Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья суда первой инстанции: А.А. Васин
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Н.И. Лукашенко.
судей А.Н. Пономарева,
Г.В. Катковой,
при секретаре Н.Н.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи А.Н. Пономарева
дело по кассационной жалобе ИФНС РФ N ... по г. Москве
на решение Басманного районного суда г. Москвы от 31 мая 2011 года по делу по иску В.К.Ф., Р.И.Б. к ТСЖ "...", Государственному учреждению города Москвы "Инженерная служба Басманного района", Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Управе Басманного района города Москвы, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе по городу Москве N ... (в дальнейшем - ИФНС РФ N ... по г. Москве), о признании недействительным решение общего собрания собственников помещений о создании ТСЖ "..."; об исключении ТСЖ "..." из государственного реестра юридических лиц; о ликвидации ТСЖ "...",
которым иск удовлетворен,
В.К.Ф., Р.И.Б. обратились в суд с указанным выше иском к ТСЖ "...", Государственному учреждению города Москвы "Инженерная служба Басманного района", Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Управе Басманного района города Москвы, ИФНС РФ N ... по г. Москве, ссылаясь на то, что решение о создании ТСЖ "..." было принято в отсутствие кворума.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 31 мая 2011 года постановлено: признать недействительным решение общего собрания собственников помещений о создании ТСЖ "..." от 17 сентября 2008 года. Признать недействительными решения, принятые на общем собрании собственников помещения в многоквартирном доме по адресу: город Москва... проведенном 17 сентября 2008 года. Ликвидировать юридическое лицо ТСЖ "...". Обязанность по ликвидации возложить на Государственное учреждение города Москвы "Инженерная служба Басманного района". Исключить ТСЖ "..." из государственного реестра юридических лиц.
В кассационной жалобе ИФНС РФ N ... по г. Москве ставится вопрос об отмене решения в части ликвидации ТСЖ "..." и исключении его из государственного реестра юридических лиц.
В заседании судебной коллегии представитель ИФНС РФ N ... по г. Москве - Н.В.П., по доверенности от 11 января 2011 года, доводы кассационной жалобы поддержал.
В.К.Ф., Р.И.Б., представитель Управы Басманного района г. Москвы - Д.Д.К., по доверенности от 15 июня 2011 года, просили решение суда оставить без изменения с учетом представленных возражений.
Представитель Государственного учреждения города Москвы "Инженерная служба Басманного района" - В.А.Н., по доверенности от 18 августа 2011 года, рассмотрение кассационной жалобы оставил на усмотрение суда.
Судебная коллегия на основании ст. 354 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе, в отсутствие ТСЖ "....", Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ИФНС РФ N ... по г. Москве, В.К.Ф., Р.И.Б., представителя Государственного учреждения города Москвы "Инженерная служба Басманного района", представителя Управы Басманного районного г. Москвы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1, 2, 3, 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При разрешении спора в части исключения ТСЖ "..." из государственного реестра юридических лиц допущены судом первой инстанции допущено существенное нарушение норм материального права, в связи с чем решение суда в этой части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска. В остальной части оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ТСЖ "..." было создано на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанному адресу.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя иск, суд руководствовался тем, что кворум на данном собрании отсутствовал.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам кассационной жалобы не имеется.
Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов (ч. 1 ст. 135 Жилищного кодекса РФ).
Число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 135 Жилищного кодекса РФ).
Собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме. Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений (ч. 1 ст. 136 Жилищного кодекса РФ).
Из представленных суду материалов, в том числе результатов прокурорской проверки, усматривается, что лица, указанные в протоколе от 17 сентября 2008 года общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме не принимали участия в собрании и не голосовали за создание ТСЖ "...". Фактически никакой деятельности ТСЖ "..." не ведется.
Данный вывод суда не оспаривается никем из лиц, участвующих в деле, а потому оснований для отмены решения суда в части признания недействительными решений общего собрания собственников помещений, в том числе, о создании ТСЖ "..." от 17 сентября 2008 года, не имеется.
Соответственно, является правильным и вывод суда о ликвидации ТСЖ "...".
В силу ст. 141 Жилищного кодекса РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
Согласно п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано, в частности, по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
При таком положении дел суд, установив неустранимый характер нарушений при создании ТСЖ "...", применительно к п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ пришел к правильному выводу о ликвидации товарищества, возложив обязанность по ликвидации на ГУ г. Москвы "Инженерная служба Басманного района" как на орган, уполномоченный на ликвидацию ТСЖ в силу Распоряжения Правительства г. Москвы от 14 мая 2008 года N 1040-РП "О порядке выполнения государственными учреждениями г. Москвы инженерными службами районов функций по предоставлению интересов г. Москвы как собственника помещений в многоквартирных домах".
