Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Демидовой Н.М.,
судей: Колесниковой Г.А., Первухиной Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,
при участии представителей:
- общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" - Федорченко А.В., на основании доверенности от 07.08.2007 N 425/07;
- Службы строительного надзора и жилищного контроля администрации Красноярского края - Лысенко Ю.В., на основании доверенности от 14.02.2008 N 8,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (г. Красноярск)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 24 апреля 2008 года по делу N А33-4425/2008, принятое судьей Крицкой И.П.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" об оспаривании постановления Службы строительного надзора и жилищного контроля администрации Красноярского края от 18.03.2008 N 57-ж о привлечении к административной ответственности,
общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы строительного надзора и жилищного контроля администрации Красноярского края от 18.03.2008 N 57-ж о привлечении к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 апреля 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс": считает оспариваемое решение суда первой инстанции незаконным по следующим основаниям, изложенным в апелляционной жалобе:
- - необоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; общество не является лицом, непосредственно обслуживающим жилищный фонд, не является контролирующим органом, не является исполнителем коммунальной услуги по холодному водоснабжению;
- - не усматривается причинная связь между фактом приостановления обществом с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" подачи холодной воды по водопроводной сети и отсутствием холодного водоснабжения у жителей домов N 214, 216 по ул. Цимлянская в г. Красноярске;
- - не является допустимым доказательством письмо администрации Октябрьского района г. Красноярска от 23.04.2008, так как оно получено и исследовано вне рамок административного дела, после вынесения постановления от 18.03.2008 N 57-ж;
- - административным органом допущены нарушения требований статей 26.1, 26.2, 28.4, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; дело об административном правонарушении не было рассмотрено с позиции полного, объективного и всестороннего исследования обстоятельств;
- - установленные административным органом фактические обстоятельства не соответствуют объективной стороне административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; ссылка в постановлении от 18.03.2008 N 57-ж на нарушение обществом Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, не является основанием для привлечения общества к административной ответственности, поскольку данные Правила не содержат требований к нормативному уровню или режиму обеспечения населения коммунальными услугами;
- - административный орган не представил каких-либо доказательств наличия вины общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" в нарушении нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами; общество не имеет возможности без согласия собственника водопроводной сети осуществлять ее капитальный ремонт; обществом были приняты все возможные меры по устранению аварии, возможность ее ликвидации в более короткий срок отсутствовала.
Служба строительного надзора и жилищного контроля администрации Красноярского края считает оспариваемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель административного органа в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил суд апелляционной инстанции оспариваемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" зарегистрировано в качестве юридического лица 25.12.2003 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г. Красноярска Красноярского края за основным государственным регистрационным номером 1032402976870, сведения о юридическом лице внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.
Прокуратурой Октябрьского района г. Красноярска в период с 15 по 19 февраля 2008 года проведена проверка по факту отключения холодного водоснабжения в январе 2008 года в домах по ул. Цимлянская Октябрьского района г. Красноярска. В ходе проверки установлены следующие обстоятельства.
10.01.2008 в оперативно-диспетчерскую службу общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" поступило сообщение о течи холодной воды в районе дома N 212 по ул. Цимлянской. В результате проведенных сварочных работ утечка была устранена. 12.01.2008 в 18 час. 55 мин. в оперативно-диспетчерскую службу общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" поступило сообщение от жителей по ул. Цимлянской об обнаружении повторной течи воды в районе дома N 214.
23.01.2008 для определения места утечки работниками общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" были проведены земляные работы по указанному адресу.
24.01.2008 в 12 час. 00 мин. подача холодной воды по водопроводной сети, примыкающей к водозаборной колонке в районе дома N 214 по ул. Цимлянской, в целях производства ремонтных работ была приостановлена.
В результате диагностических работ с 23 по 25 января 2008 года установлено наличие двух свищей на участке водопровода на отрезке между домами N 214 и 216 по ул. Цимлянской. Причиной образования свищей послужил 100% износ участка водопровода. При этом проверкой установлено, что с момента принятия на баланс данного водопровода ремонт его не производился, в план капитального ремонта данный объект в 2007 году не включался.
