Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Гричановской Е.В., Меркуловой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М.В.
при участии в заседании:
- от Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области: не явились;
- от общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС": не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС"
на решение от 17.08.2009
по делу N А37-153/2009
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Кушниренко А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС"
к Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области
об отмене постановления от 20.01.2009 N 2 и представления от 20.01.2009 N 2
Общество с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС" (далее - ООО "ЖИЛСЕРВИС", общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области (далее - административный орган, инспекция) об отмене постановления об административном правонарушении от 20.01.2009 N 2 и представления от 20.01.2009 N 2 о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
В обоснование заявленных требований общество указало на то, что дом N 33-Б по ул. Комсомольская в г. Магадане передан в управление на обслуживание заявителя на основании договора N 1 на управление муниципальным жилищным фондом и выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий, заключенного между заявителем и Управлением жилищно-коммунального хозяйства г. Магадана от 01.02.2004. Решением Магаданской городской Думы N 63-Д от 30.11.2004 указанный дом признан ветхим, имеется заключение о том, что указанный дом следует отнести к категории непригодного для постоянного проживания. Считает, что предметом вмененного ему правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.22 КоАП РФ, являются жилые помещения пригодные для проживания. Непринятие должных мер к содержанию жилых домов и по поддержанию этих домов в состоянии пригодном для проживания в отношении жилых домов, признанных непригодными для проживания в порядке, установленном указанными в предыдущем абзаце постановлениями Правительства РФ, не образуют объективной стороны состава административного правонарушения "нарушение правил содержания и ремонта жилых помещений", ответственность за совершение которого установлена ст. 7.22 КоАП РФ.
Таким образом, по мнению общества, отсутствует вина юридического лица.
Решением суда от 17.08.2009 в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, административным органом доказан, в действиях общества установлена вина и состав административного правонарушения, срок и порядок привлечения к административной ответственности инспекцией не нарушен.
Не согласившись с решением, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "ЖИЛСЕРВИС" указывает на отсутствие состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, поскольку жилой дом N 33-Б по ул. Комсомольской в г. Магадане является не пригодным для проживания, соответственно, не относится к понятию жилищного фонда и не может выступать предметом названного правонарушения.
Считает, что ООО "ЖИЛСЕРВИС" не является управляющей организацией указанного жилого дома.
ООО "ЖИЛСЕРВИС", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Государственная жилищная инспекция администрации Магаданской области, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимала участия в заседании суда апелляционной инстанции, заявив ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителей, в связи с невозможностью участия в судебном заседании.
Суд апелляционной инстанции на основании статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) удовлетворил указанное выше ходатайство административного органа.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, отзыва на нее, изучив материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖИЛСЕРВИС" зарегистрировано в качестве юридического лица 01.10.2003 Межрайонной ИФНС России N 1 по Магаданской области, ОГРН 1034900019330 и является действующим юридическим лицом.
20.05.1998 межведомственная комиссия в составе представителей мэрии г. Магадана, гл. архитектора г. Магадана и иных лиц, произведя обследование жилого дома 1961 года постройки по адресу: ул. Комсомольская, д. 33-Б, с целью определения возможности использования дома для постоянного проживания, составила акт N 717, в котором зафиксировала, что названный жилой дом является непригодным для постоянного проживания. Данный акт был утвержден постановлением мэра г. Магадана N 1919 от 05.06.1998.
01.02.2004 между Управлением жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) г. Магадана и ООО "ЖИЛСЕРВИС" заключен договор N 1 на управление муниципальным жилищным фондом и выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий.
Согласно дополнительному соглашению к указанному договору от 02.09.2007 стороны договора N 1 договорились внести дополнение в приложение N 1 (перечень многоквартирных домов, переданных в управление заявителю).
В данном перечне также указан дом N 33-Б по ул. Комсомольской.
