Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.
при участии представителей
от заявителей - товарищества собственников жилья "Согласие":
Россомахиной В.И. (протокол от 10.04.2012),
Ронжина И.А. (доверенность от 13.12.2010),
товарищества собственников жилья "Эврика":
Ронжина И.А. (доверенность от 01.12.2011)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
администрации муниципального образования Сосновское городское поселение Вятскополянского района Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 13.02.2012,
принятое судьями Шмыриным С.Ю., Едоминой С.А., Хлюпиной Н.П.,
по делу N А28-9931/2011
по заявлениям товарищества собственников жилья "Согласие"
(ИНН: 4307011458, ОГРН: 1084307000315),
товарищества собственников жилья "Эврика"
к администрации муниципального образования Сосновское городское поселение Вятскополянского района Кировской области
(ИНН: 4307009113, ОГРН: 1054303527552),
Сосновской городской Думе Вятскополянского района Кировской области
о признании недействующими нормативных правовых актов в части,
третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "Сосновский водоканал"
(ИНН: 4307008247, ОГРН: 1044303516520),
Вятскополянская межрайонная прокуратура Кировской области, и
установил:
товарищество собственников жилья "Согласие" (далее - ТСЖ "Согласие"), товарищество собственников жилья "Эврика" (далее - ТСЖ "Эврика") обратились в арбитражный суд с заявлениями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации муниципального образования Сосновское городское поселение Вятскополянского района Кировской области (далее - Администрация), Сосновской городской Думе Вятскополянского района Кировской области (далее - Дума) о признании распоряжения главы администрации Сосновского городского поселения Вятскополянского района Кировской области от 16.01.2008 N 1 "О нормах водопотребления на 2008 год" (далее - Распоряжение от 16.01.2008 N 1), решения Думы от 27.11.2009 N 72 "Об утверждении тарифов ООО "Сосновский водоканал" на 2010 год (далее - Решение от 27.11.2009 N 72) в части установления нормативов водопотребления на одного человека в месяц, указанных в приложениях N 2, 4, 5, решения Думы от 09.03.2010 N 14 "Об утверждении тарифа на горячую воду на 2010 год и норматив расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. м воды для ООО "Коммунальная энергетика" (далее - Решение от 09.03.2010 N 14) в части установления нормативов потребления горячей воды, указанных в приложении, несоответствующими Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), и недействующими.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Сосновский водоканал" (далее - ООО "Сосновский водоканал"), Вятскополянская межрайонная прокуратура Кировской области (далее - Прокуратура).
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 13.02.2012 заявленные требования удовлетворены.
Администрация не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой и дополнением к ней, в которой просит отменить его.
По мнению заявителя, суд первой инстанции не принял во внимание то, что до начала спора Администрация по собственной инициативе приняла все возможные меры для приведения нормативов водопотребления в соответствие с Правилами определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05 2006 N 306; иски заявлены ненадлежащими истцами; суд неправомерно взыскал с Администрации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
ООО "Сосновский водоканал" в отзыве поддержал доводы жалобы; просит рассмотреть жалобу без участия представителя.
ТСЖ "Согласие" и ТСЖ "Эврика" в отзывах и их представители в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Администрация, Дума и Прокуратура надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей не направили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 25.04.2012.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Согласие" создано для управления многоквартирными жилыми домами по улице Пролетарской, 7а, 9, по улице Комсомольской, 6а, города Сосновка. ТСЖ "Эврика" создано для управления многоквартирным жилым домом по улице Строителей, 26, города Сосновка.
Глава Администрации 16.01.2008 издал распоряжение N 1, согласно которому на основании СНиП 2.04.01-85 установлены нормативы водопотребления на хозяйственно-питьевые нужды населения.
Дума 27.11.2009 приняла решение N 72 об утверждении тарифов ООО "Сосновский водоканал" на 2010 год. При этом нормативы водопотребления на одного человека в месяц определила аналогично нормативам, установленным Распоряжением от 16.01.2008 N 1.
