Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.02.2012 ПО ДЕЛУ N А42-3829/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 февраля 2012 г. по делу N А42-3829/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Горшелева В.В., Жуковой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания: Карповой О.В.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-943/2012, 13АП-1296/2012) ГОУТП "ТЭКОС"; ООО "Управляющая компания "Жилищно-коммунальный сервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.11.2011 по делу N А42-3829/2011 (судья Попова Е.В.), принятое
по иску ГОУТП "ТЭКОС"
к ООО "Управляющая компания "Жилищно-коммунальный сервис"
о взыскании

установил:

ГОУТП "ТЭКОС" (ОГРН 1025100874677, местонахождение: 183018, Мурманская обл., Мурманск, Промышленная ул. д. 15) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к ООО "УК "ЖКС" (ОГРН 1065102008663, местонахождение: 184046, Мурманская обл., Кандалакша, Кировская аллея, 12) о взыскании задолженности в размере 11 410 648,93 рублей за поставленную тепловую энергию в горячей воде и услуги ГВС по счетам-фактурам, выставленным за период с 01.08.2008 по 30.04.2009,
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 30.11.2011 с ответчика в пользу истца взыскано 10 760 053,19 рублей задолженности по оплате тепловой энергии с августа 2008 года по апрель 2009 года. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Истец, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме. По мнению истца судом неправильно применены нормы материального права, в связи с чем обжалуемое решение существенно нарушает права и законные интересы истца в сфере предпринимательской и экономической деятельности, а также нарушает баланс интересов участников правоотношений в сфере теплоснабжения.
Ответчик, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт, взыскав с ответчика сумму задолженности без учета НДС, полагая, что в данной части обжалуемое решение противоречит судебной практике, а именно Постановлению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12552/10 от 22.02.2011.
Истец и ответчик, извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ с учетом пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание не явились.
В адрес суда апелляционной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Предметом спора является неоплаченная тепловая энергия, которую ГОУТП "ТЭКОС", как теплоснабжающая организация, в спорный период отпустила в многоквартирные жилые дома по адресам: п. Нивский, ул. Букина 1, 2, 3; 4, 5, 6, 7; 8; ул. Кондрашкина, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22; 4, 24; 5, 23, 25, 10.
При рассмотрении дела N А42-611/2009 судебными инстанциями установлено, что договоры управления многоквартирными домами от 23.07.2008 N Б1, Б2, Б3, Б4, Б5, Б6, Б7, Б8, К4, К5, К8, К10, К11, К12, К13, К14, К15, К16, К17, К18, К19, К21, К22, К23, К24, К25 являются незаключенными, поскольку в них не согласованы существенные условия о перечне услуг и работ по содержанию и ремонту имущества дома, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, порядок внесения такой платы, однако несмотря на это между ООО "УК "ЖКС" и ГОУТП "ТЭКОС" сложились фактические отношения по снабжению жилых домов тепловой энергией.
При этом у МУ УЖКХ такие обязательства по договору с истцом прекратились, поскольку прекратились его обязательства по управлению, содержанию и ремонту многоквартирных домов, в отношении которых заключены указанные выше договоры управления.
Отсутствие договора теплоснабжения не освобождают исполнителя коммунальных услуг от оплаты фактически поставленных коммунальных ресурсов, поскольку эта обязанность возникает у него из положений законодательства и факта передачи ему в управление жилого фонда.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные (пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14).
Истец поддержал исковые требования о взыскании 11 410 648,93 рублей задолженности по счетам-фактурам, выставленным за отпущенную тепловую энергию в горячей воде и услуги ГВС за период с 01.08.2008 по 30.04.2009.
К отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 23.05.2006 N 307 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 307 исполнитель в сфере предоставления коммунальных услуг - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. В этом же пункте правил указано, что исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Применительно к спорным правоотношениям для ответчика (исполнителя коммунальных услуг) истец (энергоснабжающая организация) является ресурсоснабжающей организацией, поскольку осуществляет продажу коммунальных ресурсов.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 ГК РФ).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае ООО "УК "ЖКС", как управляющая компания, использовало отпущенную истцом тепловую энергию на предоставление гражданам-потребителям коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения.
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным правовым актам Российской Федерации.
Подпунктами "а", "б" пункта 19 Правил N 307 установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:
а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к правилам;
б) для горячего водоснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к правилам.
Таким образом, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется с учетом применения такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
В спорный период многоквартирные жилые дома исполнителя коммунальных услуг не были оборудованы общедомовыми (коллективными) приборам учета тепловой энергии, следовательно, вопрос о количестве потребленной тепловой энергии в силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 307 должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.
Количество тепловой энергии, использованной на предоставление коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, должно определяться исходя из площади жилых помещений, количества проживающих (зарегистрированных) граждан, нормативов потребления коммунальных услуг, установленных для граждан,
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих нежилые помещения жилых домов, размер платы за оказанные коммунальные услуги в отсутствие приборов учета тепловой энергии определяется расчетным способом по соответствующим тарифам для определенной группы потребителей (пункт 20 Правил N 307).
Отсутствие утвержденного для нежилых помещений в многоквартирном доме норматива потребления тепловой энергии не исключает применение норматива потребления для граждан.
- Согласно пункту 20 Правил N 307 при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются следующим образом: для холодного водоснабжения и горячего водоснабжения - расчетным путем исходя из нормативов водопотребления, а при их отсутствии - в соответствии с требованиями строительных норм и правил (подп. "а");