05.12.2008 жилец и наниматель жилого помещения - кв. N 2 дома N 33-Б по ул. Комсомольской, Мацюк Т.В. обратилась в ООО "Жилсервис" и Государственную жилищную инспекцию администрации Магаданской области с заявлением, в котором указала, что в связи с невыполнением ООО "ЖИЛСЕРВИС" ее заявок по надлежащему предоставлению холодного водоснабжения, просит данных лиц направить своих представителей 08.12.2008 в 19 час. 30 мин. и произвести осмотр холодного водоснабжения в ее квартире, установить причину неисправности, а также составить акт нарушения поставки услуг холодного водоснабжения.
В названном заявлении жилец квартиры N 2 также просила устранить выявленные неисправности.
Это заявление было получено сторонами в тот же день, о чем свидетельствуют соответствующие штампы входящей корреспонденции, проставленные на заявлении (т. 1 л.д. 73).
08.12.2008 представители сторон, а также ООО "Жилремстрой" и наниматель квартиры N 2 дома N 33-Б по ул. Комсомольской составили акт, в котором установили, что "на момент обследования в квартире 2 холодная вода "идет со слабым давлением, тонкой струйкой. Предположительно слабое давление связано с износом инженерных коммуникаций с колодца до смесителя".
В тот же день, 08.12.2008, главный государственный жилищный инспектор Казакова С.Г. в 19 час. 30 мин. также составила акт осмотра помещения - кв. N 2, в котором, в частности, было отражено, что производился замер расхода холодной воды и произведение соответствующих расчетов, в результате чего было установлено, что секундный расход холодной воды составил 0,023 л/с.
В то время как в обязательном приложении N 2 к Строительным нормам и правилам внутренний водопровод и канализация зданий (СНиП 2.04.01-85*), утвержденным Постановлением Госстроя СССР N 189 от 4 октября 1985 г., секундный расход холодной воды для ванны со смесителем (в том числе общим для ванн и умывальника) установлен равным 0,18 л/с, а для мойки со смесителем - 0,09 л/с. Следовательно, секундный расход холодной воды в осматриваемой квартире в несколько раз ниже нормативного. Далее в этом акте делается вывод, что на момент проведения осмотра наличия признаков, предусмотренных подпунктом "е" пункта 80 Правил предоставления коммунальных услуг N 307, позволяющих исполнителю приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг потребителя, в случае неудовлетворительного состояния внутридомовых инженерных систем, угрожающего аварией или создающего угрозу жизни и безопасности граждан, также не установлено (т. 1 л.д. 73).
Копия акта осмотра помещения направлена в адрес руководителя заявителя 12.12.2008 (т. 1 л.д. 79) и получена обществом 15.12.2008 (т. 1 л.д. 80).
Уведомлением N 320-1 от 11.12.2008 административный орган известил общество о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по ст. 7.22 КоАП РФ на 16.12.2008 (т. 1 л.д. 75), которое получено им 15.12.2008 (т. 1 л.д. 76).
Повторное уведомление о времени и месте составления протокола ответчик направил телеграммой, которая была получена обществом 12.12.2008 (т. 1 л.д. 77).
16.12.2008 административным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по статье 7.22 КоАП РФ в присутствии представителя ООО "ЖИЛСЕРВИС".
23.12.2008 инспекцией вынесено определение N 90/143-08 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 12.01.2009, которое им получено 31.12.2008, что подтверждается почтовым уведомлением N 99 17933 5 (т. 1 л.д. 86).
12.01.2008 административным органом по результатам рассмотрения ходатайства представителя общества и материалов дела об административном правонарушении вынесено определение N 2 об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на 20.01.2009 (т. 1 л.д. 119-121). Данное определение было получено заявителем 16.01.2009.
20.01.2009 инспекцией в присутствии представителя общества по доверенности вынесено постановление N 2, которым оно привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 руб.
В этот же день административным органом вынесено представление N 2, согласно которому на общество возложена обязанность по устранению выявленных в результате рассмотрения дела об административном правонарушении нарушения пунктов 10; 13; 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006, пункта 2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации, утвержденных постановлением Госстроя РФ N 170 от 29.09.2003, и пункта 1.2 договора управления.
