Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б.Семеновой
судей Л.В.Зотеевой, И.Б.Лопато
при ведении протокола судебного заседания: Е.В.Михайлюк
при участии:
от истца (заявителя): не явился (уведомлен)
от ответчика (должника): не явился (уведомлен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6139/2012) ЗАО "Севжилсервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.03.2012 по делу N А42-8662/2011 (судья Л.П.Соломонко), принятое
по иску (заявлению) ЗАО "Севжилсервис"
к Управлению ФАС по Мурманской области
о признании незаконным и отмене постановления от 29.11.2011 N 86а
установил:
Закрытое акционерное общество "Севжилсервис" (ОГРН 1065190099842; место нахождения: 183035, г. Мурманск, ул. Инженерная, д. 6а) (далее - общество, ЗАО "Севжилсервис") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (ОГРН 1025100848630; место нахождения: 183037, г. Мурманск, ул. Коминтерна, д. 7) (далее - управление, УФАС по Мурманской области) от 29.11.2011 N 86а о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 05.03.2012 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В апелляционной жалобе ЗАО "Севжилсервис", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить. По мнению подателя жалобы, неправомерен вывод суда о том, что изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения должно осуществляться в соответствии с нормами жилищного законодательства только путем принятия решения об этом на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. В обоснование доводов жалобы общество ссылается на то, что изменение размера платы за содержание и ремонт общего имущества дома проведено обществом в соответствии с условиями договора управления (пункты 3.2.7 и 4.4. договора) и обусловлено объективными причинами (изменение стоимости услуг подрядных организаций). Таким образом, по мнению общества, изменение стоимости услуг подрядных организаций, а также организаций, осуществляющих предоставление услуг по возмездным договорам, в совокупности с невозможностью общества инициировать общее собрание собственников жилья, являются обстоятельствами объективной невозможности соблюдения обществом требований Жилищного кодекса Российской Федерации и обстоятельствами, исключающими вину общества. Кроме того, податель жалобы считает, что оспариваемое постановление вынесено Управлением за пределами установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, который должен исчисляться с момента принятия обществом решения об увеличении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, на основании коллективного обращения граждан, проживающих по адресу: г. Мурманск, ул. Свердлова, д. 68, о необоснованном повышении ЗАО "Севжилсервис" платы за содержание и ремонт жилых помещений прокуратурой Ленинского округа города Мурманска проведена проверка деятельности общества по организации расчетов населения за содержание и ремонт жилья, в ходе которой установлено следующее.
В соответствии с договором управления многоквартирным домом от 01.06.2008 по адресу: г. Мурманск, ул. Свердлова, д. 68, в качестве управляющей компании выбрано открытое акционерное общество "Севжилсервис" (правопредшественник ЗАО "Севжилсервис") (т. 2 л.д. 36-41). Условия договора на обслуживание многоквартирного дома по предложенному в договоре составу общего имущества, перечню услуг по содержанию и ремонту общего имущества, порядку определения цены, размера платы за содержание, ремонт, порядку осуществления контроля утверждены решением общего собрания собственников помещений жилого дома.
Согласно пункту 4.2 договора от 01.06.2008 месячная плата за содержание и ремонт жилого помещения установлена в размере 19 руб. 90 коп. с одного квадратного метра общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
В ходе проверки установлено, что общество при отсутствии решения общего собрания собственников помещений, на котором рассмотрен вопрос об увеличении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в ноябре 2011 года направило собственникам квартир единые платежные документы за октябрь 2011 года, в которых указана отличная от предусмотренной договором от 01.06.2008 плата за содержание и ремонт жилого помещения в размере 29 руб. 01 коп. с 1 кв. м (том 2 л.д. 47).
Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, заместителем прокурора Ленинского административного округа города Мурманска С.А.Быстровой постановлением от 14.11.2011 возбуждено дело об административном правонарушении по указанной квалификации (т. 2 л.д. 54-55).
Указанное постановление с материалами проверки было направлено для рассмотрения в Управление (т. 2 л.д. 56).
Постановлением Управления от 29.11.2011 N 05-03/86а-6508 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 86а ЗАО "Севжилсервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб. (т. 1 л.д. 32-39).