Дума 09.03.2010 приняла решение N 14 об утверждении тарифа на горячую воду на 2010 год и норматива расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. м воды. Из приложения к данному решению следует, что норматив потребления горячей воды в сутки и в месяц на одного человека определен на основании СНиП 2.04.01-85.
Посчитав, что названные нормативные акты частично не соответствуют Правилам N 306, ТСЖ "Согласие" и ТСЖ "Эврика" обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Кировской, области руководствуясь частью 1 статьи 192, частями 4 и 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами N 306, удовлетворил заявленные требования, поскольку пришел к выводу о несоответствии оспариваемых нормативных актов Правилам N 306.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Правил N 306 настоящие правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В силу пункта 3 Правил N 306 устанавливаемые в соответствии с правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.
Нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункты 9 и 10 Правил N 306).
На основании пунктов 19 и 20 Правил N 306 при определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные настоящими правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями. При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод.
Таким образом, нормативы водопотребления должны определятся на основании методов, указанных в Правилах N 306.
Рассмотрев дело по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что нормативы водопотребления на одного человека в месяц, установленные Распоряжением от 16.01.2008 N 1 и указанные в приложениях N 2, 4, 5 к Решению от 27.11.2009 N 72, определены в соответствии со строительными нормами и правилами - СниП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий. Системы внутреннего холодного и горячего водоснабжения"; согласно приложению к Решению от 09.03.2010 N 14 нормативы потребления горячей воды в сутки и в месяц на одного человека также установлены на основании СНиП 2.04.01-85.
Суд первой инстанции установил, что к многоквартирным жилым домам, находящимся в управлении ТСЖ "Согласие" и ТСЖ "Эврика", относится определенный Распоряжением от 16.01.2008 N 1 и Решением от 27.11.2009 N 72 норматив водопотребления на одного человека в месяц в размере 7,6 куб.м.
Следовательно, суд пришел к обоснованному выводу о том, что не соответствуют Правилам N 306 и подлежат признанию недействующими пункт 1 распоряжения главы администрации Сосновского городского поселения Вятскополянского района Кировской области от 16.01.2008 N 1 "О нормах водопотребления на 2008 год", решение Думы от 27.11.2009 N 72 "Об утверждении тарифов ООО "Сосновский водоканал" на 2010 год в части установления нормативов водопотребления на одного человека в месяц в размере 7,6 куб.м, указанных в приложениях N 2, 4, 5, решение Думы от 09.03.2010 N 14 "Об утверждении тарифа на горячую воду на 2010 год и норматив расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. м воды для ООО "Коммунальная энергетика" в части установления нормативов потребления горячей воды, указанных в приложении.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод Администрации о том, что ТСЖ "Согласие" и ТСЖ "Эврика" являются ненадлежащими истцами, поскольку оказание услуг по водоснабжению и водоотведению осуществлялось в рамках договоров, заключенных указанными субъектами с ресурсоснабжающей организацией, в которых ТСЖ "Согласие" и ТСЖ "Эврика" выступают от своего имени. Граждане, являющиеся конечными потребителями оказываемых услуг, не являются участниками этих договоров (том 1, лист дела 29; том 2, лист дела 25).
Ссылка Администрации на необоснованное взыскание с нее в пользу Общества расходов по уплате государственной пошлины не может быть принята во внимание в силу следующего.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относится государственная пошлина.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если судебный акт принят не в их пользу. В этой связи то обстоятельство, что в рассматриваемом случае стороной по делу может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса, не влечет отказ другой стороне в возмещении его судебных расходов.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно взыскал с Администрации в пользу ТСЖ "Согласие" и ТСЖ "Эврика" понесенные ими судебные расходы.
Нормы материального права Арбитражный суд Кировской области применил правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба Администрации не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 13.02.2012 по делу N А28-9931/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Сосновское городское поселение Вятскополянского района Кировской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 25.04.2012 ПО ДЕЛУ N А28-9931/2011
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2012 г. по делу N А28-9931/2011
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.