26.01.2008 в 15 час. 50 мин. в результате сварочных работ и установки хомута свищи были ликвидированы, холодное водоснабжение восстановлено. Таким образом, у жителей домов N 214, 216 по ул. Цимлянская, более 2-х суток отсутствовало холодной водоснабжение.
Установленные при проверке обстоятельства послужили основанием для вынесения 19.02.2008 заместителем прокурора Октябрьского района г. Красноярска в отношении общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
18.03.2008 временно замещающий должность руководителя Службы строительного надзора и жилищного контроля администрации Красноярского края, рассмотрев материалы данного дела об административном правонарушении, вынес постановление по делу об административном правонарушении, которым общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5 000,00 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, считая его не соответствующим законодательству и нарушающим права и законные интересы, общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением об оспаривании указанного постановления.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Субъектами данного правонарушения признаются как должностные лица и юридические лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, так и органы, обязанные обеспечить контроль за его надлежащим состоянием. С субъективной стороны противоправные деяния характеризуются виной в форме умысла и неосторожности.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействий), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг населению, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставляемых услуг.
В соответствии с пунктом 1 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) требованием нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в части холодного водоснабжения является бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года. Указанным пунктом установлена допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа.
Оспаривая решение суда первой инстанции, общество ссылается на то, что общество не является исполнителем коммунальных услуг, поскольку в соответствии с п. 3 и подп. "а" - "г" п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Поскольку общество является ресурсоснабжающей организацией, а управление многоквартирными домами осуществляет управляющая компания, то исполнителем коммунальных услуг является управляющая компания; общество оказывает услуги до границ эксплуатационной ответственности; договоры с собственниками жилых помещений заключены не с обществом, а с управляющей компанией; общество не получало плату за коммунальные услуги; судом первой инстанции необоснованно не приняты во внимание пункты 75 и 76 указанных Правил.
Указанные доводы общества суд апелляционной инстанции считает необоснованными в силу следующего.
В пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что:
- коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;
- исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Поскольку общество производит коммунальные ресурсы, то оно может быть признано исполнителем коммунальных услуг.
Приведенное обществом толкование указанной нормы права, согласно которому исполнителем коммунальных услуг является лицо, которое одновременно отвечает двум условиям: предоставляет коммунальные услуги, производит или приобретает коммунальные ресурсы и отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, суд апелляционной инстанции считает неправильным, в связи с тем, что основания полагать, что исполнитель должен отвечать указанным условиям одновременно отсутствуют, поскольку в определении понятия "исполнитель" путем перечисления приведено три условия, при наличии которых лицо может быть признано исполнителем коммунальных услуг:
- - предоставляет коммунальные услуги;
- - производит или приобретает коммунальные ресурсы;
- - отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем.
При этом, союз "и" использован не в смысле соблюдения указанных условий одновременно, а в смысле перечисления указанных условий, при наличии хотя бы одного из которых субъект может быть признан исполнителем коммунальных услуг.
Пунктом 9 вышеуказанных Правил установлена обязанность обеспечения бесперебойной подачи в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Под холодным водоснабжением следует понимать круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки (пункт 6 Правил предоставления коммунальных услуг населению).
Согласно пунктам 87, 88 Правил предоставления коммунальных услуг населению холодное водоснабжение, осуществляемое через водоразборную колонку, производится в соответствии с настоящими Правилами на основании договора холодного водоснабжения, заключаемого исполнителем с потребителем. Обеспечение надлежащего технического состояния водоразборных колонок и их безопасная эксплуатация осуществляются исполнителем, а в случае нахождения водоразборной колонки в собственности потребителя - потребителем самостоятельно или на основании договора, заключаемого с исполнителем или с иной специализированной организацией.
