Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2012 г.
Полный текст решения изготовлен 2 февраля 2012 г.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.А. Проскуряковой, при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.П. Власкиной, помощником судьи Т.А. Сергеевой, рассмотрел в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" (ИНН 6670082105 ОГРН 1056604019757) в лице филиала Западный сбыт
к муниципальному автономному учреждению городского округа Красноуфимск "Жилищно-коммунальное управление" (ИНН 6619012813 ОГРН 1096619000037)
третьи лица: Государственное унитарное предприятие Свердловской области "Облкоммунэнерго", Администрация Муниципального образования Городской округ Красноуфимск, ТСЖ "Единое ТСЖ", ООО "Строитель-11", ООО "Строительная компания", ООО "Жилсервис", ООО "Монтажкомплектсервис"
о взыскании 359384 руб. 08 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Ксенофонтов С.В. представитель, доверенность от 19.12.2011 г. N СЭСБ/12-067, Дралова Л.А. представитель, доверенность от 19.12.2011 г. N СЭСБ/12-040
от ответчика: Байдин С.М. директор, распоряжение от 14.12.2011 г. N 139 (до перерыва)
от третьих лиц: Моржерина Л.В. представитель, доверенность от 26.01.2012 г. (от ГО Красноуфимск до перерыва); Агапитов А.Ю. представитель по доверенности от 01.02.2011 г. N 49, Ковина Е.А. представитель по доверенности от 03.06.2011 г. N 140 (от ГУП СО "Облкоммунэнерго"); Гайдуков Д.В. представитель по доверенностям от 25.01.2012 г., от 28.01.2012 г. (от ООО "Монтажкомплектсервис", ООО "Строительная компания", ООО "Жилсервис", ООО "Строитель-11"); Администрация Муниципального образования Городской округ Красноуфимск, ТСЖ "Единое ТСЖ" - извещены надлежаще, не явились
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено.
Судебное заседание проводится в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании суда от 27.01.2012 г. объявлялся перерыв до 12 час. 20 мин. 30.01.2012 г. и до 12 час. 30 мин. 31.01.2012 г.
Истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с ответчика 359384 руб. 08 коп., в том числе 354145 руб. 06 коп. основного долга по оплате электрической энергии, отпущенной в период апреля - июне 2011 года в многоквартирные жилые дома, расположенные в г. Красноуфимске Свердловской области, 5239 руб. 02 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 11.05.2011 г. по 24.08.2011 г. по основаниям статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации с применением установленной ЦБ РФ ставке рефинансирования, равной 8,25 процентам годовых. Начисление процентов истец просит производить по дату фактической оплаты долга, начиная с 25.08.2011 г.
В ходе судебного разбирательства истец заявил ходатайство об увеличении суммы требований до 624162 руб. 32 коп., в том числе 617923 руб. 30 коп. основной долг, 5267 руб. 77 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных по основанию статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 11.05.2011 г. по 24.08.2011 г. с применением установленной ЦБ РФ ставке рефинансирования, равной 8,25 процентов годовых, начисление которых истец просит производить, начиная с 25.08.2011 г. по дату фактической оплаты долга.
Ходатайство судом удовлетворено применительно к норме статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом ходатайства об уменьшении суммы требований, истец в предыдущем судебном заседании просил взыскать с ответчика 606168 руб. 29 коп., в том числе 597943 руб. 91 коп. основного долга, 8224 руб. 38 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных по основанию статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 11.05.2011 г. по 24.08.2011 г. с применением установленной ЦБ РФ ставке рефинансирования, равной 8,25 процентов годовых, начисление которых истец просил производить, начиная с 25.08.2011 г. по дату фактической оплаты долга.
Ответчик в иске просит отказать, полагая требования необоснованными, указав на то, что он не обладает статусом исполнителя коммунальных услуг поскольку дома, по которым исчислена истцом сумма долга, не находится в его управлении, в связи с этим, полагает, что у него отсутствует обязанность по оплате.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственное унитарное предприятие Свердловской области "Облкоммунэнерго", изложил свою позицию в письменном отзыве. Поддерживает заявленные истцом требования.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрация Муниципального образования Городской округ Красноуфимск, правовой позиции в отношении заявленных требований не выразило, сославшись на позднее получение от истца копии иска и прилагаемых к нему доказательств. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - ТСЖ "Единое ТСЖ" правовой позиции в отношении заявленных требований не выразило, полномочного представителя не направило.
