Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Членство в товариществе собственников жилья; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Осиповой С.П., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.,
при участии:
от заявителя - Товарищество собственников жилья "Наш дом": Голендухин А.А., паспорт, доверенность от 15.12.2009,
от заинтересованного лица - Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Каменске-Уральском и Каменском районе: не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Каменске-Уральском и Каменском районе
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 января 2010 года
по делу N А60-61916/2009,
принятое судьей Подгорновой Г.Н.,
по заявлению Товарищества собственников жилья "Наш дом"
к Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Каменске-Уральском и Каменском районе
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
Товарищество собственников жилья "Наш дом" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Каменске-Уральском и Каменском районе (далее - заинтересованное лицо) N 05.13/13.183-09 от 08.12.2009 г. о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5000 руб. на основании ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.01.2010 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на доказанность в действиях заявителя события административного правонарушения.
В обоснование жалобы указывает на то, что отсутствие договоров на оказание коммунальных услуг и непредставление необходимой информации об услугах является со стороны ТСЖ "Наш дом" нарушением прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о предоставленных коммунальных услугах.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.
Заявитель по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта. Указывает на то, что ТСЖ "Наш дом" не является исполнителем коммунальных услуг в том смысле, который придается этому понятию Федеральным законом N 2300-2 "О защите прав потребителей".
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проанализировав нормы материального права и доводы, содержащиеся в жалобе, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
Как следует из материалов дела, определением руководителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 16.11.2009 г. в отношении ТСЖ "Наш дом" возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.
Основанием для возбуждения административного производства послужили письменные обращения собственников жилых помещений дома N 26 по ул. Суворова в г. Каменске-Уральском по поводу того, что товарищество собственников жилья "Наш дом", членами которого являются обратившиеся с жалобами собственники, не заключает с ними договоры на оказание коммунальных услуг и не предоставляет необходимую информацию об услугах.
По результатам административного расследования 30.11.2009 г. в отношении ТСЖ "Наш дом" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, в котором заявителю вменяется нарушение п.п. 1, 2 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", п.п. 4, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Рассмотрев протокол и иные материалы, полученные в ходе административного расследования, руководитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Каменске-Уральском и Каменском районе вынес постановление N 05.13/13.183-09 от 08.12.2009 г. о привлечении ТСЖ "Наш дом" к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.
Как следует из постановления, нарушение выразилось в незаключении товариществом письменных договоров с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме и тем самым в непредставлении потребителям необходимой и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах, что противоречит упомянутым выше нормативным правовым актам.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ТСЖ "Наш дом" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что событие административного правонарушения не доказано, что является основанием для признания незаконным оспариваемого постановления.
Данный вывод суда является законным и обоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Федеральный закон от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В силу п. 1 ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная в пункте 1 приведенной статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (п. 2 ст. 8 Закона).
В соответствии со ст. 10 Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из приведенных норм, обязанность по доведению до потребителей товаров, работ, услуг необходимой информации возложена на продавца, изготовителя товаров, исполнителя работ, услуг.
Порядок предоставления коммунальных услуг на территории Российской Федерации установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В соответствии с п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор).
Таким образом, обязанность по заключению с потребителями договоров на предоставление коммунальных услуг и доведению до потребителей информации о предоставляемых услугах возложена указанными Правилами на исполнителя.
Согласно Закону РФ "О защите прав потребителей" исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Согласно п. 3 Правил исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Таким образом, к исполнителям согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам относится более широкий круг лиц, чем круг лиц, определенных Законом "О защите прав потребителей". Тем не менее, предусмотренные ст. 8, 10 Закона обязанности возложены исключительно на лиц, являющихся исполнителями в смысле Закона, то есть на организации, оказывающие услуги потребителям на основании возмездных договоров.
