Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2009 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Андреещевой Н. Л.,
судей Алферовой Е. Е.,
Яковлева А. С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Потаповой Е. Н.,
при участии:
- от ОАО "ТГК N 4": Турковой О.В. - юрисконсульта, доверенность N 1089 от 02.03.2009 г., удостоверение <...>;
- от МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ администрации городского округа г. Воронеж: Дороховой К. А. - главного специалиста отдела правовой работы в сфере бюджетных правоотношений, доверенность N 1349-ФКУ от 19.12.2008 г., удостоверение <...>;
- от ТСЖ "Надежда": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от МУП "МИВЦ": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж, г. Воронеж, на решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.05.2009 г. по делу N А14-2364/2009/86/18 (судья Малыгина М. А.) по иску открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 4", г. Тула, в лице филиала открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 4" - "Воронежская региональная генерация", г. Воронеж, к Муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж, г. Воронеж, при участии третьих лиц Муниципального унитарного предприятия "Муниципальный информационно - вычислительный центр" городского округа город Воронеж, г. Воронеж, товарищества собственников жилья "Надежда", г. Воронеж, о взыскании 12 000 руб. убытков,
установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 4", г. Тула, в лице филиала открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 4" - "Воронежская региональная генерация", г. Воронеж, (далее - ОАО "ТГК N 4", истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском (с учетом уточнения) к Муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж (далее - МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ администрации ГО г. Воронеж, ответчик), г. Воронеж, о взыскании 37 037 руб. 81 коп. убытков за май, июль, ноябрь, декабрь 2008 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное унитарное предприятие "Муниципальный информационно - вычислительный центр" городского округа город Воронеж (далее - МУП "МИВЦ"), г. Воронеж, и товарищество собственников жилья "Надежда" (далее - ТСЖ "Надежда"), г. Воронеж.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 06.05.2009 г. исковые требования ОАО "ТГК N 4" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ Администрации ГО г. Воронеж обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Воронежской области от 06.05.2009 г., в связи с чем просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ администрации ГО г. Воронеж.
В качестве основания для отмены обжалуемого решения заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что в соответствии с частью 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. Установление тарифов на тепловую энергию согласно положениям Федерального закона N 41-ФЗ от 14.04.1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и в соответствии с нормами Федерального закона N 154-ФЗ от 28.08.1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не относится к компетенции органов местного самоуправления. При расчете с истцом ТСЖ "Надежда" неправомерно применяло тариф на тепловую энергию, установленный для населения постановлением Главы городского округа город Воронеж N 427 от 07.03.2008 г. "О тарифах на тепловую энергию для расчета размера платы граждан за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение", поскольку данный акт принят с превышением полномочий, установленных для исполнительного органа местного самоуправления. Для осуществления расчетов с поставщиком тепловой энергии подлежит применению тариф, установленный ГУТ Воронежской области, в связи с чем требование истца о взыскании убытков является неправомерным.
Рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось ввиду необходимости представления лицами, участвующими в деле, документов в обоснование своих позиций по настоящему спору.
В настоящем судебном заседании апелляционной инстанции представитель МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ администрации ГО г. Воронеж поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ОАО "ТГК N 4" доводы апелляционной жалобы отклонил по мотивам, изложенным в представленном отзыве, просил оставить решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.05.2009 г. без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица МУП "МИВЦ" и ТСЖ "Надежда" явку полномочных представителей в судебное заседание по настоящей апелляционной жалобе не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
От МУП "МИВЦ" через канцелярию Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Ввиду наличия доказательств надлежащего извещения МУП "МИВЦ" и ТСЖ "Надежда" о времени и месте судебного разбирательства, учитывая представленное МУП "МИВЦ" заявление, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей, в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения представителей ОАО "ТГК N 4" и МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ администрации ГО г. Воронеж, арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.05.2009 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 24.04.2006 г. между истцом ОАО "ТГК N 4" (энергоснабжающая организация) и ответчиком ТСЖ "Надежда" (абонент) был заключен договор N 7279 на снабжение тепловой энергией в горячей воде (л.д. 11-16), по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась отпускать абоненту до границы балансовой принадлежности через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель для нужд отопления и горячего водоснабжения в объемах согласно Приложению N 1 к настоящему договору, а абонент, в свою очередь, обязался принимать (потреблять) и своевременно оплачивать тепловую энергию и теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный настоящим договором режим потребления тепловой энергии, безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.
