Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.10.2010 ПО ДЕЛУ N А09-3327/2010

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2010 г. по делу N А09-3327/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2010 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Заикиной Н.В., судей Юдиной Л.А., Можеевой Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полозовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление г. Дятьково" на решение Арбитражного суда Брянской области от 29 июля 2010 года по делу N А09-3327/2010 (судья Прудникова М.С.),
при участии в судебном заседании:
от истца: Козловой Н.А. - представителя по доверенности от 15.06.2010,
от ответчика: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,

установил:

открытое акционерное общество "Брянские коммунальные системы" (далее по тексту - ОАО "Брянские коммунальные системы"), г. Брянск, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление города Дятьково" (далее по тексту - ООО ЖЭУ г. Дятьково), г. Дятьково Брянской области, о взыскании 50000 руб. в счет частичного погашения задолженности за тепловую энергию, поставленную по договору N 052-11110076 от 01.10.2008 в период с января по декабрь 2009 года.
В процессе рассмотрения дела истец, в порядке ст. 49 АПК РФ, уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика 1500304,05 руб., составляющих задолженность населения по оплате тепловой энергии за 2009 год. Данное уточнение судом первой инстанции принято.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 29.07.2010 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ЖЭУ г. Дятьково" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным. Указывает, что при вынесении оспариваемого решения суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Брянские коммунальные системы", опровергая доводы жалобы, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
От ООО "Жилищно-эксплуатационное управление города Дятьково" до начала рассмотрения апелляционной жалобы по существу поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Данное ходатайство рассмотрено в порядке ст. ст. 158, 159 АПК РФ и удовлетворено с учетом надлежащего уведомления ООО "Жилищно-эксплуатационное управление города Дятьково" о времени и месте рассмотрения дела.
На основании ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителей ООО "Жилищно-эксплуатационное управление города Дятьково".
В судебном заседании представитель ОАО "Брянские коммунальные системы" поддержал позицию, изложенную в отзыве.
Законность и обоснованность решения от 29.07.2010 года проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Проанализировав материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Между ОАО "Брянские коммунальные системы (энергоснабжающая организация) и ООО ЖЭУ г. Дятьково (абонент) заключен договор N 052 -11110076 от 01.10.2008, с протоколом разногласий, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать через присоединенную сеть согласованное количество тепловой энергии в соответствии с графиком ее подачи на условиях договора в течение срока действия договора, а абонент обязался принимать тепловую энергию и полностью своевременно оплачивать принятую энергию по ценам и в порядке, определенных сторонами в договоре.
В силу п. 9.2 договора N 052-11110076 от 01.10.2008 договор вступает в силу 01.10.2008, действует до 01.10.2009 и считается продленным, если за 30 дней до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от исполнения договора на следующий год, или о заключении договора на иных условиях, или внесении изменений (дополнений) в договор.
Документов, подтверждающих отказ какой-либо из сторон от исполнения договора N 052-11110076 от 01.10.2008, в материалы дела не представлено.
Истец исполнил свои обязательства в соответствии с условиями заключенного договора. Обязательства по оплате потребленной тепловой энергии не были исполнены ответчиком надлежащим образом, в связи с чем образовалась задолженность.
Неоплата тепловой энергии в полном объеме послужила основанием для обращения истца в суд с иском о взыскании 1500304,05 руб. задолженности по договору N 052-11110076 от 01.10.2008.
Вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения искового требования суд апелляционной инстанции считает законным и обоснованным в силу следующего.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из сделок, не противоречащих закону.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается в силу положений ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Оценивая правовую природу заключенного сторонами договора, суд первой инстанции, исходя из содержания совокупности прав и обязанностей сторон, их объема, правомерно пришел к выводу о том, что между сторонами заключен договор снабжения тепловой энергией через присоединенную сеть. Отношения сторон по такому договору регулируются ст. ст. 539 - 548 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Обязательства по передаче электрической энергии в период времени, о взыскании задолженности за который заявлен настоящий иск, выполнялись истцом надлежащим образом в соответствии с условиями договора купли-продажи от N 052-11110076 от 01.10.2008, что подтверждается материалами дела и ответчиком не оспорено.
Статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право кредитора требовать от должника исполнения его обязанности.
Порядок расчета за потребленную тепловую энергию определен в п. п. 6.1 договора N 052-11110076 от 01.10.2008, согласно которого оплата за отпущенную тепловую энергию производится до 10 числа месяца, следующего за расчетным, на основании счета-фактуры, путем перечисления денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении спора, истец, выполняя условия договора энергоснабжения, выставил ответчику к оплате счет-фактуры за период с января по декабрь 2009 года и соответствующие акты приемки-сдачи выполненных работ.
Ответчик частично оплатил стоимость потребленной тепловой энергии, в связи с чем образовалась задолженность в размере 1500304,05 руб.
Определяя правомерность заявленных по иску требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В указанный период оказания услуг по подаче тепловой энергии действовали "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила).
Как следует из материалов дела, покупка тепловой энергии осуществлялась ответчиком для отопления жилого фонда, обслуживанием которого он занимается. При этом ООО ЖЭУ г. Дятьково соответствует понятию "исполнитель", определенному п. 3 Правил, согласно которому исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В силу ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ООО ЖЭУ г. Дятьково как организации, отвечающая за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, выполняет функции управляющей организации до определения порядка управления жилыми домами в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сброса) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В пункте 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 30 установлено, что разъяснения по применению Правил дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным Министерством регионального развития Российской Федерации в письме от 29 ноября 2007 г. N 21492-СК/07, в силу п. 8 Правил условия договора ресурсоснабжения не должны, в частности, противоречить следующим императивным гражданско-правовым нормам Правил: пункту 15 (в части тарифов на коммунальные ресурсы услуги водоотведения, применяемых для расчетов ресурсоснабжающей организации исполнителем, являющимся управляющей организацией, товариществом собственников жилья или специализированным жилищным потребительским кооперативом); пунктам 16 - 34 (в части порядка расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы, отведенные сточные воды, периодичности внесения такой платы, например, равномерность оплаты потребленной тепловой энергии, исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а при отсутствии таких данных - по нормативам потребления и проведении 1 раз в год корректировки размера платы). С учетом нормы пункта 1 Правил оплата фактически потребленного количества тепловой энергии возможна только при применении двуставочных тарифов, включающих в себя постоянную составляющую ставку тарифа за мощность и переменную составляющую - ставку тарифа на тепловую энергию).
