Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 26 июля 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Евдокимова при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.О. Игошиной, рассмотрел в судебном заседании 18 - 26.07.11 дело по заявлению
закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Стандарт" (ИНН 6671141360) (далее - Заявитель)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Центральный Екатеринбургский отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области) (далее - Ответчик)
о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 06.04.11 N 342/16
при участии в судебном заседании
от Заявителя: А.А. Лупанова, представитель по доверенности от 01.12.10.
от Ответчика: Е.А. Коробейникова, представитель по доверенности от 13.01.11.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Заявитель просит признать незаконным постановление Ответчика о назначении административного наказания от 06.04.11 N 342/16
Ответчик с заявленными требованиями не согласен, представил отзыв.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Прокуратурой Ленинского района г. Екатеринбурга 13.12.10 - 03.03.11 проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав потребителей при уплате коммунальных платежей жителями дома N 38/1 по ул. Щорса (кв. 93, 96, 97, 99, 100, 102, 103, 104) г. Екатеринбурга и по договору управления многоквартирным домом N 04-0281-0093 от 01.11.07 находится в управлении у Заявителя.
В ходе проверки было установлено, что в квитанциях за октябрь 2010 года, направленных жителям дома N 38/1 по ул. Щорса (кв. 93, 96, 97, 99, 100, 102, 103, 104) г. Екатеринбурга, включена строка "Электроэнергия общедомовое потребление" для оплаты, при этом указанные в квитанциях суммы начислены не на основании показаний приборов учета за февраль, март 2010 года.
Согласно представленной Заявителем по требованию прокуратуры Ленинского района информации от 23.12.2010 г. N 1935 установлено, что при снятии показаний общедомового прибора учета электроэнергии (однотарифный) в жилом доме N 38/1 по ул. Щорса допущены ошибки, на основании которых исчислена сумма корректировки за 1 квартал 2010 года (февраль, март), и как следствие, в квитанциях на оплату ЖКУ за октябрь 2010 года собственникам/пользователям предъявлены расчеты по оплате за общедомовое потребление электроэнергии в большем объеме.
При начислении платы по строке "Электроэнергия общедомовое потребление" за октябрь 2010 года включены дополнительные суммы фактически не потребленной в этом месяце общедомовой электроэнергии.
В соответствии со ст. ст. 161, 162 Жилищного кодекса на управляющую организацию возложена обязанность по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме, а также по осуществлению иной, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельности.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" от 23.05.2006 г. N 307 Заявитель является исполнителем жилищно-коммунальных услуг для жителей дома N 38/1 по ул. Щорса и через ООО "ЕРЦ" выставляет счета и направляет гражданам квитанции на оплату коммунальных услуг.
В соответствии с п. 37 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Порядок начисления коммунальных услуг гражданам и проведения корректировок и перерасчетов коммунальных платежей установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам".
В соответствии со ст. ст. 4, 10, 37 Федерального закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 г. N 2300-1, потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.
Таким образом, Заявителем при начислении платы за коммунальные услуги в квитанциях за октябрь 2010 года, направленных жителям дома N 38/1 по ул. Щорса (кв. 93, 96, 97, 99, 100, 102, 103, 104) г. Екатеринбурга, предоставлена недостоверная информация об объеме предоставленных потребителям услуг, и как следствие, недостоверная информация об их стоимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ - нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Согласно ст. 8, п. 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах), которая в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей; изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307) коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие и приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Согласно вышеуказанным Правилам размер платы оказанных услуг рассчитывается исходя из показаний приборов учета в порядке пунктов 16, 21, 22 23, 24, 28, 31 Правил, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления в порядке, предусмотренном пунктами 19 и 32 Правил.
Пунктом 22 Правил предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, то есть исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно подпункту "г" пункта 38, пункту 14 Правил, в платежном документе, предоставляемом исполнителем услуг потребителю, указывается объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов, при расчетах за электроэнергию с использованием показаний коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета, либо при их отсутствии - исходя из норматива потребления. Расчетный период составляет календарный месяц.
Как следует из приведенных норм, обязанность по доведению до потребителей услуг необходимой информации возложена на исполнителя услуг.
