Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 29 марта 2007 г. Дело N А09-8369/06-33
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы России по Брянской области на Решение Арбитражного суда Брянской области от 16.01.2007 по делу N А09-8369/06-33,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы России по Брянской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконными Решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Брянской области (далее - Инспекция) от 23.12.2005 N 2494 и от 23.12.2005 N 2495, а записей в Едином государственном реестре юридических лиц основной государственный регистрационный номер 1053244148484 и государственный регистрационный номер 2053244148494 - недействительными.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ООО "Домоуправление N 11".
Решением суда от 16.01.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей Управления и третьего лица, кассационная инстанция считает, что решение суда отмене не подлежит.
Как видно из материалов дела, Домоуправление N 11 ЖСК Советского района г. Брянска образовано Решением Брянского городского исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся от 21.04.71 N 245.
Постановлением администрации Советского района г. Брянска от 15.02.2001 N 211 утверждено Положение, согласно которому Домоуправление N 11 получало статус юридического лица, а также право собственности на принадлежащее данному предприятию имущество.
Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Брянской области (в дальнейшем реорганизована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 2 по Брянской области) 27.12.2002 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице - муниципальном предприятии "Домоуправление N 11 ЖСК Советского района г. Брянска", созданном до 01.07.2002.
Администрация Советского района г. Брянска в письме от 07.11.2005 N 1094 дала согласие на реорганизацию данного предприятия.
На основании представленных для государственной регистрации документов Инспекцией 23.12.2005 вынесены Решения N 2494 о государственной регистрации юридического лица ООО "Домоуправление N 11" при создании путем реорганизации в форме преобразования муниципального предприятия "Домоуправление N 11 ЖСК Советского района г. Брянска" и N 2495 о государственной регистрации прекращения деятельности муниципального предприятия "Домоуправление N 11 ЖСК Советского района г. Брянска" при реорганизации в форме преобразования.
На основании указанных решений внесены записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности муниципального предприятия "Домоуправление N 11 ЖСК Советского района г. Брянска" государственный регистрационный номер 2053244148494 и о создании юридического лица ООО "Домоуправление N 11" основной государственный регистрационный номер 1053244148484.
Полагая, что регистрация организации проведена с нарушением закона, Управление Федеральной налоговой службы России по Брянской области в порядке пп. 16 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
По мнению Управления, государственная регистрация общества осуществлена с нарушением ст. ст. 2, 29, 34 Федерального закона "О государственных и муниципальных предприятиях" и ст. 13 Федерального закона "О приватизации государственного имущества", поскольку решение о реорганизации муниципального предприятия принято неправомочным органом - собранием членов трудового коллектива.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также в связи с ведением государственных реестров - Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); решение о реорганизации юридического лица; договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
При этом отказ в государственной регистрации юридического лица допускается в случаях непредставления определенных настоящим Законом необходимых для регистрации документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган и в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 20 Закона (с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в стадии ликвидации) - ст. 23 Закона N 129-ФЗ.
Статьей 25 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что ответственность за достоверность сведений, представляемых для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, несет заявитель.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, для государственной регистрации ООО "Домоуправление N 11" в налоговый орган представлены документы, предусмотренные в п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что правовых оснований для отказа в государственной регистрации ООО "Домоуправление N 11" у Инспекции не имелось.
Оставляя решение без изменения, кассационная инстанция принимает во внимание, что процедура регистрации Домоуправления N 11 проведена в соответствии с требованиями законодательства.
Письмо администрации Советского района г. Брянска от 07.11.2005 N 1094 подтверждает согласие на реорганизацию предприятия и не свидетельствует, что обществом не представлены необходимые документы для государственной регистрации, поэтому ссылка заявителя кассационной жалобы на положения пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ не может быть принята кассационной коллегией.
Вместе с тем вывод суда первой инстанции о том, что налоговый орган не наделен правом обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации юридического лица, является ошибочным.
Согласно пп. 16 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Законом N 129-ФЗ предусмотрены следующие виды государственной регистрации юридических лиц: государственная регистрация юридических лиц при их создании; государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации; государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией или исключением юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Таким образом, так как государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, является государственной регистрацией юридических лиц, следовательно, налоговый орган наделен правом оспаривать в арбитражном суде госрегистрацию юридического лица в случае нарушения установленного порядка его создания или ликвидации.