Не согласившись с законностью постановления о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом наличия состава вменяемого правонарушения в действиях общества. Суд отклонил также довод ЗАО "Севжилсервис" о вынесении оспариваемого постановления по истечении установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока привлечения к административной ответственности и не усмотрел существенных процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества в связи со следующим.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
Согласно пункту 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Таким образом, законодатель в качестве основного способа установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений закрепил исключительно принятие решения об этом на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. При этом Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает каких-либо изъятий в этой части по одностороннему и самостоятельному изменению управляющей организацией спорной платы.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает подлежащим отклонению довод подателя жалобы о том, что управляющая организация вправе изменить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в порядке, предусмотренном договором управления многоквартирным домом, при наличии объективных независящих от управляющей организации оснований (например, повышение цены подрядными организациями, рост уровня инфляции, уровня потребительских цен и другие) в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Судом первой инстанции правомерно отклонена ссылка общества на пункт 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку процедура изменения платы за содержание и ремонт жилого помещения жестко регламентирована нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства и имеют своей направленностью, прежде всего, гарантию прав и интересов собственников жилых помещений как более слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.
Суд первой инстанции также обоснованно отклонил ссылки заявителя на разъяснения Министерства регионального развития Российской Федерации, изложенные в письмах от 06.03.2009 N 6174-АД/14, от 17.07.2009 N 22440-АД/14, поскольку указанные письма не являются нормативными правовыми актами, которые в силу статьи 13 АПК РФ могут применяться судом при рассмотрении дела.
Кроме того, в письме от 06.03.2009 N 6174-АД/14 разъяснено, что в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ к существенным условиям договора управления многоквартирным домом относится порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. При этом под порядком определения платы за содержание и ремонт жилого помещения понимается формулировка порядка (методики) определения (расчета) стоимости указанных в договоре на основании пункта 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ услуг и работ по содержанию и текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. По мнению Минрегионразвития, принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об изменении спорной платы не требуется только в том случае, если в таком договоре четко прописана вышеназванная методика с отражением оснований (например, изменение уровня инфляции, уровня потребительских цен или значений, рассчитываемых на основании совокупности перечисленных показателей). Отсутствие же в договоре управления положения об индексации платы и указание в этом договоре только фиксированного размера такой платы приводит к необходимости изменения размера платы только в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, в пункте 4.4 договора управления многоквартирным домом от 01.06.2008, на который ссылается заявитель, не определен четкий порядок (методика) расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и не указаны основания для индексации платы (например, изменение уровня инфляции, повышение цены подрядными организациями и др.). Следовательно, как правомерно указал суд первой инстанции, для изменения размера спорной платы общество обязано было получить согласие собственников помещений в многоквартирном доме.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, с октября 2011 года обществом собственникам помещений в указанном многоквартирном доме была установлена (взималась) плата за содержание и ремонт жилого помещения в размере 29,01 руб. за 1 кв. м, что подтверждается представленными в материалы дела квитанциями, и обществом не оспаривается. При этом вопрос об утверждении указанного в квитанции за октябрь 2011 года размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме не рассматривался (общее собрание собственников не проводилось).
Учитывая изложенное, управление пришло к правильному выводу о нарушении обществом установленного порядка ценообразования, которое выразилось в установлении платы за содержание и ремонт жилых помещений с нарушением установленного статьей 156 ЖК РФ порядка, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Ссылки общества на то, что в соответствии с пунктами 3.2.7 и 4 4 договора управления многоквартирным домом от 01.06.2008 предложения по изменению перечня работ и услуг, указанных в приложениях N 2 и N 3 договора управления, а также смета расходов на исполнение обязательств по договору были доведены заявителем до собственников квартир путем размещения объявлений, не свидетельствует о соблюдении обществом установленного жилищным законодательством порядка ценообразования, поскольку в данном случае плата за содержание и ремонт жилого помещения в размере 29,01 руб. за 1 кв. м в нарушение части 7 статьи 156 ЖК РФ была установлена обществом в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Довод подателя жалобы о том, что в материалы дела представлены документы (договоры с подрядными организациями, протоколы согласования цен, адресные программы), подтверждающие обоснованность повышения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, не имеет правового значения, поскольку оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности за нарушение установленного статьей 156 ЖК РФ порядка ценообразования, а именно, за изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Вопрос экономической обоснованности (или необоснованности) установленного обществом тарифа (при нарушении порядка его установления) в данном случае не имеет правового значения, так как не влияет на правильность квалификации совершенного обществом правонарушения.