Кроме того, должностным лицом административного органа при рассмотрении настоящего дела установлено предоставление неполной информации об оказываемых услугах Заявителем в квитанциях, направленных в адрес потребителей, содержатся перерасчеты за оказанные коммунальные услуги за 2010 г., но не содержится указание на объем (количество) потребленного в течение расчетного периода (месяца) коммунального ресурса, на конкретные основания для изменения размера платы (перерасчета/корректировки) за коммунальную услугу.
В силу подп. "г", "д" п. 38 Правил в платежном документе указываются, в том числе сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием объема (количестве) потребленных в течение расчетного периода (месяца) и оснований, в том числе в связи с проживанием временных жильцов; со снижением качества коммунальных услуг; с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором.
Из изложенного следует, что Заявителем допущено нарушение, выразившееся в непредставлении потребителю необходимой и достоверной информации о реализуемых услугах, что образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 Кодекса.
Представитель Заявителя указывает в заявлении, что объемы общедомовой электроэнергии, предъявленные к оплате жителям указанного дома в октябре 2010 г. за 1 квартал 2010 г. были сняты с оплаты в ноябре 2010 г. до возбуждения дела об административном правонарушении, поэтому в действиях Заявителя отсутствует событие правонарушения. Указанное представителем Заявителя не относится к рассматриваемому составу правонарушения - ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Заявителю и не вменялось в вину правонарушение, предусмотренное ст. 14.7 КоАП РФ, - обсчет потребителей, т.е. взимание с потребителей большей суммы, чем суммы оказанных услуг. Из материалов дела следует, что квитанции за октябрь 2010 г. содержали неполную и недостоверную информацию об объеме предоставленных потребителям услуг и, как следствие, неполную и недостоверную информацию об их стоимости, что образует иной состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ. Исходя из изложенного, приведенный довод Заявителя об исключении излишне начисленной суммы оплаты общедомовой электроэнергии до возбуждения административного дела, не может быть принят во внимание, т.к. в действиях Заявителя отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ст. 14.7 КоАП РФ. Подобная позиция нашла свое подтверждение в Постановлениях ФАС Уральского округа N Ф09-10265/10-С1 от 16.12.2010 г. и N Ф09-9759/10-С1 от 29.11.2010 г.
Ссылка представителя Заявителя на то, что управляющей компанией были предприняты меры по предоставлению информации об оказываемых услугах в соответствии с Постановлением N 307 путем направления информационных сообщений потребителям в сентябре 2010 г., несостоятельна. Поскольку доказательства реального исполнения принципалом (ООО "ЕРЦ") дополнительного соглашения N 14 от 29.09.2010 г. к договору N 36 от 07.12.2006 г. по печати и доставке информационных листов, а также получения конкретным потребителем указанного информационного сообщения, у Заявителя отсутствуют. Заявителем не представлены также платежные документы за сентябрь 2010 г., доказывающие или опровергающие факт заблаговременного доведения до потребителей информации о предстоящих перерасчетах в октябре 2010 г. Кроме того, само по себе направление потребителям информационных листов об отсутствии в действиях Заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, не свидетельствует
Обстоятельств, позволяющих признать совершенное Заявителем правонарушение малозначительным, также не имеется. В материалах дела содержатся платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг в отношении жителей нескольких квартир дома N 38/1 по ул. Щорса - N 93, 96, 97, 99, 100, 102, 103, 104. Кроме того, согласно письма Заявителя N 1935 от 23.12.2010 г., корректировка/перерасчет платы за общедомовое потребление энергии в квитанциях за октябрь 2010 г. за 1 квартал 2010 г. был произведен всем собственникам/нанимателям помещений по адресу: г. Екатеринбург, ул. Щорса, 38/1. Таким образом, административное правонарушение совершено Заявителем в отношении не одного потребителя, а целой группы, что свидетельствует о значительности совершенного деяния. Характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности свидетельствуют о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям - защите законных прав и интересов потребителей коммунальных услуг на получение необходимой информации об этих услугах, что фактически лишает возможности потребителя произвести проверку обоснованности начисления сумм и определить объем (количество) потребленного ресурса за конкретный расчетный период При этом нельзя не учитывать сложившуюся в практике правовую позицию учета интересов потребителя как более слабой стороны гражданских правоотношений. Часть 4 ст. 12 Закона РФ "О защите прав потребителей" также указывает на необходимость исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).