Во исполнение условий договора N 7279 от 24.04.2006 г. истец поставил для ТСЖ "Надежда" тепловой энергии в горячей воде: в мае 2008 г. - в количестве 12,01 Гкал на сумму 8241,16 руб., в июле 2008 г. - в количестве 4,32 Гкал на сумму 2 962,36 руб., в ноябре 2008 г. - в количестве 148,97 Гкал на сумму 102 620,25 руб., в декабре 2008 г. - в количестве 182,75 Гкал на сумму 125 895,93 руб.
Оплата за поставленную тепловую энергию была произведена частично за счет платежей населения, компенсации выпадающих доходов по предоставлению льгот и субсидий, а также за счет возмещения межтарифной разницы.
Предоставление дотации для финансирования затрат на межтарифную разницу возложено на ФКУ администрации ГО г. Воронеж.
Обязательства по перечислению денежных средств ответчик МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ администрации ГО г. Воронеж не исполнил, в связи с чем за ним перед истцом образовалась задолженность по дотации на покрытие межтарифной разницы за май, июль, ноябрь и декабрь 2008 года в сумме 37 037 руб. 81 коп.
Ссылаясь на наличие задолженности по оплате тепловой энергии, ОАО "ТГК N 4" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с рассматриваемыми исковыми требованиями (с учетом уточнения).
В соответствии со статьями 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В данном случае возникшие из договора N 7279 от 24.04.2006 г. правоотношения между ОАО "ТГК N 4" и ТСЖ "Надежда" регулируются нормами главы 30 ГК РФ о договоре энергоснабжения.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Факт поставки истцом в спорный период для ТСЖ "Надежда" тепловой энергии в горячей воде в мае 2008 г. - в количестве 12,01 Гкал на сумму 8241,16 руб., в июле 2008 г. - в количестве 4,32 Гкал на сумму 2 962,36 руб., в ноябре 2008 г. - в количестве 148,97 Гкал на сумму 102 620,25 руб., в декабре 2008 г. - в количестве 182,75 Гкал на сумму 125 895,93 руб. подтверждается имеющимися в материалах дела актами приема - передачи тепловой энергии, счетами - фактурами, актами снятия показаний приборов учета, справками - расчетами поставленной тепловой энергии и методиками расчета, и, кроме того, не оспаривался ТСЖ "Надежда" в ходе рассмотрения спора.
Порядок расчета за поставленную тепловую энергию определен разделом 3 договора N 7279 от 24.04.2006 г.
В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно пункту 3.1 вышеназванного договора расчеты за принятую тепловую энергию осуществляются абонентом по тарифам, утвержденным Главным управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области.
В соответствии с пунктом 3.4 указанного договора абонент оплачивает стоимость полученной тепловой энергии в полном объеме в следующем порядке:
§ за счет платежей населения не позднее 20 числа следующего за расчетным месяцем, путем перечисления денежных средств через МУП "МИВЦ" на расчетный счет энергоснабжающей организации на основании тарифов, утвержденных Постановлением Главы городского округа г. Воронеж "О плате граждан за услуги по отоплению и горячему водоснабжению", при этом возмещение затрат по выпадающим доходам, субсидиям и льготам, предоставляемым населению, производится из средств соответствующего бюджета МУП "МИВЦ" в соответствии с постановлением Муниципального Совета N 199-11 от 23.12.1997 г.
§ за счет возмещения Муниципальным образованием городской округ город Воронеж из средств местного бюджета разницы между полной стоимостью фактически отпущенной тепловой энергии и платежами населения (межтарифная разница), производимого на основании оформленных абонентом документах в следующих объемах и сроки: 50% до 20 числа месяца, следующего за расчетным, 50% до 30 числа месяца, следующего за расчетным (окончательный расчет).
Таким образом, в соответствии с разделом 3 договора N 7279 от 24.04.2006 г. источниками оплаты потребленной тепловой энергии являются платежи населения, средства по возмещению льгот населению, субсидии, средства по возмещению межтарифной разницы.
Как подтверждается материалами дела, истец выставлял ТСЖ "Надежда" счета на оплату тепловой энергии по тарифам, установленным решениями Правления главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области для ОАО "ТГК N 4".
Решениями ГУТ Воронежской области N 30/1 от 15.11.2007 года и N 31/9 от 21.01.2007 года для ОАО "ТГК N 4" при расчете с товариществами собственников жилья установлен тариф в размере 47,64 рублей за 1 куб. м и 581,52 рублей за 1 Гкал (л.д. 36-45).