В данном судебном заседании истцом заявлено об уменьшении размера иска до 603556 руб. 56 коп., в том числе основной долг в сумме 595358 руб. 25 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 8198 руб. 31 коп., начисленные за период с 11.05.2011 г. по 24.08.2011 г. Уменьшение истцом размера иска связано с исключением из суммы задолженности электроэнергии, потребленной в спорном периоде собственниками (нанимателями) помещений жилого дома по ул. Ленина, 78 в г. Красноуфимске. На требовании о начислении процентов по день фактической оплаты ответчиком основного долга истец настаивает.
Заявление истца об уменьшении размера иска судом удовлетворено в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд
установил:
Как следует из материалов дела, истец ОАО "Свердловэнергосбыт" в период с апреля по июнь 2011 г. включительно через электрические сети третьего лица (сетевой организации) отпускал электрическую энергию в многоквартирные жилые дома, расположенные в г. Красноуфимске Свердловской области.
Согласно представленному истцом в материалы дела расчету за указанный период собственникам (нанимателям) многоквартирных домов отпущена электроэнергия на общую сумму 595358 руб. 25 коп., включая электропотребление в местах общего пользования. При этом в расчет истца не включены жилые дома по ул. Ленина, 109 и 78. На указанную сумму истец выставил ответчику счета-фактуры.
Истец указывает, что ответчик - муниципальное автономное учреждение городского округа Красноуфимск "Жилищно-коммунальное управление" является лицом, предоставляющим коммунальные услуги жителям многоквартирные жилых домов на подведомственной ему территории. На этом основании, полагает истец, ответчик обязан оплачивать принятую собственниками помещений этих домов электроэнергию. Между тем истец поясняет, что письменный договор энергоснабжения между сторонами не заключался.
Основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском послужило неисполнение ответчиком обязанности по оплате принятой в спорный период электроэнергии.
Ответчик сам по себе факт поставки в спорный период электрической энергии в находящиеся на подведомственной ему территории многоквартирные жилые дома не отрицает. Однако ссылается на то, что в многоквартирные дома по адресам: ул. Азина, 39, 45 и 47, ул. Интернациональная, 82, 85, 93, 102, 150 и 164, ул. Ленина, 39, 69, 92, 111, 120 и 122, ул. Макарова, 3, 5 и 7, ул. Мизерова, 50, 69 и 191, ул. Пролетарская, 46, 47, 71, 77, 82, 47, 120 и 124 находятся в управлении ТСЖ "Центр", а дома по адресам: ул. 8 Марта, 102, ул. Куйбышева, 48, ул. Ленина, 68 и 119, ул. Лесозаводская, 19, ул. Мизерова, 189, ул. Октября, 23, 35 и 80, ул. Отдыха, 7 и 5, ул. Промышленная, 8, 14 и 19, ул. Селекционная, 5 находятся в управлении ТСЖ "Единое ТСЖ".
Исследовав материалы дела, суд признает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (пункт 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Факт отпуска в жилые многоквартирные дома городского округа Красноуфимск электроэнергии в период апреля - июня 2011 г. ответчиком не отрицается.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В подтверждение объема отпущенной в спорный период энергии истцом в материалы дела представлены акты учета расхода электрической энергии. Представленный истцом расчет количества и стоимости принятой в спорный период электроэнергии ответчиком не опровергнут.
С учетом изложенного суд находит установленным факт поставки в спорный период в многоквартирные дома городского округа Красноуфимск электроэнергии на общую сумму 595358 руб. 25 коп.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявлении о том, что ответчик функции управляющей компании не осуществлял, непосредственным исполнителем коммунальной услуги электроснабжения является сам истец, отклоняются на основании нижеследующего.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об энергетике" от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ, гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
На основании постановления Региональной энергетической комиссии по Свердловской области "О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области" от 17.10.2006 г. N 130-ПК ОАО "Свердловэнергосбыт" присвоен статус гарантирующего поставщика электроэнергии на территории Свердловской области. Таким образом, в г. Красноуфимске гарантирующим поставщиком электрической энергии является истец.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" от 23.05.2006 г. N 307 "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
На основании п. 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530 (далее - Правила N 530), исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Кроме того, ответчик является исполнителем коммунальной услуги (управляющей организацией) по отношению к спорным многоквартирным домам и в силу следующего.
