Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 07.11.2008 ПО ДЕЛУ N А51-8505/2008-39-195

Разделы:
Реорганизация, объединение, ликвидация товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 ноября 2008 г. по делу N А51-8505/2008-39-195



Резолютивная часть решения оглашена 30 октября 2008 года.
Арбитражный суд Приморского края,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Товарищества собственников жилья "Покровское"
к Администрации г. Владивостока
о признании незаконным действий,
установил:

товарищество собственников жилья "Покровское" (далее по тексту - заявитель, товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации г. Владивостока (далее по тексту - администрация) по неосуществлению полномочий по ремонту подпорной стены, расположенной вдоль восточной границы земельного участка по адресу: г. Владивосток, ул. Карла Либкнехта, 14, и мероприятий по ликвидации последствий, вызванных обрушением этой стены.
Одновременно заявитель просил обязать администрацию изготовить проект и восстановить обрушившуюся подпорную стену в трехмесячный срок.
В ходе рассмотрения дела заявитель уточнил заявленные требования и просил признать незаконными действия администрации, выразившиеся в отказе от ремонта подпорной стены, расположенной вдоль восточной границы земельного участка по адресу: г. Владивосток, ул. Карла Либкнехта, 14, и обязать устранить допущенные нарушения.
В обоснование уточненных требований заявитель указал, что спорный градостроительный объект находится в муниципальной собственности, на основании чего администрация в силу положений Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в РФ", статьи 210 ГК РФ, решения Думы г. Владивостока от 17.11.2005 N 137 и постановления главы администрации г. Владивостока от 29.07.2005 N 885 обязана была принять меры для ремонта обрушившейся подпорной стены.
Представитель администрации уточненные требования заявителя не признал и пояснил, что согласно письменному ответу УМИГА подпорная стена по ул. Карла Либкнехта, 14, в реестре муниципальной собственности не значится, а муниципальные нормативные правовые акты, на которые сослался заявитель, к спорной ситуации не применимы, поскольку чрезвычайная ситуация отсутствовала.
Кроме того, по мнению администрации, заявитель избрал ненадлежащий способ защиты своих прав, поскольку из существа настоящего спора следует, что между сторонами не возникло властных правоотношений, а спор возник из гражданских правоотношений, основанных на равенстве сторон.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.
Товарищество создано на основании решения общего собрания домовладельцев (протокол N 1 от 10.10.2001) и зарегистрировано в Главном управлении Министерства юстиции РФ по Приморскому краю 23 ноября 2001 года за номером 4471, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации серии 25-АА N 001746.
08 мая 2008 года в районе дома N 10а по ул. Карла Либкнехта произошло обрушение подпорной стены, которая располагалась вдоль восточной границы земельного участка, принадлежащего на праве собственности собственникам многоквартирного жилого дома N 14 по ул. Карла Либкнехта.
Поскольку обвал подпорной стены произошел во внутренний двор жилого дома N 14 по ул. Карла Либкнехта и перегородил половину участка, принадлежащего на праве собственности собственникам квартир указанного жилого дома, заявитель письмами от 12.05.2008 и от 21.07.2008 обратился в администрацию с просьбой принять срочные меры по восстановлению обрушившейся подпорной стены, а также ликвидации последствий обрушения этой стены.
Письмом от 21.05.2008 N 5495Д администрация уведомила товарищество, что обрушившаяся подпорная стена является общим имуществом жильцов дома N 14 по ул. Карла Либкнехта, в связи с чем работы по текущему ремонту должны осуществляться за счет средств товарищества.
Полагая, что отказ администрации от осуществления каких-либо мер по ликвидации последствий обвала стены и ее восстановления не соответствует закону и нарушает законные права и интересы товарищества, расположенного по адресу: ул. Карла Либкнехта, 14, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 154-ФЗ) к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, в том числе: имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда, имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статье 50 Закона N 154-ФЗ ответственность органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
По правилам статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 3 Закона Приморского края от 02.12.1999 N 74-КЗ "О защите населения и территории Приморского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 74-КЗ) предусмотрено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
В соответствии с пунктом 2.7 решения Думы г. Владивостока от 17.11.2005 N 137 "Об утверждении Положения о порядке создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в городе Владивостоке" при возникновении чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования для ликвидации их последствий используются резервы финансовых и материальных ресурсов органа местного самоуправления, если созданных резервов недостаточно, то представляется заявка в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, специально уполномоченный на решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
На основании Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" постановлением главы администрации от 29.07.2005 N 885 было утверждено Положение о городском звене краевой подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которое определяет порядок организации и функционирования городского звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В силу пункта 7 указанного постановления создание, реорганизация и ликвидация комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности осуществляется постановлением главы администрации города Владивостока и приказами руководителей организаций, соответственно.