2. Представитель Заявителя указывает, что ЗАО "УК "Стандарт" было назначено максимальное наказание, предусмотренное ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, без учета положений ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ и при отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств. Отмеченное представителем Заявителя не соответствует действительности.
Согласно п. 2) ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ, признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
Заявитель в течение предшествующего года неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, - 07.06.2010 г. (штраф оплачен 15.06.2010 г.), 19.01.2011 г. (сведения об оплате штрафа отсутствуют), 09.02.2011 г. (сведения об оплате штрафа отсутствуют). Поскольку со дня окончания исполнения постановлений о назначении административного наказания от 07.06.2010 г., от 19.01.2011 г. и от 09.02.2011 г. годичный срок не истек, назначение наказания Заявителю в виде штрафа в размере 10 000 рублей соответствует требованиям КоАП РФ. Вышеперечисленное подтверждается прилагаемыми материалами - постановление N 925/16 от 07.06.2010 г.; постановление N 45/16 от 19.01.2011 г.; копия решения Арбитражного суда Свердловской области N А60-8396/2011; копия решения Арбитражного суда Свердловской области N А60-2889/2011 от 03.03.2011 г., копия постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3241/201-АК; копия протокола заслушивания дела об административном правонарушении N 340 от 04 - 06.04.2011 г.
Из изложенного следует, что Заявителем допущено нарушение, выразившееся в непредставлении потребителю необходимой и достоверной информации о реализуемых обществом услугах, что образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ. На момент вынесения постановления о назначении административного наказания от 06.04.2011 г. вина Заявителем в совершенном правонарушении была доказана, процессуальные нарушения по привлечению лица к административной ответственности также отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Стандарт" к Управлению Роспотребнадзора по Свердловской области о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 06.04.11 N 342/16 отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26.07.2011 ПО ДЕЛУ N А60-11900/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 июля 2011 г. по делу N А60-11900/2011
Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 26 июля 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Евдокимова при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.О. Игошиной, рассмотрел в судебном заседании 18 - 26.07.11 дело по заявлению
закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Стандарт" (ИНН 6671141360) (далее - Заявитель)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Центральный Екатеринбургский отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области) (далее - Ответчик)
о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 06.04.11 N 342/16
при участии в судебном заседании
от Заявителя: А.А. Лупанова, представитель по доверенности от 01.12.10.
от Ответчика: Е.А. Коробейникова, представитель по доверенности от 13.01.11.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Заявитель просит признать незаконным постановление Ответчика о назначении административного наказания от 06.04.11 N 342/16
Ответчик с заявленными требованиями не согласен, представил отзыв.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Прокуратурой Ленинского района г. Екатеринбурга 13.12.10 - 03.03.11 проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав потребителей при уплате коммунальных платежей жителями дома N 38/1 по ул. Щорса (кв. 93, 96, 97, 99, 100, 102, 103, 104) г. Екатеринбурга и по договору управления многоквартирным домом N 04-0281-0093 от 01.11.07 находится в управлении у Заявителя.
В ходе проверки было установлено, что в квитанциях за октябрь 2010 года, направленных жителям дома N 38/1 по ул. Щорса (кв. 93, 96, 97, 99, 100, 102, 103, 104) г. Екатеринбурга, включена строка "Электроэнергия общедомовое потребление" для оплаты, при этом указанные в квитанциях суммы начислены не на основании показаний приборов учета за февраль, март 2010 года.
Согласно представленной Заявителем по требованию прокуратуры Ленинского района информации от 23.12.2010 г. N 1935 установлено, что при снятии показаний общедомового прибора учета электроэнергии (однотарифный) в жилом доме N 38/1 по ул. Щорса допущены ошибки, на основании которых исчислена сумма корректировки за 1 квартал 2010 года (февраль, март), и как следствие, в квитанциях на оплату ЖКУ за октябрь 2010 года собственникам/пользователям предъявлены расчеты по оплате за общедомовое потребление электроэнергии в большем объеме.
