Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Пензенская энергосбытовая компания", г. Пенза,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 09.08.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2010
по делу N А49-2367/2010
по иску открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Пензаэнерго" (ИНН: 6450925977, ОГРН: 1076450006280) к открытому акционерному обществу "Пензенская энергосбытовая компания" (ИНН: 5835059003, ОГРН: 1055803000054) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи электрической энергии,
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Пензенская энергосбытовая компания" (далее - ответчик, ОАО "Пензаэнергосбыт") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи электрической энергии, приобретаемой в целях компенсации потерь от 23.12.2009 N юр/д-09-951, в котором просило принять спорные пункты договора на условиях, предложенных истцом.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 09.08.2010 исковые требования удовлетворены частично.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2010 решение суда первой инстанции от 09.08.2010 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушение норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судами не принято решение об урегулировании разногласий в отношении точек отпуска, определенных сторонами в приложении N 2 к договору.
Отзывом на кассационную жалобу истец просит вынесенные судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Пункт 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российское Федерации устанавливает, что договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российское Федерации офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и, выражая намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
Истец подготовил проект договора купли-продажи электрической энергии от 23.12.2009 N юр/д-09-951, приобретаемой в целях компенсации потерь, со своей стороны подписал его и направил ответчику. Данный договор суды предыдущих инстанций правомерно посчитали офертой.
Согласно пункту 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
05.03.2010 истец получил от ответчика проект договора купли-продажи электрической энергии от 23.12.2009 N юр/д-09-951, приобретаемой в целях компенсации потерь, с протоколом разногласий от 04.03.2010, что послужило основанием к предъявлению настоящего иска о принятии спорных пунктов договора на условиях, предложенных истцом.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды предыдущих инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с положениями статей 421 - 422 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Из существа рассматриваемого спора следует, что у сторон при заключении договора возникли разногласия по определению объема поставки электрической энергии из электрической сети истца на энергопринимающие устройства потребителей (определение точки отпуска); и определению объема электрической энергии, приобретаемой истцом в целях компенсации потерь (фактические потери и "небаланс").
Вместе с тем в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии от 02.04.2008 N юр/д-08-483 отсутствует определение понятия "точка отпуска" и не определен порядок составления в отношении потребителей ОАО "Пензаэнергосбыт" первичных учетных документов, фиксирующих факт и объемы потребления электроэнергии, подлежащих использованию сетевой организацией для определения объема потерь электрической энергии в принадлежащих ей электрических сетях в порядке, установленном пунктом 121 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила ФРР).
Таким образом, предлагаемый ответчиком вариант изложения приложения, касающегося точек отпуска, в частности в многоквартирные дома и бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, противоречит требованиям действующего законодательства.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 N 7445/09 расчет энергосбытовой компанией потерь электрической энергии в зависимости от количества электрической энергией, оплаченной бытовыми потребителями, означает возможность неучета в составе полезного отпуска потребленной, но неоплаченной электрической энергии, что приведет к ее необоснованному отнесению на потери в сетях сетевой организации.
Данные, полученные с помощью индивидуальных приборов учета, установленных непосредственно в квартирах граждан либо на лестничных площадках, учитывающих только внутриквартирное потребление электроэнергии, а не на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей являются недопустимыми, как несоответствующие пунктам 2, 88, 89 Правил ФРР.
Пунктом 2 Правил ФРР предусмотрено, что "точка поставки на розничном рынке" - место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя (продавца) электрической энергии либо лица, в интересах которого он приобретает (продает) электрическую энергию, и являющееся местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии и (или) оказанию услуг, используемым для определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии, энергоснабжения, оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.
В соответствии с пунктом 88 Правил ФРР собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, а также собственники жилых домов вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в соответствии с настоящими Правилами и жилищным законодательством Российской Федерации. При этом определение объемов поставленной электрической энергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Порядок распределения между собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме объема электрической энергии, поставленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) или сетевая организация несут ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии в пределах границ балансовой принадлежности внутридомовых электрических сетей в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации несет лицо, осуществляющее обслуживание внутридомовых инженерных систем.
Пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила ПКУ) предусмотрено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.
Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Редакция истца в указанной части соответствует действующему законодательству, поскольку точкой поставки, т.е. местом исполнения истцом обязательств по передаче электрической энергии, местом определения объемов поставленной истцом электрической энергии, является граница балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей; внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а условие, предложенное ответчиком об определении точек отпуска по договору, за пределами границ балансовой принадлежности электрических сетей истца и внутридомовых сетей (то есть по индивидуальным приборам учета), противоречит содержанию указанных пунктов и является в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожным.
Таким образом, у истца отсутствовали правовые основания для оплаты потерь в бесхозяйных сетях (сетях, собственник которых не установлен), а, следовательно, объем потерь, подлежащих оплате со стороны истца, должен определяться на границе раздела с бесхозяйными сетями (сетями, собственник которых не установлен).
В тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых оказываются услуги по передаче электрической энергии, учитываются расходы сетевой организации на оплату нормативных технологических потерь, не включенных в тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), в целях компенсации экономически обоснованных расходов организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, на покупку электрической энергии и мощности в объемах, необходимых для покрытия нормативных технологических потерь (пункт 64 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109).
Нормативы потерь для сетевых организаций ежегодно рассчитываются и утверждаются Минэнерго России. В соответствии с инструкцией по организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденной Приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 326, на энергооборудование, принадлежащее сетевой организации на праве собственности или эксплуатируемое на ином законном основании, включение потерь электрической энергии в бесхозяйных сетях, не переданных в пользование сетевой организации, в нормативы потерь сетевой организации не предусмотрено.
Для определения объема потерь электрической энергии при ее передаче из сетей истца в сети других собственников либо в бесхозяйные сети, истец предлагает при определении взаимных обязательств по договору купли-продажи электрической энергии, приобретаемой в целях компенсации потерь, использовать установленные истцом и соответствующие требованиям об организации учета электрической энергии приборы учета.
Согласно пункту 121 Правил ФРР сетевая организация определяет объем потерь электрической энергии в принадлежащих ей электрических сетях за расчетный период на основании данных коммерческого учета электрической энергии, подтвержденных потребителями и производителями (поставщиками) электрической энергии и сетевыми организациями, электрические сети которых технологически присоединены к ее электрическим сетям, зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии. В случае покупки электрической энергии для компенсации потерь у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) представляет ему (ей) рассчитанные на основании указанных документов данные о величине потерь электрической энергии.
Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 не предусматривают оплату сетевой организацией какого-либо иного объема потерь (в частности предлагаемый ответчиком "небаланс"), кроме оплаты стоимости фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке действующим законодательством, в частности положениями пункта 121 Правил ФРР не предусмотрена обязанность всех сетевых компаний, приобретающих у гарантирующего поставщика электроэнергию, оплачивать "расхождения".
В то же время в случае ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных Правилами недискриминационного доступа и договором на оказание услуг по передаче электрической энергии, общество не лишено возможности обратится в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
Кроме того, стороны вправе прекратить взаимные обязательства путем зачета встречных однородных требований в порядке статьи 410 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции полагает, что спор разрешен судами первой и апелляционной инстанции в соответствии с действующим законодательством, фактическим обстоятельствам дела, установленным на основе полного всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
решение Арбитражного суда Пензенской области от 09.08.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2010 по делу N А49-2367/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 28.04.2011 ПО ДЕЛУ N А49-2367/2010
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2011 г. по делу N А49-2367/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Пензенская энергосбытовая компания", г. Пенза,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 09.08.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2010
по делу N А49-2367/2010
по иску открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Пензаэнерго" (ИНН: 6450925977, ОГРН: 1076450006280) к открытому акционерному обществу "Пензенская энергосбытовая компания" (ИНН: 5835059003, ОГРН: 1055803000054) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи электрической энергии,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Пензенская энергосбытовая компания" (далее - ответчик, ОАО "Пензаэнергосбыт") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи электрической энергии, приобретаемой в целях компенсации потерь от 23.12.2009 N юр/д-09-951, в котором просило принять спорные пункты договора на условиях, предложенных истцом.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 09.08.2010 исковые требования удовлетворены частично.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2010 решение суда первой инстанции от 09.08.2010 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушение норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судами не принято решение об урегулировании разногласий в отношении точек отпуска, определенных сторонами в приложении N 2 к договору.
Отзывом на кассационную жалобу истец просит вынесенные судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Пункт 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российское Федерации устанавливает, что договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российское Федерации офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и, выражая намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
Истец подготовил проект договора купли-продажи электрической энергии от 23.12.2009 N юр/д-09-951, приобретаемой в целях компенсации потерь, со своей стороны подписал его и направил ответчику. Данный договор суды предыдущих инстанций правомерно посчитали офертой.
Согласно пункту 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
05.03.2010 истец получил от ответчика проект договора купли-продажи электрической энергии от 23.12.2009 N юр/д-09-951, приобретаемой в целях компенсации потерь, с протоколом разногласий от 04.03.2010, что послужило основанием к предъявлению настоящего иска о принятии спорных пунктов договора на условиях, предложенных истцом.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды предыдущих инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с положениями статей 421 - 422 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Из существа рассматриваемого спора следует, что у сторон при заключении договора возникли разногласия по определению объема поставки электрической энергии из электрической сети истца на энергопринимающие устройства потребителей (определение точки отпуска); и определению объема электрической энергии, приобретаемой истцом в целях компенсации потерь (фактические потери и "небаланс").
Вместе с тем в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии от 02.04.2008 N юр/д-08-483 отсутствует определение понятия "точка отпуска" и не определен порядок составления в отношении потребителей ОАО "Пензаэнергосбыт" первичных учетных документов, фиксирующих факт и объемы потребления электроэнергии, подлежащих использованию сетевой организацией для определения объема потерь электрической энергии в принадлежащих ей электрических сетях в порядке, установленном пунктом 121 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила ФРР).
