Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
В полном объеме постановление изготовлено 21 сентября 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Конкиным М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех N 5" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.07.2009 по делу N А76-6950/2009 (судья Карпачева М.И.), при участии: от ООО "Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех N 5" - Тищенко Д.Н. (доверенность N 1 от 11.01.2009), от Администрации Озерского городского округа Челябинской области - Мартюшовой А.Н. (доверенность N 01-61/55 от 10.02.2009),
общество с ограниченной ответственностью "Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех N 5" (далее - заявитель, общество, ООО "ЖРЭЦ - 5") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным пункта 3 Постановления Главы Озерского городского округа (далее - заинтересованное лицо, Глава округа) от 27.10.2008 N 3396 "О вырубке деревьев" в части возложения обязанности на заявителя выполнить работы по вырубке деревьев: 2 яблонь, 2 груш со стороны фасада дома 9 по пр. К. Маркса, 3 кустов вишни со стороны фасада дома N 9 по бульвару Луначарского, 3 кустов сирени и 1 куста клена со стороны фасада дома 56 по ул. Дзержинского (л.д. 82 - 85, 167 - 168, 169 - 170) (с учетом принятого судом уточнения заявленного требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Озерское коммунальное хозяйство" (далее - ООО "УК "ОКХ") и муниципальное учреждение лесничество Озерского городского округа (далее - лесничество).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 06.07.2009 по настоящему делу в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением, считает, что выводы, изложенные в нем, не соответствуют обстоятельствам дела и, что суд нарушил нормы материального права.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать. В обоснование доводов жалобы считает, что оспариваемым Постановлением на заявителя незаконно возложена обязанность по вырубке деревьев и кустов, т.к. на момент его принятия земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, не входили в состав общего имущества собственников помещений в данных домах. Заявитель указывает, что собственники помещений в многоквартирных домах не приобрели в установленном законом порядке права долевой собственности на общие земельные участки, на которых расположены данные дома, поэтому такие земельные участки не могут входить в состав общего имущества многоквартирных домов и на то, что сведения в кадастровых паспортах земельных участков (выписок из государственного кадастра недвижимости) отсутствуют, а это не позволяет установить, являются ли правообладателями земельных участков собственники помещений многоквартирных домов, а также определить относятся ли земельные участки к общей долевой собственности. Земельные участки не поставлены на кадастровый учет.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонило ее доводы, просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители третьих лиц ООО "Управляющая компания "Озерское коммунальное хозяйство" и МУ Лесничество Озерского городского округа не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьих лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб и отзыва на нее, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех N 5" зарегистрировано в качестве юридического лица инспекцией Федеральной налоговой службы России по городу Озерску Челябинской области 04.02.2005, основной государственный регистрированный номер 1057410001516 (л.д. 20).
На основании ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и решения собрания собственников многоквартирного дома от 20.07.2006 между администрацией Озерского городского округа и ООО "Управляющая компания "Озерское коммунальное хозяйство" 01.11.2006 заключен договор управления многоквартирным домом N 460 УО, расположенным по адресу: Челябинская область, г. Озерск, ул. Луначарского, д. 9 (л.д. 94 - 101).
На основании ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и решения собрания собственников многоквартирного дома от 11.08.2006 между администрацией Озерского городского округа и ООО "Управляющая компания "Озерское коммунальное хозяйство" 01.11.2006 заключен договор управления многоквартирным домом N 404 УО, расположенным по адресу: Челябинская область, г. Озерск, ул. К. Маркса, д. 9 (л.д. 102 - 109).
На основании ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и решения собрания собственников многоквартирного дома от 30.07.2007 между администрацией Озерского городского округа и ООО "Управляющая компания "Озерское коммунальное хозяйство" 01.08.2007 заключен договор управления многоквартирным домом N 754-40-УО, расположенным по адресу: Челябинская область, г. Озерск, ул. Дзержинского, д. 56 (л.д. 86 - 93).