Несогласие с названными постановлением и представлением послужило основанием для обращения ООО "ЖИЛСЕРВИС" в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административного правонарушения, вменяемого обществу, наличия вины в его совершении, соблюдения административным органом порядка привлечения к административной ответственности, применения наказания с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Согласно статье 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с пунктом 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищностроительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (пункт 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Согласно пункту 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
На основании пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель обязан, в том числе:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах;
б) предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором;
г) самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю;
и) в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа;
л) информировать потребителя в течение суток со дня обнаружения неполадок в работе внутридомовых инженерных систем и (или) инженерных коммуникаций и оборудования, расположенных вне многоквартирного дома или жилого дома (в случае его личного обращения - немедленно), о причинах и предполагаемой продолжительности приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также о причинах нарушения качества предоставления коммунальных услуг;
н) по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин не предоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 65 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид не предоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема.
Согласно пункту 67 данных Правил, в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта не предоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда) определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в том числе, с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1).
Заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю. Аналогичные меры должны быть приняты и по заявкам, полученным по телефону или через систему диспетчерской связи (пункт 2.2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
На основании пункта 2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда при выявлении деформации конструкций и неисправности инженерного оборудования, нарушающих условия нормальной эксплуатации, должны проводиться внеочередные (неплановые) осмотры.
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ является лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), то есть собственник жилого фонда, либо лицо, владеющее жилищным фондом на ином вещном праве, либо лицо, которому жилищный фонд передан по договорам о передаче имущества, либо по договорам о передаче имущества, либо по договорам по управлению жилищным фондом и организации оказания жилищных услуг и работ.
Как следует из материалов дела, между Управлением жилищно-коммунального хозяйства г. Магадана (Заказчик) и ООО "ЖИЛСЕРВИС" (Управляющая организация) заключен договор на управление муниципальным жилищным фондом и выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий от 01.02.2004 N 1 (т. 1 л.д. 101-104).
В соответствии с названным договором общество принимает на себя обязательства по организации оказания различных жилищных услуг и работ, а также по управлению жилищным фондом, в том числе, жилым домом N 33-Б по ул. Комсомольской в г. Магадане.
Указанный дом также включен в дополнительное соглашение от 02.09.2007 о внесении изменений и дополнений в договор от 01.02.2004 N 1 (т. 1 л.д. 105-106), заключенное между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии города Магадана (Заказчик) и ООО "ЖИЛСЕРВИС" (Управляющая организация).
Кроме этого, согласно пункту 2.3 Устава общества, основными видами его деятельности являются, в том числе, оказание коммунальных услуг и услуг по техническому содержанию зданий, сооружений.
Таким образом, субъектом ответственности, предусмотренной статьей 7.22. КоАП РФ, является ООО "ЖИЛСЕРВИС".
Из постановления по делу об административном правонарушении от 20.01.2009 N 2 (т. 1 л.д. 30-35) следует, что ООО "ЖИЛСЕРВИС" привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ по факту нарушения обществом Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, заключающегося в непринятии мер по осмотру и составлению акта о некачественных услугах, связанных с содержанием и ремонтом системы холодного водоснабжения (заявление Мацук Т.В. - нанимателя квартиры N 2 дома N ЗЗ-б по ул. Комсомольской в г. Магадане).
Бездействие ООО "ЖИЛСЕРВИС", являющегося управляющей организацией, по выполнению взятых на себя обязательств ведет к снижению уровня характеристик надежности и безопасности общего имущества жилого дома, а также наносит материальный ущерб имуществу собственника жилого помещения, что является нарушением пунктов 10, 13, 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и пунктов 2.1.1, 2.2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Таким образом, у ООО "ЖИЛСЕРВИС" имелась возможность соблюдения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что является нарушением статьи 7.22 КоАП РФ.
Следовательно, привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, является правомерным.
Кроме того, факт административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении требований правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и вина организации подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: актом осмотра от 08.12.2008, протоколом об административном правонарушении от 16.12.2008 N 8-320-гр.