при участии представителей
от заявителей - товарищества собственников жилья "Согласие":
Россомахиной В.И. (протокол от 10.04.2012),
Ронжина И.А. (доверенность от 13.12.2010),
товарищества собственников жилья "Эврика":
Ронжина И.А. (доверенность от 01.12.2011)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
администрации муниципального образования Сосновское городское поселение Вятскополянского района Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 13.02.2012,
принятое судьями Шмыриным С.Ю., Едоминой С.А., Хлюпиной Н.П.,
по делу N А28-9931/2011
по заявлениям товарищества собственников жилья "Согласие"
(ИНН: 4307011458, ОГРН: 1084307000315),
товарищества собственников жилья "Эврика"
к администрации муниципального образования Сосновское городское поселение Вятскополянского района Кировской области
(ИНН: 4307009113, ОГРН: 1054303527552),
Сосновской городской Думе Вятскополянского района Кировской области
о признании недействующими нормативных правовых актов в части,
третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "Сосновский водоканал"
(ИНН: 4307008247, ОГРН: 1044303516520),
Вятскополянская межрайонная прокуратура Кировской области, и
установил:
товарищество собственников жилья "Согласие" (далее - ТСЖ "Согласие"), товарищество собственников жилья "Эврика" (далее - ТСЖ "Эврика") обратились в арбитражный суд с заявлениями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации муниципального образования Сосновское городское поселение Вятскополянского района Кировской области (далее - Администрация), Сосновской городской Думе Вятскополянского района Кировской области (далее - Дума) о признании распоряжения главы администрации Сосновского городского поселения Вятскополянского района Кировской области от 16.01.2008 N 1 "О нормах водопотребления на 2008 год" (далее - Распоряжение от 16.01.2008 N 1), решения Думы от 27.11.2009 N 72 "Об утверждении тарифов ООО "Сосновский водоканал" на 2010 год (далее - Решение от 27.11.2009 N 72) в части установления нормативов водопотребления на одного человека в месяц, указанных в приложениях N 2, 4, 5, решения Думы от 09.03.2010 N 14 "Об утверждении тарифа на горячую воду на 2010 год и норматив расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. м воды для ООО "Коммунальная энергетика" (далее - Решение от 09.03.2010 N 14) в части установления нормативов потребления горячей воды, указанных в приложении, несоответствующими Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), и недействующими.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Сосновский водоканал" (далее - ООО "Сосновский водоканал"), Вятскополянская межрайонная прокуратура Кировской области (далее - Прокуратура).
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 13.02.2012 заявленные требования удовлетворены.
Администрация не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой и дополнением к ней, в которой просит отменить его.
По мнению заявителя, суд первой инстанции не принял во внимание то, что до начала спора Администрация по собственной инициативе приняла все возможные меры для приведения нормативов водопотребления в соответствие с Правилами определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05 2006 N 306; иски заявлены ненадлежащими истцами; суд неправомерно взыскал с Администрации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
ООО "Сосновский водоканал" в отзыве поддержал доводы жалобы; просит рассмотреть жалобу без участия представителя.
ТСЖ "Согласие" и ТСЖ "Эврика" в отзывах и их представители в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Администрация, Дума и Прокуратура надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей не направили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 25.04.2012.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Согласие" создано для управления многоквартирными жилыми домами по улице Пролетарской, 7а, 9, по улице Комсомольской, 6а, города Сосновка. ТСЖ "Эврика" создано для управления многоквартирным жилым домом по улице Строителей, 26, города Сосновка.
Глава Администрации 16.01.2008 издал распоряжение N 1, согласно которому на основании СНиП 2.04.01-85 установлены нормативы водопотребления на хозяйственно-питьевые нужды населения.
Дума 27.11.2009 приняла решение N 72 об утверждении тарифов ООО "Сосновский водоканал" на 2010 год. При этом нормативы водопотребления на одного человека в месяц определила аналогично нормативам, установленным Распоряжением от 16.01.2008 N 1.