На основании п. 2.1 вышеуказанных договоров целью договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан в жилом многоквартирном доме, обеспечение сохранности, эффективного управления, содержания и ремонта общего имущества дома, его инженерных систем и оборудования, мест общего пользования и придомовой территории, решение вопросов использования указанным имуществом собственниками помещений, избравшими форму управления домом посредством управляющей организации.
В соответствии с п. 3.1.2 договора 01.08.2007 N 754-40-УО управляющая организация самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов, имеющих необходимые навыки, оборудование, сертификаты, лицензии и иные необходимые разрешительные документы, обязуется предоставлять коммунальные услуги, проводить работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством.
01.05.2006 между ООО "Озерское коммунальное хозяйство" и ООО "Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех N 5" заключен договор подряда на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников в многоквартирных домах N 358/06-окх, адресный перечень которых был перечислен в приложении N 1 к указанному договору (л.д. 8 - 13).
В соответствии с приложением N 1 к договору подряда на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников в многоквартирных домах N 358/06-окх от 01.05.2006 в перечень домов, являющихся предметом договора, были включены дома, расположенные по адресам: Челябинская область, г. Озерск, ул. Дзержинского, д. 56, Челябинская область, г. Озерск, ул. К. Маркса, д. 9, Челябинская область, г. Озерск, ул. Луначарского, д. 9 (л.д. 8 - 13).
Согласно п. 1.1 вышеуказанного договора подряда общее имущество собственников помещения в многоквартирном доме - это имущество, предназначенное для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир нежилых помещений, а именно: межквартирные лестничные площадки и клетки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации и иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудовании, а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений, обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства (л.д. 8 - 10).
В соответствии с реорганизацией ООО "Озерское коммунальное хозяйство" в форме присоединения к ООО "Управляющая компания "Озерское коммунальное хозяйство" с 01.07.2007 и полным правопреемником последним всех прав и обязанностей стороны договора подряда на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников в многоквартирных домах N 358/06-окх от 01.05.2006 пришли к соглашению внести в 01.07.2007 изменение в преамбулу договора подряда, о чем было заключено соглашение об изменении договора подряда от 01.05.2006 N 358/06-окх (л.д. 11).
Письмами вх. N 30-03-16/392 от 12.09.2008, вх. N 30-03-16/394 от 12.09.2008, вх. N 30-03-16/393 от 12.09.2008 от жителей домов, расположенных по адресам: Челябинская область, г. Озерск, ул. Дзержинского, д. 56, Челябинская область, г. Озерск, ул. К. Маркса, д. 9, Челябинская область, г. Озерск, ул. Луначарского, д. 9 в адрес администрации Озерского городского округа поступили заявления жителей домов о срезании (спиливании) деревьев, растущих вблизи окон граждан, так как деревья затеняют освещение квартир (л.д. 48, 51, 54).
Комиссия Администрации Озерского городского округа, сформированная в соответствии с распоряжением первого заместителя Главы Озерского городского округа В.Я. Лифанова от 28.07.2006 N 1204-р, в ходе проверки поступивших в адрес администрации заявлений жителей домов, расположенных по адресам: Челябинская область, г. Озерск, ул. Дзержинского, д. 56, Челябинская область, г. Озерск, ул. К. Маркса, д. 9, Челябинская область, г. Озерск, ул. Луначарского, д. 9, 18.09.2008 произвела натурный осмотр деревьев, испрашиваемых к вырубке, о чем составлены заключения NN 123, 124, 126 (л.д. 55, 52, 49).
На основании пункта 3 Постановления Главы Озерского городского округа Челябинской области от 27.10.2008 N 3396 на общество с ограниченной ответственностью "Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех N 5" были возложены обязанности в январе - феврале 2009 года выполнить работы по вырубке 2 яблонь, 2 груш со стороны фасада дома 9 по пр. К. Маркса, 3 кустов вишни со стороны фасада дома N 9 по бульвару Луначарского, 3 кустов сирени и 1 куста клена со стороны фасада дома 56 по ул. Дзержинского в целях предотвращения аварийной ситуации и обеспечения требований строительных правил и норм, регламентирующих расстояние от стен здания до места посадки растений (л.д. 7).
