.Л. 2 декабря 2010 года были составлен протокол N 82-С-5122/87-1 о совершении административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 51 - 55).
Материалы дела об административном правонарушении, возбужденного на основании протокола об административном правонарушении N 82-С-5122/87-1 рассмотрены 14.12.2010 начальником отдела по надзору в электроэнергетике по Пензенской области Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ковалевым О.В., по результатам рассмотрения вынесено постановление N 82-С-5122/НО-1 о привлечении ЖСК "Олимпиада" к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 10000 руб.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании указанного постановления незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 23.30 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.19, 9.7 - 9.12, 11.20 КоАП РФ, рассматривают должностные лица органов государственного энергетического надзора, которыми являются: главный государственный инспектор Российской Федерации по энергетическому надзору и его заместители, старшие государственные инспектора по энергетическому надзору, государственные инспектора по энергетическому надзору.
Приказом Ростехнадзора от 01.08.2006 г. N 738 (в редакции от 30.07.2007) утвержден Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в который включены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правила устройства электроустановок (пункты 5.1.17 и 5.1.18 Перечня).
Требования технической эксплуатации электроустановок потребителей установлены, в частности, Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), утвержденными приказом Минэнерго РФ N 6 от 13.01.2003 г. (зарегистрированы в Минюсте РФ 22.01.2003 N 4145).
Согласно пункту 1.2.2 названных Правил потребитель обязан обеспечить:
- - содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов (далее - НТД);
- - подбор электротехнического и электротехнологического персонала, периодические медицинские осмотры работников, проведение инструктажей по безопасности труда, пожарной безопасности;
- - разработку должностных, производственных инструкций и инструкций по охране труда для электротехнического персонала;
- - укомплектование электроустановок защитными средствами, средствами пожаротушения и инструментом.
В соответствии с пунктом 1.4.1 Правил эксплуатацию электроустановок должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал.
Как следует из акта проверки контролирующего органа, предметом деятельности ЖСК "Олимпиада" является обеспечение надлежащего технического состояния недвижимого имущества в жилой сфере, содержанию, ремонту, эксплуатации и управлению недвижимым имуществом в жилищной сфере, обеспечение коммунальными услугами домовладельцев. Электроснабжение осуществляется согласно договору N 8605 от 2009 г., заключенному между ЖСК "Олимпиада" и ОАО "Пензенская энергосбытовая компания". ЖСК "Олимпиада" запитан по 4 КЛ - 0,4 кВ от ТП 572, на балансе находится 2 ВРУ - 0,4 кВ и внутридомовые осветительные сети (т. 1 л.д. 43).
Материалами проверки подтверждается, что в нарушение Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) эксплуатация электроустановок в ЖСК "Олимпиада" осуществляется не подготовленным и не аттестованным по электробезопасности персоналом, что является нарушением п. 1.4.1. ПТЭЭП; организация не полностью укомплектована проверенными средствами защиты; не проводится обучение и проверка знаний электротехнического и электротехнологического персонала; не производится разработка должностных, производственных инструкций и инструкций по охране труда для электротехнического персонала, что является нарушением п. 1.2.2. ПТЭЭП.
Доказательств обратного суду не представлено.
Поскольку ЖСК "Олимпиада" несет ответственность за соблюдение Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), судом верно указано в решении, что вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения заключается в том, что им не были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации с целью предотвращения совершения административного правонарушения.