Дума 09.03.2010 приняла решение N 14 об утверждении тарифа на горячую воду на 2010 год и норматива расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. м воды. Из приложения к данному решению следует, что норматив потребления горячей воды в сутки и в месяц на одного человека определен на основании СНиП 2.04.01-85.
Посчитав, что названные нормативные акты частично не соответствуют Правилам N 306, ТСЖ "Согласие" и ТСЖ "Эврика" обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Кировской, области руководствуясь частью 1 статьи 192, частями 4 и 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами N 306, удовлетворил заявленные требования, поскольку пришел к выводу о несоответствии оспариваемых нормативных актов Правилам N 306.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Правил N 306 настоящие правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В силу пункта 3 Правил N 306 устанавливаемые в соответствии с правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.
Нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункты 9 и 10 Правил N 306).
На основании пунктов 19 и 20 Правил N 306 при определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные настоящими правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями. При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод.
Таким образом, нормативы водопотребления должны определятся на основании методов, указанных в Правилах N 306.
Рассмотрев дело по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что нормативы водопотребления на одного человека в месяц, установленные Распоряжением от 16.01.2008 N 1 и указанные в приложениях N 2, 4, 5 к Решению от 27.11.2009 N 72, определены в соответствии со строительными нормами и правилами - СниП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий. Системы внутреннего холодного и горячего водоснабжения"; согласно приложению к Решению от 09.03.2010 N 14 нормативы потребления горячей воды в сутки и в месяц на одного человека также установлены на основании СНиП 2.04.01-85.
Суд первой инстанции установил, что к многоквартирным жилым домам, находящимся в управлении ТСЖ "Согласие" и ТСЖ "Эврика", относится определенный Распоряжением от 16.01.2008 N 1 и Решением от 27.11.2009 N 72 норматив водопотребления на одного человека в месяц в размере 7,6 куб.м.
Следовательно, суд пришел к обоснованному выводу о том, что не соответствуют Правилам N 306 и подлежат признанию недействующими пункт 1 распоряжения главы администрации Сосновского городского поселения Вятскополянского района Кировской области от 16.01.2008 N 1 "О нормах водопотребления на 2008 год", решение Думы от 27.11.2009 N 72 "Об утверждении тарифов ООО "Сосновский водоканал" на 2010 год в части установления нормативов водопотребления на одного человека в месяц в размере 7,6 куб.м, указанных в приложениях N 2, 4, 5, решение Думы от 09.03.2010 N 14 "Об утверждении тарифа на горячую воду на 2010 год и норматив расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. м воды для ООО "Коммунальная энергетика" в части установления нормативов потребления горячей воды, указанных в приложении.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод Администрации о том, что ТСЖ "Согласие" и ТСЖ "Эврика" являются ненадлежащими истцами, поскольку оказание услуг по водоснабжению и водоотведению осуществлялось в рамках договоров, заключенных указанными субъектами с ресурсоснабжающей организацией, в которых ТСЖ "Согласие" и ТСЖ "Эврика" выступают от своего имени. Граждане, являющиеся конечными потребителями оказываемых услуг, не являются участниками этих договоров (том 1, лист дела 29; том 2, лист дела 25).
Ссылка Администрации на необоснованное взыскание с нее в пользу Общества расходов по уплате государственной пошлины не может быть принята во внимание в силу следующего.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относится государственная пошлина.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если судебный акт принят не в их пользу. В этой связи то обстоятельство, что в рассматриваемом случае стороной по делу может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса, не влечет отказ другой стороне в возмещении его судебных расходов.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно взыскал с Администрации в пользу ТСЖ "Согласие" и ТСЖ "Эврика" понесенные ими судебные расходы.
Нормы материального права Арбитражный суд Кировской области применил правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба Администрации не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 13.02.2012 по делу N А28-9931/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Сосновское городское поселение Вятскополянского района Кировской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)