Довод апелляционной жалобы о том, что общество не является управляющей организацией дома N 33-Б по ул. Комсомольской в г. Магадане, судом отклоняется ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно договору на управление муниципальным жилищным фондом по выполнению работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий от 01.02.2004 N 1, общество приняло на себя обязательства по организации оказания различных жилищных услуг и работ, а также по управлению жилищным фондом, в том числе, жилым домом N 33-Б по ул. Комсомольской в г. Магадане (пункт 1.2 договора).
Названный дом включен в дополнительное соглашение от 02.09.2007. Таким образом, на основании указанных договора и дополнительного соглашения ООО "ЖИЛСЕРВИС" является управляющей организацией, в обязанности которой входит управление муниципальным жилищным фондом и выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий, и, соответственно, исполнение положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Судом отклоняется довод апелляционной жалобы общества о том, что дом N 33-Б по ул. Комсомольской признан непригодным для проживания, и, соответственно, не относится к понятию жилищного фонда и не может выступать предметом данного правонарушения, в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, Постановлением Мэра города Магадана от 05.06.1998 N 1919 жилой дом, расположенный по ул. Комсомольской, 33-Б признан непригодным для постоянного проживания. При этом в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что указанный жилой дом подлежит сносу.
Согласно разделу 1 Программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда города Магадана" на 2005-2010 годы" (далее - Программа), являющейся Приложением к Решению Магаданской городской Думы от 30.11.2004 N 63-Д, данная Программа предусматривает поэтапное решение проблемы переселения граждан с учетом возможностей бюджетного финансирования и привлечения внебюджетных ресурсов. Раздел 6 Программы предусматривает, что жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности и находящееся в ветхих или аварийных домах, подлежащих сносу, может быть изъято у собственника путем выкупа либо ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Доказательств того, что квартира N 2 была изъята у собственника, и ему было предоставлено иное жилое помещение или выкупная цена, в материалы дела не представлено.
В соответствии с Перечнем и очередностью расселения ветхого и аварийного жилищного фонда города Магадана, являющимся Приложением к указанной выше Программе, дом N 33 по ул. Комсомольской планируется к расселению только в 2010 году.
Таким образом, до его расселения у Мацюк Т.В, имеются все права по получению коммунальных услуг, текущему ремонту и содержанию помещения, в котором она проживает, соответствующих установленным стандартам.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае вина общества заключается в том, что оно, являясь юридическим лицом, ответственным за содержание и ремонт, а также надлежащее техническое обслуживание жилищного фонда, не приняло всех мер по надлежащей эксплуатации жилого дома в соответствии с действующими правилами, хотя имело реальную возможность для их соблюдения.
Общество является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой в силу Гражданского кодекса Российской Федерации и устава является извлечение прибыли, в связи, с чем оно вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными действующим законодательством, для достижения своей цели. Источниками доходов предприятия могут быть, в том числе, доходы, получаемые от оказываемых им услуг, кредиты банков и других кредиторов, безвозмездные или благотворительные взносы и пожертвования, другие источники, не запрещенные законом.
Ссылка общества на письмо от 22.09.2008 N 2011 о том, что ООО "ЖИЛСЕРВИС" обращалось в мэрию г. Магадана с просьбой профинансировать подачу напора холодной воды, судом так же отклоняется, поскольку отсутствие достаточного финансирования на содержание жилищного фонда не освобождает общество от исполнения обязанностей по содержанию жилищного фонда и не является основанием для освобождения от административной ответственности за неисполнение данной обязанности.
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы об отсутствии вины общества в совершении правонарушения, подлежит отклонению.
При рассмотрении дела об административном правонарушении административный орган, не установив обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, с учетом степени вины, обоснованно применил в отношении общества низший предел санкции, установленный статьей 7.22. КоАП РФ для юридических лиц.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 17 августа 2009 года по делу N А37-153/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА
Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Н.В.МЕРКУЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.10.2009 N 06АП-4209/2009 ПО ДЕЛУ N А37-153/2009
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2009 г. N 06АП-4209/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Гричановской Е.В., Меркуловой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М.В.
