Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.10.2009 N 16АП-977/09(2) ПО ДЕЛУ N А61-289/2009

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2009 г. N 16АП-977/09(2)

Дело N А61-289/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2009 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Фриева А.Л.,
судей: Луговой Ю.Б., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мишиным А.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Домоуправление-15" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 29.07.2009 по делу N А61-289/2009, по заявлению ООО "Домоуправление-15" к Управлению государственного пожарного надзора Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РСО-А о признании незаконным постановления N 52 от 12.02.09 г. о наложении административного взыскания (судья Базиева Н.М.),
при участии в заседании представителей:
от ООО "Домоуправление-15"- не явились, извещены 09.10.2009,
от Управлению государственного пожарного надзора Главного управления Министерства РФ - не явились, извещены 08.10.2009,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление -15" (далее - общество) обратилось с заявлением о признании незаконным постановления N 52 от 12.02.2009 о наложении административного взыскания по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, вынесенного Отделом государственного пожарного надзора по Затеречному МО г. Владикавказ.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 18.03.2009 в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтвержден факт административного правонарушения, вина общества в совершении правонарушения доказана.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.06.2009 по делу N А61-289/2009 решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 18.03.2009 по делу N А61-289/2009 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания.
После нового рассмотрения решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 29.07.2009 по делу N А61-289/2009 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что вина общества в совершении административного правонарушения - нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, доказана.
Не согласившись с обжалуемым решением суда, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, в условиях договора управления, заключенного между обществом и собственниками помещений в многоквартирном доме, по адресу: г. Владикавказ, 29 Военный городок, корпус 5, отсутствуют обязанности управляющей организации нести ответственность за нарушения по обеспечению мер пожарной безопасности.
Надлежаще извещенные стороны в судебное заседание не явились, от предприятия поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителей, в связи с чем суд рассматривает дело в отсутствие представителей сторон.
Правильность решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 29.07.2009 по делу N А61-289/2009 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 29.07.2009 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из обстоятельств дела, Главным государственным инспектором по пожарному надзору г. Владикавказа 11.01.2009 принято распоряжение N 3 о проведении плановой проверки с целью надзора за соблюдением требований пожарной безопасности в жилых домах, обслуживаемых ООО "Домоуправление-15" на территории Затеречного муниципального округа г. Владикавказа. В рамках этой проверки для проведения плановой проверки соблюдения требований пожарной безопасности по адресу: г. Владикавказ, 29 Военный городок, корпус 5 Главным государственным инспектором по пожарному надзору г. Владикавказа было принято распоряжение N 16 от 19.01.2009.
В ходе проверки выявлены нарушения требований норм пожарной безопасности, составлен акт N 16 от 06.02.2009, в котором отражены следующие нарушения: электролампы не заключены в плафоны закрытого типа, не произведен замер сопротивления изоляции электропроводки, электропроводка проложена с нарушениями норм правил установки электрооборудования, очистка дымоходов не проводилась. На основании акта проверки ООО "Домоуправление-15" выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Уведомлением от 05.02.2009 N 32 ОГПН известил Общество о том, что по результатам проверки 06.02.2009 в 15 час. будет составляться протокол об административном правонарушении, и предложил обеспечить явку своего представителя для составления протокола. Уведомление было получено 05.02.2009, что подтверждается отметкой ООО "Домоуправление-15" о его принятии.
По результатам проверки составлен протокол N 52 от 06.02.2009 об административном правонарушении, на основании которого 12.02.2009 Главным государственным инспектором г. Владикавказа по пожарному надзору в отсутствие представителя ООО "Домоуправление-15", не явившегося на его составление, вынесено постановление N 52 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 15 000 руб. Протокол N 52 от 06.02.2009 направлен в адрес общества 06.02.2009 и получен им 09.02.2009, что подтверждается почтовым уведомлением. Постановление направлено в адрес общества 16.02.2009.
Не согласившись с данным постановлением, общество обжаловало его в суд.
Согласно части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 данного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности в Российской Федерации установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03).
Пунктом 3 ППБ 01-03 предусмотрено, что наряду с данными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Необходимо очищать дымоходы и печи от сажи необходимо перед началом, а также в течение всего отопительного сезона (п. 67 ППБ 01-03).
В соответствии с п. 57 ППБ 01-03 проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.
