Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.04.2012 ПО ДЕЛУ N А56-53648/2011

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2012 г. по делу N А56-53648/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Б. Лопато, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Ж.А.Алыбиной
при участии:
от истца (заявителя): предст. Баянов М.И. - доверенность от 26.03.2012
от ответчика (должника): предст. Зуев Ю.А. - доверенность N 51 от 26.12.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4028/2012) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2011 по делу N А56-53648/2011 (судья Н.Г.Соколова), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Сити Сервис"
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Кировском, Красносельском, Петродворцовом районах
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

установил:

открытое акционерное общество "Сити Сервис" (ОГРН 1037819021459; место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Стойкости, д. 19) (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Кировском, Красносельском, Петродворцовом районах от 31.08.2011 N Ю 78-06-05-1263-11, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 28.12.2011 заявленное обществом требование удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение суда от 28.12.2011 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу поддержал апелляционную жалобу. Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда от 28.12.2011 без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в Кировском, Красносельском и Петродворцовом районах выявлено, что ОАО "Сити Сервис" допустило обсчет и введение в заблуждение потребителей жилищно-коммунальных услуг, а именно: произвело корректировку платы и перерасчет за отопление за период с октября 2009 года по сентябрь 2010 года жильцам 65 квартир, расположенных в жилом доме N 8, корп. 2 по ул. Генерала Симоняка, с нарушением порядка, установленного пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), а также произвело корректировку платы за горячее водоснабжение за период с октября 2009 года по сентябрь 2010 года, что не предусмотрено пунктом 21 Правил N 307 и является нарушением статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
По факту выявленного нарушения в отношении общества составлен протокол от 19.08.2011 N Ю 78-06-05-436-11 об административном правонарушении.
Постановлением от 31.08.2011 N Ю 78-06-05-1263-11 ОАО "Сити Сервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 15000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом состава вменяемого обществу правонарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 28.12.2011 и удовлетворения апелляционной жалобы Управления в связи со следующим.
Статьей 14.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей,
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Порядок расчета платы за коммунальные услуги установлен разделом III Правил N 307 и определяется по формулам, указанным в Приложении N 2 к Правилам N 307, в зависимости от наличия или отсутствия общедомовых и индивидуальных приборов учета.
Как установлено судом первой инстанции и отражено в оспариваемом постановлении, ОАО "Сити Сервис" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: ул. Генерала Симоняка, д. 8, к. 2. Указанный жилой дом оборудован общедомовыми приборами учета тепловой энергии (ИТП-1, ИТП-2), что подтверждено актами допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у потребителя.
Обществом заключен договор теплоснабжения от 01.05.2008 N 9715 с энергоснабжающей организацией - ОАО "ТГК N 1". Согласно пунктам 5.1, 5.4 договора теплоснабжения N 9715 расчеты между энергоснабжающей организацией и абонентом за потребленную тепловую энергию производятся на основании тарифов, устанавливаемых органом государственной власти в области регулирования тарифов.
На основании отчетов о теплопотреблении в теплофикационной воде, которые составляются ежемесячно управляющей организацией на основании показаний приборов учета, ОАО "ТГК-1" оформляет счета-фактуры, после чего ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" выставляет счета населению.
Оспариваемым постановлением обществу вменяется в вину обсчет и введение в заблуждение потребителей жилищно-коммунальных услуг (жителей дома), а именно: осуществление корректировки платы и перерасчета за отопление за период с октября 2009 года по сентябрь 2010 года с нарушением порядка, установленного пунктом 21 Правил N 307, а также осуществление корректировки платы за горячее водоснабжение за период с октября 2009 года по сентябрь 2010 года, что не предусмотрено пунктом 21 Правил N 307.
Согласно пункту 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется:
а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам;
б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Как следует из материалов дела, 17.11.2010 общество обратилось в ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" с заявлением о проведении корректировки размера платы за отопление (а не за горячее водоснабжение) в соответствии с Правилами N 307 (том 1 л.д. 123-126). При этом, административным органом не доказано, что корректировка размера платы за отопление произведена с нарушением Правил N 307 (не в соответствии с формулами, указанными в приложении N 2 к Правилам), не представлен расчет корректировки платы, который по мнению административного органа является правильным. Административным органом также не представлено доказательств осуществления обществом корректировки платы за горячее водоснабжение за период с октября 2009 года по сентябрь 2010 года. В оспариваемом постановлении вообще отсутствуют какие бы то ни было расчеты, ссылки на конкретные счета за коммунальные услуги, выставленные потребителям за спорный период, подтверждающие размер произведенной корректировки.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся наличие события административного правонарушения, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
При этом в силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности административным органом события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, а именно введение в заблуждение либо иного обмана потребителей (жильцов дома) при проведении обществом корректировки платы за коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Кировском, Красносельском, Петродворцовом районах от 31.08.2011 N Ю 78-06-05-1263-11.
Нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 декабря 2011 года по делу N А56-53648/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА

Судьи
И.Б.ЛОПАТО
И.Г.САВИЦКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)