Согласно п. 1 договора поручения от 01.08.2004 г. заключенного между исполнительным органом местного самоуправления специального назначения Комитет имущественных отношений МО "город Красноуфимск" и МУ "Служба единого заказчика" поверенный (МУ "СЕЗ") (правопредшественник ответчика) обязуется осуществлять от имени доверителя управление жилищным фондом, включая сдачу жилых помещений в наем, заключение договоров социального найма жилого помещения и договора на техническое обслуживание жилого помещения, производить начисление и прием платежей от потребителей за жилищно-коммунальные услуги в оплату услуг поставщикам, обеспечение жилого фонда горячей и холодной водой, планирование и обеспечение текущего и капитального ремонта жилищного фонда с правом заключения договоров муниципального заказа на эти виды работ с подрядными организациями.
Согласно п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимися помещениями в этом доме лицам.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, и для собственника жилого помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем для нанимателя); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту (а для собственника и по капитальному ремонту) общего имущества в многоквартирном доме; 3) плату за коммунальные услуги.
Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации (п. 4, 7, ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу подп. "а" - "г", "е", п. 49 Правил N 307 исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, указанными Правилами и договором; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю; при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал.
В целях осуществления своих обязанностей исполнитель коммунальных услуг наделен соответствующими правами, в частности, правом требовать от потребителя внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, - уплаты неустоек (штрафов, пеней) (подп. "а" п. 50 Правил N 307).
Обязанности исполнителя корреспондирует право потребителя на получение в необходимых объемах коммунальных услуг надлежащего качества; получение от исполнителя сведений о состоянии расчетов по оплате коммунальных услуг; получение от исполнителя актов о непредоставлении или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки; получение от исполнителя информации об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты (подп. "а" - "г" п. 51 названных Правил).
Из системного толкования указанных нормативных положений следует, что получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у него статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением комплекса функций по подаче в жилое помещение коммунальных ресурсов и обслуживанию внутридомовых инженерных систем. Из обязанности ответчика как исполнителя коммунальных услуг по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями (в том числе и по электроснабжению) вытекает и его обязанность по оплате фактически оказанных данными организациями услуг.
На основании изложенного, ответчик является управляющей организацией в отношении жилых домов, расположенных в г. Красноуфимске и, следовательно, в силу положений ст. ст. 154, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307), Правил функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530), ответчик является исполнителем коммунальных услуг, на которого возложены обязанности по приобретению электрической энергии у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения и являлся исполнителем коммунальных услуг в спорный период.
Доводы ответчика о том, что население, проживающее в многоквартирных домах, расположенных в г. Красноуфимске, должно оплачивать потребленную электроэнергию по индивидуальным приборам учета напрямую истцу, подлежат отклонению на основании нижеследующего.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 18.11.2009 г. N 261-ФЗ, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с п. 5 *** Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в отношении многоквартирных жилых домов, не оборудованных приборами учета, до 1 января 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой электрической энергии.
Таким образом, действующим законодательством, установлены императивные требования по установке приборов учета.
В соответствии п. 159 Правил *** сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, производителей электрической энергии и смежных сетевых организаций, а также на границах зоны деятельности гарантирующего поставщика и в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии представляет данные об учтенных величинах переданной электрической энергии и потерях электрической энергии лицам, электрические сети (энергопринимающие устройства, энергетические установки) которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, и (или) обслуживающим их гарантирующим поставщикам (энергосбытовым организациям).
Следовательно, ответчик обязан оплатить количество электроэнергии, определенной на основании показаний общедомовых приборов учета, за вычетом энергоресурса, потребленного на основании поквартирных приборов учета.
Доводы ответчика об оплате электроэнергии, потребленной местами общего пользования многоквартирных домов, обслуживающими организациями ООО "Монтажкомплектсервис", ООО "Строительная компания", подлежат отклонению.
Из анализа представленных в материалы дела ответчиком и третьими лицами договоров на выполнение работ по техническому обслуживанию, текущему ремонту и санитарному содержанию придомовой территории жилых домов в г. Красноуфимске, следует, что ответчик, являясь исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирного жилого фонда г. Красноуфимска, заключил договоры с вышеуказанными юридическими лицами на обслуживание внутридомовых инженерных систем. Данное обстоятельство не противоречит положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307).
