Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 26.02.2008 ПО ДЕЛУ N А57-6618/07-5

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2008 г. по делу N А57-6618/07-5


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Саратовской области, город Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.11.2007 по делу N А57-6618/07-5,
по заявлению Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района города Саратова к Государственной жилищной инспекции Саратовской области о признании незаконным и отмене постановления от 21.05.2007 N 309 о привлечении к административной ответственности,

установил:

Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района города Саратова (далее - ассоциация) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - жилищная инспекция) от 21.05.2007 N 309 о привлечении к административной ответственности в соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда первой инстанции от 15.11.2007 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке решение не обжаловалось.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, жилищная инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению заявителя жалобы, в действиях ассоциации имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса.
В судебном заседании представитель жилищной инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представители ассоциации возражения на них.
Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Ленинского района города Саратова совместно с жилищной инспекцией произведена проверка технического состояния жилого дома N 17 по проспекту Строителей в городе Саратове.
В ходе проверки установлено разрушение железобетонных плит лоджий, износ кровельного покрытия, неисправность ограждения лестничных маршей, повреждение штукатурного и окрасочного слоев лестничных клеток, неисправность и значительный износ внутренний системы горячего водоснабжения, неисправность внутренний электросистемы, неисправность работы дымохода, разрушение оголовков и кирпичной кладки вентиляционных и дымовых труб на крышах, о чем составлен акт инспекционной проверки от 20.04.2007.
Согласно данному акту ассоциация нарушила пункты 4.2.4.2, 4.6.1, 4.8.3, 3.2.1, 3.2.2, 5.3.2, 5.6.2, 5.7.2.3.1.3, 5.7.2 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.
На основании указанного акта заместителем прокурора Ленинского района города Саратова вынесено постановление от 26.04.2007 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ассоциации по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса, административный материал направлен в жилищную инспекцию.
21.05.2007 заместителем начальника жилищной инспекции вынесено постановление N 309, в соответствии с которым ассоциация признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса, и наложен штраф в размере четырехсот минимальных размеров оплаты труда, что составило 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ассоциация обратилась в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из отсутствия в действиях ассоциации вины как элемента субъективной стороны состава административного правонарушения, следовательно, и самого состава административного правонарушения.
Данные выводы судебная коллегия считает обоснованными, основанными на действующем законодательстве и подтвержденными материалами дела.
Статьей 7.22 Кодекса предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Субъектом ответственности за предусмотренное данной нормой правонарушение является лицо, ответственное за содержание жилых домов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ассоциация является некоммерческой организацией, зарегистрирована в качестве юридического лица 14.11.2003. Согласно Уставу, ассоциация создана для совместного управления общим имуществом многоквартирных домов 17-ти товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ), в том числе и ТСЖ "Техстекло", в состав которого и входит жилой дом N 17 по проспекту Строителей в городе Саратове.
Жилой дом N 17 по проспекту Строителей ранее находился на балансе муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району города Саратова" и передан с его баланса в управление ТСЖ "Техстекло". На момент указанной передачи, согласно представленным Условиям приема-передачи от 12.01.2004, данный жилой дом находился в неудовлетворительном техническом состоянии: требовался капитальный ремонт а/цементной кровли и водосточных труб; капитальный ремонт отмостки и цоколя; капитальный ремонт всех подъездов данного дома (штукатурка и покраска лестничных клеток всех подъездов, побелка потолков лестничных клеток всех подъездов, ремонт электропроводки во всех подъездах); ремонт системы центрального отопления, холодного водоснабжения и канализации данного дома; была необходима замена ввода центрального отопления; ремонт системы электроснабжения МОП (130 п. м.); ремонт балконов данного дома и замена 3-х контейнеров для твердых бытовых отходов.
В соответствии со статьями 39, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установление взносов, в том числе и на капитальный ремонт общего имущества в доме, где создано ТСЖ принимается на общем собрании членов данного ТСЖ.
В силу пункта 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае суд, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводу о том, что ассоциация предприняла все зависящие от нее меры по организации и обеспечению капитального ремонта данного жилого дома в пределах собранных на эти цели средств.
Как следует из материалов дела, в 2004 и 2005 годах общие собрания членов ТСЖ "Техстекло" из-за отсутствия кворума так и не смогли установить взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, в том числе и жилого дома N 17 по проспекту Строителей. Отсутствие кворума было вызвано неявкой на собрания уполномоченного представителя муниципального образования "Город Саратов", как собственника муниципальных жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, а также являющегося членом ТСЖ "Техстекло".
10.01.2006 состоялось общее собрание членов ТСЖ "Техстекло", на котором рассматривался вопрос о взносах на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Техстекло", была определена смета расходов, определен перечень и очередность проведения работ и условия их оплаты.
На общем собрании были утверждены с 01.05.2006 взносы на капитальный ремонт в размере равному размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц, утвержденному для Саратовской области соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации, то есть на 2006 год - 3 рубля 20 копеек, на 2007 - 3 рубля 60 копеек. Предложение председателя ассоциации о необходимости установления взносов на капитальный ремонт исходя из 7 рублей 82 копеек ежемесячно для полноценного ремонта домов было отвергнуто. При этом следует учесть, что до 01.05.2006 собственники не несли бремени по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.
Кроме того, как установлено судом, на общем собрании членов ТСЖ "Техстекло" от 10.01.2006 была утверждена новая редакция договора управления между ассоциацией и ТСЖ "Техстекло". Согласно пунктам 5.1 и 5.2 указанного договора ассоциация обязана: "организовать текущий и капитальный ремонт каждого многоквартирного дома исключительно за счет и в пределах денежных средств, собранных с жителей (собственников, нанимателей) данного многоквартирного дома, входящего в состав Товарищества. Перераспределение денежных средств, собранных с жителей (собственников, нанимателей) одного многоквартирного дома, на ремонт другого многоквартирного дома запрещается".
Согласно справке общества с ограниченной ответственностью "Центр начислений" от 01.10.2007 N 721-М, всего с жителей (собственников, нанимателей) жилого дома N 17 по проспекту Строителей с 02.03.2004 по 01.09.2007 за текущий и капитальный ремонт собрано 409,1 тыс. рублей, а работ по его ремонту выполнено на сумму 779,9 тыс. рублей, что подтверждается реестром и актами выполненных работ. Соответственно превышение по затратам составляет - 370,8 тыс. рублей, в связи с чем у ассоциации перед подрядными организациями имеется непогашенная задолженность.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае вины ассоциации в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Учитывая изложенное, суд оснований для отмены судебного акта не находит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение от 15.11.2007 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-6618/07-5 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Саратовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)