Не согласившись с пунктом 3 указанного выше Постановления, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый в указанной части ненормативный правовой акт соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает законных прав и интересов заявителя, а также пропуска срока на обжалование ненормативного акта при отсутствии уважительных причин для его восстановления.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
На основании ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление управляющей организацией. Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного ч. 4 названной статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результате указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного ч. 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельностью.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что общество с ограниченной ответственностью "Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех N 5" оказывает услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Челябинская область, г. Озерск, ул. Дзержинского, д. 56, Челябинская область, г. Озерск, ул. К. Маркса, д. 9, Челябинская область, г. Озерск, ул. Луначарского, д. 9 на основании договора подряда от 01.05.2006 N 358/06 ОКХ.
В соответствии с пп. "е" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительством РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается, в том числе, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Частью 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
На основании п. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью помещений в многоквартирном доме.
Пунктами 3 - 5 ст. 16 данного Закона установлено, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Для возникновения права собственности на земельный участок необходимо его формирование в виде объекта общей долевой собственности с соблюдением процедуры межевания и составлением кадастрового плана (статья 6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из представленных в деле копий Постановлений Главы Озерского городского округа Челябинской области от 19.11.2008 N 3872, от 08.12.2008 N 4301, от 11.12.2008 N 4445 границы земельных участков, занимаемые многоквартирными жилыми домами, расположенных по адресам: Челябинская область, г. Озерск, ул. Дзержинского, д. 56, Челябинская область, г. Озерск, ул. К. Маркса, д. 9, Челябинская область, г. Озерск, ул. Луначарского, д. 9 были утверждены в соответствии с прилагаемыми планами инв. NN 9033-ЗК-2008,9351-ЗК-2008, 9119-ЗК-2008 соответственно.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что все спорные земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет после 01.03.2005, следовательно, земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в том числе, элементы озеленения и благоустройства, расположенные на указанном земельном участке перешли бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя об отсутствии кадастрового учета спорных земельных участков, как причины отсутствия собственника на спорные земельные участки и как следствие не передачи в управление управляющей организации объектов недвижимого имущества, составляющие массу общего имущества собственников помещений многоквартирных домов.
Кроме этого, судом первой инстанции правильно указано на то, что издание оспариваемого Постановления 27.10.2009 года - до даты постановки на кадастровый учет указанных земельных участков не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого акта.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов входят земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым территориальным зонам.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления.
На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации. Разграничение государственной собственности на землю до настоящего времени не осуществлено.
В соответствии со ст. 39 Устава администрация Озерска осуществляет исполнительно-распорядительные функции по всем вопросам местного значения, отнесенным к ведению муниципального образования в соответствии со статьей 12 настоящего Устава, в том числе, содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что отнесение администрацией Озерска спорных земельных участков к землям населенных пунктов входит в полномочия органа местного самоуправления и не противоречит нормам закона.
В соответствии с п. 1.3 Правил организация работ по уборке, санитарному содержанию и благоустройству территорий возлагается, в том числе, на пользователей земельных участков, организации, осуществляющие обслуживание жилых домов.