Из представленных ответчиком в материалы дела квитанций усматривается, что ответчик предъявляет жителям многоквартирных домах на территории г. Красноуфимска стоимость текущего и капитального ремонта, содержания жилья.
Между тем доказательств, свидетельствующих о том, что собственниками помещений избран какой-либо способ управления многоквартирными домами, ответчиком не представлено. Представленные ответчиком справки ТСЖ "Центр" и ТСЖ "Единое ТСЖ" не приняты судом в качестве допустимых доказательств того, что собственниками помещений многоквартирных домов, указанных в этих справках, в качестве управляющей организации избраны названные товарищества собственников жилья (ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу, что ответчик является исполнителем коммунальных услуг в отношении жилого фонда г. Красноуфимска.
Отсутствие договорных отношений между истцом и ответчиком не является основанием для освобождения ответчика от обязанности возместить стоимость фактически электроэнергии, потребленной жилым фондом, включая места общего пользования.
В соответствии с нормой статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Согласно статье 408 Гражданского кодекса Российской Федерации только надлежащее исполнение прекращает обязательство.
По правилу п. 73 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" фактически потребленная в истекшем месяце электрическая энергия (мощность) оплачивается в срок не позднее 11-го числа месяца, следующего за расчетным.
Между тем свидетельств оплаты спорной задолженности суду не представлено (ст. ст. 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Таким образом, у ответчика перед истцом имеется неисполненное денежное обязательство в сумме 595358 руб. 25 коп. по оплате электрической энергии, отпущенной в период апреля - июне 2011 года в многоквартирные жилые дома, расположенные в г. Красноуфимске Свердловской области.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об обоснованности заявленного истцом требования о взыскании основного долга в сумме 595358 руб. 25 коп.
На основании пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Расчет суммы процентов, представленный истцом в материалы дела, судом проверен, признан правильным, соответствующим требованиям закона и разъяснениям, содержащимся в совместном постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 13/14 от 08.10.1998 г. "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами", период начисления процентов является верным.
При таких обстоятельствах исковое требование о взыскании с ответчика процентов в сумме 8198 руб. 31 коп., начисленных за период с 11.05.2011 г. по 24.08.2011 г., подлежит удовлетворению в заявленной сумме.
Требование истца о начислении процентов по день фактической уплаты ответчиком основного долга является обоснованным и подлежит удовлетворению судом в силу пункта 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. Начисление суммы процентов следует производить с 25.08.2011 г. по ставке рефинансирования Банка России в размере 8 процентов годовых, действующей на день вынесения настоящего решения.
Расходы истца по уплате государственной пошлины в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат возмещению с ответчика. Излишне уплаченная истцом государственная пошлина подлежит возврату плательщику из федерального бюджета в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 17, 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с муниципального автономного учреждения городского округа Красноуфимск "Жилищно-коммунальное управление" (ИНН 6619012813 ОГРН 1096619000037) в пользу открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" (ИНН 6670082105 ОГРН 1056604019757) 603556 руб. 56 коп., в том числе основной долг в сумме 595358 руб. 25 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 8198 руб. 31 коп., начисленные за период с 11.05.2011 г. по 24.08.2011 г.
Начислять проценты на сумму основного долга по день фактической уплаты ответчиком основного долга, начиная с 25.08.2011 г. по ставке рефинансирования Банка России в размере 8 процентов годовых.
3. Взыскать с муниципального автономного учреждения городского округа Красноуфимск "Жилищно-коммунальное управление" (ИНН 6619012813 ОГРН 1096619000037) в пользу открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" (ИНН 6670082105 ОГРН 1056604019757) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, денежные средства в сумме 15071 руб. 13 коп.
4. Возвратить открытому акционерному обществу "Свердловэнергосбыт" (ИНН 6670082105 ОГРН 1056604019757) из доходов федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6078 руб. 31 коп., уплаченных по платежному поручению N 19389 от 16.07.2010 г. Копия платежного поручения остается в материалах дела.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 02.02.2012 ПО ДЕЛУ N А60-31242/2011
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 февраля 2012 г. по делу N А60-31242/2011
Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2012 г.