В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, аварией считается повреждение или выход из строя систем коммунального водоснабжения, канализации или отдельных сооружений, оборудования, устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водопотребления и водоотведения, качества питьевой воды или причинение ущерба окружающей среде, имуществу юридических или физических лиц и здоровью населения.
В соответствии с пунктом 2.1 устава общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс", целями деятельности общества являются удовлетворение потребности населения в услугах по содержанию и эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства, по водоснабжению, водоотведению и доставке тепловой энергии и горячей воды по теплосетям, по газоснабжению и электроснабжению. В силу пунктов 2.4, 2.6, 3 устава, основными целями и видами деятельности общества являются организация качественного водоснабжения: оказание услуг по реализации воды; производство санитарно-технических работ, включая монтаж в зданиях и других строительных объектах водопроводных систем холодного водоснабжения; управление и эксплуатация жилого и нежилого фонда, в том числе планирование работ по обслуживанию и содержанию жилищного фонда, а также обеспечению граждан коммунальными услугами, заключение договоров на предоставление жилищных и коммунальных услуг с организациями, заключение договоров на управление элементами общедолевой собственности и поставку жилищно-коммунальных услуг с собственниками жилых помещений, сбор платежей с потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Из материалов дела следует, что департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и обществом с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" заключен договор аренды от 05.07.2006 N 10014 на совокупность имущества казны города Красноярска, целью которого является создание экономических условий, обеспечивающих повышение эффективности производства, содержания и обслуживания, эксплуатации совокупности имущества казны города Красноярска, являющейся муниципальной собственностью, для эффективного и качественного оказания услуг по обеспечению тепло-, электро-, водоснабжением и водоотведением населения и иных потребителей города в соответствии с установленными требованиями и нормами. По данному договору и акту приема-передачи от 01.08.2006 общество приняло в аренду для самостоятельного осуществления содержания, обслуживания и эксплуатации стальные водопроводные сети по ул. Цимлянская, 184 на спорном участке (пункт 21 договора, пункт 2968 акта приема-передачи).
Из материалов дела следует, что целью деятельности общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" является организация предоставления потребителям жилищно-коммунальных услуг, в том числе, предоставление жителям указанных домов по ул. Цимлянская холодного водоснабжения посредством водозаборной колонки. Следовательно, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что общество является лицом, ответственным за соблюдение нормативного уровня и режима обеспечения населения данным видом коммунальной услуги, то есть является исполнителем услуги водоснабжения населению.
Материалами дела подтверждается и обществом с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" не оспаривается факт отключения подачи холодной воды более чем на 24 часа в водоразборной колонке по ул. Цимлянская в районе дома N 124, подача воды в которую осуществляется посредством водопровода, переданного обществу по указанному выше договору.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" требований Правил предоставления коммунальных услуг населению в части бесперебойной подачи и режима подачи воды потребителям коммунальных ресурсов. Следовательно, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что действия общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции правомерно признал несостоятельным довод заявителя о том, что административным органом допущены нарушения требований статей 26.1, 26.2, 28.4, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - не устанавливались обстоятельства, указывающие на наличие события административного правонарушения и виновности общества, данные обстоятельства не отражены в постановлении прокурора и обжалуемом постановлении. При этом общество указывает на отсутствие причинно-следственной связи, что административный орган не установил, что холодное водоснабжение домов по ул. Цимлянская осуществляется именно посредством водопроводной сети, примыкающей к водоразборной колонке в районе дома N 214; не исследованы и не отражены в постановлении обстоятельства, связанные с организацией обеспечения граждан в указанных домах холодным водоснабжением, в том числе техническая и юридическая схема водоснабжения; не установлен факт заключения договора оказания коммунальных услуг обществом с гражданами, проживающими в указанных домах; не установлено наличие конкретной управляющей организации.
Однако доводы заявителя опровергаются материалами дела.