Обоснованно суд первой инстанции посчитал довод администрации Озерского городского округа о правомерности издания оспариваемого акта со ссылкой на вышеназванные правила благоустройства, обоснованным, поскольку благоустройство и озеленение территории Озерска в силу ст.ст. 12, 39 Устава города относится к вопросам местного значения и входит в полномочия администрации Озерска.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах заявителем не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех N 5" оспариваемым пунктом постановления, в связи с чем оспариваемый в части ненормативный правовой акт соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает законных прав и интересов заявителя, что в силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.07.2009 года по делу N А76-6950/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех N 5" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.09.2009 N 18АП-7524/2009 ПО ДЕЛУ N А76-6950/2009
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2009 г. N 18АП-7524/2009
Дело N А76-6950/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2009 г.В полном объеме постановление изготовлено 21 сентября 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Конкиным М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех N 5" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.07.2009 по делу N А76-6950/2009 (судья Карпачева М.И.), при участии: от ООО "Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех N 5" - Тищенко Д.Н. (доверенность N 1 от 11.01.2009), от Администрации Озерского городского округа Челябинской области - Мартюшовой А.Н. (доверенность N 01-61/55 от 10.02.2009),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех N 5" (далее - заявитель, общество, ООО "ЖРЭЦ - 5") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным пункта 3 Постановления Главы Озерского городского округа (далее - заинтересованное лицо, Глава округа) от 27.10.2008 N 3396 "О вырубке деревьев" в части возложения обязанности на заявителя выполнить работы по вырубке деревьев: 2 яблонь, 2 груш со стороны фасада дома 9 по пр. К. Маркса, 3 кустов вишни со стороны фасада дома N 9 по бульвару Луначарского, 3 кустов сирени и 1 куста клена со стороны фасада дома 56 по ул. Дзержинского (л.д. 82 - 85, 167 - 168, 169 - 170) (с учетом принятого судом уточнения заявленного требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Озерское коммунальное хозяйство" (далее - ООО "УК "ОКХ") и муниципальное учреждение лесничество Озерского городского округа (далее - лесничество).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 06.07.2009 по настоящему делу в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением, считает, что выводы, изложенные в нем, не соответствуют обстоятельствам дела и, что суд нарушил нормы материального права.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать. В обоснование доводов жалобы считает, что оспариваемым Постановлением на заявителя незаконно возложена обязанность по вырубке деревьев и кустов, т.к. на момент его принятия земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, не входили в состав общего имущества собственников помещений в данных домах. Заявитель указывает, что собственники помещений в многоквартирных домах не приобрели в установленном законом порядке права долевой собственности на общие земельные участки, на которых расположены данные дома, поэтому такие земельные участки не могут входить в состав общего имущества многоквартирных домов и на то, что сведения в кадастровых паспортах земельных участков (выписок из государственного кадастра недвижимости) отсутствуют, а это не позволяет установить, являются ли правообладателями земельных участков собственники помещений многоквартирных домов, а также определить относятся ли земельные участки к общей долевой собственности. Земельные участки не поставлены на кадастровый учет.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонило ее доводы, просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители третьих лиц ООО "Управляющая компания "Озерское коммунальное хозяйство" и МУ Лесничество Озерского городского округа не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьих лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб и отзыва на нее, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех N 5" зарегистрировано в качестве юридического лица инспекцией Федеральной налоговой службы России по городу Озерску Челябинской области 04.02.2005, основной государственный регистрированный номер 1057410001516 (л.д. 20).
На основании ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и решения собрания собственников многоквартирного дома от 20.07.2006 между администрацией Озерского городского округа и ООО "Управляющая компания "Озерское коммунальное хозяйство" 01.11.2006 заключен договор управления многоквартирным домом N 460 УО, расположенным по адресу: Челябинская область, г. Озерск, ул. Луначарского, д. 9 (л.д. 94 - 101).
На основании ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и решения собрания собственников многоквартирного дома от 11.08.2006 между администрацией Озерского городского округа и ООО "Управляющая компания "Озерское коммунальное хозяйство" 01.11.2006 заключен договор управления многоквартирным домом N 404 УО, расположенным по адресу: Челябинская область, г. Озерск, ул. К. Маркса, д. 9 (л.д. 102 - 109).
На основании ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и решения собрания собственников многоквартирного дома от 30.07.2007 между администрацией Озерского городского округа и ООО "Управляющая компания "Озерское коммунальное хозяйство" 01.08.2007 заключен договор управления многоквартирным домом N 754-40-УО, расположенным по адресу: Челябинская область, г. Озерск, ул. Дзержинского, д. 56 (л.д. 86 - 93).