Полный текст решения изготовлен 2 февраля 2012 г.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.А. Проскуряковой, при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.П. Власкиной, помощником судьи Т.А. Сергеевой, рассмотрел в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" (ИНН 6670082105 ОГРН 1056604019757) в лице филиала Западный сбыт
к муниципальному автономному учреждению городского округа Красноуфимск "Жилищно-коммунальное управление" (ИНН 6619012813 ОГРН 1096619000037)
третьи лица: Государственное унитарное предприятие Свердловской области "Облкоммунэнерго", Администрация Муниципального образования Городской округ Красноуфимск, ТСЖ "Единое ТСЖ", ООО "Строитель-11", ООО "Строительная компания", ООО "Жилсервис", ООО "Монтажкомплектсервис"
о взыскании 359384 руб. 08 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Ксенофонтов С.В. представитель, доверенность от 19.12.2011 г. N СЭСБ/12-067, Дралова Л.А. представитель, доверенность от 19.12.2011 г. N СЭСБ/12-040
от ответчика: Байдин С.М. директор, распоряжение от 14.12.2011 г. N 139 (до перерыва)
от третьих лиц: Моржерина Л.В. представитель, доверенность от 26.01.2012 г. (от ГО Красноуфимск до перерыва); Агапитов А.Ю. представитель по доверенности от 01.02.2011 г. N 49, Ковина Е.А. представитель по доверенности от 03.06.2011 г. N 140 (от ГУП СО "Облкоммунэнерго"); Гайдуков Д.В. представитель по доверенностям от 25.01.2012 г., от 28.01.2012 г. (от ООО "Монтажкомплектсервис", ООО "Строительная компания", ООО "Жилсервис", ООО "Строитель-11"); Администрация Муниципального образования Городской округ Красноуфимск, ТСЖ "Единое ТСЖ" - извещены надлежаще, не явились
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено.
Судебное заседание проводится в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании суда от 27.01.2012 г. объявлялся перерыв до 12 час. 20 мин. 30.01.2012 г. и до 12 час. 30 мин. 31.01.2012 г.
Истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с ответчика 359384 руб. 08 коп., в том числе 354145 руб. 06 коп. основного долга по оплате электрической энергии, отпущенной в период апреля - июне 2011 года в многоквартирные жилые дома, расположенные в г. Красноуфимске Свердловской области, 5239 руб. 02 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 11.05.2011 г. по 24.08.2011 г. по основаниям статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации с применением установленной ЦБ РФ ставке рефинансирования, равной 8,25 процентам годовых. Начисление процентов истец просит производить по дату фактической оплаты долга, начиная с 25.08.2011 г.
В ходе судебного разбирательства истец заявил ходатайство об увеличении суммы требований до 624162 руб. 32 коп., в том числе 617923 руб. 30 коп. основной долг, 5267 руб. 77 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных по основанию статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 11.05.2011 г. по 24.08.2011 г. с применением установленной ЦБ РФ ставке рефинансирования, равной 8,25 процентов годовых, начисление которых истец просит производить, начиная с 25.08.2011 г. по дату фактической оплаты долга.
Ходатайство судом удовлетворено применительно к норме статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом ходатайства об уменьшении суммы требований, истец в предыдущем судебном заседании просил взыскать с ответчика 606168 руб. 29 коп., в том числе 597943 руб. 91 коп. основного долга, 8224 руб. 38 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных по основанию статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 11.05.2011 г. по 24.08.2011 г. с применением установленной ЦБ РФ ставке рефинансирования, равной 8,25 процентов годовых, начисление которых истец просил производить, начиная с 25.08.2011 г. по дату фактической оплаты долга.
Ответчик в иске просит отказать, полагая требования необоснованными, указав на то, что он не обладает статусом исполнителя коммунальных услуг поскольку дома, по которым исчислена истцом сумма долга, не находится в его управлении, в связи с этим, полагает, что у него отсутствует обязанность по оплате.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственное унитарное предприятие Свердловской области "Облкоммунэнерго", изложил свою позицию в письменном отзыве. Поддерживает заявленные истцом требования.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрация Муниципального образования Городской округ Красноуфимск, правовой позиции в отношении заявленных требований не выразило, сославшись на позднее получение от истца копии иска и прилагаемых к нему доказательств. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - ТСЖ "Единое ТСЖ" правовой позиции в отношении заявленных требований не выразило, полномочного представителя не направило.