при участии в заседании:
- от Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области: не явились;
- от общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС": не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС"
на решение от 17.08.2009
по делу N А37-153/2009
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Кушниренко А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС"
к Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области
об отмене постановления от 20.01.2009 N 2 и представления от 20.01.2009 N 2
Общество с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС" (далее - ООО "ЖИЛСЕРВИС", общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области (далее - административный орган, инспекция) об отмене постановления об административном правонарушении от 20.01.2009 N 2 и представления от 20.01.2009 N 2 о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
В обоснование заявленных требований общество указало на то, что дом N 33-Б по ул. Комсомольская в г. Магадане передан в управление на обслуживание заявителя на основании договора N 1 на управление муниципальным жилищным фондом и выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий, заключенного между заявителем и Управлением жилищно-коммунального хозяйства г. Магадана от 01.02.2004. Решением Магаданской городской Думы N 63-Д от 30.11.2004 указанный дом признан ветхим, имеется заключение о том, что указанный дом следует отнести к категории непригодного для постоянного проживания. Считает, что предметом вмененного ему правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.22 КоАП РФ, являются жилые помещения пригодные для проживания. Непринятие должных мер к содержанию жилых домов и по поддержанию этих домов в состоянии пригодном для проживания в отношении жилых домов, признанных непригодными для проживания в порядке, установленном указанными в предыдущем абзаце постановлениями Правительства РФ, не образуют объективной стороны состава административного правонарушения "нарушение правил содержания и ремонта жилых помещений", ответственность за совершение которого установлена ст. 7.22 КоАП РФ.
Таким образом, по мнению общества, отсутствует вина юридического лица.
Решением суда от 17.08.2009 в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, административным органом доказан, в действиях общества установлена вина и состав административного правонарушения, срок и порядок привлечения к административной ответственности инспекцией не нарушен.
Не согласившись с решением, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "ЖИЛСЕРВИС" указывает на отсутствие состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, поскольку жилой дом N 33-Б по ул. Комсомольской в г. Магадане является не пригодным для проживания, соответственно, не относится к понятию жилищного фонда и не может выступать предметом названного правонарушения.
Считает, что ООО "ЖИЛСЕРВИС" не является управляющей организацией указанного жилого дома.
ООО "ЖИЛСЕРВИС", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Государственная жилищная инспекция администрации Магаданской области, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимала участия в заседании суда апелляционной инстанции, заявив ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителей, в связи с невозможностью участия в судебном заседании.
Суд апелляционной инстанции на основании статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) удовлетворил указанное выше ходатайство административного органа.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, отзыва на нее, изучив материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖИЛСЕРВИС" зарегистрировано в качестве юридического лица 01.10.2003 Межрайонной ИФНС России N 1 по Магаданской области, ОГРН 1034900019330 и является действующим юридическим лицом.
20.05.1998 межведомственная комиссия в составе представителей мэрии г. Магадана, гл. архитектора г. Магадана и иных лиц, произведя обследование жилого дома 1961 года постройки по адресу: ул. Комсомольская, д. 33-Б, с целью определения возможности использования дома для постоянного проживания, составила акт N 717, в котором зафиксировала, что названный жилой дом является непригодным для постоянного проживания. Данный акт был утвержден постановлением мэра г. Магадана N 1919 от 05.06.1998.
01.02.2004 между Управлением жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) г. Магадана и ООО "ЖИЛСЕРВИС" заключен договор N 1 на управление муниципальным жилищным фондом и выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий.
Согласно дополнительному соглашению к указанному договору от 02.09.2007 стороны договора N 1 договорились внести дополнение в приложение N 1 (перечень многоквартирных домов, переданных в управление заявителю).
В данном перечне также указан дом N 33-Б по ул. Комсомольской.
