Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 14.02.2007 ПО ДЕЛУ N А23-921/06Г-4-39

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 14 февраля 2007 г. Дело N А23-921/06Г-4-39
от 7 февраля 2007 г.



Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы МУП "Калугатеплосеть" и ФГУП "Калужский электромеханический завод" на Решение Арбитражного суда Калужской области от 07.08.2006 и Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Калужской области от 09.10.2006,
УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья "Суворова, 147", г. Калуга, обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Калужский электромеханический завод", г. Калуга, и муниципальному унитарному предприятию "Калугатеплосеть", г. Калуга, о разрешении преддоговорного спора по договору на отпуск тепловой энергии от 01.01.2006 N 806а по пунктам 2.5.1 и 4.2.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Комитет государственного регулирования тарифов Калужской области и городская управа городского округа город Калуга.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 07.08.2006 пункт 2.5.1 договора N 806а от 01.01.2006 принят в редакции товарищества собственников жилья "Суворова, 147" согласно письменному уточнению N 4 от 31.07.2006, за исключением слов "по отоплению" и "утвержденным регулирующим органом, каковым является на 01.06.2006 орган местного самоуправления городская управа городского округа город Калуга. Пункт 4.2 договора N 806а от 01.01.2006 утвержден в редакции товарищества собственников жилья "Суворова, 147" согласно письменному уточнению N 4 от 31.07.2006.
Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 09.10.2006 указанное решение оставлено без изменения.
Ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам в части выводов относительно редакции пункта 2.5.1, ФГУП "Калужский электромеханический завод" и МУП "Калугатеплосеть" обратились в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационными жалобами, в которых они просят об отмене судебных актов в указанной части.
Заявители кассационных жалоб полагают, что судами неправомерно применены при разрешении спора Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В части определения судом редакции пункта 4.2 договора судебные акты сторонами не оспариваются, в связи с чем в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не являются предметом исследования и оценки судом кассационной инстанции.
Представитель МУП "Калугатеплосеть" поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители истца, третьих лиц и ответчика - ФГУП "Калужский электромеханический завод" в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом. В силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя МУП "Калугатеплосеть", оценив доводы кассационных жалоб и отзывов на них, арбитражный суд кассационной инстанции находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене в обжалуемой части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец просил изложить пункт 2.5.1 договора от 01.01.2006 N 806а в следующей редакции: "Принимать и оплачивать тепловую энергию для целей отопления и горячего водоснабжения населения, услуги по ее передаче для нужд населения по тарифам по отоплению для граждан, утвержденным регулирующим органом, каковым является на 01.06.2006 орган местного самоуправления - городская управа городского округа город Калуга.
Ответчики просили утвердить спорный пункт в редакции, указанной в проекте договора от 01.01.2006 N 806а: "Потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию "Производителю", услуги по ее передаче и стоимость питьевой воды для нужд горячего водоснабжения "Сетевой организации" по тарифам, утвержденным для указанных лиц в установленном законодательством РФ порядке".
Принимая решение об утверждении спорного пункта в редакции истца, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что тепловая энергия и услуги по ее передаче в данном случае подлежат оплате ТСЖ "Суворова, 147" по тарифам для граждан, утвержденным Постановлениями городского головы "Об утверждении на услуги по отоплению" и "Об утверждении тарифов на услуги по водоснабжению и канализации".
Арбитражный суд кассационной инстанции считает данный вывод судов несоответствующим фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и требованиям закона.
Из условий договора от 01.01.2006 N 806а следует, что ФГУП "Калужский электромеханический завод" (производитель) обязался отпускать тепловую энергию ТСЖ "Суворова, 147" (потребитель), а МУП "Калугатеплосеть" (сетевая организация) - оказывать потребителю услуги по передаче теплоэнергии, отпускаемой производителем по сетям, находящимся на балансе сетевой организации, для целей отопления и горячего водоснабжения.
Данный договор по своей правовой природе представляет собой смешанный договор по отпуску тепловой энергии и оказанию услуг по ее передаче, заключенный между тремя юридическими лицами.
Оказание коммунальных услуг гражданам предметом данного договора не является.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
По смыслу статей 2, 3 и 5 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию.
Согласно статье 6 указанного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют регулирование указанных тарифов в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Приказ Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке").