Одной из основных задач указанных комиссий является обеспечение согласованности действий администрации города Владивостока и организаций при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций (пункт 8 постановления N 885).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, дом, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Карла Либкнехта, 14, был построен в начале XX века неизвестным архитектором.
В соответствии с Постановлением Думы Приморского края от 27.03.1996 N 314 и от 19.11.1997 N 741 указанный жилой дом был принят под государственную охрану, о чем 19 января 2004 года было оформлено охранное обязательство N 1033-04 по недвижимому памятнику истории и культуры.
Распоряжением Администрации города Владивостока от 21.09.2007 N 1498-р был утвержден проект границ земельного участка в г. Владивостоке по адресу: ул. Карла Либкнехта, 14, собственникам помещений в многоквартирном доме площадью 597 кв. м. для дальнейшей эксплуатации многоквартирного жилого дома.
В свою очередь, обрушившаяся подпорная стена была возведена в районе ул. Карла Либкнехта в 60-е годы XX века с целью обеспечения защиты жилого сектора, расположенного на указанной улице и ул. Братской, от движения поверхностного грунта и скалы, а также от ливневых потоков и дождей.
Согласно приложению к распоряжению Администрации г. Владивостока от 21.09.2007 N 1498-р, кадастровому плану территории от 01.08.2008 N 28-5/08-1042 и письму Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры (далее по тексту - УМИГА) от 14.10.2008 N 12/3-2-5343 спорная подпорная стена является границей земельных участков, на которых расположены ТСЖ "Покровское" (ул. Карла Либкнехта, 14) и ТСЖ "Авангард" (ул. Карла Либкнехта, 10а).
Судом из материалов землеустроительного дела и кадастрового плана территории установлено, что обрушившаяся подпорная стена располагалась не на земельном участке товарищества, а за его пределами.
При этом согласно кадастровому плану территории от 01.08.2008 N 28-5/08-1042 и письму УМИГА от 14.10.2008 N 12/3-2-5343 земельный участок для собственников многоквартирного жилого дома по ул. Карла Либкнехта, 10а, не сформирован, и проект границ земельного участка ТСЖ "Авангард" не утвержден.
Опосредованно, это также подтверждается постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Приморского края от 15 июня 2005 года по делу N А51-14729/03-16-615.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что спорная подпорная стена расположена на территории земельного участка, являющегося муниципальной собственностью.
Факт обрушения подпорной стены подтверждается имеющимися в деле фотографиями, и не отрицается администрацией, что следует из ее письма от 21.05.2008 N 5495Д.
Принимая во внимание, что обрушение подпорной стены произошло вследствие ее аварии, выразившейся в компрессионной деформации железобетонных плит-перекрытий из-за разрушения дренажного колодца, суд находит, что сложившаяся на территории земельного участка, принадлежащего товариществу, обстановка отвечает признакам чрезвычайной ситуации, приведенным в статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Согласно пояснениям заявителя в результате обрушения подпорной стены он как организация, эксплуатирующая дом по ул. Карла Либкнехта, 14, лишился возможности обеспечить нормальную эксплуатацию жилого дома и комфортное проживание жильцов в доме, поскольку обвал произошел во внутренний двор дома, в результате чего части обрушившейся стены перегородили половину земельного участка, принадлежащего собственникам квартир в многоквартирном жилом доме.
При таких обстоятельствах суд считает, что администрация как собственник спорной подпорной стены должна была принять меры по ликвидации последствий сложившейся чрезвычайной ситуации техногенного характера.
Учитывая, что письмом от 21.05.2008 N 5495Д администрация отказалась принимать меры по ремонту подпорной стены и ликвидации последствий ее обрушения, суд считает, что такой отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы товарищества.
Доводы администрации о том, что спорная подпорная стена не является муниципальной собственностью, в связи с чем она не должна нести бремя по ее содержанию и восстановлению, судом отклоняются.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных в реестры или перечни, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями NN 1, 2, 3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1.
Согласно пункту 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) к муниципальной собственности отнесены в том числе, объекты инженерной инфраструктуры городов, жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации).
Как уже было указано выше, в состав земельного участка, принадлежащего товариществу, и имущества, расположенного на этом земельном участке, подпорная стена не вошла.
Соответственно, все ссылки администрации на то, что границы земельного участка заявителя были определены с учетом фактически используемой территории, включая подпорную стену, являются необоснованными.
Кроме того, учитывая, что смежному землепользователю - ТСЖ "Авангард", земельный участок в определенных границах выделен не был, и право собственности на него в установленном порядке последним зарегистрировано не было, суд находит, что подпорная стена не расположена на земельном участке, принадлежащем ТСЖ "Авангард".