Между тем, ТСЖ "Надежда" производило оплату полученной тепловой энергии по тарифам, установленным для населения города Воронежа постановлениями Главы городского округа город Воронеж.
Действовавшие в спорный период времени тарифы на централизованное отопление и горячее водоснабжение для населения были установлены Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение".
Согласно указанному постановлению Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427 тариф на тепловую энергию для расчета размера платы граждан за отопление составляет 686,19 рублей за 1 Гкал и 42,76 рублей за 1 куб. м горячей воды.
В соответствии с постановлением Муниципального совета г. Воронежа от 23.12.1997 года N 199-11 "Об утверждении новой редакции единого платежного документа для оплаты за жилищно-коммунальные услуги" и Решением Воронежской городской думы от 28.05.2008 года N 147-11 МУП "МИВЦ" является лицом, производящим формирование платежного документа для оплаты за жилищно-коммунальные услуги населением (с учетом льгот), начисляющим подлежащие уплате платежи и перечисляющим денежные средства поставщикам коммунальных услуг.
Как следует из расчета суммы задолженности и информации МУП "МИВЦ", за спорный период 2008 года оплата за потребленную тепловую энергию поступала истцу за счет платежей населения, возмещения льгот, перечисления межтарифной разницы ФКУ.
Из расчета ОАО "ТГК N 4" и данным МУП "МИВЦ" следует, что неоплаченная сумма разницы между фактической стоимостью оказанных услуг и суммой, начисленной к оплате населению, (межтарифная разница) составила 37 037 руб. 81 коп.
На основании части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитываются по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу статей 137, 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе заключать договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества, действуя при этом, как законный представитель интересов собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 3, 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 года, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Исходя из анализа вышеназванных норм права, в рамках спорных правоотношений следует, что товарищество собственников жилья не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов товарищества собственников жилья.
Следовательно, соответствующие обязательства товарищества собственников жилья перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами товарищества собственников жилья, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, товарищество собственников жилья оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Предъявляемая населению ТСЖ "Надежда" стоимость потребленной тепловой энергии и горячей воды производилась МУП "МИВЦ" с учетом тарифов для населения, установленных постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427.
19.12.2008 года решением суда Центрального района города Воронежа, вступившим в законную силу, постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" признано недействующим со дня его принятия.
В своем решении суд указал, что согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 г., установлен аналогичный порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в том числе за теплоснабжение.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
Закон субъекта о передаче полномочий по установлению тарифов органам местного самоуправления принят не был.
Во исполнение решения суда Центрального района города Воронежа от 19.12.2008 года постановлением Главы городского округа город Воронеж N 18 от 19.01.2009 года признано недействующим постановление Главы городского округа город Воронеж N 427 от 07.03.2008 года "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение".
27.01.2009 года решение суда Центрального района г. Воронежа от 19.12.2008 года и постановление Главы городского округа город Воронеж N 18 от 19.01.2009 года были опубликованы в газете "Берег".
Таким образом, в спорный период (май, июль, ноябрь, декабрь 2008 года) МУП "МИВЦ", руководствуясь постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение", осуществляло централизованное начисление населению стоимости потребленной тепловой энергии для целей отопления и горячей воды исходя из тарифов на тепловую энергию 686,19 рублей за 1Гкал и 42,76 рублей за 1 куб. м горячей воды, а не согласно тарифам, установленным решениями ГУТ Воронежской области N 30/1 от 15.11.2007 и N 31/9 от 21.11.2007 для ОАО "ТГК-4" при расчете с товариществами собственников жилья в размере 47,64 рублей за 1 куб. м и 581,52 рублей за 1 Гкал.
Из смысла пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" следует, что правом на возмещение убытков, образовавшихся из-за неисполнения публично-правовым образованием своей обязанности по возмещению разницы в тарифах на коммунальные услуги, с публично-правового образования обладает поставщик коммунальных услуг.
Статья 15 ГК РФ устанавливает, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Из смысла указанных правовых норм следует, что общие условия возникновения обязательства из причинения вреда включают в себя помимо факта неправомерного действия одного лица и наличия вреда у другого лица, как следствия неправомерного действия, в качестве необходимого основания также вину причинителя вреда и причинную связь между неправомерными действиями и наступившим вредом.