Постановление прокурора от 19.02.2008 о возбуждении административного дела и постановление от 18.03.2008 N 57-ж по делу об административном правонарушении содержат данные о том, что вода через указанную водоразборную колонку не поступала по причине отключения подачи холодной воды в водопроводной системе, переданной обществу по указанному выше договору аренды; отключение воды в водопроводной системе было вызвано аварией на данном участке водопроводной системы; заявление об аварии поступило от жителей домов, расположенных на указанном участке.
В постановлении о возбуждении административного дела и обжалуемом постановлении по делу об административном правонарушении зафиксирован факт отключения колонки по ул. Цимлянская в районе дома N 214. В постановлениях отражен факт того, что подача холодной воды в водозаборную колонку была приостановлена из-за аварии водопроводной сети, примыкающей к данной водозаборной колонке. В постановлениях зафиксированы обстоятельства, из которых административный орган сделал вывод о том, что субъектом данного правонарушения является общество, о наличии в действиях общества вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения услугами водоснабжения посредством отключения подачи воды в водоразборную колонку более чем на 24 часа, отражена в постановлении по делу об административном правонарушении и в постановлении прокурора о возбуждении административного дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено,, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Доказательств принятия мер по ликвидации аварии в течение 24 часов, а также отсутствия возможности соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" Правил предоставления коммунальных услуг населению в материалы дела не представлено.
Прокурор и должностное лицо административного органа исследовали обстоятельства данного административного правонарушения для установления вины общества в его совершении. Так, в постановлениях содержатся сведения о передаче указанной водопроводной сети в аренду обществу, расписаны его обязанности по обеспечению населения данной коммунальной услугой, по содержанию этих сетей и их ремонту. Установлен факт невыполнения обществом данных обязанностей. Следовательно, вина общества в совершении вменяемого правонарушения материалами дела доказана. Таким образом, ссылка заявителя на отсутствие его вины в совершении рассматриваемого правонарушения является необоснованной.
Следовательно, постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении по содержанию соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является по настоящему делу надлежащим и достаточным доказательством события административного правонарушения и вины общество в его совершении.
Не исследование административным органом при рассмотрении материалов административного дела технической и юридической схемы водоснабжения указанных домов, договоров оказания коммунальных услуг обществом с гражданами этих домов не влияет на доказанность вывода о совершении обществом вменяемого ему административного правонарушения.
В судебном заседании представитель административного органа пояснил, что при рассмотрении материалов административного дела должностное лицо исходило из общеизвестного факта о том, что указанные выше дома являются частной собственностью граждан, а водоразборная колонка, расположенная в районе дома N 214 по ул. Цимлянской, предназначена для холодного водоснабжения жилых граждан, проживающих в данном районе. Данное обстоятельство впоследствии подтверждено представленным в материалы дела письмом администрации Октябрьского района г. Красноярска от 23.04.2008 N 1231. Отсутствие в деле договоров общества с гражданами на оказание данного вида коммунальных услуг также не опровергает вывод о том, что общество в данной ситуации является исполнителем данной коммунальной услуги. В силу изложенных выше положений устава общества и договора аренды на общество возложена обязанность по заключению такого договора. Заявитель не опроверг факт заключения такого договора. При этом, отсутствие такого договора будет свидетельствовать лишь о неисполнении обществом обязанности по заключению договора.
Совокупность исследованных по делу доказательств подтверждает довод административного органа о том, что исполнителем данной услуги является общество, следовательно оно является субъектом ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом первой инстанции правомерно установлено соблюдение процедуры привлечения общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" к административной ответственности, предусмотренной статьями 28.2, 28.4, 29.6, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: постановления о возбуждении дела об административном производстве и по делу об административном правонарушении вынесены уполномоченными должностными лицами в пределах компетенции, в сроки, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; срок давности привлечения к административной ответственности административным органом соблюден.