По результатам проведенной контролирующим органом проверки главным государственным инспектором отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установками и тепловыми сетями по Пензенской области Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Земсковым С.М. 2 декабря 2010 года был составлен протокол N 82-С/5120-1 о совершении ЖСК "Олимпиада" административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 60 - 61, т. 1). Материалы дела об административном правонарушении, возбужденного на основании указанного протокола об административном правонарушении, 10.12.2011 г. рассмотрены начальником отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установками и тепловыми сетями по Пензенской области Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Курмаевым Р.К. и вынесено постановление N 82-С/5120-1 от 10.12.2010 о привлечении ЖСК "Олимпиада" к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 10000 руб. Как усматривается из текста названного постановления (т. 1 л.д. 62 - 63), правонарушение выразилось в нарушении требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (ПТЭТЭ), а именно: не назначен приказом ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок по ЖСК "Олимпиада" из управленческого персонала (п. 2.2.2); не проведено обучение, проверка знаний Правил у слесаря-сантехника по обслуживанию тепловых энергоустановок ЖСК "Олимпиада" (п. 2.3.57; 2.3.15); своевременно не проведена поверка манометров установленных на элеваторных узлах в тепловых пунктах N 2, 3 и на трубопроводах ГВС (п. 2.9.1); не установлены манометры на подающем и обратном трубопроводе к системам отопления лестничных клеток и термометры на обратных трубопроводах из систем отопления лестничных клеток жилого дома, после узлов смешивания в тепловых пунктах (п. 9.1.45); не опломбированы сопла элеваторов в тепловых пунктах жилого дома (п. 11.5).
Доводы заявителя о нарушении административным органом требований положений 4.1, 4.4 КоАП РФ правомерно отклонены судом в связи со следующим.
В отношении ЖСК "Олимпиада" было составлено два протокола об административном правонарушении предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ N 82-С-5122/ОН-1 от 02.12.2010 г. и N 82-С/5120-1 от 02.12.2010 г.
Статья 9.11 КоАП РФ объединяет ряд самостоятельных составов административных правонарушений. Она имеет бланкетный характер и отсылает правоприменителей к соответствующим правилам и нормам, техническим требованиям, установленным Правительством РФ, Министерством энергетики РФ и другими федеральными органами исполнительной власти. В данном случае применяются Правила технической эксплуатации тепловых установок (далее - ПТЭТУ)(утверждены Минэнерго РФ N 115 от 24.03.2003 г." зарегистрированы Минюстом РФ от 02.04.2003 г. N 4358, введены с 1.10.2003 г.) и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (утверждены Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 г. N 6, зарегистрированы Минюстом РФ от 22.01.2003 г. N 4145).
В протоколе N 82-С/5120 от 02.12.2010 указаны следующие нарушения:
1. Не назначен приказом ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок по ЖСК "Олимпиада" из управленческого персонала, что является нарушением п. 2.2.2. ПТЭТЭ Для непосредственного выполнения функции по эксплуатации тепловых энергоустановок руководитель организации назначает ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию типовых энергоустановок организации и его заместитель из числа управленческого персонала или специалистов со специальным теплоэнергетическим образованием, после проверки знаний настоящих Правил, Правил техники безопасности и инструкции.
2. Не проведено обучение, проверка знаний Правил у слесаря-сантехника по обслуживанию тепловых энергоустановок ЖСК "Олимпиада", что является нарушением п. 2.3.15 и п. 2.3.57 ПТЭТЭ - Краткосрочное обучение работников, эксплуатирующих тепловые энергоустановки, проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в год перед очередной проверкой знаний; п. 2.3.15 - Очередная проверка знаний проводится не реже 1 раза в 3 года, при этом для персонала, принимающего непосредственное участие в эксплуатации тепловых энергоустановок, их наладке, регулировании, испытаниях, а также лиц, являющихся ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок- не реже 1 раза в год.
3. Своевременно не проведена проверка манометров установленных на элеваторных узлах тепловых пунктов N 2, 3 и на трубопроводах ГВС, что является нарушением п. 2.9.1 ПТЭТЭ - Комплекс мероприятий по метрологическому обеспечению тепловых энергоустановок выполняемый каждой организацией включает:
- своевременное представление в поверку средств измерений, подлежащих государственному контролю и надзору.
4. Не установлены манометры на подающем и обратном трубопроводе к системам отопления лестничных клеток и термометры на обратных трубопроводах из систем отопления лестничных клеток жилого дома, после узлов смешивания в тепловых пунктах, что является нарушение п. 9.1.47 ПТЭТЭ - В индивидуальных тепловых пунктах систем теплопотребления устанавливаются:
- - манометры показывающие;
- - на подающих трубопроводах после запорной арматуры на каждом ответвлении к системам потребления теплоты и на обратных трубопроводах до запорной арматуры - из систем потребления теплоты;
- - термометры показывающие;
- - на трубопроводах водяных тепловых сетей после узла смешивания;
- - на обратных трубопроводах из систем потребления теплоты по ходу воды перед задвижками.