05.12.2008 жилец и наниматель жилого помещения - кв. N 2 дома N 33-Б по ул. Комсомольской, Мацюк Т.В. обратилась в ООО "Жилсервис" и Государственную жилищную инспекцию администрации Магаданской области с заявлением, в котором указала, что в связи с невыполнением ООО "ЖИЛСЕРВИС" ее заявок по надлежащему предоставлению холодного водоснабжения, просит данных лиц направить своих представителей 08.12.2008 в 19 час. 30 мин. и произвести осмотр холодного водоснабжения в ее квартире, установить причину неисправности, а также составить акт нарушения поставки услуг холодного водоснабжения.
В названном заявлении жилец квартиры N 2 также просила устранить выявленные неисправности.
Это заявление было получено сторонами в тот же день, о чем свидетельствуют соответствующие штампы входящей корреспонденции, проставленные на заявлении (т. 1 л.д. 73).
08.12.2008 представители сторон, а также ООО "Жилремстрой" и наниматель квартиры N 2 дома N 33-Б по ул. Комсомольской составили акт, в котором установили, что "на момент обследования в квартире 2 холодная вода "идет со слабым давлением, тонкой струйкой. Предположительно слабое давление связано с износом инженерных коммуникаций с колодца до смесителя".
В тот же день, 08.12.2008, главный государственный жилищный инспектор Казакова С.Г. в 19 час. 30 мин. также составила акт осмотра помещения - кв. N 2, в котором, в частности, было отражено, что производился замер расхода холодной воды и произведение соответствующих расчетов, в результате чего было установлено, что секундный расход холодной воды составил 0,023 л/с.
В то время как в обязательном приложении N 2 к Строительным нормам и правилам внутренний водопровод и канализация зданий (СНиП 2.04.01-85*), утвержденным Постановлением Госстроя СССР N 189 от 4 октября 1985 г., секундный расход холодной воды для ванны со смесителем (в том числе общим для ванн и умывальника) установлен равным 0,18 л/с, а для мойки со смесителем - 0,09 л/с. Следовательно, секундный расход холодной воды в осматриваемой квартире в несколько раз ниже нормативного. Далее в этом акте делается вывод, что на момент проведения осмотра наличия признаков, предусмотренных подпунктом "е" пункта 80 Правил предоставления коммунальных услуг N 307, позволяющих исполнителю приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг потребителя, в случае неудовлетворительного состояния внутридомовых инженерных систем, угрожающего аварией или создающего угрозу жизни и безопасности граждан, также не установлено (т. 1 л.д. 73).
Копия акта осмотра помещения направлена в адрес руководителя заявителя 12.12.2008 (т. 1 л.д. 79) и получена обществом 15.12.2008 (т. 1 л.д. 80).
Уведомлением N 320-1 от 11.12.2008 административный орган известил общество о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по ст. 7.22 КоАП РФ на 16.12.2008 (т. 1 л.д. 75), которое получено им 15.12.2008 (т. 1 л.д. 76).
Повторное уведомление о времени и месте составления протокола ответчик направил телеграммой, которая была получена обществом 12.12.2008 (т. 1 л.д. 77).
16.12.2008 административным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по статье 7.22 КоАП РФ в присутствии представителя ООО "ЖИЛСЕРВИС".
23.12.2008 инспекцией вынесено определение N 90/143-08 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 12.01.2009, которое им получено 31.12.2008, что подтверждается почтовым уведомлением N 99 17933 5 (т. 1 л.д. 86).
12.01.2008 административным органом по результатам рассмотрения ходатайства представителя общества и материалов дела об административном правонарушении вынесено определение N 2 об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на 20.01.2009 (т. 1 л.д. 119-121). Данное определение было получено заявителем 16.01.2009.
20.01.2009 инспекцией в присутствии представителя общества по доверенности вынесено постановление N 2, которым оно привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 руб.
В этот же день административным органом вынесено представление N 2, согласно которому на общество возложена обязанность по устранению выявленных в результате рассмотрения дела об административном правонарушении нарушения пунктов 10; 13; 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006, пункта 2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации, утвержденных постановлением Госстроя РФ N 170 от 29.09.2003, и пункта 1.2 договора управления.