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что физические лица не вправе обращаться в суд с иском о ликвидации юридических лиц.
Действительно, в соответствии с общими нормами права, пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ, требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Однако при этом следует учитывать специальные нормы права, в частности, положения ст. 46 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы.
По данному делу истцами - собственниками помещений в многоквартирном доме по указанному адресу - обжаловано решение о создании ТСЖ "..." как нарушающее их права. При таких обстоятельствах истцы являются заинтересованными лицами, имеющими согласно ст. 3 ГПК РФ право на обращение в суд, защита и восстановление в полном объеме нарушенных прав которых возможна только в результате принятия судом решения о ликвидации ТСЖ "...".
Вместе с тем, доводы кассационной жалобы о незаконности исключения ТСЖ "..." из государственного реестра юридических лиц, заслуживают внимания.
В соответствии с нормами Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 8 августа 2001 года исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, производится по решению регистрирующего органа при наличии сведений о том, что данное юридическое лицо прекратило свою деятельность (ст. 21.1 Закона).
По данному делу установлено, что ТСЖ "..." не прекратило свою деятельность, а вообще ее не начинало, при его создании допущены неустранимые нарушения, которые влекут его ликвидацию.
Порядок такой ликвидации отличается от исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц и установлен ст. 20, ст. 21, ст. 22 названного Закона.
В соответствии с названными нормами материального права Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (ст. 20 Закона).
В статье 21 Закона перечислены документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.
Согласно ст. 22 Закона государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
Этих требований закона суд не учел, а потому решение суда в части исключения ТСЖ "..." из государственного реестра юридических лиц в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ подлежит отмене с вынесением по делу в указанной части нового решение об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 366, ст. 360, ст. 361, п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
решение Басманного районного суда г. Москвы от 31 мая 2011 года в части исключения ТСЖ "..." из государственного реестра юридических лиц отменить и вынести в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении иска; в остальной части названное решение Басманного районного суда г. Москвы от 31 мая 2011 года оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 18.08.2011 ПО ДЕЛУ N 33-26110
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 августа 2011 г. по делу N 33-26110
Судья суда первой инстанции: А.А. Васин
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Н.И. Лукашенко.
судей А.Н. Пономарева,
Г.В. Катковой,
при секретаре Н.Н.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи А.Н. Пономарева
дело по кассационной жалобе ИФНС РФ N ... по г. Москве
на решение Басманного районного суда г. Москвы от 31 мая 2011 года по делу по иску В.К.Ф., Р.И.Б. к ТСЖ "...", Государственному учреждению города Москвы "Инженерная служба Басманного района", Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Управе Басманного района города Москвы, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе по городу Москве N ... (в дальнейшем - ИФНС РФ N ... по г. Москве), о признании недействительным решение общего собрания собственников помещений о создании ТСЖ "..."; об исключении ТСЖ "..." из государственного реестра юридических лиц; о ликвидации ТСЖ "...",
которым иск удовлетворен,
установила:
В.К.Ф., Р.И.Б. обратились в суд с указанным выше иском к ТСЖ "...", Государственному учреждению города Москвы "Инженерная служба Басманного района", Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Управе Басманного района города Москвы, ИФНС РФ N ... по г. Москве, ссылаясь на то, что решение о создании ТСЖ "..." было принято в отсутствие кворума.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 31 мая 2011 года постановлено: признать недействительным решение общего собрания собственников помещений о создании ТСЖ "..." от 17 сентября 2008 года. Признать недействительными решения, принятые на общем собрании собственников помещения в многоквартирном доме по адресу: город Москва... проведенном 17 сентября 2008 года. Ликвидировать юридическое лицо ТСЖ "...". Обязанность по ликвидации возложить на Государственное учреждение города Москвы "Инженерная служба Басманного района". Исключить ТСЖ "..." из государственного реестра юридических лиц.
В кассационной жалобе ИФНС РФ N ... по г. Москве ставится вопрос об отмене решения в части ликвидации ТСЖ "..." и исключении его из государственного реестра юридических лиц.
В заседании судебной коллегии представитель ИФНС РФ N ... по г. Москве - Н.В.П., по доверенности от 11 января 2011 года, доводы кассационной жалобы поддержал.