В силу п. 60 ППБ 01-03 при эксплуатации действующих электроустановок запрещается: использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией.
Пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила), установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, электрические системы дымоудаления, системы автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Тем самым, как правильно указал суд первой инстанции, факт совершения обществом административного правонарушения - нарушение правил пожарной безопасности установлен и подтверждается материалами дела.
Довод общества о том, что при заключении договора управления с собственниками помещений в жилом доме по адресу г. Владикавказ, 29 Военный городок, корпус 5, у общества не возникла ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности, обоснованно не принят судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Статьей 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" и пунктом 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации закреплено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, которые должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, представлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (пункт 16). При этом содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (пункт 11). Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42).
В связи с тем, что общество осуществляет управление многоквартирным домом на основании договоров управления, тем самым приняв на себя обязательства по их содержанию, оно отвечает за его безопасную эксплуатацию и обязано обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирном доме (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обстоятельств, подтверждающих принятие Обществом всех возможных мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности, предусмотренных стандартами, нормами и правилами, судом первой инстанции не установлено.
Доказательств обратного обществом не представлено.
Ссылка управляющей компании на нарушение контролирующим органом пунктов 3 и 4 статьи 7 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", согласно которому в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года, а в отношении субъекта малого предпринимательства не ранее, чем через три года с момента его государственной регистрации, обоснованно не принята судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального Закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" настоящий Закон регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 2 указанного Федерального Закона дано определение понятия "государственный контроль (надзор)", под которым понимается проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Государственный контроль - это мероприятие по проверке свойств и характеристик товаров, работ, услуг на соответствие установленным требованиям.
Из перечисленных норм следует, что действие Федерального Закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" распространяется на отношения, возникающие в ходе проведения уполномоченными государственными органами проверочных мероприятий по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований при осуществлении ими своей деятельности.
Как правильно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае контролирующий орган провел проверку соблюдения управляющей компанией законодательства в области пожарной безопасности, в связи с чем, ссылка на положения указанного Закона является несостоятельной.
Судом первой инстанции обоснованно не принят довод общества о том, что Правила устройства электроустановок (ПУЭ) распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока, в связи со следующим.
Пунктом 1.1.1 ПУЭ установлено, что отдельные требования Правил можно применять для действующих электроустановок, в том числе если реконструкция направлена на обеспечение тех требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки. Согласно пункту 1.6.1 глава 1.6 (нарушение требований которой вменены Обществу) распространяется на измерения электрических величин, осуществляемых при помощи стационарных средств.
Суд апелляционной инстанции не принимает во внимание довод заявителя о нарушении противопожарной службой его прав в связи с проведением проверки ранее, чем через три года с момента государственной регистрации общества как субъекта малого предпринимательства. Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона N 134-ФЗ, названным Федеральным законом регулируются отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) органами государственного контроля (надзора), уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона N 134-ФЗ под государственным контролем (надзором) понимается проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Следовательно, указанным Законом регулируются отношения, возникающие в ходе проведения уполномоченными государственными органами проверочных мероприятий по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований к их товарам (работам, услугам).
В рассматриваемом случае в ходе проверки проверялось соблюдение обществом обязательных требований в области пожарной безопасности, поэтому ссылка на положения Федерального закона N 134-ФЗ несостоятельна.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что обществом не представлены доказательства принятия им мер, направленных на соблюдение требований пожарной безопасности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а потому оснований для его отмены либо изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

1. Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.07.2009 по делу N А61-978/09 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
2. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий
А.Л.ФРИЕВ

Судьи
Ю.Б.ЛУГОВАЯ
И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)