Судебные решения, арбитраж
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
22 февраля 2006 г. Дело N А19-46651/05-53
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Рукавишниковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания,
при участии в заседании:
от истца: Зеленковой Л.Б., председателя правления (протокол общего собрания от 25.04.2004, паспорт 25 03 590347), Сытина Л.В., представителя (по дов. от 01.12.2005, удостоверение адвоката N 00798),
от ответчика: Талаева Д.В., представителя (по дов. N 13-19/6 от 31.01.2006, паспорт 25 04 370366),
от третьего лица - Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области: Попова М.В., представителя (по дов. от 30.12.2005 N 08-35/584, паспорт 25 03 595813),
от третьего лица - администрации г. Иркутска: Мироненко О.М., представителя (по дов. от 02.02.2006 N 059-72-58/6, паспорт 25 00 265125),
рассмотрев в судебном заседании дело по иску жилищно-строительного кооператива N 37 к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (третьи лица: Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области, администрация г. Иркутска) о взыскании 6412 руб. 38 коп.,
иск заявлен о взыскании убытков в размере 6412 руб. 38 коп., возникших вследствие предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" за 4 квартал 2004 г.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал.
Ответчик письменный отзыв на иск не представил, в судебном заседании представитель ответчика исковые требования оспорил по существу.
Третье лицо (администрация г. Иркутска) в отзыве на заявленные исковые требования указало, что обязанность по возмещению расходов от предоставления льгот, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", возложена на федеральные органы государственной власти РФ, в связи с чем полагает, что взыскание истребуемых истцом денежных средств по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в РФ" необходимо осуществить с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Третье лицо (Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области) исковые требования оспорило по существу, указало, что денежные средства, выделяемые субъектам Российской Федерации из Фонда компенсаций, поступили и были перечислены Главным финансовым управлением Иркутской области муниципальным образованиям Иркутской области, в том числе и муниципальному образованию "Город Иркутск", в полном объеме.
Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон и третьих лиц, суд установил следующее.
Жилищно-строительный кооператив N 37 в 2004 г. при осуществлении своей деятельности во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставлял льготы по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на льготное обеспечение. Договор на возмещение указанных расходов был заключен истцом с Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска 25.05.2004.
Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", были возмещены не в полном объеме, в связи с чем истец обратился с требованием о взыскании убытков в размере 6412 руб. 38 коп.
В подтверждение факта причинения убытков и их размера истец представил расчет суммы иска; акт сверки сумм, подлежащих к возмещению истцу по ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики", подписанный истцом и Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска; счет-фактуру N 39 от 14.12.2004, выставленный в адрес Департамента социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска; расшифровку к отчету о сумме выпадающих доходов по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в РФ" за 4 квартал 2004 г.; реестр льготников.
Размер и стоимость оказанных за заявленный период услуг инвалидам, а также размер не возмещенных истцу расходов от предоставления льгот, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", в судебном заседании подтверждены надлежащими доказательствами. Ответчик, оспаривая иск, доказательств, подтверждающих иную стоимость оказанных услуг, не представил.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Вместе с тем государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан. Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов оплаты коммунальных услуг, порядок предоставления которой определяется Правительством РФ.
Следуя предписаниям закона, истец в 2004 г. оказал услуги данным категориям граждан по заниженной цене, в связи с чем понес определенные расходы.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца. В этой части материальные потери являются для истца убытками.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в РФ" не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).
В связи с изложенным следует признать, что требование о взыскании 6412 руб. 38 коп. заявлено истцом обоснованно и подлежит удовлетворению.
Статьей 15.6 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" установлено, что возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" льгот по оплате коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 (постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80 срок действия продлен на 2004 год) "О Порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в РФ" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлены правила предоставления и расходования средств, выделяемых на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" из Фонда компенсаций.
Распределение средств Фонда компенсаций на 2004 г. установлено приложением N 14 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2004 год". Иркутской области на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" в Фонде компенсаций предусмотрена субвенция в размере 268540 тыс. руб. Бюджету муниципального образования "Город Иркутск" перечислено 89197 тыс. руб.
Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что выделенные бюджетные средства были перечислены получателям полностью, однако не компенсировали реальные расходы, понесенные предприятиями при оказании жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, в 2004 г. в федеральном бюджете не была заложена необходимая для выплаты компенсации денежная сумма.
Доводы ответчика - Российской Федерации об исполнении своих обязанностей в пределах объема финансирования и лимита бюджетных обязательств суд не принимает во внимание, поскольку невключение в план бюджета соответствующего года компенсационных выплат в достаточном размере не может служить основанием для освобождения от обязанности надлежащего исполнения законов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В абзаце 1 п. 12 совместного постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 указано, что ответчиком по делам данной категории должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Согласно п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Пунктом 1 ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Состав государственной казны определен п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статье казну Российской Федерации составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
Учитывая, что в результате ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" истец недополучил возмещение, а именно плату за оказанные услуги, требования истца о взыскании убытков в размере 6412 руб. 38 коп. подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Суд, рассмотрев требование истца о взыскании с ответчика судебных расходов на оплату услуг представителя, считает их также обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам относятся расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвовавшего в деле, в разумных пределах.
Истцом в доказательство понесенных расходов представлен договор N 18 от 02.12.2005 на оказание юридических услуг, квитанция N 000004.
Суд считает, что требование о взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме 2000 руб. заявлено в разумных пределах, является соразмерным объему выполненных по данному делу работ и подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика, однако ответчик от ее уплаты освобожден.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу жилищно-строительного кооператива N 37 6412 руб. 38 коп. расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в 2004 г., 2000 руб. расходов на оплату услуг представителя, а всего 8412 руб. 38 коп.
Возвратить жилищно-строительному кооперативу N 37 из федерального бюджета уплаченную государственную пошлину в размере 500 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 22.02.2006, 21.02.2006 ПО ДЕЛУ N А19-46651/05-53
Разделы:Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
22 февраля 2006 г. Дело N А19-46651/05-53
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Рукавишниковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания,
при участии в заседании:
от истца: Зеленковой Л.Б., председателя правления (протокол общего собрания от 25.04.2004, паспорт 25 03 590347), Сытина Л.В., представителя (по дов. от 01.12.2005, удостоверение адвоката N 00798),
от ответчика: Талаева Д.В., представителя (по дов. N 13-19/6 от 31.01.2006, паспорт 25 04 370366),
от третьего лица - Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области: Попова М.В., представителя (по дов. от 30.12.2005 N 08-35/584, паспорт 25 03 595813),
от третьего лица - администрации г. Иркутска: Мироненко О.М., представителя (по дов. от 02.02.2006 N 059-72-58/6, паспорт 25 00 265125),
рассмотрев в судебном заседании дело по иску жилищно-строительного кооператива N 37 к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (третьи лица: Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области, администрация г. Иркутска) о взыскании 6412 руб. 38 коп.,
УСТАНОВИЛ:
иск заявлен о взыскании убытков в размере 6412 руб. 38 коп., возникших вследствие предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" за 4 квартал 2004 г.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал.
Ответчик письменный отзыв на иск не представил, в судебном заседании представитель ответчика исковые требования оспорил по существу.
Третье лицо (администрация г. Иркутска) в отзыве на заявленные исковые требования указало, что обязанность по возмещению расходов от предоставления льгот, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", возложена на федеральные органы государственной власти РФ, в связи с чем полагает, что взыскание истребуемых истцом денежных средств по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в РФ" необходимо осуществить с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Третье лицо (Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области) исковые требования оспорило по существу, указало, что денежные средства, выделяемые субъектам Российской Федерации из Фонда компенсаций, поступили и были перечислены Главным финансовым управлением Иркутской области муниципальным образованиям Иркутской области, в том числе и муниципальному образованию "Город Иркутск", в полном объеме.
Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон и третьих лиц, суд установил следующее.