Пункты 16 - 34 Правил определяют порядок расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы.
Согласно п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам с учетом таких показателей, как размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, общая площадь того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м), общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м); общий размер платы за отопление в том жилом помещении в многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).
В силу подпункта 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы определяется как произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома на норматив потребления тепловой энергии на отопление и тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области от 26.12.2008 N 17/2-1т с 1 января 2009 года введен в действие тариф на тепловую энергию, вырабатываемую котельными ОАО "Брянские коммунальные системы", в размере 1123,60 руб. за Гкал (без учета НДС).
Согласно п. п. 4, 5 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Исходя из изложенного, условия договора энергоснабжения тепловой энергией N 052-11110076 от 01.10.2008 должны соответствовать требованиям "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, регулирующим условия, порядок расчета, изменения (корректировки) и внесения платы за подачу тепловой энергии.
Как усматривается из материалов дела, порядок расчета за потребленную тепловую энергию определен в п. 6.1 договора, согласно которому оплата за отпущенную тепловую энергию производится до 10 числа месяца, следующего за расчетным, на основании счета-фактуры, путем перечисления денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации.
Таким образом, положения пункта 6.1 договора энергоснабжения тепловой энергией N 052-11110076 от 01.10.2008, заключенного между ОАО "Брянские коммунальные системы" (энергоснабжающей организацией) и ООО ЖЭУ г. Дятьково (абонентом), противоречат положениям раздела II "Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги" Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в связи с чем являются недействительными в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, как ничтожные.
С учетом вышеизложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что к отношениям сторон по определению объема обязательств исполнителя в части оплаты стоимости потребленной тепловой энергии подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В соответствии с п. 15 Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжаюших организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно - строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:
а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам;
б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы таких коммунальных услуг в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, размер обязательств населения по оплате коммунальных услуг должен определяться в соответствии с вышеизложенными положениями Правил.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В силу п. 6 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации (п. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм следует, что плата за коммунальные услуги для граждан-нанимателей и собственников жилых помещений рассчитывается в том же размере, что и для исполнителей коммунальных услуг.
Поскольку по спорным правоотношениям в рассматриваемом случае ООО ЖЭУ г. Дятьково выполняет функции управляющей организации, соответствующие обязательства последнего перед ОАО "Брянские коммунальные системы", как ресурсоснабжающей организацией, не могут быть большими, чем в случае заключения этой организацией прямых договоров жильцами.
Как следует из справок ООО "Региональный информационно-расчетный центр" Брянской области, осуществляющего сбор и начисление платежей за коммунальные услуги, размер фактически начисленной к оплате населению стоимости услуг по теплоснабжению (включая отопление и горячее водоснабжение) в январе 2009 года составил 2924668,02 руб., в феврале 2009 года -3757555,82 руб., в марте 2009 года - 3777307,67 руб., в апреле 2009 года - 3481345,41 руб., в мае 2009 года составил 3469922,53 руб., в июне 2009 года - 3334690,48 руб., в июле 2009 года - 3224528,17 руб., в августе 2009 года - 3465125,97 руб., в сентябре 2009 года - 3473729,38 руб., в октябре 2009 года - 3438421,35 руб., в ноябре 2009 года - 344628,72 руб., в декабре 2009 года - 3439658,14 руб., всего за 2009 год - 41233161,66 руб.
Как установлено судом первой инстанции, за указанный период населением произведена оплата тепловой энергии в размере 39732857,61 руб.
Таким образом, на день принятия окончательного решения по делу задолженность населения по оплате услуг теплоснабжения за 2009 год составила 1500304,05 руб.
Доказательств погашения указанной задолженности по оплате тепловой энергии полностью или в какой-либо части в материалы дела ответчиком не представлено.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, а также учитывая, что ответчиком доказательств погашения задолженности в материалы дела не представлено, руководствуясь ст. 309, 310, 539 - 547 ГК РФ, суд первой инстанции правомерно взыскал задолженность в сумме 1500304,05 руб., подтвержденную материалами дела.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что сумма задолженности является межтарифной разницей, возникшей в связи с разницей в тарифах на коммунальные услуги между начисленной населению и предъявленной истцом суммой, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в нарушение ст. 65 АПК РФ, не подтверждается надлежащими доказательствами. Так, ответчиком в материалы дела не представлено обоснованного расчета с документальными доказательствами, из которого бы усматривалось, что спорная сумма возникла в связи с разницей в тарифах на коммунальные услуги, начисленных населению, и суммой реализации тепловой энергии истца.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление г. Дятьково" и отмены принятого законного и обоснованного решения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы на решение арбитражного суда составляет 2000 рублей.
Таким образом, расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в сумме 2000 рублей подлежат отнесению на заявителя - общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление г. Дятьково".
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 29 июля 2010 года по делу N А09-3327/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.В.ЗАИКИНА

Судьи
Л.А.ЮДИНА
Е.И.МОЖЕЕВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)