В соответствии с положениями статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, препятствующих соблюдению обществом требований жилищного законодательства, определяющих порядок установления и изменения платы за содержание и ремонт жилых помещений, равно как и доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Судом обоснованно не установлено существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, которые являются самостоятельным основанием для отмены оспариваемого постановления.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод общества о пропуске Управлением срока давности привлечения к административной ответственности, указав, что объективная сторона вменяемого обществу правонарушения состоит в осуществлении начисления и взимания платы, установленной с нарушением порядка ценообразования; данное правонарушение не является длящимся и носит одномоментный характер.
В соответствии с пунктом 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Из представленного в материалы дела счета-квитанции, выставленного Никитиной Е.В., видно, что начисление и взимание установленной с нарушением порядка ценообразования платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере 29,01 руб. осуществлялось обществом в октябре 2011 года. Оспариваемое постановление вынесено Управлением 29.11.2011, то есть в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, исчисляемого в данном случае с момента выставления квитанции за услуги, оказанные в октябре 2011 года, служащей основанием для начисления и взимания платы до 10.11.2011 согласно пункту 4.6 договора от 01.06.2008.
Назначенное обществу административное наказание в минимальном размере санкции части 2 статьи 14.6 КоАП РФ с учетом отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, является справедливым и соразмерным совершенному административному правонарушению.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления общества об оспаривании постановления Управления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 05 марта 2012 года по делу N А42-8662/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Севжилсервис" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
И.Б.ЛОПАТО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.05.2012 ПО ДЕЛУ N А42-8662/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2012 г. по делу N А42-8662/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б.Семеновой
судей Л.В.Зотеевой, И.Б.Лопато
при ведении протокола судебного заседания: Е.В.Михайлюк
при участии:
от истца (заявителя): не явился (уведомлен)
от ответчика (должника): не явился (уведомлен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6139/2012) ЗАО "Севжилсервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.03.2012 по делу N А42-8662/2011 (судья Л.П.Соломонко), принятое
по иску (заявлению) ЗАО "Севжилсервис"
к Управлению ФАС по Мурманской области
о признании незаконным и отмене постановления от 29.11.2011 N 86а
установил:
Закрытое акционерное общество "Севжилсервис" (ОГРН 1065190099842; место нахождения: 183035, г. Мурманск, ул. Инженерная, д. 6а) (далее - общество, ЗАО "Севжилсервис") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (ОГРН 1025100848630; место нахождения: 183037, г. Мурманск, ул. Коминтерна, д. 7) (далее - управление, УФАС по Мурманской области) от 29.11.2011 N 86а о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 05.03.2012 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В апелляционной жалобе ЗАО "Севжилсервис", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить. По мнению подателя жалобы, неправомерен вывод суда о том, что изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения должно осуществляться в соответствии с нормами жилищного законодательства только путем принятия решения об этом на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. В обоснование доводов жалобы общество ссылается на то, что изменение размера платы за содержание и ремонт общего имущества дома проведено обществом в соответствии с условиями договора управления (пункты 3.2.7 и 4.4. договора) и обусловлено объективными причинами (изменение стоимости услуг подрядных организаций). Таким образом, по мнению общества, изменение стоимости услуг подрядных организаций, а также организаций, осуществляющих предоставление услуг по возмездным договорам, в совокупности с невозможностью общества инициировать общее собрание собственников жилья, являются обстоятельствами объективной невозможности соблюдения обществом требований Жилищного кодекса Российской Федерации и обстоятельствами, исключающими вину общества. Кроме того, податель жалобы считает, что оспариваемое постановление вынесено Управлением за пределами установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, который должен исчисляться с момента принятия обществом решения об увеличении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, на основании коллективного обращения граждан, проживающих по адресу: г. Мурманск, ул. Свердлова, д. 68, о необоснованном повышении ЗАО "Севжилсервис" платы за содержание и ремонт жилых помещений прокуратурой Ленинского округа города Мурманска проведена проверка деятельности общества по организации расчетов населения за содержание и ремонт жилья, в ходе которой установлено следующее.