В.К.Ф., Р.И.Б., представитель Управы Басманного района г. Москвы - Д.Д.К., по доверенности от 15 июня 2011 года, просили решение суда оставить без изменения с учетом представленных возражений.
Представитель Государственного учреждения города Москвы "Инженерная служба Басманного района" - В.А.Н., по доверенности от 18 августа 2011 года, рассмотрение кассационной жалобы оставил на усмотрение суда.
Судебная коллегия на основании ст. 354 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе, в отсутствие ТСЖ "....", Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ИФНС РФ N ... по г. Москве, В.К.Ф., Р.И.Б., представителя Государственного учреждения города Москвы "Инженерная служба Басманного района", представителя Управы Басманного районного г. Москвы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1, 2, 3, 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При разрешении спора в части исключения ТСЖ "..." из государственного реестра юридических лиц допущены судом первой инстанции допущено существенное нарушение норм материального права, в связи с чем решение суда в этой части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска. В остальной части оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ТСЖ "..." было создано на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанному адресу.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя иск, суд руководствовался тем, что кворум на данном собрании отсутствовал.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам кассационной жалобы не имеется.
Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов (ч. 1 ст. 135 Жилищного кодекса РФ).
Число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 135 Жилищного кодекса РФ).
Собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме. Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений (ч. 1 ст. 136 Жилищного кодекса РФ).
Из представленных суду материалов, в том числе результатов прокурорской проверки, усматривается, что лица, указанные в протоколе от 17 сентября 2008 года общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме не принимали участия в собрании и не голосовали за создание ТСЖ "...". Фактически никакой деятельности ТСЖ "..." не ведется.
Данный вывод суда не оспаривается никем из лиц, участвующих в деле, а потому оснований для отмены решения суда в части признания недействительными решений общего собрания собственников помещений, в том числе, о создании ТСЖ "..." от 17 сентября 2008 года, не имеется.
Соответственно, является правильным и вывод суда о ликвидации ТСЖ "...".
В силу ст. 141 Жилищного кодекса РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
Согласно п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано, в частности, по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
При таком положении дел суд, установив неустранимый характер нарушений при создании ТСЖ "...", применительно к п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ пришел к правильному выводу о ликвидации товарищества, возложив обязанность по ликвидации на ГУ г. Москвы "Инженерная служба Басманного района" как на орган, уполномоченный на ликвидацию ТСЖ в силу Распоряжения Правительства г. Москвы от 14 мая 2008 года N 1040-РП "О порядке выполнения государственными учреждениями г. Москвы инженерными службами районов функций по предоставлению интересов г. Москвы как собственника помещений в многоквартирных домах".
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что физические лица не вправе обращаться в суд с иском о ликвидации юридических лиц.
Действительно, в соответствии с общими нормами права, пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ, требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Однако при этом следует учитывать специальные нормы права, в частности, положения ст. 46 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы.
По данному делу истцами - собственниками помещений в многоквартирном доме по указанному адресу - обжаловано решение о создании ТСЖ "..." как нарушающее их права. При таких обстоятельствах истцы являются заинтересованными лицами, имеющими согласно ст. 3 ГПК РФ право на обращение в суд, защита и восстановление в полном объеме нарушенных прав которых возможна только в результате принятия судом решения о ликвидации ТСЖ "...".
Вместе с тем, доводы кассационной жалобы о незаконности исключения ТСЖ "..." из государственного реестра юридических лиц, заслуживают внимания.
В соответствии с нормами Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 8 августа 2001 года исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, производится по решению регистрирующего органа при наличии сведений о том, что данное юридическое лицо прекратило свою деятельность (ст. 21.1 Закона).
По данному делу установлено, что ТСЖ "..." не прекратило свою деятельность, а вообще ее не начинало, при его создании допущены неустранимые нарушения, которые влекут его ликвидацию.
Порядок такой ликвидации отличается от исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц и установлен ст. 20, ст. 21, ст. 22 названного Закона.
В соответствии с названными нормами материального права Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (ст. 20 Закона).
В статье 21 Закона перечислены документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.
Согласно ст. 22 Закона государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
Этих требований закона суд не учел, а потому решение суда в части исключения ТСЖ "..." из государственного реестра юридических лиц в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ подлежит отмене с вынесением по делу в указанной части нового решение об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 366, ст. 360, ст. 361, п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 31 мая 2011 года в части исключения ТСЖ "..." из государственного реестра юридических лиц отменить и вынести в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении иска; в остальной части названное решение Басманного районного суда г. Москвы от 31 мая 2011 года оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)