Делая вывод о наличии у ТСЖ "Наш дом" обязанностей по заключению договоров на предоставление коммунальных услуг с собственниками жилых помещений, административный орган исходил из того, что товарищество заключает договоры с ресурсоснабжающими организациями; организациями, оказывающими услуги по вывозу, размещению отходов; организациями, оказывающими услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, обеспечению функционирования всех инженерных систем и оборудования дома. Кроме того, административный орган принял во внимание те обстоятельства, что коммунальные платежи собственники жилых помещений в доме оплачивают непосредственно ТСЖ "Наш дом", а в предмет деятельности товарищества согласно п. 2.1 Устава входит, в том числе, обеспечение коммунальными услугами собственников помещений.
Действительно, отмеченные обстоятельства подтверждены представленными заинтересованным лицом копиями заключенных ТСЖ договоров на техническое обслуживание и ремонт внутренних газопроводов и газового оборудования N 340-ю от 01.01.2007 г. с ОАО "Уральские газовые сети"; на водоснабжение и водоотведение N 145 от 10.05.2006 г. с МУП "ПТО ЖКХ"; электроснабжения N 99108 от 01.05.2009 г. с ОАО "Свердловэнергосбыт"; на пользование тепловой энергией N 365 от 22.03.2007 г. с ОАО "Каменская коммунальная компания"; на вывоз, размещение и утилизацию отходов N 335 от 12.02.2008 г. с ОАО "Горвнешблагоустройство"; на управление многоквартирным домом N 24 от 31.05.2009 г. с ООО УК "Южный берег плюс".
Тот факт, что оплата за услуги по содержанию жилья, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроэнергии осуществлялась собственниками на банковский счет ТСЖ "Наш дом", подтвержден имеющимися в материалах дела копиями квитанций и не оспаривается заявителем.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данный факт не свидетельствует об оказании перечисленных услуг собственникам жилых помещений непосредственно ТСЖ "Наш дом". Получаемые от собственников средства товарищество перечисляло обслуживающим, ресурсоснабжающим организациям, с которыми заключило отмеченные выше договоры. Таким образом, товарищество фактически выступало посредником между потребителями услуг и организациями, предоставляющими эти услуги, однако исполнителем услуг в смысле, придаваемом этому понятию Законом РФ "О защите прав потребителей", не являлось.
Вывод суда соответствует положениям ст. 137, 138, 155 Жилищного кодекса РФ.
Так, п. 1 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ предусмотрено, что товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
Согласно п. 2 ст. 138 ЖК РФ обязанностью товарищества собственников жилья является заключение договоров о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами товарищества.
В соответствии со ст. 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и(или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что заключаемые товариществом в соответствии с ними договоры не являются договорами по предоставлению услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества дома непосредственно товариществом; данные договоры заключаются товариществом в интересах собственников (как членов, так и не членов товарищества), фактически передающих свои полномочия товариществу для реализации последним закрепленных за ним прав и обязанностей.
Таким образом, административному органу для признания ТСЖ "Наш дом" субъектом административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ следовало установить, является ли товарищество исполнителем предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений, являющихся членами ТСЖ "Наш дом", приобретает ли товарищество коммунальные ресурсы, отвечает ли за обслуживание внутридомового инженерного оборудования, с использованием которого собственникам-потребителям предоставляются коммунальные услуги, при том, что ТСЖ "Наш дом" заключило вышеуказанные договоры, в том числе договор управления многоквартирным домом, предметом которого является предоставление коммунальных услуг собственникам помещений, и в том случае, если ТСЖ "Наш дом" является таковым, следовало выяснить о предоставлении им потребителям полной и достоверной информации об оказываемых услугах предоставления коммунальных ресурсов.
Между тем, представитель заявителя в суде апелляционной инстанции пояснил, что товарищество является некоммерческой организацией, финансирование деятельности которой осуществляется посредством вступительных и иных взносов, обязательных платежей членов товарищества, и т.д. Каких либо гражданско-правовых договоров с собственниками жилых помещений на оказание возмездных услуг ТСЖ не заключало. Действительно, члены ТСЖ вносят коммунальные платежи на расчетный счет ТСЖ, однако данные денежные средства перечисляются поставщикам коммунальных услуг. Собственники помещений оплачивают потребленные коммунальные ресурсы по тем ценам, по которым ТСЖ производит расчеты с ресурсоснабжающими организациями. Дополнительного дохода ТСЖ не получает.