В соответствии с договором управления многоквартирным домом от 01.06.2008 по адресу: г. Мурманск, ул. Свердлова, д. 68, в качестве управляющей компании выбрано открытое акционерное общество "Севжилсервис" (правопредшественник ЗАО "Севжилсервис") (т. 2 л.д. 36-41). Условия договора на обслуживание многоквартирного дома по предложенному в договоре составу общего имущества, перечню услуг по содержанию и ремонту общего имущества, порядку определения цены, размера платы за содержание, ремонт, порядку осуществления контроля утверждены решением общего собрания собственников помещений жилого дома.
Согласно пункту 4.2 договора от 01.06.2008 месячная плата за содержание и ремонт жилого помещения установлена в размере 19 руб. 90 коп. с одного квадратного метра общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
В ходе проверки установлено, что общество при отсутствии решения общего собрания собственников помещений, на котором рассмотрен вопрос об увеличении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в ноябре 2011 года направило собственникам квартир единые платежные документы за октябрь 2011 года, в которых указана отличная от предусмотренной договором от 01.06.2008 плата за содержание и ремонт жилого помещения в размере 29 руб. 01 коп. с 1 кв. м (том 2 л.д. 47).
Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, заместителем прокурора Ленинского административного округа города Мурманска С.А.Быстровой постановлением от 14.11.2011 возбуждено дело об административном правонарушении по указанной квалификации (т. 2 л.д. 54-55).
Указанное постановление с материалами проверки было направлено для рассмотрения в Управление (т. 2 л.д. 56).
Постановлением Управления от 29.11.2011 N 05-03/86а-6508 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 86а ЗАО "Севжилсервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб. (т. 1 л.д. 32-39).
Не согласившись с законностью постановления о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом наличия состава вменяемого правонарушения в действиях общества. Суд отклонил также довод ЗАО "Севжилсервис" о вынесении оспариваемого постановления по истечении установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока привлечения к административной ответственности и не усмотрел существенных процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества в связи со следующим.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
Согласно пункту 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Таким образом, законодатель в качестве основного способа установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений закрепил исключительно принятие решения об этом на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. При этом Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает каких-либо изъятий в этой части по одностороннему и самостоятельному изменению управляющей организацией спорной платы.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает подлежащим отклонению довод подателя жалобы о том, что управляющая организация вправе изменить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в порядке, предусмотренном договором управления многоквартирным домом, при наличии объективных независящих от управляющей организации оснований (например, повышение цены подрядными организациями, рост уровня инфляции, уровня потребительских цен и другие) в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Судом первой инстанции правомерно отклонена ссылка общества на пункт 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку процедура изменения платы за содержание и ремонт жилого помещения жестко регламентирована нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства и имеют своей направленностью, прежде всего, гарантию прав и интересов собственников жилых помещений как более слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.
Суд первой инстанции также обоснованно отклонил ссылки заявителя на разъяснения Министерства регионального развития Российской Федерации, изложенные в письмах от 06.03.2009 N 6174-АД/14, от 17.07.2009 N 22440-АД/14, поскольку указанные письма не являются нормативными правовыми актами, которые в силу статьи 13 АПК РФ могут применяться судом при рассмотрении дела.