Согласно статье 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Положением о Финансово-казначейском управлении администрации городского округа город Воронеж, утвержденным распоряжением главы городского округа город Воронеж от 02.06.2008 года N 325-р, предусмотрено, что Финансово-казначейское управление администрации городского округа город Воронеж является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, обеспечивающим проведение единой финансовой политики городского округа и осуществляющим функции по составлению и исполнению бюджета городского округа (пункт 1.1.).
Таким образом, поскольку вступившим в законную силу решением суда Центрального района города Воронежа от 19.12.2008 г., имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, признаны неправомерными действия исполнительного органа муниципального образования городской округ город Воронеж по установлению для граждан тарифов постановлением Главы городского округа город Воронеж N 427 от 07.03.2008 г. "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение", суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу ОАО "ТГК-4" убытков в сумме 37 037 руб. 81 коп., причиненных незаконными действиями органа местного самоуправления по установлению тарифов для населения.
Доказательств, подтверждающих перечисление МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ Администрации ГО г. Воронеж платежей по возмещению межтарифной разницы поставщику или товариществу собственников жилья, в материалы дела не представлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что истец неправомерно при расчете задолженности ТСЖ "Надежда" применил тариф, установленный для населения постановлением главы городского округа г. Воронеж, о необходимости применения ТСЖ "Надежда" при расчетах с истцом тарифов, установленных для поставщика ГУТ Воронежской области, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, как необоснованные.
В спорный период, до вступления в законную силу решения суда Центрального района города Воронежа, постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" являлось действующим, и, соответственно, подлежащим применению.
Материалами дела установлено, что сторонами по делу фактически учитывались установленные муниципальным органом тарифы при расчете сумм, предъявляемых населению.
Население оплачивало потребленную энергию по указанным тарифам.
Иных убедительных аргументов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
По мнению апелляционной коллегии, при принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения Арбитражного суда Воронежской области от 06.05.2009 г. и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 6 мая 2009 года по делу N А14-2364/2009/86/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж, г. Воронеж, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2009 ПО ДЕЛУ N А14-2364/2009/86/18
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2009 г. по делу N А14-2364/2009/86/18
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2009 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Андреещевой Н. Л.,
судей Алферовой Е. Е.,
Яковлева А. С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Потаповой Е. Н.,
при участии:
- от ОАО "ТГК N 4": Турковой О.В. - юрисконсульта, доверенность N 1089 от 02.03.2009 г., удостоверение <...>;
- от МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ администрации городского округа г. Воронеж: Дороховой К. А. - главного специалиста отдела правовой работы в сфере бюджетных правоотношений, доверенность N 1349-ФКУ от 19.12.2008 г., удостоверение <...>;
- от ТСЖ "Надежда": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от МУП "МИВЦ": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж, г. Воронеж, на решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.05.2009 г. по делу N А14-2364/2009/86/18 (судья Малыгина М. А.) по иску открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 4", г. Тула, в лице филиала открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 4" - "Воронежская региональная генерация", г. Воронеж, к Муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж, г. Воронеж, при участии третьих лиц Муниципального унитарного предприятия "Муниципальный информационно - вычислительный центр" городского округа город Воронеж, г. Воронеж, товарищества собственников жилья "Надежда", г. Воронеж, о взыскании 12 000 руб. убытков,
установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 4", г. Тула, в лице филиала открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 4" - "Воронежская региональная генерация", г. Воронеж, (далее - ОАО "ТГК N 4", истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском (с учетом уточнения) к Муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж (далее - МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ администрации ГО г. Воронеж, ответчик), г. Воронеж, о взыскании 37 037 руб. 81 коп. убытков за май, июль, ноябрь, декабрь 2008 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное унитарное предприятие "Муниципальный информационно - вычислительный центр" городского округа город Воронеж (далее - МУП "МИВЦ"), г. Воронеж, и товарищество собственников жилья "Надежда" (далее - ТСЖ "Надежда"), г. Воронеж.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 06.05.2009 г. исковые требования ОАО "ТГК N 4" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ Администрации ГО г. Воронеж обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Воронежской области от 06.05.2009 г., в связи с чем просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ администрации ГО г. Воронеж.