Жилищно-строительный кооператив N 37 в 2004 г. при осуществлении своей деятельности во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставлял льготы по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на льготное обеспечение. Договор на возмещение указанных расходов был заключен истцом с Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска 25.05.2004.
Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", были возмещены не в полном объеме, в связи с чем истец обратился с требованием о взыскании убытков в размере 6412 руб. 38 коп.
В подтверждение факта причинения убытков и их размера истец представил расчет суммы иска; акт сверки сумм, подлежащих к возмещению истцу по ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики", подписанный истцом и Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска; счет-фактуру N 39 от 14.12.2004, выставленный в адрес Департамента социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска; расшифровку к отчету о сумме выпадающих доходов по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в РФ" за 4 квартал 2004 г.; реестр льготников.
Размер и стоимость оказанных за заявленный период услуг инвалидам, а также размер не возмещенных истцу расходов от предоставления льгот, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", в судебном заседании подтверждены надлежащими доказательствами. Ответчик, оспаривая иск, доказательств, подтверждающих иную стоимость оказанных услуг, не представил.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Вместе с тем государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан. Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов оплаты коммунальных услуг, порядок предоставления которой определяется Правительством РФ.
Следуя предписаниям закона, истец в 2004 г. оказал услуги данным категориям граждан по заниженной цене, в связи с чем понес определенные расходы.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца. В этой части материальные потери являются для истца убытками.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в РФ" не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).
В связи с изложенным следует признать, что требование о взыскании 6412 руб. 38 коп. заявлено истцом обоснованно и подлежит удовлетворению.
Статьей 15.6 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" установлено, что возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" льгот по оплате коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 (постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80 срок действия продлен на 2004 год) "О Порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в РФ" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлены правила предоставления и расходования средств, выделяемых на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" из Фонда компенсаций.
Распределение средств Фонда компенсаций на 2004 г. установлено приложением N 14 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2004 год". Иркутской области на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" в Фонде компенсаций предусмотрена субвенция в размере 268540 тыс. руб. Бюджету муниципального образования "Город Иркутск" перечислено 89197 тыс. руб.
Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что выделенные бюджетные средства были перечислены получателям полностью, однако не компенсировали реальные расходы, понесенные предприятиями при оказании жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, в 2004 г. в федеральном бюджете не была заложена необходимая для выплаты компенсации денежная сумма.
Доводы ответчика - Российской Федерации об исполнении своих обязанностей в пределах объема финансирования и лимита бюджетных обязательств суд не принимает во внимание, поскольку невключение в план бюджета соответствующего года компенсационных выплат в достаточном размере не может служить основанием для освобождения от обязанности надлежащего исполнения законов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В абзаце 1 п. 12 совместного постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 указано, что ответчиком по делам данной категории должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Согласно п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Пунктом 1 ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Состав государственной казны определен п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статье казну Российской Федерации составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
Учитывая, что в результате ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" истец недополучил возмещение, а именно плату за оказанные услуги, требования истца о взыскании убытков в размере 6412 руб. 38 коп. подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Суд, рассмотрев требование истца о взыскании с ответчика судебных расходов на оплату услуг представителя, считает их также обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам относятся расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвовавшего в деле, в разумных пределах.
Истцом в доказательство понесенных расходов представлен договор N 18 от 02.12.2005 на оказание юридических услуг, квитанция N 000004.
Суд считает, что требование о взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме 2000 руб. заявлено в разумных пределах, является соразмерным объему выполненных по данному делу работ и подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика, однако ответчик от ее уплаты освобожден.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу жилищно-строительного кооператива N 37 6412 руб. 38 коп. расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в 2004 г., 2000 руб. расходов на оплату услуг представителя, а всего 8412 руб. 38 коп.
Возвратить жилищно-строительному кооперативу N 37 из федерального бюджета уплаченную государственную пошлину в размере 500 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Е.В.РУКАВИШНИКОВА
Е.В.РУКАВИШНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)