Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 14.10.2011 N Ф09-6306/11 ПО ДЕЛУ N А60-13057/11

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2011 г. N Ф09-6306/11


Дело N А60-13057/11
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Татариновой И.А., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Регионгаз-инвест" (ИНН: 6659075136, ОГРН: 1026602949251; далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.07.2011 по делу N А60-13057/2011.
В судебном заседании принял участие представитель общества Звонарев А.С. (доверенность от 11.01.2011 N 2).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующим п. 1 Постановления главы Невьянского городского округа (далее - глава округа, заинтересованное лицо) от 30.12.2008 N 2387-п "Об утверждении нормативов потребления на услуги центрального отопления, горячего водоснабжения, на специально подготовленный теплоноситель (воду) для граждан, проживающих в жилых помещениях не оборудованных приборами учета тепловой энергии на территории Невьянского городского округа" (далее - Постановление N 2387-п), в части установления нормативов потребления тепловой энергии на нужды центрального отопления для многоквартирных жилых домов и жилых домов после 1999 г. постройки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (далее - РЭК).
Решением суда от 22.07.2011 (судьи Горбашова И.В., Филиппова Н.Г., Сергеева М.Л.) в удовлетворении заявления общества отказано.
В кассационной жалобе общество просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на ошибочность вывода суда о том, что установленные названным постановлением нормативы потребления тепловой энергии являются законными.

Как следует из материалов дела, п. 1 Постановления N 2387-п утверждены нормативы потребления тепловой энергии на нужды центрального отопления для многоквартирных домов и жилых домов после 1999 г. постройки для одноэтажных - пятиэтажных домов.
Полагая, что в данной части Постановление N 2387-п не соответствует Жилищному кодексу Российской Федерации и Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила), а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из законности оспариваемого нормативного акта, а также отсутствия нарушения данным актом прав и законных интересов общества.
Выводы суда являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания ч. 4, 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
На основании п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг гражданами, утверждаемых органами местного самоуправления.
Пунктами 2, 4 Правил определено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ), Глава округа является органом местного самоуправления.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Постановление N 2387-п было опубликовано в газете "Звезда" от 10 - 16.01.2009 N 1, являющейся официальным печатным изданием муниципального образования "Невьянский городской округ".
Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом введен в действие с соблюдением установленного порядка.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законам, Закону N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7 Закона N 131-ФЗ).
Правилами определен порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В силу подп. "д" п. 5 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг должны учитываться конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома.
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (п. 10 Правил).
В соответствии с п. 14 Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению. При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод (п. 20 Правил).
В п. 23 Правил установлено, что расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода.
Решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами (п. 24 Правил).
Из представленных в дело документов следует, что при установлении нормативов потребления тепловой энергии на нужды центрального отопления для многоквартирных домов и жилых домов после 1999 г. постройки главой округа применен расчетный метод. Как правильно указал суд первой инстанции, применение избранного метода определения нормативов не противоречит требованиям Правил.
Нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к Правилам (п. 44 Правил).
Из содержания п. 13 раздела II приложения к Правилам (формула 6) следует, что при расчете по формуле норматива отопления (Гкал на 1 кв. м в месяц) используются следующие значения: количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета (Гкал/год) и общая площадь жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, или помещений жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод общества о том, что утвержденные оспариваемым постановлением нормативы отопления не дифференцированы с учетом соответствующих показателей, установленных Правилами, а именно, заинтересованным лицом не учтена общая площадь жилых и нежилых помещений.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что определяя нормативы потребления коммунальных услуг, нормативы отопления, утвержденные на территории Невьянского городского округа, дифференцированы в зависимости от этажности жилищного фонда и года постройки, то есть с соблюдением положений, предусмотренных подп. "д" п. 5 Правил.
Пунктом 16 Правил определено, что срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.
Согласно п. 8 Правил установление и изменение нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
В соответствии с п. 13 Правил, основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
Судом установлено, материалами дела подтверждено и обществом по существу не оспаривается, что последнее с заявлениями об изменении нормативов потребления коммунальных услуг в администрацию Невьянского городского округа, а также в РЭК не обращалось.
Кроме того, общество также не обращалось с требованием о возмещении убытков (выпадающих доходов), связанных с применением установленных нормативов потребления коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о законности п. 1 Постановления N 2387-п в оспариваемой части и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Довод заявителя кассационной жалобы о неправильном расчете заинтересованным лицом нормативов потребления тепловой энергии на нужды центрального отопления для многоквартирных жилых домов и жилых домов после 1999 г. постройки, судом кассационной инстанции отклоняется, как неподтвержденный материалами дела.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.07.2011 по делу N А60-13057/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО "Регионгаз-инвест" - без удовлетворения.
Председательствующий
ЧЕРКЕЗОВ Е.О.

Судьи
ТАТАРИНОВА И.А.
ЯЩЕНОК Т.П.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)