Кроме того, в письме от 06.03.2009 N 6174-АД/14 разъяснено, что в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ к существенным условиям договора управления многоквартирным домом относится порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. При этом под порядком определения платы за содержание и ремонт жилого помещения понимается формулировка порядка (методики) определения (расчета) стоимости указанных в договоре на основании пункта 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ услуг и работ по содержанию и текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. По мнению Минрегионразвития, принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об изменении спорной платы не требуется только в том случае, если в таком договоре четко прописана вышеназванная методика с отражением оснований (например, изменение уровня инфляции, уровня потребительских цен или значений, рассчитываемых на основании совокупности перечисленных показателей). Отсутствие же в договоре управления положения об индексации платы и указание в этом договоре только фиксированного размера такой платы приводит к необходимости изменения размера платы только в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, в пункте 4.4 договора управления многоквартирным домом от 01.06.2008, на который ссылается заявитель, не определен четкий порядок (методика) расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и не указаны основания для индексации платы (например, изменение уровня инфляции, повышение цены подрядными организациями и др.). Следовательно, как правомерно указал суд первой инстанции, для изменения размера спорной платы общество обязано было получить согласие собственников помещений в многоквартирном доме.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, с октября 2011 года обществом собственникам помещений в указанном многоквартирном доме была установлена (взималась) плата за содержание и ремонт жилого помещения в размере 29,01 руб. за 1 кв. м, что подтверждается представленными в материалы дела квитанциями, и обществом не оспаривается. При этом вопрос об утверждении указанного в квитанции за октябрь 2011 года размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме не рассматривался (общее собрание собственников не проводилось).
Учитывая изложенное, управление пришло к правильному выводу о нарушении обществом установленного порядка ценообразования, которое выразилось в установлении платы за содержание и ремонт жилых помещений с нарушением установленного статьей 156 ЖК РФ порядка, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Ссылки общества на то, что в соответствии с пунктами 3.2.7 и 4 4 договора управления многоквартирным домом от 01.06.2008 предложения по изменению перечня работ и услуг, указанных в приложениях N 2 и N 3 договора управления, а также смета расходов на исполнение обязательств по договору были доведены заявителем до собственников квартир путем размещения объявлений, не свидетельствует о соблюдении обществом установленного жилищным законодательством порядка ценообразования, поскольку в данном случае плата за содержание и ремонт жилого помещения в размере 29,01 руб. за 1 кв. м в нарушение части 7 статьи 156 ЖК РФ была установлена обществом в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Довод подателя жалобы о том, что в материалы дела представлены документы (договоры с подрядными организациями, протоколы согласования цен, адресные программы), подтверждающие обоснованность повышения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, не имеет правового значения, поскольку оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности за нарушение установленного статьей 156 ЖК РФ порядка ценообразования, а именно, за изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Вопрос экономической обоснованности (или необоснованности) установленного обществом тарифа (при нарушении порядка его установления) в данном случае не имеет правового значения, так как не влияет на правильность квалификации совершенного обществом правонарушения.
В соответствии с положениями статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, препятствующих соблюдению обществом требований жилищного законодательства, определяющих порядок установления и изменения платы за содержание и ремонт жилых помещений, равно как и доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Судом обоснованно не установлено существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, которые являются самостоятельным основанием для отмены оспариваемого постановления.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод общества о пропуске Управлением срока давности привлечения к административной ответственности, указав, что объективная сторона вменяемого обществу правонарушения состоит в осуществлении начисления и взимания платы, установленной с нарушением порядка ценообразования; данное правонарушение не является длящимся и носит одномоментный характер.
В соответствии с пунктом 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Из представленного в материалы дела счета-квитанции, выставленного Никитиной Е.В., видно, что начисление и взимание установленной с нарушением порядка ценообразования платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере 29,01 руб. осуществлялось обществом в октябре 2011 года. Оспариваемое постановление вынесено Управлением 29.11.2011, то есть в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, исчисляемого в данном случае с момента выставления квитанции за услуги, оказанные в октябре 2011 года, служащей основанием для начисления и взимания платы до 10.11.2011 согласно пункту 4.6 договора от 01.06.2008.
Назначенное обществу административное наказание в минимальном размере санкции части 2 статьи 14.6 КоАП РФ с учетом отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, является справедливым и соразмерным совершенному административному правонарушению.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления общества об оспаривании постановления Управления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 05 марта 2012 года по делу N А42-8662/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Севжилсервис" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
И.Б.ЛОПАТО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)