В данном судебном заседании истцом заявлено об уменьшении размера иска до 603556 руб. 56 коп., в том числе основной долг в сумме 595358 руб. 25 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 8198 руб. 31 коп., начисленные за период с 11.05.2011 г. по 24.08.2011 г. Уменьшение истцом размера иска связано с исключением из суммы задолженности электроэнергии, потребленной в спорном периоде собственниками (нанимателями) помещений жилого дома по ул. Ленина, 78 в г. Красноуфимске. На требовании о начислении процентов по день фактической оплаты ответчиком основного долга истец настаивает.
Заявление истца об уменьшении размера иска судом удовлетворено в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд
установил:
Как следует из материалов дела, истец ОАО "Свердловэнергосбыт" в период с апреля по июнь 2011 г. включительно через электрические сети третьего лица (сетевой организации) отпускал электрическую энергию в многоквартирные жилые дома, расположенные в г. Красноуфимске Свердловской области.
Согласно представленному истцом в материалы дела расчету за указанный период собственникам (нанимателям) многоквартирных домов отпущена электроэнергия на общую сумму 595358 руб. 25 коп., включая электропотребление в местах общего пользования. При этом в расчет истца не включены жилые дома по ул. Ленина, 109 и 78. На указанную сумму истец выставил ответчику счета-фактуры.
Истец указывает, что ответчик - муниципальное автономное учреждение городского округа Красноуфимск "Жилищно-коммунальное управление" является лицом, предоставляющим коммунальные услуги жителям многоквартирные жилых домов на подведомственной ему территории. На этом основании, полагает истец, ответчик обязан оплачивать принятую собственниками помещений этих домов электроэнергию. Между тем истец поясняет, что письменный договор энергоснабжения между сторонами не заключался.
Основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском послужило неисполнение ответчиком обязанности по оплате принятой в спорный период электроэнергии.
Ответчик сам по себе факт поставки в спорный период электрической энергии в находящиеся на подведомственной ему территории многоквартирные жилые дома не отрицает. Однако ссылается на то, что в многоквартирные дома по адресам: ул. Азина, 39, 45 и 47, ул. Интернациональная, 82, 85, 93, 102, 150 и 164, ул. Ленина, 39, 69, 92, 111, 120 и 122, ул. Макарова, 3, 5 и 7, ул. Мизерова, 50, 69 и 191, ул. Пролетарская, 46, 47, 71, 77, 82, 47, 120 и 124 находятся в управлении ТСЖ "Центр", а дома по адресам: ул. 8 Марта, 102, ул. Куйбышева, 48, ул. Ленина, 68 и 119, ул. Лесозаводская, 19, ул. Мизерова, 189, ул. Октября, 23, 35 и 80, ул. Отдыха, 7 и 5, ул. Промышленная, 8, 14 и 19, ул. Селекционная, 5 находятся в управлении ТСЖ "Единое ТСЖ".
Исследовав материалы дела, суд признает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (пункт 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Факт отпуска в жилые многоквартирные дома городского округа Красноуфимск электроэнергии в период апреля - июня 2011 г. ответчиком не отрицается.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В подтверждение объема отпущенной в спорный период энергии истцом в материалы дела представлены акты учета расхода электрической энергии. Представленный истцом расчет количества и стоимости принятой в спорный период электроэнергии ответчиком не опровергнут.
С учетом изложенного суд находит установленным факт поставки в спорный период в многоквартирные дома городского округа Красноуфимск электроэнергии на общую сумму 595358 руб. 25 коп.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявлении о том, что ответчик функции управляющей компании не осуществлял, непосредственным исполнителем коммунальной услуги электроснабжения является сам истец, отклоняются на основании нижеследующего.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об энергетике" от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ, гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
На основании постановления Региональной энергетической комиссии по Свердловской области "О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области" от 17.10.2006 г. N 130-ПК ОАО "Свердловэнергосбыт" присвоен статус гарантирующего поставщика электроэнергии на территории Свердловской области. Таким образом, в г. Красноуфимске гарантирующим поставщиком электрической энергии является истец.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" от 23.05.2006 г. N 307 "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
На основании п. 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530 (далее - Правила N 530), исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Кроме того, ответчик является исполнителем коммунальной услуги (управляющей организацией) по отношению к спорным многоквартирным домам и в силу следующего.