Таким образом, принимая во внимание особенности разграничения государственной собственности на собственность федеральную, краевую и муниципальную, суд приходит к выводу, что спорная подпорная стена как объект инженерной инфраструктуры, неразрывно связанный с землей, относится к муниципальной собственности.
При этом ссылки администрации на то, что подпорная стена по ул. Карла Либкнехта, 14, в реестре муниципальной собственности не значится, по мнению суда, не являются достаточным основанием для вывода о том, что подпорная стена не является объектом муниципальной собственности.
Что касается довода заявителя о том, что в сложившейся ситуации нельзя говорить о чрезвычайной ситуации, ликвидация последствий которой в силу Закона N 74-КЗ, решения Думы N 137 и постановления N 885 является обязанностью администрации, то он судом также отклоняется как противоречащий указанным нормативным правовым актам.
Доводы администрации о том, что заявитель избрал ненадлежащий способ защиты своих прав, поскольку из существа настоящего спора следует, что между сторонами не возникло властных правоотношений, а спор возник из гражданских правоотношений, основанных на равенстве сторон, судом отклоняются как необоснованные.
Согласно пункту 2 статьи 29 АПК РФ арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании действий органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 13 ГК РФ и статьи 201 АПК РФ действия органов местного самоуправления могут быть признаны судом незаконными в случае их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела усматривается, что товарищество в рамках настоящего дела не просит взыскать убытки, которые возникли вследствие причинения ему имущественного ущерба.
Как следует из пояснений заявителя, в результате обвала подпорной стены товарищество как объединение домовладельцев - собственников квартир в доме N 14 по ул. Карла Либкнехта лишилось естественной защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в частности: от дождей, движения скального грунта, оползней и т.п.
Кроме того, обрушение подпорной стены создало препятствия в осуществлении товариществом предпринимательской и иной экономической деятельности, заключающейся в обеспечении эксплуатации жилого дома, что также ущемляет права и законные интересы заявителя.
Принимая во внимание, что администрация, наделенная властными полномочиями по содержанию муниципального имущества, ненадлежащим образом отнеслась к исполнению своих обязанностей по принятию мер для ремонта обрушившейся подпорной стены, суд считает, что настоящий спор вытекает из публичных правоотношений, в связи с чем товарищество имело основания на защиту своих прав данным способом.
Что касается требования заявителя об обязании администрации устранить допущенные нарушения, заявленного в порядке статьи 201 АПК РФ, то суд, находя его обоснованным, исходит из того, что администрация в добровольном порядке обязанность по ремонту подпорной стены не выполнила.
С учетом изложенного уточненные требования товарищества подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании статьи 110 АПК РФ и статьи 333.17 НК РФ судебные расходы по госпошлине в связи с удовлетворением требований заявителя в полном объеме подлежат взысканию с администрации в пользу товарищества.
При этом, учитывая, что требование товарищества об обязании администрации устранить допущенные нарушения взаимосвязано с требованием о признании незаконными действий администрации и не является самостоятельным, суд считает, что государственная пошлина в сумме 2000 руб., уплаченная заявителем за данное требование, является излишней, в связи с чем на основании статьи 333.40 НК РФ подлежит возврату из бюджета.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:

признать незаконными действия Администрации г. Владивостока, выразившиеся в отказе от ремонта подпорной стены, расположенной вдоль восточной границы земельного участка по адресу: г. Владивосток, ул. Карла Либкнехта, 14, и оформленные письмом от 21.05.2008 N 5495Д, как не соответствующие Федеральному закону от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".
Решение подлежит немедленному исполнению.
Обязать Администрацию г. Владивостока устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Товарищества собственников жилья "Покровское" путем ликвидации последствий разрушения подпорной стены, в том числе: осуществить уборку остатков обрушившейся подпорной стены, расположенной вдоль восточной границы земельного участка по адресу: г. Владивосток, ул. Карла Либкнехта, 14, с внутреннего двора жилого дома по ул. Карла Либкнехта, 14, восстановить бетонное покрытие внутреннего двора жилого дома по ул. Карла Либкнехта, 14, и дренажный колодец, расположенный на территории внутреннего двора жилого дома по ул. Карла Либкнехта, 14.
Взыскать с Администрации г. Владивостока, расположенной по адресу: г. Владивосток, Океанский проспект, 20, в пользу Товарищества собственников жилья "Покровское" государственную пошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Возвратить Ф. из федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей, излишне уплаченную по квитанции ОСБ 8635/0170 от 07.08.2008. Справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, через Арбитражный суд Приморского края.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)