Однако, поскольку указанный вывод суда первой инстанции не повлиял на правильность принятого судом решения и спор рассмотрен по существу на основании имеющихся в деле доказательств, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Брянской области от 16.01.2007 по делу N А09-8369/06-33 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 29.03.2007 ПО ДЕЛУ N А09-8369/06-33
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 29 марта 2007 г. Дело N А09-8369/06-33
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы России по Брянской области на Решение Арбитражного суда Брянской области от 16.01.2007 по делу N А09-8369/06-33,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы России по Брянской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконными Решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Брянской области (далее - Инспекция) от 23.12.2005 N 2494 и от 23.12.2005 N 2495, а записей в Едином государственном реестре юридических лиц основной государственный регистрационный номер 1053244148484 и государственный регистрационный номер 2053244148494 - недействительными.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ООО "Домоуправление N 11".
Решением суда от 16.01.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей Управления и третьего лица, кассационная инстанция считает, что решение суда отмене не подлежит.
Как видно из материалов дела, Домоуправление N 11 ЖСК Советского района г. Брянска образовано Решением Брянского городского исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся от 21.04.71 N 245.
Постановлением администрации Советского района г. Брянска от 15.02.2001 N 211 утверждено Положение, согласно которому Домоуправление N 11 получало статус юридического лица, а также право собственности на принадлежащее данному предприятию имущество.
Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Брянской области (в дальнейшем реорганизована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 2 по Брянской области) 27.12.2002 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице - муниципальном предприятии "Домоуправление N 11 ЖСК Советского района г. Брянска", созданном до 01.07.2002.
Администрация Советского района г. Брянска в письме от 07.11.2005 N 1094 дала согласие на реорганизацию данного предприятия.
На основании представленных для государственной регистрации документов Инспекцией 23.12.2005 вынесены Решения N 2494 о государственной регистрации юридического лица ООО "Домоуправление N 11" при создании путем реорганизации в форме преобразования муниципального предприятия "Домоуправление N 11 ЖСК Советского района г. Брянска" и N 2495 о государственной регистрации прекращения деятельности муниципального предприятия "Домоуправление N 11 ЖСК Советского района г. Брянска" при реорганизации в форме преобразования.
На основании указанных решений внесены записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности муниципального предприятия "Домоуправление N 11 ЖСК Советского района г. Брянска" государственный регистрационный номер 2053244148494 и о создании юридического лица ООО "Домоуправление N 11" основной государственный регистрационный номер 1053244148484.
Полагая, что регистрация организации проведена с нарушением закона, Управление Федеральной налоговой службы России по Брянской области в порядке пп. 16 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
По мнению Управления, государственная регистрация общества осуществлена с нарушением ст. ст. 2, 29, 34 Федерального закона "О государственных и муниципальных предприятиях" и ст. 13 Федерального закона "О приватизации государственного имущества", поскольку решение о реорганизации муниципального предприятия принято неправомочным органом - собранием членов трудового коллектива.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также в связи с ведением государственных реестров - Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); решение о реорганизации юридического лица; договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
При этом отказ в государственной регистрации юридического лица допускается в случаях непредставления определенных настоящим Законом необходимых для регистрации документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган и в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 20 Закона (с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в стадии ликвидации) - ст. 23 Закона N 129-ФЗ.
Статьей 25 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что ответственность за достоверность сведений, представляемых для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, несет заявитель.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, для государственной регистрации ООО "Домоуправление N 11" в налоговый орган представлены документы, предусмотренные в п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что правовых оснований для отказа в государственной регистрации ООО "Домоуправление N 11" у Инспекции не имелось.
Оставляя решение без изменения, кассационная инстанция принимает во внимание, что процедура регистрации Домоуправления N 11 проведена в соответствии с требованиями законодательства.
Письмо администрации Советского района г. Брянска от 07.11.2005 N 1094 подтверждает согласие на реорганизацию предприятия и не свидетельствует, что обществом не представлены необходимые документы для государственной регистрации, поэтому ссылка заявителя кассационной жалобы на положения пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ не может быть принята кассационной коллегией.
Вместе с тем вывод суда первой инстанции о том, что налоговый орган не наделен правом обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации юридического лица, является ошибочным.
Согласно пп. 16 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Законом N 129-ФЗ предусмотрены следующие виды государственной регистрации юридических лиц: государственная регистрация юридических лиц при их создании; государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации; государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией или исключением юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Таким образом, так как государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, является государственной регистрацией юридических лиц, следовательно, налоговый орган наделен правом оспаривать в арбитражном суде госрегистрацию юридического лица в случае нарушения установленного порядка его создания или ликвидации.
Однако, поскольку указанный вывод суда первой инстанции не повлиял на правильность принятого судом решения и спор рассмотрен по существу на основании имеющихся в деле доказательств, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 16.01.2007 по делу N А09-8369/06-33 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)