На основании пункта 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Административный орган правомерно, с учетом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлек общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии со статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 апреля 2007 года подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 апреля 2008 года по делу N А33-4425/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.06.2008 N А33-4425/2008-03АП-1472/2008 ПО ДЕЛУ N А33-4425/2008
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2008 г. N А33-4425/2008-03АП-1472/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Демидовой Н.М.,
судей: Колесниковой Г.А., Первухиной Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,
при участии представителей:
- общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" - Федорченко А.В., на основании доверенности от 07.08.2007 N 425/07;
- Службы строительного надзора и жилищного контроля администрации Красноярского края - Лысенко Ю.В., на основании доверенности от 14.02.2008 N 8,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (г. Красноярск)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 24 апреля 2008 года по делу N А33-4425/2008, принятое судьей Крицкой И.П.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" об оспаривании постановления Службы строительного надзора и жилищного контроля администрации Красноярского края от 18.03.2008 N 57-ж о привлечении к административной ответственности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы строительного надзора и жилищного контроля администрации Красноярского края от 18.03.2008 N 57-ж о привлечении к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 апреля 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс": считает оспариваемое решение суда первой инстанции незаконным по следующим основаниям, изложенным в апелляционной жалобе:
- - необоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; общество не является лицом, непосредственно обслуживающим жилищный фонд, не является контролирующим органом, не является исполнителем коммунальной услуги по холодному водоснабжению;
- - не усматривается причинная связь между фактом приостановления обществом с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" подачи холодной воды по водопроводной сети и отсутствием холодного водоснабжения у жителей домов N 214, 216 по ул. Цимлянская в г. Красноярске;
- - не является допустимым доказательством письмо администрации Октябрьского района г. Красноярска от 23.04.2008, так как оно получено и исследовано вне рамок административного дела, после вынесения постановления от 18.03.2008 N 57-ж;
- - административным органом допущены нарушения требований статей 26.1, 26.2, 28.4, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; дело об административном правонарушении не было рассмотрено с позиции полного, объективного и всестороннего исследования обстоятельств;
- - установленные административным органом фактические обстоятельства не соответствуют объективной стороне административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; ссылка в постановлении от 18.03.2008 N 57-ж на нарушение обществом Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, не является основанием для привлечения общества к административной ответственности, поскольку данные Правила не содержат требований к нормативному уровню или режиму обеспечения населения коммунальными услугами;
- - административный орган не представил каких-либо доказательств наличия вины общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" в нарушении нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами; общество не имеет возможности без согласия собственника водопроводной сети осуществлять ее капитальный ремонт; обществом были приняты все возможные меры по устранению аварии, возможность ее ликвидации в более короткий срок отсутствовала.
Служба строительного надзора и жилищного контроля администрации Красноярского края считает оспариваемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель административного органа в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил суд апелляционной инстанции оспариваемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" зарегистрировано в качестве юридического лица 25.12.2003 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г. Красноярска Красноярского края за основным государственным регистрационным номером 1032402976870, сведения о юридическом лице внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.
Прокуратурой Октябрьского района г. Красноярска в период с 15 по 19 февраля 2008 года проведена проверка по факту отключения холодного водоснабжения в январе 2008 года в домах по ул. Цимлянская Октябрьского района г. Красноярска. В ходе проверки установлены следующие обстоятельства.
10.01.2008 в оперативно-диспетчерскую службу общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" поступило сообщение о течи холодной воды в районе дома N 212 по ул. Цимлянской. В результате проведенных сварочных работ утечка была устранена. 12.01.2008 в 18 час. 55 мин. в оперативно-диспетчерскую службу общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" поступило сообщение от жителей по ул. Цимлянской об обнаружении повторной течи воды в районе дома N 214.
23.01.2008 для определения места утечки работниками общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" были проведены земляные работы по указанному адресу.
24.01.2008 в 12 час. 00 мин. подача холодной воды по водопроводной сети, примыкающей к водозаборной колонке в районе дома N 214 по ул. Цимлянской, в целях производства ремонтных работ была приостановлена.
В результате диагностических работ с 23 по 25 января 2008 года установлено наличие двух свищей на участке водопровода на отрезке между домами N 214 и 216 по ул. Цимлянской. Причиной образования свищей послужил 100% износ участка водопровода. При этом проверкой установлено, что с момента принятия на баланс данного водопровода ремонт его не производился, в план капитального ремонта данный объект в 2007 году не включался.
