Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.07.2011 ПО ДЕЛУ N А57-15829/2010

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2011 г. по делу N А57-15829/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2011 года
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2011 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимаева Ф.И.,
судей Грабко О.В., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривороговой А.М.
при участии в судебном заседании:
от истца - не явился, извещен надлежащим образом,
от комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - не явился, извещен надлежащим образом,
от комитета по управлению имуществом города Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов" - Котлов Д.А. по доверенности от 22.06.2011 N 02-08/8622, выданной сроком на три года,
от третьих лиц - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 мая 2011 года по делу N А57-15829/2010, судья Игнатьев Д.Ю.,
по иску товарищества собственников жилья "Южный - 2001"
к комитету по управлению имуществом города Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
третьи лица: Управление Федерального казначейства по Саратовской области, администрация муниципального образования "Город Саратов"
о взыскании 74172 руб. 85 коп.,

установил:

Товарищество собственников жилья "Южный-2001" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Комитету по управлению имуществом города Саратова о взыскании неосновательного обогащения в размере 58202 руб. 95 коп.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 18.01.2011 к участию в деле привлечены в качестве соответчика Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация муниципального образования "Город Саратов".
В суде первой инстанции истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил ходатайство об уточнении исковых требований и просил суд взыскать с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" неосновательное обогащение в размере 74172 руб. 85 коп., из которых 14512 руб. 56 коп. - за содержание общего имущества за период с декабря 2007 г. по ноябрь 2010 г.; 3087 руб. 92 коп. - за ремонт общего имущества за период с декабря 2007 г. по ноябрь 2010 г.; 56572 руб. 37 коп. - за центральное отопление за период с января 2008 г. по апрель 2010 г.
Уточненные исковые требования были приняты судом к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.05.2011 г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.05.2011 г. отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в иске к комитету по финансам отказать.
Комитет по финансам считает оспариваемое решение незаконным и необоснованным, и не соответствующим фактическим обстоятельствам дела по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, изучив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции установила следующее.
Как следует из материалов дела, нежилое помещение общей площадью 53,2 кв. м, расположенное в жилом доме по адресу: г. Саратов, пр. Энтузиастов, 78, является собственностью муниципального образования "город Саратов", что подтверждается имеющейся в материалах дела справкой Комитета по управлению имуществом города Саратова исх. N 06-06/1361 от 14.02.2010 г.
В соответствии с пунктом 1.2 устава, истец осуществляет управление жилым домом, расположенным по адресу: г. Саратов, пр. Энтузиастов, 78.
В связи с неисполнением муниципальным образованием "Город Саратов" своей обязанности по оплате расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома, истец обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующего.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование; в издержках по содержанию этого имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений (ст. ст. 249, 290 ГК РФ).
Согласно ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно пункту 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств. Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Протоколом общего собрания членов ТСЖ "Южный-2001" N 25 от 28.09.2007, проведенного в форме заочного голосования утвержден тариф на содержание мест общего пользования в жилых домах, в которых кроме лифта и мусоропровода отсутствует ГВС, в размере 9,07 рублей за кв. метр. Указанный тариф действовал до 01.01.2009 года. Протоколом общего собрания членов ТСЖ "Южный-2001" N 54 от 16.12.2008 года, проведенного в форме заочного голосования утвержден тариф на содержание мест общего пользования в жилых домах, в которых кроме лифта и мусоропровода отсутствует ГВС, действующий с 01.01.2009 года в размере 9,14 руб. за кв. м.
В связи с тем, что данное помещение пустовало, и не были заключены договора с арендаторами, истец добровольно исключил те услуги, которые не были предоставлены принадлежащему ответчику помещению.
В связи с чем истец просил взыскать с муниципального образования "Город Саратов" взносы на содержание общего имущества за период с декабря 2007 г. по ноябрь 2010 г. исходя из тарифа 8,52 рублей за 1 кв. м.