В качестве основания для отмены обжалуемого решения заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что в соответствии с частью 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. Установление тарифов на тепловую энергию согласно положениям Федерального закона N 41-ФЗ от 14.04.1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и в соответствии с нормами Федерального закона N 154-ФЗ от 28.08.1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не относится к компетенции органов местного самоуправления. При расчете с истцом ТСЖ "Надежда" неправомерно применяло тариф на тепловую энергию, установленный для населения постановлением Главы городского округа город Воронеж N 427 от 07.03.2008 г. "О тарифах на тепловую энергию для расчета размера платы граждан за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение", поскольку данный акт принят с превышением полномочий, установленных для исполнительного органа местного самоуправления. Для осуществления расчетов с поставщиком тепловой энергии подлежит применению тариф, установленный ГУТ Воронежской области, в связи с чем требование истца о взыскании убытков является неправомерным.
Рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось ввиду необходимости представления лицами, участвующими в деле, документов в обоснование своих позиций по настоящему спору.
В настоящем судебном заседании апелляционной инстанции представитель МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ администрации ГО г. Воронеж поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ОАО "ТГК N 4" доводы апелляционной жалобы отклонил по мотивам, изложенным в представленном отзыве, просил оставить решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.05.2009 г. без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица МУП "МИВЦ" и ТСЖ "Надежда" явку полномочных представителей в судебное заседание по настоящей апелляционной жалобе не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
От МУП "МИВЦ" через канцелярию Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Ввиду наличия доказательств надлежащего извещения МУП "МИВЦ" и ТСЖ "Надежда" о времени и месте судебного разбирательства, учитывая представленное МУП "МИВЦ" заявление, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей, в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения представителей ОАО "ТГК N 4" и МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ администрации ГО г. Воронеж, арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.05.2009 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 24.04.2006 г. между истцом ОАО "ТГК N 4" (энергоснабжающая организация) и ответчиком ТСЖ "Надежда" (абонент) был заключен договор N 7279 на снабжение тепловой энергией в горячей воде (л.д. 11-16), по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась отпускать абоненту до границы балансовой принадлежности через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель для нужд отопления и горячего водоснабжения в объемах согласно Приложению N 1 к настоящему договору, а абонент, в свою очередь, обязался принимать (потреблять) и своевременно оплачивать тепловую энергию и теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный настоящим договором режим потребления тепловой энергии, безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.
Во исполнение условий договора N 7279 от 24.04.2006 г. истец поставил для ТСЖ "Надежда" тепловой энергии в горячей воде: в мае 2008 г. - в количестве 12,01 Гкал на сумму 8241,16 руб., в июле 2008 г. - в количестве 4,32 Гкал на сумму 2 962,36 руб., в ноябре 2008 г. - в количестве 148,97 Гкал на сумму 102 620,25 руб., в декабре 2008 г. - в количестве 182,75 Гкал на сумму 125 895,93 руб.
Оплата за поставленную тепловую энергию была произведена частично за счет платежей населения, компенсации выпадающих доходов по предоставлению льгот и субсидий, а также за счет возмещения межтарифной разницы.
Предоставление дотации для финансирования затрат на межтарифную разницу возложено на ФКУ администрации ГО г. Воронеж.
Обязательства по перечислению денежных средств ответчик МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ администрации ГО г. Воронеж не исполнил, в связи с чем за ним перед истцом образовалась задолженность по дотации на покрытие межтарифной разницы за май, июль, ноябрь и декабрь 2008 года в сумме 37 037 руб. 81 коп.
Ссылаясь на наличие задолженности по оплате тепловой энергии, ОАО "ТГК N 4" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с рассматриваемыми исковыми требованиями (с учетом уточнения).
В соответствии со статьями 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В данном случае возникшие из договора N 7279 от 24.04.2006 г. правоотношения между ОАО "ТГК N 4" и ТСЖ "Надежда" регулируются нормами главы 30 ГК РФ о договоре энергоснабжения.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Факт поставки истцом в спорный период для ТСЖ "Надежда" тепловой энергии в горячей воде в мае 2008 г. - в количестве 12,01 Гкал на сумму 8241,16 руб., в июле 2008 г. - в количестве 4,32 Гкал на сумму 2 962,36 руб., в ноябре 2008 г. - в количестве 148,97 Гкал на сумму 102 620,25 руб., в декабре 2008 г. - в количестве 182,75 Гкал на сумму 125 895,93 руб. подтверждается имеющимися в материалах дела актами приема - передачи тепловой энергии, счетами - фактурами, актами снятия показаний приборов учета, справками - расчетами поставленной тепловой энергии и методиками расчета, и, кроме того, не оспаривался ТСЖ "Надежда" в ходе рассмотрения спора.