26.01.2008 в 15 час. 50 мин. в результате сварочных работ и установки хомута свищи были ликвидированы, холодное водоснабжение восстановлено. Таким образом, у жителей домов N 214, 216 по ул. Цимлянская, более 2-х суток отсутствовало холодной водоснабжение.
Установленные при проверке обстоятельства послужили основанием для вынесения 19.02.2008 заместителем прокурора Октябрьского района г. Красноярска в отношении общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
18.03.2008 временно замещающий должность руководителя Службы строительного надзора и жилищного контроля администрации Красноярского края, рассмотрев материалы данного дела об административном правонарушении, вынес постановление по делу об административном правонарушении, которым общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5 000,00 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, считая его не соответствующим законодательству и нарушающим права и законные интересы, общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением об оспаривании указанного постановления.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Субъектами данного правонарушения признаются как должностные лица и юридические лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, так и органы, обязанные обеспечить контроль за его надлежащим состоянием. С субъективной стороны противоправные деяния характеризуются виной в форме умысла и неосторожности.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействий), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг населению, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставляемых услуг.
В соответствии с пунктом 1 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) требованием нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в части холодного водоснабжения является бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года. Указанным пунктом установлена допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа.
Оспаривая решение суда первой инстанции, общество ссылается на то, что общество не является исполнителем коммунальных услуг, поскольку в соответствии с п. 3 и подп. "а" - "г" п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Поскольку общество является ресурсоснабжающей организацией, а управление многоквартирными домами осуществляет управляющая компания, то исполнителем коммунальных услуг является управляющая компания; общество оказывает услуги до границ эксплуатационной ответственности; договоры с собственниками жилых помещений заключены не с обществом, а с управляющей компанией; общество не получало плату за коммунальные услуги; судом первой инстанции необоснованно не приняты во внимание пункты 75 и 76 указанных Правил.
Указанные доводы общества суд апелляционной инстанции считает необоснованными в силу следующего.
В пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что:
- коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;
- исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Поскольку общество производит коммунальные ресурсы, то оно может быть признано исполнителем коммунальных услуг.
Приведенное обществом толкование указанной нормы права, согласно которому исполнителем коммунальных услуг является лицо, которое одновременно отвечает двум условиям: предоставляет коммунальные услуги, производит или приобретает коммунальные ресурсы и отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, суд апелляционной инстанции считает неправильным, в связи с тем, что основания полагать, что исполнитель должен отвечать указанным условиям одновременно отсутствуют, поскольку в определении понятия "исполнитель" путем перечисления приведено три условия, при наличии которых лицо может быть признано исполнителем коммунальных услуг:
- - предоставляет коммунальные услуги;
- - производит или приобретает коммунальные ресурсы;
- - отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем.
При этом, союз "и" использован не в смысле соблюдения указанных условий одновременно, а в смысле перечисления указанных условий, при наличии хотя бы одного из которых субъект может быть признан исполнителем коммунальных услуг.
Пунктом 9 вышеуказанных Правил установлена обязанность обеспечения бесперебойной подачи в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Под холодным водоснабжением следует понимать круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки (пункт 6 Правил предоставления коммунальных услуг населению).
Согласно пунктам 87, 88 Правил предоставления коммунальных услуг населению холодное водоснабжение, осуществляемое через водоразборную колонку, производится в соответствии с настоящими Правилами на основании договора холодного водоснабжения, заключаемого исполнителем с потребителем. Обеспечение надлежащего технического состояния водоразборных колонок и их безопасная эксплуатация осуществляются исполнителем, а в случае нахождения водоразборной колонки в собственности потребителя - потребителем самостоятельно или на основании договора, заключаемого с исполнителем или с иной специализированной организацией.
В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, аварией считается повреждение или выход из строя систем коммунального водоснабжения, канализации или отдельных сооружений, оборудования, устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водопотребления и водоотведения, качества питьевой воды или причинение ущерба окружающей среде, имуществу юридических или физических лиц и здоровью населения.