5. Не опломбированы сопла элеваторов в тепловых пунктах жилого дома, что является нарушением п. 11.5 ПТЭТЭ - Для проверки готовности к отопительному сезону при приеме тепловых пунктов проверяется и оформляется актами:
- наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов.
В протоколе 82-С-5122/87-1 от 02.12.2010 г. указаны следующие нарушения:
1. Эксплуатация электроустановок осуществляется не подготовленным и не аттестованным по электробезопасности персоналом, что является нарушением п. 1.4.1. ПТЭЭП - Эксплуатацию электроустановок должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал.
- 2. Организация не полностью укомплектована проверенными средствами защиты, что является нарушением п. 1.2.2. ПТЭЭП - Потребитель обязан обеспечить: -укомплектование электроустановок защитными средствами, средствами пожаротушения и инструментом;
- 3. Не проводится обучение и проверка знаний электротехнического и электротехнологического персонала, что является нарушением п. 1.2.2. ПТЭЭП
4. Не производится разработка должностных, производственных инструкций и инструкций по охране труда для электротехнического персонала, что является нарушением п. 1.2.2. ПТЭЭП - Потребитель обязан обеспечить:
- - обучение и проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала;
- - разработку должностных, производственных инструкций и инструкций по охране труда для электротехнического персонала.
В случае совершения лицом двух и более административных правонарушений за каждое из них в силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ назначается наказание, предусмотренное санкцией соответствующей статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, даже если дела об этих правонарушениях рассматриваются судьей одновременно.
В данном случае составленные протоколы были рассмотрены разными должностными лицами в разное время.
На рассмотрение протокола об административной ответственности N 82-С/5120 - 1 от 02.12.2010, назначенное на 10.12.2010 г. в 11 ч. 00 мин., законный представитель ЖСК "Олимпиада" не явился, хотя был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения, при таких обстоятельствах, дело было рассмотрено в его отсутствие. Постановлением N 82-С/5120-1 от 10.12.2010 г. о назначении административного наказания ЖСК "Олимпиада" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в минимальном размере 10 000 рублей.
На рассмотрение протокола об административной ответственности N 82-С-5122/87-1 от 02.12.2010, назначенное на 14.12.2010 г. в 14.00 ч., законный представитель ЖСК "Олимпиада" не явился, хотя также как и в предыдущем случае, был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения, при таких обстоятельствах, дело было рассмотрено в его отсутствие
Судом правильно указано, что ЖСК "Олимпиада" совершены различные противоправные действия: нарушения пунктов 1.2.2; 1.4.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), утвержденных приказом Минэнерго РФ N 6 от 13.01.2003, в одном случае, и нарушение пунктов 2.2.2; 2.3.57; 2.3.15; 2.9.1; 9.1.45; 11.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ N 115 от 24.03.2003 г., в другом случае, и сделан правильный вывод о том, что указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ЖСК "Олимпиада" объективной стороны двух самостоятельных составов административных нарушений, наказание за каждое из которых назначено заявителю с соблюдением требований части 1 статьи 4.4. КоАП РФ, в силу которой при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности не установлено.
При назначении наказания был учтен характер совершенных административных правонарушений, имущественное и финансовое положение юридического лица, раскаяние и принятие действенных мер по предотвращению правонарушений, по исполнению предписания, влекущего значительные финансовые затраты, как смягчающие обстоятельства, а также учтено отсутствие отягчающих обстоятельств, вследствие этого за совершенное правонарушение юридическому лицу назначено наказание в виде штрафа в минимальном размере 10 000 рублей.
Суд правильно не усмотрел оснований для применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку характер совершенного деяния и степень его общественной опасности, специфика деятельности заявителя, не позволяют признать совершенное правонарушение малозначительным.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 03 марта 2011 г. по делу N А49-8616/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)