При начислении платы по строке "Электроэнергия общедомовое потребление" за октябрь 2010 года включены дополнительные суммы фактически не потребленной в этом месяце общедомовой электроэнергии.
В соответствии со ст. ст. 161, 162 Жилищного кодекса на управляющую организацию возложена обязанность по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме, а также по осуществлению иной, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельности.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" от 23.05.2006 г. N 307 Заявитель является исполнителем жилищно-коммунальных услуг для жителей дома N 38/1 по ул. Щорса и через ООО "ЕРЦ" выставляет счета и направляет гражданам квитанции на оплату коммунальных услуг.
В соответствии с п. 37 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Порядок начисления коммунальных услуг гражданам и проведения корректировок и перерасчетов коммунальных платежей установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам".
В соответствии со ст. ст. 4, 10, 37 Федерального закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 г. N 2300-1, потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.
Таким образом, Заявителем при начислении платы за коммунальные услуги в квитанциях за октябрь 2010 года, направленных жителям дома N 38/1 по ул. Щорса (кв. 93, 96, 97, 99, 100, 102, 103, 104) г. Екатеринбурга, предоставлена недостоверная информация об объеме предоставленных потребителям услуг, и как следствие, недостоверная информация об их стоимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ - нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Согласно ст. 8, п. 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах), которая в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей; изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307) коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие и приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Согласно вышеуказанным Правилам размер платы оказанных услуг рассчитывается исходя из показаний приборов учета в порядке пунктов 16, 21, 22 23, 24, 28, 31 Правил, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления в порядке, предусмотренном пунктами 19 и 32 Правил.
Пунктом 22 Правил предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, то есть исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно подпункту "г" пункта 38, пункту 14 Правил, в платежном документе, предоставляемом исполнителем услуг потребителю, указывается объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов, при расчетах за электроэнергию с использованием показаний коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета, либо при их отсутствии - исходя из норматива потребления. Расчетный период составляет календарный месяц.
Как следует из приведенных норм, обязанность по доведению до потребителей услуг необходимой информации возложена на исполнителя услуг.
Кроме того, должностным лицом административного органа при рассмотрении настоящего дела установлено предоставление неполной информации об оказываемых услугах Заявителем в квитанциях, направленных в адрес потребителей, содержатся перерасчеты за оказанные коммунальные услуги за 2010 г., но не содержится указание на объем (количество) потребленного в течение расчетного периода (месяца) коммунального ресурса, на конкретные основания для изменения размера платы (перерасчета/корректировки) за коммунальную услугу.
В силу подп. "г", "д" п. 38 Правил в платежном документе указываются, в том числе сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием объема (количестве) потребленных в течение расчетного периода (месяца) и оснований, в том числе в связи с проживанием временных жильцов; со снижением качества коммунальных услуг; с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором.
Из изложенного следует, что Заявителем допущено нарушение, выразившееся в непредставлении потребителю необходимой и достоверной информации о реализуемых услугах, что образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 Кодекса.
Представитель Заявителя указывает в заявлении, что объемы общедомовой электроэнергии, предъявленные к оплате жителям указанного дома в октябре 2010 г. за 1 квартал 2010 г. были сняты с оплаты в ноябре 2010 г. до возбуждения дела об административном правонарушении, поэтому в действиях Заявителя отсутствует событие правонарушения. Указанное представителем Заявителя не относится к рассматриваемому составу правонарушения - ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Заявителю и не вменялось в вину правонарушение, предусмотренное ст. 14.7 КоАП РФ, - обсчет потребителей, т.е. взимание с потребителей большей суммы, чем суммы оказанных услуг. Из материалов дела следует, что квитанции за октябрь 2010 г. содержали неполную и недостоверную информацию об объеме предоставленных потребителям услуг и, как следствие, неполную и недостоверную информацию об их стоимости, что образует иной состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ. Исходя из изложенного, приведенный довод Заявителя об исключении излишне начисленной суммы оплаты общедомовой электроэнергии до возбуждения административного дела, не может быть принят во внимание, т.к. в действиях Заявителя отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ст. 14.7 КоАП РФ. Подобная позиция нашла свое подтверждение в Постановлениях ФАС Уральского округа N Ф09-10265/10-С1 от 16.12.2010 г. и N Ф09-9759/10-С1 от 29.11.2010 г.