Согласно п. 1 договора поручения от 01.08.2004 г. заключенного между исполнительным органом местного самоуправления специального назначения Комитет имущественных отношений МО "город Красноуфимск" и МУ "Служба единого заказчика" поверенный (МУ "СЕЗ") (правопредшественник ответчика) обязуется осуществлять от имени доверителя управление жилищным фондом, включая сдачу жилых помещений в наем, заключение договоров социального найма жилого помещения и договора на техническое обслуживание жилого помещения, производить начисление и прием платежей от потребителей за жилищно-коммунальные услуги в оплату услуг поставщикам, обеспечение жилого фонда горячей и холодной водой, планирование и обеспечение текущего и капитального ремонта жилищного фонда с правом заключения договоров муниципального заказа на эти виды работ с подрядными организациями.
Согласно п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимися помещениями в этом доме лицам.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, и для собственника жилого помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем для нанимателя); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту (а для собственника и по капитальному ремонту) общего имущества в многоквартирном доме; 3) плату за коммунальные услуги.
Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации (п. 4, 7, ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу подп. "а" - "г", "е", п. 49 Правил N 307 исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, указанными Правилами и договором; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю; при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал.
В целях осуществления своих обязанностей исполнитель коммунальных услуг наделен соответствующими правами, в частности, правом требовать от потребителя внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, - уплаты неустоек (штрафов, пеней) (подп. "а" п. 50 Правил N 307).
Обязанности исполнителя корреспондирует право потребителя на получение в необходимых объемах коммунальных услуг надлежащего качества; получение от исполнителя сведений о состоянии расчетов по оплате коммунальных услуг; получение от исполнителя актов о непредоставлении или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки; получение от исполнителя информации об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты (подп. "а" - "г" п. 51 названных Правил).
Из системного толкования указанных нормативных положений следует, что получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у него статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением комплекса функций по подаче в жилое помещение коммунальных ресурсов и обслуживанию внутридомовых инженерных систем. Из обязанности ответчика как исполнителя коммунальных услуг по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями (в том числе и по электроснабжению) вытекает и его обязанность по оплате фактически оказанных данными организациями услуг.
На основании изложенного, ответчик является управляющей организацией в отношении жилых домов, расположенных в г. Красноуфимске и, следовательно, в силу положений ст. ст. 154, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307), Правил функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530), ответчик является исполнителем коммунальных услуг, на которого возложены обязанности по приобретению электрической энергии у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения и являлся исполнителем коммунальных услуг в спорный период.
Доводы ответчика о том, что население, проживающее в многоквартирных домах, расположенных в г. Красноуфимске, должно оплачивать потребленную электроэнергию по индивидуальным приборам учета напрямую истцу, подлежат отклонению на основании нижеследующего.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 18.11.2009 г. N 261-ФЗ, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с п. 5 *** Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в отношении многоквартирных жилых домов, не оборудованных приборами учета, до 1 января 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой электрической энергии.
Таким образом, действующим законодательством, установлены императивные требования по установке приборов учета.
В соответствии п. 159 Правил *** сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, производителей электрической энергии и смежных сетевых организаций, а также на границах зоны деятельности гарантирующего поставщика и в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии представляет данные об учтенных величинах переданной электрической энергии и потерях электрической энергии лицам, электрические сети (энергопринимающие устройства, энергетические установки) которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, и (или) обслуживающим их гарантирующим поставщикам (энергосбытовым организациям).
Следовательно, ответчик обязан оплатить количество электроэнергии, определенной на основании показаний общедомовых приборов учета, за вычетом энергоресурса, потребленного на основании поквартирных приборов учета.
Доводы ответчика об оплате электроэнергии, потребленной местами общего пользования многоквартирных домов, обслуживающими организациями ООО "Монтажкомплектсервис", ООО "Строительная компания", подлежат отклонению.
Из анализа представленных в материалы дела ответчиком и третьими лицами договоров на выполнение работ по техническому обслуживанию, текущему ремонту и санитарному содержанию придомовой территории жилых домов в г. Красноуфимске, следует, что ответчик, являясь исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирного жилого фонда г. Красноуфимска, заключил договоры с вышеуказанными юридическими лицами на обслуживание внутридомовых инженерных систем. Данное обстоятельство не противоречит положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307).