На основании п. 2.1 вышеуказанных договоров целью договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан в жилом многоквартирном доме, обеспечение сохранности, эффективного управления, содержания и ремонта общего имущества дома, его инженерных систем и оборудования, мест общего пользования и придомовой территории, решение вопросов использования указанным имуществом собственниками помещений, избравшими форму управления домом посредством управляющей организации.
В соответствии с п. 3.1.2 договора 01.08.2007 N 754-40-УО управляющая организация самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов, имеющих необходимые навыки, оборудование, сертификаты, лицензии и иные необходимые разрешительные документы, обязуется предоставлять коммунальные услуги, проводить работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством.
01.05.2006 между ООО "Озерское коммунальное хозяйство" и ООО "Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех N 5" заключен договор подряда на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников в многоквартирных домах N 358/06-окх, адресный перечень которых был перечислен в приложении N 1 к указанному договору (л.д. 8 - 13).
В соответствии с приложением N 1 к договору подряда на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников в многоквартирных домах N 358/06-окх от 01.05.2006 в перечень домов, являющихся предметом договора, были включены дома, расположенные по адресам: Челябинская область, г. Озерск, ул. Дзержинского, д. 56, Челябинская область, г. Озерск, ул. К. Маркса, д. 9, Челябинская область, г. Озерск, ул. Луначарского, д. 9 (л.д. 8 - 13).
Согласно п. 1.1 вышеуказанного договора подряда общее имущество собственников помещения в многоквартирном доме - это имущество, предназначенное для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир нежилых помещений, а именно: межквартирные лестничные площадки и клетки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации и иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудовании, а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений, обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства (л.д. 8 - 10).
В соответствии с реорганизацией ООО "Озерское коммунальное хозяйство" в форме присоединения к ООО "Управляющая компания "Озерское коммунальное хозяйство" с 01.07.2007 и полным правопреемником последним всех прав и обязанностей стороны договора подряда на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников в многоквартирных домах N 358/06-окх от 01.05.2006 пришли к соглашению внести в 01.07.2007 изменение в преамбулу договора подряда, о чем было заключено соглашение об изменении договора подряда от 01.05.2006 N 358/06-окх (л.д. 11).
Письмами вх. N 30-03-16/392 от 12.09.2008, вх. N 30-03-16/394 от 12.09.2008, вх. N 30-03-16/393 от 12.09.2008 от жителей домов, расположенных по адресам: Челябинская область, г. Озерск, ул. Дзержинского, д. 56, Челябинская область, г. Озерск, ул. К. Маркса, д. 9, Челябинская область, г. Озерск, ул. Луначарского, д. 9 в адрес администрации Озерского городского округа поступили заявления жителей домов о срезании (спиливании) деревьев, растущих вблизи окон граждан, так как деревья затеняют освещение квартир (л.д. 48, 51, 54).
Комиссия Администрации Озерского городского округа, сформированная в соответствии с распоряжением первого заместителя Главы Озерского городского округа В.Я. Лифанова от 28.07.2006 N 1204-р, в ходе проверки поступивших в адрес администрации заявлений жителей домов, расположенных по адресам: Челябинская область, г. Озерск, ул. Дзержинского, д. 56, Челябинская область, г. Озерск, ул. К. Маркса, д. 9, Челябинская область, г. Озерск, ул. Луначарского, д. 9, 18.09.2008 произвела натурный осмотр деревьев, испрашиваемых к вырубке, о чем составлены заключения NN 123, 124, 126 (л.д. 55, 52, 49).
На основании пункта 3 Постановления Главы Озерского городского округа Челябинской области от 27.10.2008 N 3396 на общество с ограниченной ответственностью "Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех N 5" были возложены обязанности в январе - феврале 2009 года выполнить работы по вырубке 2 яблонь, 2 груш со стороны фасада дома 9 по пр. К. Маркса, 3 кустов вишни со стороны фасада дома N 9 по бульвару Луначарского, 3 кустов сирени и 1 куста клена со стороны фасада дома 56 по ул. Дзержинского в целях предотвращения аварийной ситуации и обеспечения требований строительных правил и норм, регламентирующих расстояние от стен здания до места посадки растений (л.д. 7).