Несогласие с названными постановлением и представлением послужило основанием для обращения ООО "ЖИЛСЕРВИС" в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административного правонарушения, вменяемого обществу, наличия вины в его совершении, соблюдения административным органом порядка привлечения к административной ответственности, применения наказания с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Согласно статье 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с пунктом 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищностроительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (пункт 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Согласно пункту 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
На основании пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель обязан, в том числе:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах;
б) предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором;
г) самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю;
и) в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа;
л) информировать потребителя в течение суток со дня обнаружения неполадок в работе внутридомовых инженерных систем и (или) инженерных коммуникаций и оборудования, расположенных вне многоквартирного дома или жилого дома (в случае его личного обращения - немедленно), о причинах и предполагаемой продолжительности приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также о причинах нарушения качества предоставления коммунальных услуг;
н) по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин не предоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 65 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид не предоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема.
Согласно пункту 67 данных Правил, в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта не предоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда) определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в том числе, с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1).
Заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю. Аналогичные меры должны быть приняты и по заявкам, полученным по телефону или через систему диспетчерской связи (пункт 2.2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
На основании пункта 2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда при выявлении деформации конструкций и неисправности инженерного оборудования, нарушающих условия нормальной эксплуатации, должны проводиться внеочередные (неплановые) осмотры.
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ является лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), то есть собственник жилого фонда, либо лицо, владеющее жилищным фондом на ином вещном праве, либо лицо, которому жилищный фонд передан по договорам о передаче имущества, либо по договорам о передаче имущества, либо по договорам по управлению жилищным фондом и организации оказания жилищных услуг и работ.
Как следует из материалов дела, между Управлением жилищно-коммунального хозяйства г. Магадана (Заказчик) и ООО "ЖИЛСЕРВИС" (Управляющая организация) заключен договор на управление муниципальным жилищным фондом и выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий от 01.02.2004 N 1 (т. 1 л.д. 101-104).
В соответствии с названным договором общество принимает на себя обязательства по организации оказания различных жилищных услуг и работ, а также по управлению жилищным фондом, в том числе, жилым домом N 33-Б по ул. Комсомольской в г. Магадане.
Указанный дом также включен в дополнительное соглашение от 02.09.2007 о внесении изменений и дополнений в договор от 01.02.2004 N 1 (т. 1 л.д. 105-106), заключенное между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии города Магадана (Заказчик) и ООО "ЖИЛСЕРВИС" (Управляющая организация).
Кроме этого, согласно пункту 2.3 Устава общества, основными видами его деятельности являются, в том числе, оказание коммунальных услуг и услуг по техническому содержанию зданий, сооружений.
Таким образом, субъектом ответственности, предусмотренной статьей 7.22. КоАП РФ, является ООО "ЖИЛСЕРВИС".
Из постановления по делу об административном правонарушении от 20.01.2009 N 2 (т. 1 л.д. 30-35) следует, что ООО "ЖИЛСЕРВИС" привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ по факту нарушения обществом Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, заключающегося в непринятии мер по осмотру и составлению акта о некачественных услугах, связанных с содержанием и ремонтом системы холодного водоснабжения (заявление Мацук Т.В. - нанимателя квартиры N 2 дома N ЗЗ-б по ул. Комсомольской в г. Магадане).
Бездействие ООО "ЖИЛСЕРВИС", являющегося управляющей организацией, по выполнению взятых на себя обязательств ведет к снижению уровня характеристик надежности и безопасности общего имущества жилого дома, а также наносит материальный ущерб имуществу собственника жилого помещения, что является нарушением пунктов 10, 13, 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и пунктов 2.1.1, 2.2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Таким образом, у ООО "ЖИЛСЕРВИС" имелась возможность соблюдения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что является нарушением статьи 7.22 КоАП РФ.
Следовательно, привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, является правомерным.
Кроме того, факт административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении требований правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и вина организации подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: актом осмотра от 08.12.2008, протоколом об административном правонарушении от 16.12.2008 N 8-320-гр.