Из представленных ответчиком в материалы дела квитанций усматривается, что ответчик предъявляет жителям многоквартирных домах на территории г. Красноуфимска стоимость текущего и капитального ремонта, содержания жилья.
Между тем доказательств, свидетельствующих о том, что собственниками помещений избран какой-либо способ управления многоквартирными домами, ответчиком не представлено. Представленные ответчиком справки ТСЖ "Центр" и ТСЖ "Единое ТСЖ" не приняты судом в качестве допустимых доказательств того, что собственниками помещений многоквартирных домов, указанных в этих справках, в качестве управляющей организации избраны названные товарищества собственников жилья (ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу, что ответчик является исполнителем коммунальных услуг в отношении жилого фонда г. Красноуфимска.
Отсутствие договорных отношений между истцом и ответчиком не является основанием для освобождения ответчика от обязанности возместить стоимость фактически электроэнергии, потребленной жилым фондом, включая места общего пользования.
В соответствии с нормой статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Согласно статье 408 Гражданского кодекса Российской Федерации только надлежащее исполнение прекращает обязательство.
По правилу п. 73 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" фактически потребленная в истекшем месяце электрическая энергия (мощность) оплачивается в срок не позднее 11-го числа месяца, следующего за расчетным.
Между тем свидетельств оплаты спорной задолженности суду не представлено (ст. ст. 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Таким образом, у ответчика перед истцом имеется неисполненное денежное обязательство в сумме 595358 руб. 25 коп. по оплате электрической энергии, отпущенной в период апреля - июне 2011 года в многоквартирные жилые дома, расположенные в г. Красноуфимске Свердловской области.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об обоснованности заявленного истцом требования о взыскании основного долга в сумме 595358 руб. 25 коп.
На основании пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Расчет суммы процентов, представленный истцом в материалы дела, судом проверен, признан правильным, соответствующим требованиям закона и разъяснениям, содержащимся в совместном постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 13/14 от 08.10.1998 г. "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами", период начисления процентов является верным.
При таких обстоятельствах исковое требование о взыскании с ответчика процентов в сумме 8198 руб. 31 коп., начисленных за период с 11.05.2011 г. по 24.08.2011 г., подлежит удовлетворению в заявленной сумме.
Требование истца о начислении процентов по день фактической уплаты ответчиком основного долга является обоснованным и подлежит удовлетворению судом в силу пункта 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. Начисление суммы процентов следует производить с 25.08.2011 г. по ставке рефинансирования Банка России в размере 8 процентов годовых, действующей на день вынесения настоящего решения.
Расходы истца по уплате государственной пошлины в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат возмещению с ответчика. Излишне уплаченная истцом государственная пошлина подлежит возврату плательщику из федерального бюджета в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 17, 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с муниципального автономного учреждения городского округа Красноуфимск "Жилищно-коммунальное управление" (ИНН 6619012813 ОГРН 1096619000037) в пользу открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" (ИНН 6670082105 ОГРН 1056604019757) 603556 руб. 56 коп., в том числе основной долг в сумме 595358 руб. 25 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 8198 руб. 31 коп., начисленные за период с 11.05.2011 г. по 24.08.2011 г.
Начислять проценты на сумму основного долга по день фактической уплаты ответчиком основного долга, начиная с 25.08.2011 г. по ставке рефинансирования Банка России в размере 8 процентов годовых.
3. Взыскать с муниципального автономного учреждения городского округа Красноуфимск "Жилищно-коммунальное управление" (ИНН 6619012813 ОГРН 1096619000037) в пользу открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" (ИНН 6670082105 ОГРН 1056604019757) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, денежные средства в сумме 15071 руб. 13 коп.
4. Возвратить открытому акционерному обществу "Свердловэнергосбыт" (ИНН 6670082105 ОГРН 1056604019757) из доходов федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6078 руб. 31 коп., уплаченных по платежному поручению N 19389 от 16.07.2010 г. Копия платежного поручения остается в материалах дела.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
ПРОСКУРЯКОВА И.А.
ПРОСКУРЯКОВА И.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)