Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 11.08.2008 ПО ДЕЛУ N А65-25909/07

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2008 г. по делу N А65-25909/07


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройиндустрия", г. Казань Республики Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.03.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2008 по делу N А65-25909/07,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройиндустрия", г. Казань Республики Татарстан, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, 3-е лицо: ТСЖ "Кремль", г. Казань, о признании недействительным решения от 20.07.2007 N 27тр/05, предписаний от 20.07.2007 N 27тр/05-1, от 20.07.2007 N 27тр/05-2,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Стройиндустрия" (далее - ООО "Стройиндустрия", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по Республике Татарстан, антимонопольный орган) от 20 июля 2007 г. N 27тр/05, предписаний от 20 июля 2007 г. N 27тр/05-1, от 20 июля 2007 г. N 27тр/05-2.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Товарищество собственников жилья "Кремль" (далее - ТСЖ "Кремль").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.03.2008 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2008 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Стройиндустрия" просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании Общество поддержало кассационную жалобу.
Антимонопольный орган с доводами жалобы не согласился, представил отзыв.
От третьего лица поступил отзыв, согласно которому ТСЖ "Кремль" поддержало позицию Общества.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив, в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан с жалобой на ООО "Стройиндустрия" обратилось ЗАО "ЗК "Хлебопродукт", указав, что является собственником нежилого помещения в офисном здании, расположенном по адресу: г. Казань, ул. К.Маркса, д. 5. Собственники помещений в домах N 3, N 5 по ул. К.Маркса и в доме N 8 по ул. Б.Красная являются членами ТСЖ "Кремль". Энергопринимающие устройства ТСЖ "Кремль" присоединены к распределительным сетям ООО "Стройиндустрия". ТСЖ "Кремль" и ООО "Стройиндустрия" заключили договор электроснабжения от 01 августа 2004 г. N 3/э (т. 1, л. д. 66 - 72), по которому ООО "Стройиндустрия" обязуется подавать через присоединенную сеть электрическую энергию, а ТСЖ "Кремль" - принимать и своевременно оплачивать принятую электроэнергию.
По материалам проверки N 25ТР/01 антимонопольным органом 20 июля 2007 г. принято решение N 27тр/05, которым УФАС по Республике Татарстан признал ООО "Стройиндустрия" нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции"), ч. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. N 948-1 в части установленного порядка ценообразования на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям ООО "Стройиндустрия".
Предписаниями от 20 июля 2007 г. N 25тр/05-1 и N 27тр/05-2 антимонопольный орган предписал Обществу с 01 января 2008 г. производить расчет и предъявлять к оплате суммы за осуществление регулируемых видов деятельности только на основании утвержденных уполномоченным органом цен (тарифов) на данные виды деятельности, а также обязал Общество в срок до 20 августа 2007 г. перечислить в федеральный бюджет доход, полученный за период с 01 августа 2004 г. по 31 мая 2007 г. в результате нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", в размере 180 549 руб. 64 коп.
Из материалов дела следует, что ООО "Стройиндустрия" имеет лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации электрических сетей (рег. номер 50022671 от 29 апреля 2004 г.), эксплуатирует на законном основании объекты электросетевого хозяйства, технологически предназначенные для обеспечения электрических связей и осуществления к передачи (преобразования и распределения) электрической энергии (ТП-6/0,4 кВ N 2036, кабельные линии). При этом передача электрической энергии осуществляется Обществом как для собственных нужд, так и для обеспечения электрической энергией иных лиц (субабонентов), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к его электрическим сетям, в частности, ТСЖ "Кремль".
В соответствии с договором электроснабжения от 01 августа 2004 г. N 3/э (т. 1, л. д. 66 - 72), заключенным ТСЖ "Кремль" с ООО "Стройиндустрия", последнее обязуется, подавать субабоненту через присоединенную сеть электрическую энергию, а субабонент - принимать и своевременно оплачивать принятую электроэнергию. В соответствии с п. 1.4 договора "оплата услуг по обеспечению электрической энергией и обслуживанию электросетей производится согласно актам, представляемым субабоненту". На основании п. 2.1 договора ООО "Стройиндустрия" обязано подавать субабоненту электрическую энергию; принимать на техническое обслуживание расчетные электросчетчики по договорному соглашению; производить внеплановые проверки работы электрооборудования; незамедлительно оповещать субабонента об ограничениях подачи электроэнергии; осуществлять переустановку и замену трансформаторов при уведомлении субабонента; оперативно извещать субабонента о нарушениях и неисправностях в работе электрооборудования.
На основании вышеизложенного антимонопольным органом сделан вывод о фактическом осуществлении ООО "Стройиндустрия" деятельности по передаче электрической энергии.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О естественных монополиях" деятельность по передаче электрической энергии относится к естественно-монопольным видам деятельности.
Передача электрической энергии представляет собой физический процесс доставки товара (в данном случае электрической энергии (мощности)) до энергопринимающих устройств потребителя через технические устройства электрических сетей.
Услуги по передаче электрической энергии не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами), спрос на них в меньшей степени зависит от цены на этот товар (услуги).
В силу технологических оснований реализации товара (услуги по передаче электрической энергии), а именно: сложившихся схем электроснабжения, расположения энергопринимающих устройств покупателей и распределительных сетей продавца в определенном месте, наличия технологического присоединения энергопринимающих установок к электрическим сетям с учетом принципа однократности такого присоединения, обуславливающего техническую и экономическую нецелесообразность повторного присоединения (или переподключения) энергопринимающих устройств к электрическим сетям другого хозяйствующего субъекта, предоставляющего услуги по передаче электроэнергии, а также в силу правовых оснований реализации данного товара (право владения и пользования объектами электросетевого хозяйства, участвующими в процессе передачи энергоресурса), услуги по передаче электрической энергии предоставляются в условиях отсутствия конкуренции.