Решением Саратовской городской Думы от 04 февраля 2005 года N 55-527 установлены цены на текущий ремонт жилых домов, в которых кроме лифта и мусоропровода отсутствует горячее водоснабжение, в размере 1,52 руб. за 1 кв. м.
Согласно пункту 2 протокола общего собрания членов ТСЖ "Южный-2001" N 54 от 16.12.2008 года, проведенного в форме заочного голосования утвержден обязательный платеж по статье "ремонт жилья" с 01.01.2009 года для жилых домов, в которых кроме лифта и мусоропровода отсутствует ГВС, в размере 1,81 руб. за кв. м.
Часть 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещений и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Из указанных правовых норм следует, что собственники нежилых помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Отказ части собственников помещений от вступления в члены товарищества собственников жилья либо от заключения договора с товариществом собственников жилья не освобождает их от участия в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Отсутствие договора между истцом и муниципальным образованием не означает отсутствие обязанности оплаты содержания общего имущества, поскольку муниципальное образование пользуется услугами товарищества в силу расположения находящихся в его собственности нежилых помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, муниципальное образование в силу закона должно нести расходы по содержанию общего имущества жилого дома и в данном случае подлежит оплате не исполненная работа или оказанная услуга, а установленный тариф.
Кроме того, материалы дела не содержат доказательств того, что услуги товариществом по содержанию дома не оказывались, либо оказывались некачественно.
В связи с чем, товарищество правомерно осуществил расчет платы исходя из размера платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества, согласно утвержденных решением общего собрания собственников многоквартирного дома тарифов и механизма их перерасчета.
Рассмотрев требование истца о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии за период с января 2008 г. по апрель 2010 г. в размере 56572 руб. 37 коп., суд первой инстанции правомерно счел его обоснованным в силу следующего.
Истец является управляющей и эксплуатирующей организацией многоквартирного жилого дома по вышеуказанному адресу и имеет договорные обязательства перед ресурсоснабжающими и иными организациями, оказывающими услуги в области ЖКХ.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307, истец является исполнителем коммунальных услуг многоквартирного дома.
Истец в соответствии с действующим жилищным законодательством и Уставом ТСЖ предоставляет необходимые коммунальные и эксплуатационные услуги по обслуживанию указанных помещений, в том числе и принадлежащих муниципальному образованию.
Как следует из материалов дела, между истцом и ОАО "ВТГК" заключен договор снабжения тепловой энергией в горячей воде N 52551т от 01.01.2006 года, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать истцу, в том числе в дом N 78 по пр. Энтузиастов г. Саратова тепловую энергию на условиях, определенных настоящим договором.
Согласно имеющимся в деле счетам-фактурам, расчетным ведомостям истцом потреблена тепловая энергия в горячей воде по адресу: г. Саратов, пр. Энтузиастов, 78 за период с января 2008 г. по апрель 2010 г. на сумму 56572 руб. 37 коп.
Представленный истцом расчет комитетом по финансам не оспорен, контррасчет не представлен.
Также комитетом по финансам не оспаривается площадь помещения, принадлежащего муниципальному образованию.
Правильность выводов суда апелляционной инстанции подтверждается правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 г. N 4910/10.
Как следует из данной правовой позиции собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Довод апелляционной жалобы о том, что комитет по финансам является ненадлежащим ответчиком, не может быть принят во внимание в связи со следующим.
В данном случае комитет по финансам выступает не от своего имени, а представляет интересы муниципального образования, которое является собственником помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Саратов, пр. Энтузиастов, 78.
Согласно п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно пункту 1.2 Положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса.
В соответствии с пунктом 3.43 Положения комитет выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города.
Согласно пунктам 3.44, 4.1 Положения комитет исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов, осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета города.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования к муниципальному образованию в лице комитета по финансам за счет средств казны.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны, не принимаются судом и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 мая 2011 года по делу N А57-15829/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
Ф.И.ТИМАЕВ

Судьи
О.В.ГРАБКО
В.Б.ШАЛКИН














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)