Таким образом, в силу вышеуказанных требований закона энергоснабжающая (сетевая) организация обязана осуществлять расчеты за поставленную тепловую энергию (услуги по ее передаче) по тарифам, установленным уполномоченным государственным органом, в данном случае - Комитетом государственного регулирования тарифов Калужской области.
Согласно пунктам 1 - 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. Под "потребителем" понимается гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Под "исполнителем" понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Как указано выше, оказание коммунальных услуг гражданам спорным договором не предусмотрено.
При этом ссылка ТСЖ "Суворова, 147" и суда на пункт 15 указанных Правил является необоснованной, поскольку данный пункт регулирует порядок расчета платы за коммунальные услуги и не относится к спорным правоотношениям.
Кроме того, суды дали неверное толкование данной норме права. Из данного пункта следует, что в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем тепловой энергии и горячей воды осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Из данной нормы не следует, что приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляется исходя из размера платы за коммунальные услуги, установленной для граждан.
Содержание вышеуказанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что установленный органами местного самоуправления размер платы за коммунальные услуги, в том числе по оплате тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение) и услуг по ее передаче, применяется только при осуществлении расчетов граждан за оказанные исполнителем (ТСЖ) коммунальные услуги и не может использоваться для расчетов между энергоснабжающей (сетевой) организацией и ТСЖ.
То обстоятельство, что ТСЖ приобретает тепловую энергию для предоставления коммунальных услуг гражданам, не изменяет в данном случае установленный законом порядок оплаты тепловой энергии. Вывод суда о том, что потребителем тепловой энергии в данном случае являются граждане, не соответствует закону.
В силу статьи 2 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" N 210-ФЗ от 30.12.2004 под организацией коммунального комплекса понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в многоквартирных домах понимаются, в том числе, товарищества собственников жилья.
По смыслу статьи 15 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", статьи 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на тепловую энергию и услуги по ее передаче устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а органами местного самоуправления могут устанавливаться предусмотренные законом надбавки в дополнение к ценам (тарифам) на электрическую и тепловую энергию и на услуги по передаче электрической и тепловой энергии, устанавливаемым органами государственного регулирования цен (тарифов). То есть тариф (размер платы) за коммунальные услуги для потребителей-граждан должен определяться на основе установленного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации тарифа с учетом надбавок, определенных органом местного самоуправления.
Как указано выше, ТСЖ в соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам должно оплачивать тепловую энергию и горячую воду по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Фактически истец при обращении с настоящим иском просит в договоре определить тариф, по которому ему следует оплачивать тепловую энергию и услуги по ее передаче.
Однако в силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные тарифы и порядок их применения определяются не соглашением сторон, а в соответствии с требованиями закона и решением уполномоченных регулирующих органов.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций неправомерно определили порядок оплаты ТСЖ тепловой энергии и услуг по ее передаче по тарифам, установленным для граждан.
Суд кассационной инстанции считает, что предложенная ФГУП "Калужский электромеханический завод" и МУП "Калугатеплосеть" редакция пункта 2.5.1 соответствует требования закона, в связи с чем судебные акты подлежат отмене в указанной части с принятием нового судебного акта о принятии указанного пункта в следующей редакции:
"Принимать и оплачивать тепловую энергию "Производителю", услуги по ее передаче и стоимость питьевой воды для нужд горячего водоснабжения "Сетевой организации" по тарифам, утвержденным для указанных лиц в установленном законодательством Российской Федерации порядке."
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по апелляционным и кассационным жалобам относятся на ТСЖ "Суворова, 147".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частями 1 - 3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калужской области от 07.08.2006 и Постановление апелляционной инстанции от 09.10.2006 по делу N А23-921/06Г-4-39 отменить в части определения редакции пункта 2.5.1 договора N 806 от 01.01.2006.
Пункт 2.5.1 договора N 806 от 01.01.2006 принять в следующей редакции:
"Принимать и оплачивать тепловую энергию "Производителю", услуги по ее передаче и стоимость питьевой воды для нужд горячего водоснабжения "Сетевой организации" по тарифам, утвержденным для указанных лиц в установленном законодательством Российской Федерации порядке."
Взыскать с ТСЖ "Суворова, 147" в пользу ФГУП "Калужский электромеханический завод" в возмещение судебных расходов 1000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе и 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Взыскать с ТСЖ "Суворова, 147" в пользу МУП "Калугатеплосеть" в возмещение судебных расходов 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)