Согласно п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недостаточности доказательств, добытых административным органом, в целях установления характера возникших правоотношений между сторонами: ресурсоснабжающая организация, управляющая компания, ТСЖ, собственники, с тем, чтобы выяснить, является ли ТСЖ исполнителем коммунальных услуг перед членами товарищества.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что административный орган не доказал, что действия ТСЖ, изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении, образуют событие административного правонарушения по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Ссылка заинтересованного лица в подтверждение законности оспариваемого постановления на письмо Министерства регионального развития от 03.05.2007 г. N 8326-РМ/07, разъяснившего применение п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, правомерно не принята судом во внимание, поскольку на выводы суда по существу рассматриваемого спора не влияет. Как указано выше, обязанности, неисполнение которых влечет предусмотренную ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ ответственность, возложены на лицо, которое фактически реализует товар, работы, услуги на основании возмездного договора. Поскольку товарищество собственников жилья таким лицом не является, даже при наличии заключенных с собственниками договоров обязанности, предусмотренные Законом РФ "О защите прав потребителей", оно не несет. Кроме того, отмеченное письмо нормативным актом не является.
Требования процессуального характера, предъявляемые к административному органу при производстве дела об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, при совершении процессуальных действий: составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении - Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Каменске-Уральском и Каменском районе соблюдены. Однако данное обстоятельство не свидетельствует о законности и обоснованности оспариваемого постановления.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое ТСЖ "Наш дом" постановление о привлечении к административной ответственности судом первой инстанции обоснованно признано незаконным и отменено.
Таким образом, решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 января 2009 года по делу N А60-61916/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Каменске-Уральском и Каменском районе - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.03.2010 N 17АП-1663/2010-АК ПО ДЕЛУ N А60-61916/2009
Разделы:Управление многоквартирным домом; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Членство в товариществе собственников жилья; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2010 г. N 17АП-1663/2010-АК
Дело N А60-61916/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Осиповой С.П., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.,
при участии:
от заявителя - Товарищество собственников жилья "Наш дом": Голендухин А.А., паспорт, доверенность от 15.12.2009,
от заинтересованного лица - Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Каменске-Уральском и Каменском районе: не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Каменске-Уральском и Каменском районе
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 января 2010 года
по делу N А60-61916/2009,
принятое судьей Подгорновой Г.Н.,
по заявлению Товарищества собственников жилья "Наш дом"
к Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Каменске-Уральском и Каменском районе
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Товарищество собственников жилья "Наш дом" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Каменске-Уральском и Каменском районе (далее - заинтересованное лицо) N 05.13/13.183-09 от 08.12.2009 г. о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5000 руб. на основании ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.01.2010 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на доказанность в действиях заявителя события административного правонарушения.
В обоснование жалобы указывает на то, что отсутствие договоров на оказание коммунальных услуг и непредставление необходимой информации об услугах является со стороны ТСЖ "Наш дом" нарушением прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о предоставленных коммунальных услугах.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.
Заявитель по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта. Указывает на то, что ТСЖ "Наш дом" не является исполнителем коммунальных услуг в том смысле, который придается этому понятию Федеральным законом N 2300-2 "О защите прав потребителей".
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проанализировав нормы материального права и доводы, содержащиеся в жалобе, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
Как следует из материалов дела, определением руководителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 16.11.2009 г. в отношении ТСЖ "Наш дом" возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.
Основанием для возбуждения административного производства послужили письменные обращения собственников жилых помещений дома N 26 по ул. Суворова в г. Каменске-Уральском по поводу того, что товарищество собственников жилья "Наш дом", членами которого являются обратившиеся с жалобами собственники, не заключает с ними договоры на оказание коммунальных услуг и не предоставляет необходимую информацию об услугах.