Порядок расчета за поставленную тепловую энергию определен разделом 3 договора N 7279 от 24.04.2006 г.
В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно пункту 3.1 вышеназванного договора расчеты за принятую тепловую энергию осуществляются абонентом по тарифам, утвержденным Главным управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области.
В соответствии с пунктом 3.4 указанного договора абонент оплачивает стоимость полученной тепловой энергии в полном объеме в следующем порядке:
§ за счет платежей населения не позднее 20 числа следующего за расчетным месяцем, путем перечисления денежных средств через МУП "МИВЦ" на расчетный счет энергоснабжающей организации на основании тарифов, утвержденных Постановлением Главы городского округа г. Воронеж "О плате граждан за услуги по отоплению и горячему водоснабжению", при этом возмещение затрат по выпадающим доходам, субсидиям и льготам, предоставляемым населению, производится из средств соответствующего бюджета МУП "МИВЦ" в соответствии с постановлением Муниципального Совета N 199-11 от 23.12.1997 г.
§ за счет возмещения Муниципальным образованием городской округ город Воронеж из средств местного бюджета разницы между полной стоимостью фактически отпущенной тепловой энергии и платежами населения (межтарифная разница), производимого на основании оформленных абонентом документах в следующих объемах и сроки: 50% до 20 числа месяца, следующего за расчетным, 50% до 30 числа месяца, следующего за расчетным (окончательный расчет).
Таким образом, в соответствии с разделом 3 договора N 7279 от 24.04.2006 г. источниками оплаты потребленной тепловой энергии являются платежи населения, средства по возмещению льгот населению, субсидии, средства по возмещению межтарифной разницы.
Как подтверждается материалами дела, истец выставлял ТСЖ "Надежда" счета на оплату тепловой энергии по тарифам, установленным решениями Правления главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области для ОАО "ТГК N 4".
Решениями ГУТ Воронежской области N 30/1 от 15.11.2007 года и N 31/9 от 21.01.2007 года для ОАО "ТГК N 4" при расчете с товариществами собственников жилья установлен тариф в размере 47,64 рублей за 1 куб. м и 581,52 рублей за 1 Гкал (л.д. 36-45).
Между тем, ТСЖ "Надежда" производило оплату полученной тепловой энергии по тарифам, установленным для населения города Воронежа постановлениями Главы городского округа город Воронеж.
Действовавшие в спорный период времени тарифы на централизованное отопление и горячее водоснабжение для населения были установлены Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение".
Согласно указанному постановлению Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427 тариф на тепловую энергию для расчета размера платы граждан за отопление составляет 686,19 рублей за 1 Гкал и 42,76 рублей за 1 куб. м горячей воды.
В соответствии с постановлением Муниципального совета г. Воронежа от 23.12.1997 года N 199-11 "Об утверждении новой редакции единого платежного документа для оплаты за жилищно-коммунальные услуги" и Решением Воронежской городской думы от 28.05.2008 года N 147-11 МУП "МИВЦ" является лицом, производящим формирование платежного документа для оплаты за жилищно-коммунальные услуги населением (с учетом льгот), начисляющим подлежащие уплате платежи и перечисляющим денежные средства поставщикам коммунальных услуг.
Как следует из расчета суммы задолженности и информации МУП "МИВЦ", за спорный период 2008 года оплата за потребленную тепловую энергию поступала истцу за счет платежей населения, возмещения льгот, перечисления межтарифной разницы ФКУ.
Из расчета ОАО "ТГК N 4" и данным МУП "МИВЦ" следует, что неоплаченная сумма разницы между фактической стоимостью оказанных услуг и суммой, начисленной к оплате населению, (межтарифная разница) составила 37 037 руб. 81 коп.
На основании части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитываются по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу статей 137, 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе заключать договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества, действуя при этом, как законный представитель интересов собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 3, 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 года, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Исходя из анализа вышеназванных норм права, в рамках спорных правоотношений следует, что товарищество собственников жилья не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов товарищества собственников жилья.
Следовательно, соответствующие обязательства товарищества собственников жилья перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами товарищества собственников жилья, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, товарищество собственников жилья оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Предъявляемая населению ТСЖ "Надежда" стоимость потребленной тепловой энергии и горячей воды производилась МУП "МИВЦ" с учетом тарифов для населения, установленных постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427.