- для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам (подп. "г").
Названным пунктом регулируется порядок оплаты коммунальных услуг владельцами нежилых помещений, не относящихся к общедомовому имуществу.
Решением Совета депутатов города Кандалакши с подведомственной территорией от 22.11.2006 N 425 утверждены нормативы потребления услуг водоснабжения и водоотведения в зависимости от степени благоустройства жилищного фонда на территории муниципального образования город Кандалакша с подведомственной территорией (без учета расхода воды для содержания общего имущества многоквартирного дома), в том числе на горячее водоснабжение 3,19 куб. м на 1 человека в месяц, нормативы потребления тепловой энергии в месяц на отопление жилых помещений многоквартирного дома (жилого дома) в размере 0,0277 Гкал на 1 кв. м в 1-3-этажных домах, 0,0187 Гкал на 1 кв. м в 4-5-этажных домах, 0,0209 Гкал на 1 кв. м в 9-этажных домах и горячее водоснабжение при закрытой системе теплоснабжения 0,0548 Гкал на 1 куб. м на территории г.п. Кандалакша, г. Кандалакша, н.п. Нивский, Белое море.
Постановлением Администрации муниципального образования город Кандалакша с подведомственной территорией от 01.12.2006 N 906 утвержден Порядок определения тарифа на услуги горячего водоснабжения (подогрев воды) на территории г. Кандалакши с подведомственной территорией (руб./куб. м) по формуле с применением тарифа на тепловую энергию, установленного регулирующим органом в соответствии с действующим законодательством (без учета НДС) руб./Гкал.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, поставленная тепловая энергия должна быть оплачена по фактическому объему ее поставки.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09 и от 15.07.2010 N 2380/10, вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что начисление платы за отопление за конкретный месяц никоим образом не привязано к фактически отпущенному в этом месяце объему тепловой энергии отклоняется ввиду следующего.
В целях урегулирования указанных разногласий в части оплаты поставленной тепловой энергии по утвержденным нормативам, либо по факту поставки, подпунктами "а", "б" пункта 19 Правил N 307 по отношению к жилому фонду, предусмотрено, что для отопления (далее - ТС) ответчик как исполнитель коммунальных услуг производит один раз в год корректировку размера платы за ТС. Для горячего водоснабжения (далее - ГВС) исполнитель (ответчик) производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за ГВС.
Порядок производства указанных корректировок за ТС и ГВС предусмотрен соответственно в подпунктах 2 и 4 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам N 307.
При этом в составе расчетов таких корректировок учитываются соответственно размеры платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию (ТС) и коммунальный ресурс (ГВС), определенные ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Также сроки проведения корректировок не предусмотрены и в Правилах N 307, за исключением того, что они производятся один раз в год, без привязки к дате (календарный год, отопительный период (год) и т.д.).
Таким образом, указанная выше корректировка предусмотренная подпунктами 2 и 4 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам N 307, по фактически отпущенному ресурсу по итогам года должна быть произведена между истцом и ответчиком по результатам финансового года, то есть за период установления очередных тарифов на тепловую энергию на календарный год, то есть по итогам 2008 года и т.д.
Согласно пункту 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В спорных правоотношениях между истцом и ответчиком не согласован период (год) проведения подобных корректировок.
Доказательств производства населению (получателю коммунальной услуги) каких-либо корректировок истцом не представлено, не по результатам календарного года, не по результатам отопительного периода (года).
С учетом изложенного в рамках настоящего спора истцом подлежит доказыванию фактическое количество тепловой энергии, поданное ответчику по итогам 2008 - 2009 года определенное ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и количество тепловой энергии и определенное по утвержденным нормативам потребления.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования истца в размере 10 760 053,19 рублей, рассчитанные по нормативам потребления коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, а также сделан правомерный вывод о том, что требование истца об оплате количества тепловой энергии, определенного иным расчетным способом противоречит положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 307.
Доводы апелляционной жалобы ответчика отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 72 от 17.11.2011 даны следующие разъяснения.
Согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.
Поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа).
Если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению. Следовательно, задолженность ответчика должна определяться из стоимости ресурсов, увеличенных на сумму НДС.
Таким образом, расчет истца за тепловую энергию по тарифу, установленному для ресурсоснабжающей организации, увеличенного на сумму НДС, соответствует нормам действующего законодательства, и, следовательно, правомерно удовлетворен судом первой инстанции.
Статьей 64 Арбитражного процессуального кодекса РФ определено, что доказательствами по делу являются полученные сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требование и возражение лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (часть 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изложенных выше обстоятельствах решение является законным и обоснованным, в силу чего отсутствуют основания для его отмены или изменения. Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционным жалобам относятся на истца и ответчика соответственно.
Поскольку при принятии апелляционной жалобы к производству заявителям была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, то госпошлина в размере 2 000 рублей по апелляционным жалобам подлежит взысканию соответственно с истца и с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.11.2011 по делу N А42-3829/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальный сервис" (ОГРН 1065102008663, местонахождение: 184046, Мурманская обл., Кандалакша, Кировская аллея, 12) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей за подачу апелляционной жалобы.
Взыскать с Государственного областного унитарного теплоэнергетического предприятия "ТЭКОС" (ОГРН 1025100874677, местонахождение: 183018, Мурманская обл., Мурманск, Промышленная ул. д. 15) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей за подачу апелляционной жалобы.

Председательствующий
Я.Г.СМИРНОВА

Судьи
В.В.ГОРШЕЛЕВ
Т.В.ЖУКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)