Довод апелляционной жалобы о том, что общество не является управляющей организацией дома N 33-Б по ул. Комсомольской в г. Магадане, судом отклоняется ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно договору на управление муниципальным жилищным фондом по выполнению работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий от 01.02.2004 N 1, общество приняло на себя обязательства по организации оказания различных жилищных услуг и работ, а также по управлению жилищным фондом, в том числе, жилым домом N 33-Б по ул. Комсомольской в г. Магадане (пункт 1.2 договора).
Названный дом включен в дополнительное соглашение от 02.09.2007. Таким образом, на основании указанных договора и дополнительного соглашения ООО "ЖИЛСЕРВИС" является управляющей организацией, в обязанности которой входит управление муниципальным жилищным фондом и выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий, и, соответственно, исполнение положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Судом отклоняется довод апелляционной жалобы общества о том, что дом N 33-Б по ул. Комсомольской признан непригодным для проживания, и, соответственно, не относится к понятию жилищного фонда и не может выступать предметом данного правонарушения, в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, Постановлением Мэра города Магадана от 05.06.1998 N 1919 жилой дом, расположенный по ул. Комсомольской, 33-Б признан непригодным для постоянного проживания. При этом в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что указанный жилой дом подлежит сносу.
Согласно разделу 1 Программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда города Магадана" на 2005-2010 годы" (далее - Программа), являющейся Приложением к Решению Магаданской городской Думы от 30.11.2004 N 63-Д, данная Программа предусматривает поэтапное решение проблемы переселения граждан с учетом возможностей бюджетного финансирования и привлечения внебюджетных ресурсов. Раздел 6 Программы предусматривает, что жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности и находящееся в ветхих или аварийных домах, подлежащих сносу, может быть изъято у собственника путем выкупа либо ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Доказательств того, что квартира N 2 была изъята у собственника, и ему было предоставлено иное жилое помещение или выкупная цена, в материалы дела не представлено.
В соответствии с Перечнем и очередностью расселения ветхого и аварийного жилищного фонда города Магадана, являющимся Приложением к указанной выше Программе, дом N 33 по ул. Комсомольской планируется к расселению только в 2010 году.
Таким образом, до его расселения у Мацюк Т.В, имеются все права по получению коммунальных услуг, текущему ремонту и содержанию помещения, в котором она проживает, соответствующих установленным стандартам.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае вина общества заключается в том, что оно, являясь юридическим лицом, ответственным за содержание и ремонт, а также надлежащее техническое обслуживание жилищного фонда, не приняло всех мер по надлежащей эксплуатации жилого дома в соответствии с действующими правилами, хотя имело реальную возможность для их соблюдения.
Общество является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой в силу Гражданского кодекса Российской Федерации и устава является извлечение прибыли, в связи, с чем оно вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными действующим законодательством, для достижения своей цели. Источниками доходов предприятия могут быть, в том числе, доходы, получаемые от оказываемых им услуг, кредиты банков и других кредиторов, безвозмездные или благотворительные взносы и пожертвования, другие источники, не запрещенные законом.
Ссылка общества на письмо от 22.09.2008 N 2011 о том, что ООО "ЖИЛСЕРВИС" обращалось в мэрию г. Магадана с просьбой профинансировать подачу напора холодной воды, судом так же отклоняется, поскольку отсутствие достаточного финансирования на содержание жилищного фонда не освобождает общество от исполнения обязанностей по содержанию жилищного фонда и не является основанием для освобождения от административной ответственности за неисполнение данной обязанности.
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы об отсутствии вины общества в совершении правонарушения, подлежит отклонению.
При рассмотрении дела об административном правонарушении административный орган, не установив обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, с учетом степени вины, обоснованно применил в отношении общества низший предел санкции, установленный статьей 7.22. КоАП РФ для юридических лиц.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 17 августа 2009 года по делу N А37-153/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА
Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Н.В.МЕРКУЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)