По результатам административного расследования 30.11.2009 г. в отношении ТСЖ "Наш дом" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, в котором заявителю вменяется нарушение п.п. 1, 2 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", п.п. 4, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Рассмотрев протокол и иные материалы, полученные в ходе административного расследования, руководитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Каменске-Уральском и Каменском районе вынес постановление N 05.13/13.183-09 от 08.12.2009 г. о привлечении ТСЖ "Наш дом" к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.
Как следует из постановления, нарушение выразилось в незаключении товариществом письменных договоров с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме и тем самым в непредставлении потребителям необходимой и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах, что противоречит упомянутым выше нормативным правовым актам.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ТСЖ "Наш дом" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что событие административного правонарушения не доказано, что является основанием для признания незаконным оспариваемого постановления.
Данный вывод суда является законным и обоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Федеральный закон от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В силу п. 1 ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная в пункте 1 приведенной статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (п. 2 ст. 8 Закона).
В соответствии со ст. 10 Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из приведенных норм, обязанность по доведению до потребителей товаров, работ, услуг необходимой информации возложена на продавца, изготовителя товаров, исполнителя работ, услуг.
Порядок предоставления коммунальных услуг на территории Российской Федерации установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В соответствии с п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор).
Таким образом, обязанность по заключению с потребителями договоров на предоставление коммунальных услуг и доведению до потребителей информации о предоставляемых услугах возложена указанными Правилами на исполнителя.
Согласно Закону РФ "О защите прав потребителей" исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Согласно п. 3 Правил исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Таким образом, к исполнителям согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам относится более широкий круг лиц, чем круг лиц, определенных Законом "О защите прав потребителей". Тем не менее, предусмотренные ст. 8, 10 Закона обязанности возложены исключительно на лиц, являющихся исполнителями в смысле Закона, то есть на организации, оказывающие услуги потребителям на основании возмездных договоров.
Делая вывод о наличии у ТСЖ "Наш дом" обязанностей по заключению договоров на предоставление коммунальных услуг с собственниками жилых помещений, административный орган исходил из того, что товарищество заключает договоры с ресурсоснабжающими организациями; организациями, оказывающими услуги по вывозу, размещению отходов; организациями, оказывающими услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, обеспечению функционирования всех инженерных систем и оборудования дома. Кроме того, административный орган принял во внимание те обстоятельства, что коммунальные платежи собственники жилых помещений в доме оплачивают непосредственно ТСЖ "Наш дом", а в предмет деятельности товарищества согласно п. 2.1 Устава входит, в том числе, обеспечение коммунальными услугами собственников помещений.
Действительно, отмеченные обстоятельства подтверждены представленными заинтересованным лицом копиями заключенных ТСЖ договоров на техническое обслуживание и ремонт внутренних газопроводов и газового оборудования N 340-ю от 01.01.2007 г. с ОАО "Уральские газовые сети"; на водоснабжение и водоотведение N 145 от 10.05.2006 г. с МУП "ПТО ЖКХ"; электроснабжения N 99108 от 01.05.2009 г. с ОАО "Свердловэнергосбыт"; на пользование тепловой энергией N 365 от 22.03.2007 г. с ОАО "Каменская коммунальная компания"; на вывоз, размещение и утилизацию отходов N 335 от 12.02.2008 г. с ОАО "Горвнешблагоустройство"; на управление многоквартирным домом N 24 от 31.05.2009 г. с ООО УК "Южный берег плюс".
Тот факт, что оплата за услуги по содержанию жилья, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроэнергии осуществлялась собственниками на банковский счет ТСЖ "Наш дом", подтвержден имеющимися в материалах дела копиями квитанций и не оспаривается заявителем.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данный факт не свидетельствует об оказании перечисленных услуг собственникам жилых помещений непосредственно ТСЖ "Наш дом". Получаемые от собственников средства товарищество перечисляло обслуживающим, ресурсоснабжающим организациям, с которыми заключило отмеченные выше договоры. Таким образом, товарищество фактически выступало посредником между потребителями услуг и организациями, предоставляющими эти услуги, однако исполнителем услуг в смысле, придаваемом этому понятию Законом РФ "О защите прав потребителей", не являлось.
