Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 29.08.2011 ПО ДЕЛУ N А14-8413/2010/65/21

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2011 г. по делу N А14-8413/2010/65/21


Резолютивная часть постановления объявлена 22.08.2011
Постановление изготовлено в полном объеме 29.08.2011
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Управляющая компания Левобережного района" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.12.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2011 по делу N А14-8413/2010/65/21,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Жилищник", г. Воронеж, ОГРН 1023062097155, (далее - ООО "Жилищник") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Открытому акционерному обществу "Управляющая компания Левобережного района", г. Воронеж, ОГРН 1073668003144, (далее - ОАО "УК Левобережного района") о взыскании 2069335 руб. задолженности по договору N 46 от 01.02.2009 и 64406 руб. 90 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.02.2010 по 24.11.2010 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.12.2010 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, ОАО "УК Левобережного района" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятых судебных актов.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ответчика поддержали доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам. Представитель истца отклонил доводы кассационной жалобы, считая принятые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, между ООО "Жилищник" (энергоснабжающая организация) и ООО "УК Левобережного района" (абонент) заключен договор теплоснабжения N 46 от 01.02.2009, в соответствии с условиями которого энергоснабжающая организация обязалась обеспечивать абоненту подачу тепловой энергии и горячей воды для целей отопления и горячего водоснабжения через присоединенную сеть до границы эксплуатационной ответственности, а абонент - своевременно оплачивать принятый энергоресурс.
Порядок оплаты тепловой энергии для целей отопления и горячего водоснабжения предусмотрен разделом 4 договора.
Согласно расчету истца стоимость поставленной в спорный период тепловой энергии составила 5522473 руб. 70 коп. Указанная сумма оплачена ответчиком частично, в размере 3453138 руб. 73 коп., сумма задолженности составила 2069335 руб.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ООО "Жилищник" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд руководствовался положениями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, определив, что при отсутствии приборов учета вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод суда соответствующим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
В силу ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п. 3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В силу ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в том числе, за теплоснабжение установлен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Как следует из материалов дела, покупка тепловой энергии осуществлялась абонентом для нужд многоквартирных жилых домов, обслуживанием которого занимался ответчик. При этом ООО "УК Левобережного района" соответствует понятию "исполнитель", определенному п. 3 Правил N 307, согласно которому исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с п. 8 настоящих Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 установлено, что разъяснения по применению Правил дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным Министерством регионального развития Российской Федерации в письме от 29.11.2007 N 21492-СК/07, в силу п. 8 Правил N 307 условия договора ресурсоснабжения не должны, в частности, противоречить следующим императивным гражданско-правовым нормам Правил: пунктов 16 - 34, в том числе, в части порядка расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы.
Пункт 19 Правил регулирует порядок определения размера платы за коммунальные услуги в жилых помещениях при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета. Установленный данным пунктом Правил расчет размера платы за коммунальные услуги определяется исходя из общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома, норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (пп. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам N 307).
Исходя из изложенного, вывод суда о необходимости определения количества потребленной тепловой энергии, приобретаемой ответчиком, для нужд многоквартирных жилых домов при отсутствии в них приборов учета исходя из установленных органом местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые учитываются при расчете размера платы за такие услуги, обоснован, соответствует положениям действующего законодательства и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 09.06.2009 N 525/09.
Как видно из материалов дела, во исполнение условий договора теплоснабжения от 01.02.2009 N 46 ООО "Жилищник" в период с января по октябрь 2010 года осуществляло подачу тепловой энергии для целей отопления в многоквартирные дома, находящиеся на обслуживании ОАО "УК Левобережного района".
Факт поставки тепловой энергии в горячей воде для нужд отопления и горячего водоснабжения подтвержден материалами дела, и ответчиком не оспаривается. Разногласий относительно объемов потребленной горячей воды у сторон не возникло.
Из расчета суммы задолженности за поставленную в спорные дома тепловую энергию усматривается, что при определении размера платы за отопление в спорный период при отсутствии общедомовых приборов учета истец, руководствуясь положениями пп. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам N 307, исходил из нормативов потребления тепловой энергии для отопления, утвержденных постановлением главы городского округа г. Воронеж от 16.12.2008 N 1611, тарифа, утвержденного Приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 30.11.2009 N 43/36, и общей жилой площади многоквартирных домов согласно данных БТИ Левобережного района г. Воронежа.
Данный расчет был признан арбитражным судом обоснованным и соответствующим положениям действующего законодательства, в частности Правилам N 307.
ОАО "УК Левобережного района", не соглашаясь с размером задолженности за потребленную жилыми домами тепловую энергию на отопление, заявило о неправомерности определения истцом площади жилых помещений, на основании которых и произведен спорный расчет.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или в i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле, в которой учитывается общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м).
В соответствии с п. 5 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Согласно ст. 3 Правил N 307 жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
В соответствии с ч. 5 ст. 19 ЖК РФ государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Согласно справки БТИ Левобережного района г. Воронежа от 12.11.2010 N 299 в общую площадь многоквартирных домов, состоящих на обслуживании ответчика, включена площадь лестничных клеток и подвальных помещений.
В спорном расчете, произведенном истцом, присутствует показатель общей площади жилых помещений многоквартирных домов при отсутствии в них общедомовых приборов учета, который определен истцом путем исключения из общей площади домов площадей подвальных и нежилых помещений, переданных в аренду третьим лицам.
В то же время, ответчиком представлен в материалы дела самостоятельный расчет теплопотребления в спорный период, в котором используется только площадь жилых помещений (квартир) многоквартирных домов, расположенных по указанным адресам.
Однако, арбитражным судом оценка представленному ОАО "УК Левобережного района" расчету на предмет его правомерности и соответствия положениям действующего законодательства, не дана.
Не была предметом исследования и представленная ответчиком информация МУП "МИВЦ" городского округа г. Воронеж о начисленных за период с января по июль 2010 года суммах по оплате услуг по отоплению жилого фонда ОАО "УК Левобережного района" с указанием как общей, так и жилой площадей спорных многоквартирных домов.
Расчетные методы определения количества тепловой энергии и горячей воды, поставляемых в многоквартирные жилые дома, предусмотрены в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
В соответствии с п. 29 Правил N 306 в норматив отопления включается расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на 1 кв. метр площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги.
Нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к Правилам.
Согласно п. 13 раздела II приложения к Правилам N 306 норматив отопления (Гкал на 1 кв. м в месяц) рассчитывается по формуле, в которой учтено количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета, а также общая площадь жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии.
Из системного толкования указанных положений следует, что при определении нормативов отопления учитывается количество тепловой энергии, поставляемой во все помещения многоквартирного дома с учетом его общей площади.
Таким образом, вопрос о соответствии представленных сторонами расчетов порядку определения количества тепловой энергии, предусмотренного Правилами N 307 в части применения показателя площади жилого помещения многоквартирного дома, судом не исследовался.
При указанных обстоятельствах, принятые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при котором суду надлежит всесторонне, полно и объективно исследовать доказательства, представленные сторонами в обоснование своей позиции, дать надлежащую оценку расчетам ОАО "УК Левобережного района" и ООО "Жилищник" задолженности за услуги по отоплению спорных многоквартирных домов на предмет их соответствия положениям Правил N 307 и, применив соответствующие правовые нормы, разрешить спор по существу заявленных требований.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 3, ст. 288 ч. ч. 1 - 3, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.12.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2011 по делу N А14-8413/2010/65/21 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)