19.12.2008 года решением суда Центрального района города Воронежа, вступившим в законную силу, постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" признано недействующим со дня его принятия.
В своем решении суд указал, что согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 г., установлен аналогичный порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в том числе за теплоснабжение.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
Закон субъекта о передаче полномочий по установлению тарифов органам местного самоуправления принят не был.
Во исполнение решения суда Центрального района города Воронежа от 19.12.2008 года постановлением Главы городского округа город Воронеж N 18 от 19.01.2009 года признано недействующим постановление Главы городского округа город Воронеж N 427 от 07.03.2008 года "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение".
27.01.2009 года решение суда Центрального района г. Воронежа от 19.12.2008 года и постановление Главы городского округа город Воронеж N 18 от 19.01.2009 года были опубликованы в газете "Берег".
Таким образом, в спорный период (май, июль, ноябрь, декабрь 2008 года) МУП "МИВЦ", руководствуясь постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение", осуществляло централизованное начисление населению стоимости потребленной тепловой энергии для целей отопления и горячей воды исходя из тарифов на тепловую энергию 686,19 рублей за 1Гкал и 42,76 рублей за 1 куб. м горячей воды, а не согласно тарифам, установленным решениями ГУТ Воронежской области N 30/1 от 15.11.2007 и N 31/9 от 21.11.2007 для ОАО "ТГК-4" при расчете с товариществами собственников жилья в размере 47,64 рублей за 1 куб. м и 581,52 рублей за 1 Гкал.
Из смысла пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" следует, что правом на возмещение убытков, образовавшихся из-за неисполнения публично-правовым образованием своей обязанности по возмещению разницы в тарифах на коммунальные услуги, с публично-правового образования обладает поставщик коммунальных услуг.
Статья 15 ГК РФ устанавливает, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Из смысла указанных правовых норм следует, что общие условия возникновения обязательства из причинения вреда включают в себя помимо факта неправомерного действия одного лица и наличия вреда у другого лица, как следствия неправомерного действия, в качестве необходимого основания также вину причинителя вреда и причинную связь между неправомерными действиями и наступившим вредом.
Согласно статье 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Положением о Финансово-казначейском управлении администрации городского округа город Воронеж, утвержденным распоряжением главы городского округа город Воронеж от 02.06.2008 года N 325-р, предусмотрено, что Финансово-казначейское управление администрации городского округа город Воронеж является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, обеспечивающим проведение единой финансовой политики городского округа и осуществляющим функции по составлению и исполнению бюджета городского округа (пункт 1.1.).
Таким образом, поскольку вступившим в законную силу решением суда Центрального района города Воронежа от 19.12.2008 г., имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, признаны неправомерными действия исполнительного органа муниципального образования городской округ город Воронеж по установлению для граждан тарифов постановлением Главы городского округа город Воронеж N 427 от 07.03.2008 г. "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение", суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу ОАО "ТГК-4" убытков в сумме 37 037 руб. 81 коп., причиненных незаконными действиями органа местного самоуправления по установлению тарифов для населения.
Доказательств, подтверждающих перечисление МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ Администрации ГО г. Воронеж платежей по возмещению межтарифной разницы поставщику или товариществу собственников жилья, в материалы дела не представлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что истец неправомерно при расчете задолженности ТСЖ "Надежда" применил тариф, установленный для населения постановлением главы городского округа г. Воронеж, о необходимости применения ТСЖ "Надежда" при расчетах с истцом тарифов, установленных для поставщика ГУТ Воронежской области, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, как необоснованные.
В спорный период, до вступления в законную силу решения суда Центрального района города Воронежа, постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" являлось действующим, и, соответственно, подлежащим применению.
Материалами дела установлено, что сторонами по делу фактически учитывались установленные муниципальным органом тарифы при расчете сумм, предъявляемых населению.
Население оплачивало потребленную энергию по указанным тарифам.
Иных убедительных аргументов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
По мнению апелляционной коллегии, при принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения Арбитражного суда Воронежской области от 06.05.2009 г. и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 6 мая 2009 года по делу N А14-2364/2009/86/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж, г. Воронеж, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
Н.Л.АНДРЕЕЩЕВА
Н.Л.АНДРЕЕЩЕВА
Судьи
Е.Е.АЛФЕРОВА
А.С.ЯКОВЛЕВ
Е.Е.АЛФЕРОВА
А.С.ЯКОВЛЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)