Вывод суда соответствует положениям ст. 137, 138, 155 Жилищного кодекса РФ.
Так, п. 1 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ предусмотрено, что товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
Согласно п. 2 ст. 138 ЖК РФ обязанностью товарищества собственников жилья является заключение договоров о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами товарищества.
В соответствии со ст. 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и(или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что заключаемые товариществом в соответствии с ними договоры не являются договорами по предоставлению услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества дома непосредственно товариществом; данные договоры заключаются товариществом в интересах собственников (как членов, так и не членов товарищества), фактически передающих свои полномочия товариществу для реализации последним закрепленных за ним прав и обязанностей.
Таким образом, административному органу для признания ТСЖ "Наш дом" субъектом административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ следовало установить, является ли товарищество исполнителем предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений, являющихся членами ТСЖ "Наш дом", приобретает ли товарищество коммунальные ресурсы, отвечает ли за обслуживание внутридомового инженерного оборудования, с использованием которого собственникам-потребителям предоставляются коммунальные услуги, при том, что ТСЖ "Наш дом" заключило вышеуказанные договоры, в том числе договор управления многоквартирным домом, предметом которого является предоставление коммунальных услуг собственникам помещений, и в том случае, если ТСЖ "Наш дом" является таковым, следовало выяснить о предоставлении им потребителям полной и достоверной информации об оказываемых услугах предоставления коммунальных ресурсов.
Между тем, представитель заявителя в суде апелляционной инстанции пояснил, что товарищество является некоммерческой организацией, финансирование деятельности которой осуществляется посредством вступительных и иных взносов, обязательных платежей членов товарищества, и т.д. Каких либо гражданско-правовых договоров с собственниками жилых помещений на оказание возмездных услуг ТСЖ не заключало. Действительно, члены ТСЖ вносят коммунальные платежи на расчетный счет ТСЖ, однако данные денежные средства перечисляются поставщикам коммунальных услуг. Собственники помещений оплачивают потребленные коммунальные ресурсы по тем ценам, по которым ТСЖ производит расчеты с ресурсоснабжающими организациями. Дополнительного дохода ТСЖ не получает.
Согласно п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недостаточности доказательств, добытых административным органом, в целях установления характера возникших правоотношений между сторонами: ресурсоснабжающая организация, управляющая компания, ТСЖ, собственники, с тем, чтобы выяснить, является ли ТСЖ исполнителем коммунальных услуг перед членами товарищества.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что административный орган не доказал, что действия ТСЖ, изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении, образуют событие административного правонарушения по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Ссылка заинтересованного лица в подтверждение законности оспариваемого постановления на письмо Министерства регионального развития от 03.05.2007 г. N 8326-РМ/07, разъяснившего применение п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, правомерно не принята судом во внимание, поскольку на выводы суда по существу рассматриваемого спора не влияет. Как указано выше, обязанности, неисполнение которых влечет предусмотренную ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ ответственность, возложены на лицо, которое фактически реализует товар, работы, услуги на основании возмездного договора. Поскольку товарищество собственников жилья таким лицом не является, даже при наличии заключенных с собственниками договоров обязанности, предусмотренные Законом РФ "О защите прав потребителей", оно не несет. Кроме того, отмеченное письмо нормативным актом не является.
Требования процессуального характера, предъявляемые к административному органу при производстве дела об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, при совершении процессуальных действий: составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении - Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Каменске-Уральском и Каменском районе соблюдены. Однако данное обстоятельство не свидетельствует о законности и обоснованности оспариваемого постановления.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое ТСЖ "Наш дом" постановление о привлечении к административной ответственности судом первой инстанции обоснованно признано незаконным и отменено.
Таким образом, решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 января 2009 года по делу N А60-61916/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Каменске-Уральском и Каменском районе - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
С.П.ОСИПОВА
Е.Е.ВАСЕВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
С.П.ОСИПОВА
Е.Е.ВАСЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)