Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 02.02.2009 N Ф10-6147/08 ПО ДЕЛУ N А14-3131-2008/107/11

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2009 г. N Ф10-6147/08

Дело N А14-3131-2008/107/11

Резолютивная часть постановления объявлена 28.01.2009.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.02.2009.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу потребительского жилищно-эксплуатационного кооператива "Хозяин" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.07.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2008 по делу N А14-3131-2008/107/11,
установил:

Потребительский жилищно-эксплуатационный кооператив "Хозяин" (далее - ПЖЭК "Хозяин") обратился в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением о взыскании (с учетом уточнения) 617 496 руб. 39 коп. убытков в виде межтарифной разницы с муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.07.2008 в удовлетворении исковых требований было отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ПЖЭК "Хозяин" обратился с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Заявитель кассационной жалобы считает, что при принятии судебных актов, суды неправильно истолковали нормы Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в связи с чем пришли к необоснованному выводу о том, что истец должен оплачивать коммунальные услуги по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Заявитель кассационной жалобы полагает неверным вывод судов о невыполнении им требования Распоряжения главы городского округа город Воронеж от 20.09.2005 года N 584-р в части отсутствия расчета согласованного с МУ Райдез ЖКХ района и отделом по финансово-казначейскому исполнению сметы доходов-расходов бюджета города.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителей истца, суд кассационной инстанции считает необходимым решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.07.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2008 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 20.12.2005 г. между ООО "Новая городская инфраструктура Воронежа" (энергоснабжающая организация) и ПЖЭК "Хозяин" (абонент) был заключен договор N 408 на отпуск тепловой энергии в виде горячей воды, по условиям которого энергоснабжающая организация поставляет (отпускает) через присоединенную сеть тепловую энергию в виде горячей воде, а абонент принимает (потребляет) и своевременно оплачивает тепловую энергию, а также соблюдает, предусмотренный настоящим договором режим теплопотребления, обеспечивает безопасность эксплуатации тепловых сетей, приборов и оборудования, находящихся в его ведении.
В соответствии с п. 4.2 договора расчеты за тепловую энергию и теплоноситель осуществляются абонентом по тарифам, утвержденным решениями региональной энергетической комиссии на тепловую энергию, за теплоноситель по цене, согласно калькуляции энергоснабжающей организации. Изменение тарифов в период действия договора не требует его переоформления.
В соответствии с условиями указанного договора энергоснабжающая организация отпускало истцу тепловую энергию в горячей воде. Счета на оплату энергоснабжающая организация выставляла истцу по тарифам, установленным решениями Правления главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области, для ООО "Новая городская инфраструктура Воронежа". Истец производил оплату полученной тепловой энергии по тарифам, установленным для населения города Воронежа постановлениями администрации городского округа город Воронеж.
В связи с наличием разницы в тарифах за период с 01.01.2006 г. по 31.12.2007 г. образовалась межтарифная разница в общей сумме 617 496 руб. 39 коп.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 13.11.2007 г. по делу N А14-8905-2007/37/7Б истец был признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него было открыто конкурсное производство.
Конкурсный управляющий при формировании конкурсной массы установил, что Финансово-казначейское управление не перечисляло межтарифную разницу за 2006 - 2007 г. г. по потребленной тепловой энергии. Считая, что действиями ФКУ истцу был нанесен ущерб, последний обратился в арбитражный суд с иском о взыскании убытков.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь ст. ст. 15, 424, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации исходил из того, что истец не доказал наличие у него убытков, на основании чего пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения, заявленных требований.
Суд кассационной инстанции считает, что данные выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и сделаны без учета ряда обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения, данного спора.
На основании п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно пунктам 1 - 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правил), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу вышеуказанных Правил коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Пунктом 8 указанных Правил установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 г. N 307, регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В соответствии с п. 15 указанных Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
На 2006 год для ООО "Новая городская инфраструктура Воронежа" решением Правления Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области N 29/43 от 23.12.2005 были предусмотрены тарифы на горячую воду из расчета 47 руб. 14 коп. за 1 куб. м, решением - N 29/19 от 23.12.2005 тариф на тепловую энергию из расчета 525 руб. 90 коп. за 1 Гкал., и решением N 29/20 от 23.12.2005 для МУП "Воронежтеплосеть" на услуги по передаче тепловой энергии из расчета 95 руб. 57 коп. за 1 Гкал.
В соответствии с решениями Правления Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области на 2007 год для ООО "Новая городская инфраструктура Воронежа" были предусмотрены тарифы решением N 36/46 от 22.12.2006 на горячую воду в размере 53 руб. 08 коп. за 1 куб. м; решением N 36/8 от 22.12.2006 на тепловую энергию - 590 руб. 81 коп. за 1 Гкал, решением N 36/9 от 22.12.2006 по тарифу для МУП "Воронежтеплосеть" на услуги по передаче тепловой энергии - 113 руб. 87 коп. за 1 Гкал,
В силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 г. N 307 в случае если исполнителем коммунальных услуг является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В связи с этим в период с 01.01.2006 по 15.03.2006 г. ПЖЭК "Хозяин" оплачивало услуги по централизованному отоплению для граждан по тарифам, установленным постановлением главы городского округа город Воронеж N 1410 от 25.07.2005 г, а в период с 15.03.2006 по 31.12.2006 по тарифам, установленным постановлением главы городского округа город Воронеж N 57 от 09.02.2006 г.
В период с 01.01.2007 по 15.03.2007 г. ПЖЭК "Хозяин" оплачивало услуги по тарифам по централизованному отоплению для граждан, установленным постановлением Главы городского округа город Воронеж N 57 от 09.02.2006 г. и за период с 15.03.2007 г. по 31.12.2007 г. по тарифам, установленным постановлением Главы городского округа город Воронеж N 63 от 07.02.2007 г.
Требование возмещения убытков обусловлено фактом оказания ООО "Новая городская инфраструктура Воронежа" услуг истцу, как абоненту, убытки возникли в связи с невозмещением органом местного самоуправления межтарифной разницы.
Статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает под убытками расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. ст. 16, 1069 вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданин.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг" орган местного самоуправления при принятии решений об установлении цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, определяемых в соответствии с региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг, предписывалось одновременно устанавливать порядок возмещения разницы между платежами за жилье и коммунальные услуги, рассчитанными с использованием указанных цен и тарифов, и платежами, рассчитанными исходя из цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, установленных в соответствии с Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Суды при принятии судебных актов не учли то, что согласно распоряжению Главы городского округа город Воронеж от 20.09.2005 г. N 584-р, в редакции распоряжения главы городского округа город Воронеж от 06.12.2005 г. N 815-р, Финансово-казначейское управление приняло на себя обязательства производить финансирование расходов по возмещению межтарифной разницы за коммунальные услуги по немуниципальному жилищному фонду многоквартирных домов, в которых созданы объединения собственников, через районные отделы по финансово-казначейскому исполнению сметы доходов-расходов бюджета города.
Распоряжением главы городского округа город Воронеж от 30.12.2005 г. N 890-р, принятым во исполнение распоряжения N 584-р от 20.09.2005 г. утвержден перечень бюджетополучателей, финансируемых из бюджета городского округа город Воронеж на возмещение межтарифной разницы за коммунальные услуги по немуниципальному жилищному фонду многоквартирных домов, в которых созданы объединения собственников. В указанный перечень включен и ПЖЭК "Хозяин".
Согласно положению о Финансово-казначейском управлении Администрации городского округа город Воронеж, утвержденному распоряжением главы городского округа г. Воронеж N 613-р от 31.08.2007, Финансово-казначейское управление Администрации городского округа город Воронеж является уполномоченным органом Администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж и осуществляющим функции по исполнению бюджета городского округа.
Данным обстоятельствам суды надлежащей оценки не дали.
Кроме того, согласно имеющемуся в материалах дела решению Арбитражного суда Воронежской области от 26.11.2007 г. по делу N А14-5910-2007/209/29 с ПЖЭК "Хозяин" в пользу ООО "Новая городская инфраструктура Воронежа" взыскана задолженность за потребленную тепловую энергию за период с 01.03.2006 по 31.05.2007 в сумме 127866 руб. 88 коп., которая рассчитан исходя из тарифов, утвержденных решениями Правления Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 23.12.2005 г. N 29/20 и от 22.12.2006 г. N 36/8, 36/9, 36/46, то есть по тарифам, предусмотренным для юридических лиц, а не для граждан.
ООО "Новая городская инфраструктура Воронежа" в рамках дела о банкротстве ПЖЭК "Хозяин" определением Арбитражного суда Воронежской области от 16.01.2008 г. по делу N А14-8905-200737/7б включено в реестр кредиторов.
Указанные обстоятельства также не получили надлежащей оценки судебных инстанций.
Вывод судом о том, что истец в нарушение распоряжения главы городского округа город Воронеж от 20.09.2005 г. N 584-р, не представил расчет, согласованный с МУ РайДЕЗ ЖКХ района и отделом по финансово-казначейскому исполнению сметы доходов-расходов бюджета города отклоняется судом кассационной инстанции на том основании, что механизм выделения денежных средств по межтарифной разнице утвержденный названным распоряжением был отменен в связи с принятием 28.08.2007 распоряжения главы городского округа город Воронеж N 605, утвердившим новый порядок возмещения межтарифной разницы. Однако и данный порядок не является действующим, так как был отменен 03.10.2007 г. распоряжением N 659-р и до настоящего времени механизм возмещения межтарифной разницы не утвержден, хотя действующее законодательство предусматривает возмещение межтарифной разницы.
Кроме того, наличие или отсутствие указанного расчета не влияет на выделение денежных средств по межтарифной разнице.
В обоснование расчета размера понесенных истцом убытков истцом в материалы дела представлены счета-фактуры, акты об отпуске тепловой энергии, ведомости МУП "МИВЦ", однако указанные документы не получили надлежащей оценки судов.
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Однако судами не принято во внимание то обстоятельство, что ответчиком в материалы дела не представлено доказательств опровергающих расчет истца.
Согласно ч. ч. 2, 4 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Однако вышеуказанным обстоятельствам судом не была дана надлежащая правовая оценка, в то время как они могут иметь существенное значение для разрешения настоящего спора.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо полно установить фактические обстоятельства дела, дать правовую оценку представленным в материалы дела доказательствам и доводам сторон, принять решение, соответствующее нормам материального и процессуального права.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.07.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2008 по делу N А14-3131-2008/107/11 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)