Ссылка представителя Заявителя на то, что управляющей компанией были предприняты меры по предоставлению информации об оказываемых услугах в соответствии с Постановлением N 307 путем направления информационных сообщений потребителям в сентябре 2010 г., несостоятельна. Поскольку доказательства реального исполнения принципалом (ООО "ЕРЦ") дополнительного соглашения N 14 от 29.09.2010 г. к договору N 36 от 07.12.2006 г. по печати и доставке информационных листов, а также получения конкретным потребителем указанного информационного сообщения, у Заявителя отсутствуют. Заявителем не представлены также платежные документы за сентябрь 2010 г., доказывающие или опровергающие факт заблаговременного доведения до потребителей информации о предстоящих перерасчетах в октябре 2010 г. Кроме того, само по себе направление потребителям информационных листов об отсутствии в действиях Заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, не свидетельствует
Обстоятельств, позволяющих признать совершенное Заявителем правонарушение малозначительным, также не имеется. В материалах дела содержатся платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг в отношении жителей нескольких квартир дома N 38/1 по ул. Щорса - N 93, 96, 97, 99, 100, 102, 103, 104. Кроме того, согласно письма Заявителя N 1935 от 23.12.2010 г., корректировка/перерасчет платы за общедомовое потребление энергии в квитанциях за октябрь 2010 г. за 1 квартал 2010 г. был произведен всем собственникам/нанимателям помещений по адресу: г. Екатеринбург, ул. Щорса, 38/1. Таким образом, административное правонарушение совершено Заявителем в отношении не одного потребителя, а целой группы, что свидетельствует о значительности совершенного деяния. Характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности свидетельствуют о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям - защите законных прав и интересов потребителей коммунальных услуг на получение необходимой информации об этих услугах, что фактически лишает возможности потребителя произвести проверку обоснованности начисления сумм и определить объем (количество) потребленного ресурса за конкретный расчетный период При этом нельзя не учитывать сложившуюся в практике правовую позицию учета интересов потребителя как более слабой стороны гражданских правоотношений. Часть 4 ст. 12 Закона РФ "О защите прав потребителей" также указывает на необходимость исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).
2. Представитель Заявителя указывает, что ЗАО "УК "Стандарт" было назначено максимальное наказание, предусмотренное ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, без учета положений ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ и при отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств. Отмеченное представителем Заявителя не соответствует действительности.
Согласно п. 2) ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ, признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
Заявитель в течение предшествующего года неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, - 07.06.2010 г. (штраф оплачен 15.06.2010 г.), 19.01.2011 г. (сведения об оплате штрафа отсутствуют), 09.02.2011 г. (сведения об оплате штрафа отсутствуют). Поскольку со дня окончания исполнения постановлений о назначении административного наказания от 07.06.2010 г., от 19.01.2011 г. и от 09.02.2011 г. годичный срок не истек, назначение наказания Заявителю в виде штрафа в размере 10 000 рублей соответствует требованиям КоАП РФ. Вышеперечисленное подтверждается прилагаемыми материалами - постановление N 925/16 от 07.06.2010 г.; постановление N 45/16 от 19.01.2011 г.; копия решения Арбитражного суда Свердловской области N А60-8396/2011; копия решения Арбитражного суда Свердловской области N А60-2889/2011 от 03.03.2011 г., копия постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3241/201-АК; копия протокола заслушивания дела об административном правонарушении N 340 от 04 - 06.04.2011 г.
Из изложенного следует, что Заявителем допущено нарушение, выразившееся в непредставлении потребителю необходимой и достоверной информации о реализуемых обществом услугах, что образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ. На момент вынесения постановления о назначении административного наказания от 06.04.2011 г. вина Заявителем в совершенном правонарушении была доказана, процессуальные нарушения по привлечению лица к административной ответственности также отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Стандарт" к Управлению Роспотребнадзора по Свердловской области о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 06.04.11 N 342/16 отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья
ЕВДОКИМОВ И.В.
ЕВДОКИМОВ И.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)