Таким образом, предлагаемый ответчиком вариант изложения приложения, касающегося точек отпуска, в частности в многоквартирные дома и бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, противоречит требованиям действующего законодательства.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 N 7445/09 расчет энергосбытовой компанией потерь электрической энергии в зависимости от количества электрической энергией, оплаченной бытовыми потребителями, означает возможность неучета в составе полезного отпуска потребленной, но неоплаченной электрической энергии, что приведет к ее необоснованному отнесению на потери в сетях сетевой организации.
Данные, полученные с помощью индивидуальных приборов учета, установленных непосредственно в квартирах граждан либо на лестничных площадках, учитывающих только внутриквартирное потребление электроэнергии, а не на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей являются недопустимыми, как несоответствующие пунктам 2, 88, 89 Правил ФРР.
Пунктом 2 Правил ФРР предусмотрено, что "точка поставки на розничном рынке" - место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя (продавца) электрической энергии либо лица, в интересах которого он приобретает (продает) электрическую энергию, и являющееся местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии и (или) оказанию услуг, используемым для определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии, энергоснабжения, оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.
В соответствии с пунктом 88 Правил ФРР собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, а также собственники жилых домов вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в соответствии с настоящими Правилами и жилищным законодательством Российской Федерации. При этом определение объемов поставленной электрической энергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Порядок распределения между собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме объема электрической энергии, поставленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) или сетевая организация несут ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии в пределах границ балансовой принадлежности внутридомовых электрических сетей в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации несет лицо, осуществляющее обслуживание внутридомовых инженерных систем.
Пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила ПКУ) предусмотрено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.
Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Редакция истца в указанной части соответствует действующему законодательству, поскольку точкой поставки, т.е. местом исполнения истцом обязательств по передаче электрической энергии, местом определения объемов поставленной истцом электрической энергии, является граница балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей; внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а условие, предложенное ответчиком об определении точек отпуска по договору, за пределами границ балансовой принадлежности электрических сетей истца и внутридомовых сетей (то есть по индивидуальным приборам учета), противоречит содержанию указанных пунктов и является в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожным.
Таким образом, у истца отсутствовали правовые основания для оплаты потерь в бесхозяйных сетях (сетях, собственник которых не установлен), а, следовательно, объем потерь, подлежащих оплате со стороны истца, должен определяться на границе раздела с бесхозяйными сетями (сетями, собственник которых не установлен).
В тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых оказываются услуги по передаче электрической энергии, учитываются расходы сетевой организации на оплату нормативных технологических потерь, не включенных в тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), в целях компенсации экономически обоснованных расходов организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, на покупку электрической энергии и мощности в объемах, необходимых для покрытия нормативных технологических потерь (пункт 64 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109).
Нормативы потерь для сетевых организаций ежегодно рассчитываются и утверждаются Минэнерго России. В соответствии с инструкцией по организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденной Приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 326, на энергооборудование, принадлежащее сетевой организации на праве собственности или эксплуатируемое на ином законном основании, включение потерь электрической энергии в бесхозяйных сетях, не переданных в пользование сетевой организации, в нормативы потерь сетевой организации не предусмотрено.
Для определения объема потерь электрической энергии при ее передаче из сетей истца в сети других собственников либо в бесхозяйные сети, истец предлагает при определении взаимных обязательств по договору купли-продажи электрической энергии, приобретаемой в целях компенсации потерь, использовать установленные истцом и соответствующие требованиям об организации учета электрической энергии приборы учета.
Согласно пункту 121 Правил ФРР сетевая организация определяет объем потерь электрической энергии в принадлежащих ей электрических сетях за расчетный период на основании данных коммерческого учета электрической энергии, подтвержденных потребителями и производителями (поставщиками) электрической энергии и сетевыми организациями, электрические сети которых технологически присоединены к ее электрическим сетям, зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии. В случае покупки электрической энергии для компенсации потерь у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) представляет ему (ей) рассчитанные на основании указанных документов данные о величине потерь электрической энергии.
Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 не предусматривают оплату сетевой организацией какого-либо иного объема потерь (в частности предлагаемый ответчиком "небаланс"), кроме оплаты стоимости фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке действующим законодательством, в частности положениями пункта 121 Правил ФРР не предусмотрена обязанность всех сетевых компаний, приобретающих у гарантирующего поставщика электроэнергию, оплачивать "расхождения".
В то же время в случае ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных Правилами недискриминационного доступа и договором на оказание услуг по передаче электрической энергии, общество не лишено возможности обратится в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
Кроме того, стороны вправе прекратить взаимные обязательства путем зачета встречных однородных требований в порядке статьи 410 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции полагает, что спор разрешен судами первой и апелляционной инстанции в соответствии с действующим законодательством, фактическим обстоятельствам дела, установленным на основе полного всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 09.08.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2010 по делу N А49-2367/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)