Не согласившись с пунктом 3 указанного выше Постановления, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый в указанной части ненормативный правовой акт соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает законных прав и интересов заявителя, а также пропуска срока на обжалование ненормативного акта при отсутствии уважительных причин для его восстановления.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
На основании ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление управляющей организацией. Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного ч. 4 названной статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результате указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного ч. 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельностью.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что общество с ограниченной ответственностью "Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех N 5" оказывает услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Челябинская область, г. Озерск, ул. Дзержинского, д. 56, Челябинская область, г. Озерск, ул. К. Маркса, д. 9, Челябинская область, г. Озерск, ул. Луначарского, д. 9 на основании договора подряда от 01.05.2006 N 358/06 ОКХ.
В соответствии с пп. "е" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительством РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается, в том числе, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Частью 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
На основании п. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью помещений в многоквартирном доме.
Пунктами 3 - 5 ст. 16 данного Закона установлено, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Для возникновения права собственности на земельный участок необходимо его формирование в виде объекта общей долевой собственности с соблюдением процедуры межевания и составлением кадастрового плана (статья 6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из представленных в деле копий Постановлений Главы Озерского городского округа Челябинской области от 19.11.2008 N 3872, от 08.12.2008 N 4301, от 11.12.2008 N 4445 границы земельных участков, занимаемые многоквартирными жилыми домами, расположенных по адресам: Челябинская область, г. Озерск, ул. Дзержинского, д. 56, Челябинская область, г. Озерск, ул. К. Маркса, д. 9, Челябинская область, г. Озерск, ул. Луначарского, д. 9 были утверждены в соответствии с прилагаемыми планами инв. NN 9033-ЗК-2008,9351-ЗК-2008, 9119-ЗК-2008 соответственно.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что все спорные земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет после 01.03.2005, следовательно, земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в том числе, элементы озеленения и благоустройства, расположенные на указанном земельном участке перешли бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя об отсутствии кадастрового учета спорных земельных участков, как причины отсутствия собственника на спорные земельные участки и как следствие не передачи в управление управляющей организации объектов недвижимого имущества, составляющие массу общего имущества собственников помещений многоквартирных домов.
Кроме этого, судом первой инстанции правильно указано на то, что издание оспариваемого Постановления 27.10.2009 года - до даты постановки на кадастровый учет указанных земельных участков не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого акта.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов входят земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым территориальным зонам.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления.
На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации. Разграничение государственной собственности на землю до настоящего времени не осуществлено.
В соответствии со ст. 39 Устава администрация Озерска осуществляет исполнительно-распорядительные функции по всем вопросам местного значения, отнесенным к ведению муниципального образования в соответствии со статьей 12 настоящего Устава, в том числе, содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что отнесение администрацией Озерска спорных земельных участков к землям населенных пунктов входит в полномочия органа местного самоуправления и не противоречит нормам закона.
В соответствии с п. 1.3 Правил организация работ по уборке, санитарному содержанию и благоустройству территорий возлагается, в том числе, на пользователей земельных участков, организации, осуществляющие обслуживание жилых домов.
Обоснованно суд первой инстанции посчитал довод администрации Озерского городского округа о правомерности издания оспариваемого акта со ссылкой на вышеназванные правила благоустройства, обоснованным, поскольку благоустройство и озеленение территории Озерска в силу ст.ст. 12, 39 Устава города относится к вопросам местного значения и входит в полномочия администрации Озерска.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах заявителем не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех N 5" оспариваемым пунктом постановления, в связи с чем оспариваемый в части ненормативный правовой акт соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает законных прав и интересов заявителя, что в силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.07.2009 года по делу N А76-6950/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищный ремонтно-эксплуатационный цех N 5" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
судья
В.Ю.КОСТИН
Судьи:
А.А.АРЯМОВ
Н.Г.ПЛАКСИНА
судья
В.Ю.КОСТИН
Судьи:
А.А.АРЯМОВ
Н.Г.ПЛАКСИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)