В соответствии с пунктом 2.1 устава общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс", целями деятельности общества являются удовлетворение потребности населения в услугах по содержанию и эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства, по водоснабжению, водоотведению и доставке тепловой энергии и горячей воды по теплосетям, по газоснабжению и электроснабжению. В силу пунктов 2.4, 2.6, 3 устава, основными целями и видами деятельности общества являются организация качественного водоснабжения: оказание услуг по реализации воды; производство санитарно-технических работ, включая монтаж в зданиях и других строительных объектах водопроводных систем холодного водоснабжения; управление и эксплуатация жилого и нежилого фонда, в том числе планирование работ по обслуживанию и содержанию жилищного фонда, а также обеспечению граждан коммунальными услугами, заключение договоров на предоставление жилищных и коммунальных услуг с организациями, заключение договоров на управление элементами общедолевой собственности и поставку жилищно-коммунальных услуг с собственниками жилых помещений, сбор платежей с потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Из материалов дела следует, что департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и обществом с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" заключен договор аренды от 05.07.2006 N 10014 на совокупность имущества казны города Красноярска, целью которого является создание экономических условий, обеспечивающих повышение эффективности производства, содержания и обслуживания, эксплуатации совокупности имущества казны города Красноярска, являющейся муниципальной собственностью, для эффективного и качественного оказания услуг по обеспечению тепло-, электро-, водоснабжением и водоотведением населения и иных потребителей города в соответствии с установленными требованиями и нормами. По данному договору и акту приема-передачи от 01.08.2006 общество приняло в аренду для самостоятельного осуществления содержания, обслуживания и эксплуатации стальные водопроводные сети по ул. Цимлянская, 184 на спорном участке (пункт 21 договора, пункт 2968 акта приема-передачи).
Из материалов дела следует, что целью деятельности общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" является организация предоставления потребителям жилищно-коммунальных услуг, в том числе, предоставление жителям указанных домов по ул. Цимлянская холодного водоснабжения посредством водозаборной колонки. Следовательно, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что общество является лицом, ответственным за соблюдение нормативного уровня и режима обеспечения населения данным видом коммунальной услуги, то есть является исполнителем услуги водоснабжения населению.
Материалами дела подтверждается и обществом с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" не оспаривается факт отключения подачи холодной воды более чем на 24 часа в водоразборной колонке по ул. Цимлянская в районе дома N 124, подача воды в которую осуществляется посредством водопровода, переданного обществу по указанному выше договору.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" требований Правил предоставления коммунальных услуг населению в части бесперебойной подачи и режима подачи воды потребителям коммунальных ресурсов. Следовательно, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что действия общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции правомерно признал несостоятельным довод заявителя о том, что административным органом допущены нарушения требований статей 26.1, 26.2, 28.4, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - не устанавливались обстоятельства, указывающие на наличие события административного правонарушения и виновности общества, данные обстоятельства не отражены в постановлении прокурора и обжалуемом постановлении. При этом общество указывает на отсутствие причинно-следственной связи, что административный орган не установил, что холодное водоснабжение домов по ул. Цимлянская осуществляется именно посредством водопроводной сети, примыкающей к водоразборной колонке в районе дома N 214; не исследованы и не отражены в постановлении обстоятельства, связанные с организацией обеспечения граждан в указанных домах холодным водоснабжением, в том числе техническая и юридическая схема водоснабжения; не установлен факт заключения договора оказания коммунальных услуг обществом с гражданами, проживающими в указанных домах; не установлено наличие конкретной управляющей организации.
Однако доводы заявителя опровергаются материалами дела.
Постановление прокурора от 19.02.2008 о возбуждении административного дела и постановление от 18.03.2008 N 57-ж по делу об административном правонарушении содержат данные о том, что вода через указанную водоразборную колонку не поступала по причине отключения подачи холодной воды в водопроводной системе, переданной обществу по указанному выше договору аренды; отключение воды в водопроводной системе было вызвано аварией на данном участке водопроводной системы; заявление об аварии поступило от жителей домов, расположенных на указанном участке.