С учетом изложенного, судами первой и апелляционной инстанций сделан обоснованный вывод о том, что локальный рынок услуг по передаче электрической энергии через распределительные сети Общества, географические границы которого определены (ограничены) территорией, охваченной присоединенными электрическими сетями Общества в соответствии с вышеуказанными статьями Федерального закона "О естественных монополиях", находится в состоянии естественной монополии.
Хозяйствующий субъект - субъект естественной монополии, занятый производством (реализацией) товара (работ, услуг) в условиях естественной монополии, занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке (часть 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции"). В этой связи антимонопольным органом правомерно установлено, что со дня вступления в законную силу Федерального закона "О защите конкуренции" (с 26 октября 2006 г.) Общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии.
Поскольку Общество фактически осуществляло деятельность по передаче электрической энергии с 01 августа 2004 г., то есть до вступления в законную силу Федерального закона "О защите конкуренции", для оценки положения Общества на рынке услуг по передаче электроэнергии в период с 01 августа 2004 г. по 26 октября 2006 г. УФАС по Республике Татарстан был проведен анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке, по результатам которого составлена аналитическая справка о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по передаче электрической энергии (т. 1, л. д. 37 - 40) и сделан вывод о том, что в соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции" (ст. 4 Закона РСФСР "О конкуренции и монополистической деятельности на товарных рынках") Общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии с долей 100% в географических границах территории, расположенной по адресу: г. Казань, ул. К.Маркса, д. N 3 и N 5 и ул. Б.Красная, д. N 8, в пределах присоединенных электрических сетей данного хозяйствующего субъекта.
Судебными инстанциями отклонен довод Общества о том, что оно не оказывает услуги по передаче электрической энергии, основанный на том, что Общество не является сетевой организацией. Исходя из положений Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (ст. 6), а также Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (п. 3), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530, судебными инстанциями сделан обоснованный вывод о том, что в законодательстве об электроэнергетике (в том числе в период до 01 сентября 2006 г.) предусматривалось наличие иных, кроме сетевых организаций, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по передаче электроэнергии.
В силу п. 2 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2006 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии покупателю является его участие в оптовом рынке или наличие у такого покупателя заключенного с производителем или иным поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии, исполнение обязательств по которому осуществляется надлежащим образом.
По договору электроснабжения N 3/э от 01.08.2004 ООО "Стройиндустрия" обязуется подавать ТСЖ "Кремль" через присоединенную сеть электроэнергию, а ТСЖ "Кремль" обязуется принимать и своевременно оплачивать принятую электроэнергию.
В соответствии с п. 3 раздела 2 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", тарифы на услуги, оказываемые на розничном рынке электрической энергии (мощности), относятся к регулируемым тарифам. Следовательно, стоимость услуг по передаче электроэнергии не может быть определена соглашением сторон по договору, должен применяться тариф, установленный уполномоченным на то государственным органом (ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ).
Согласно статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.01.2001 N 3 "О создании Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан" и пунктом 2 Положения о Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан, утвержденного Постановлением Правления РЭК РТ от 30.03.2006 N 29, Республиканская энергетическая комиссия Республики Татарстан является органом исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на электрическую энергию. Одним из направлений деятельности РЭК РТ является установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям для организаций, оказывающих услуги в рамках, установленных ФСТ России предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов (пп. 9 п. 6 Положения).
Осуществление ООО "Стройиндустрия" регулируемого вида деятельности в отсутствие утвержденных уполномоченным органом цен (тарифов) и применение при расчетах с потребителями самостоятельно установленного тарифа является нарушением законодательства РФ в сфере ценообразования на электрическую энергию.
По фактам нарушения ООО "Стройиндустрия" установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, Татарстанским УФАС России применена статья 10 Федерального закона от 26.10.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающая действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Согласно п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н, (в редакции Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 30.03.2001 N 27н, от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 N 156н) доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Исходя из п. 6 того же Положения выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности (с учетом положений пункта 3 настоящего Положения). Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением).
Учитывая вышеизложенное, УФАС по Республике Татарстан в рамках предоставленных ему полномочий и на законных основаниях приняло оспариваемые решение и предписания.
С учетом вышеназванных норм, суды первой и апелляционной инстанций не нашли оснований для признания незаконным решения антимонопольного органа N 27тр/05 от 20.07.2007, в соответствии с которым ООО "Стройиндустрия" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", а также для признания недействительными выданных на основе указанного решения предписаний N 27тр/05-1 от 20.07.2007 и N 27тр/05-2 от 20.07.2007.
Данные выводы судебных инстанций следует признать основанными на надлежащем исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств и правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы о том, что применяемые ООО "Стройиндустрия" надбавки к тарифам на электрическую энергию (13% в 2004 и в 2005 годах, 20% в 2006 году и 30% в 2007 году) не являются платой за услуги по передаче электрической энергии, а представляют собой стоимость услуг по техническому обслуживанию внутридомовых электрических сетей ТСЖ "Кремль", а также обслуживания ТП-6/0,4 кВ, содержания уличного освещения, отклоняются судом кассационной инстанции как противоречащие материалам дела и не имеющие документального подтверждения.
Вопрос о незаконности сделки - договора электроснабжения между ТСЖ "Кремль" и ООО "Стройиндустрия" в части установления тарифа на подачу электрической энергии не являлся предметом рассматриваемого спора, в связи с чем ссылки Общества в кассационной жалобе на необходимость применения последствий признания сделки недействительной при установлении суммы дебиторской задолженности ТСЖ "Кремль", являются несостоятельными.
С учетом изложенного, предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены, изменения обжалуемых судебных актов по делу отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.03.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2008 по делу N А65-25909/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)