В постановлении о возбуждении административного дела и обжалуемом постановлении по делу об административном правонарушении зафиксирован факт отключения колонки по ул. Цимлянская в районе дома N 214. В постановлениях отражен факт того, что подача холодной воды в водозаборную колонку была приостановлена из-за аварии водопроводной сети, примыкающей к данной водозаборной колонке. В постановлениях зафиксированы обстоятельства, из которых административный орган сделал вывод о том, что субъектом данного правонарушения является общество, о наличии в действиях общества вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения услугами водоснабжения посредством отключения подачи воды в водоразборную колонку более чем на 24 часа, отражена в постановлении по делу об административном правонарушении и в постановлении прокурора о возбуждении административного дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено,, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Доказательств принятия мер по ликвидации аварии в течение 24 часов, а также отсутствия возможности соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" Правил предоставления коммунальных услуг населению в материалы дела не представлено.
Прокурор и должностное лицо административного органа исследовали обстоятельства данного административного правонарушения для установления вины общества в его совершении. Так, в постановлениях содержатся сведения о передаче указанной водопроводной сети в аренду обществу, расписаны его обязанности по обеспечению населения данной коммунальной услугой, по содержанию этих сетей и их ремонту. Установлен факт невыполнения обществом данных обязанностей. Следовательно, вина общества в совершении вменяемого правонарушения материалами дела доказана. Таким образом, ссылка заявителя на отсутствие его вины в совершении рассматриваемого правонарушения является необоснованной.
Следовательно, постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении по содержанию соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является по настоящему делу надлежащим и достаточным доказательством события административного правонарушения и вины общество в его совершении.
Не исследование административным органом при рассмотрении материалов административного дела технической и юридической схемы водоснабжения указанных домов, договоров оказания коммунальных услуг обществом с гражданами этих домов не влияет на доказанность вывода о совершении обществом вменяемого ему административного правонарушения.
В судебном заседании представитель административного органа пояснил, что при рассмотрении материалов административного дела должностное лицо исходило из общеизвестного факта о том, что указанные выше дома являются частной собственностью граждан, а водоразборная колонка, расположенная в районе дома N 214 по ул. Цимлянской, предназначена для холодного водоснабжения жилых граждан, проживающих в данном районе. Данное обстоятельство впоследствии подтверждено представленным в материалы дела письмом администрации Октябрьского района г. Красноярска от 23.04.2008 N 1231. Отсутствие в деле договоров общества с гражданами на оказание данного вида коммунальных услуг также не опровергает вывод о том, что общество в данной ситуации является исполнителем данной коммунальной услуги. В силу изложенных выше положений устава общества и договора аренды на общество возложена обязанность по заключению такого договора. Заявитель не опроверг факт заключения такого договора. При этом, отсутствие такого договора будет свидетельствовать лишь о неисполнении обществом обязанности по заключению договора.
Совокупность исследованных по делу доказательств подтверждает довод административного органа о том, что исполнителем данной услуги является общество, следовательно оно является субъектом ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом первой инстанции правомерно установлено соблюдение процедуры привлечения общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" к административной ответственности, предусмотренной статьями 28.2, 28.4, 29.6, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: постановления о возбуждении дела об административном производстве и по делу об административном правонарушении вынесены уполномоченными должностными лицами в пределах компетенции, в сроки, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; срок давности привлечения к административной ответственности административным органом соблюден.
На основании пункта 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Административный орган правомерно, с учетом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлек общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии со статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 апреля 2007 года подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 апреля 2008 года по делу N А33-4425/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий судья
Н.М.ДЕМИДОВА
Судьи:
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Л.Ф.ПЕРВУХИНА
Н.М.ДЕМИДОВА
Судьи:
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Л.Ф.ПЕРВУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)