Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.09.2011 N 15АП-8605/2011 ПО ДЕЛУ N А53-7909/2011

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2011 г. N 15АП-8605/2011

Дело N А53-7909/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Н.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
- от заявителя: представителя по доверенности от 14.04.2011 г. N 113 Пешкова А.В.;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 8" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.07.2011 года по делу N А53-7909/2011, принятое судьей Ереминым Ф.Ф., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 8" к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах о признании незаконным и отмене постановления N 82 от 25.03.2011 по делу об административном правонарушении, вынесенного Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 8" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 82 от 25.03.2011 Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.07.2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтверждается наличие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку обществом неправомерно самостоятельно внесена в платежный документ на оплату коммунальных услуг показания индивидуальных приборов учета потребителя, а также включены в расчет суммы платы коэффициенты, не входящие в расчет платы, учитывающие потери электроэнергии и воды во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома, в том числе необходимые для содержания общего имущества.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и удовлетворить заявленные требования, сославшись на то, что многоквартирный дом, находящийся в его управлении, оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии и водоснабжения, только часть квартир оборудована индивидуальными приборами учета, в связи с чем расчет платы за коммунальные услуги производился на основании пунктов 22, 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила N 307) согласно формуле 9, предусмотренной пунктом 3 Приложения N 2 к Правилам N 307. При этом заявитель жалобы указывает на необоснованность вывода суда о том, что собственники жилых помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета, должны самостоятельно вносить в платежный документ информацию, необходимую для расчета платы, поскольку согласно абзацу 2 подпункта "г" пункта 38 Правил N 307 в платежном документе указывается объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод. При расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - объем коммунальных ресурсов, указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо не согласилось с доводами апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственности "Домоуправление N 8" является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица от 04.03.2009, осуществляет управление многоквартирным жилым домом в г. Азове по ул. Пушкина, 112.
На основании распоряжения от 09.09.2010 N 4502262 в период с 10.09.2010 по 07.10.2010 в отношении общества была проведена проверка, назначенная с целью проверки фактов нарушений, изложенных в заявлении гражданина Даниленко Н.А., проживающего по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Пушкина, 112, кв. 41, о нарушении ее прав как потребителя, связанном с начислением платы за коммунальные услуги.
Административным органом в ходе проверки установлено, что расчеты с потребителем Даниленко Н.А. за коммунальные услуги энергоснабжения и холодного водоснабжения производятся исполнителем коммунальных услуг - ООО "Домоуправление N 8", с использованием показаний индивидуальных приборов учета (счетчика электроэнергии и счетчика холодной воды); при этом заявитель самостоятельно вносит в платежный документ информацию о показаниях индивидуальных приборов учета потребителя Даниленко Н.А., а также условия об оплате коэффициентов, которые не входят в расчет стоимости оплаты коммунальных услуг, а именно: к оплате за январь 2010 года - коэффициенты по электроэнергии, холодному водоснабжению и стокам холодной воды; к оплате за февраль 2010 года - коэффициенты по электроэнергии, холодному водоснабжению, стокам холодной воды, стокам горячей воды, водоснабжению горячей водой; к оплате за март 2010 года - коэффициенты по электроэнергии; к оплате за апрель 2010 года - коэффициенты по электроэнергии; к оплате за май 2010 года - коэффициенты по электроэнергии, холодному водоснабжению, стокам холодной воды; к оплате за июль 2010 года - коэффициенты по электроэнергии, холодному водоснабжению и стокам холодной воды.
Изложенное подтверждается актом проверки от 07.10.2010 N 450262.
По данному факту 08.10.2010 специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районам в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением от 20.10.2010 N 478 заявитель был привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 31.01.2011 данное постановление было отменено в связи с неправильной квалификацией правонарушения по ч. 2 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так как в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение указанного правонарушения равен 1 году, то в адрес ООО "Домоуправление N 8" было направлено уведомление о вызове для составления протокола об административном правонарушении по ст. 14.7 КоАП РФ на 10.03.2011.
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен 10.03.2011.
Постановлением и.о. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Азове, Азовском, Зерноградском и Кагальницком районах от 25.03.2011 N 82 ООО "Домоуправление N 8" было привлечено к административной ответственности по ст. 14.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из доказанности факта совершения обществом вмененного ему правонарушения, наличия его вины в совершении указанного правонарушения, а также отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Между тем судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения не учтено следующее.
Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом в г. Азове Ростовской области по ул. Пушкина, 112, находящийся под управлением ООО "Домоуправление N 8", снабжен как коллективными (общедомовыми) приборами учета, так и индивидуальными приборами учета. При этом не все жильцы дома (квартиры) оборудованы индивидуальными приборами учета.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 36 и статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, а расходы на содержание и ремонт указанного имущества несут собственники помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "а" пункта 23 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Подпунктом 1 пункта 3 Приложения N 2 Правил N 307 предусмотрено, что размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в жилом и в нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле:
где:
- Vd - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт-час);
- Vn.p - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт-час);
- Vn.n - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт-час);
- Vi - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт-час);
- Tky - тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт-час).
Таким образом, судом первой инстанции при оценке правомерности расчета платы за коммунальные услуги, приведенного исполнителем коммунальных услуг в платежном документе, направленном потребителю Даниленко Н.А., необоснованно не принято во внимание, что технически неизбежные и обоснованные потери электрической энергии и холодной воды во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома, в том числе и объемы холодной воды и электрической энергии, необходимые для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются в виде коэффициента, рассчитываемого по формуле: Vd / (Vn.p + Vn.n), значения переменных указаны выше.
В этой связи выводы административного органа и суда первой инстанции о том, что включение указанного выше коэффициента общедомовых потерь в расчет платы за коммунальные услуги противоречит Закону "О защите прав потребителей", Правилам N 307 и образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на неправильном применении норм материального права.
Вывод суда о том, что самостоятельное указание исполнителем коммунальных услуг в платежном документе значений, учитываемых при расчете платы, нарушает права потребителя и противоречит Правилам 307, также признаются судом апелляционной инстанции неправомерным, поскольку согласно абзацу 3 подпункта "г" пункта 38 Правил N 307 в платежном документе указываются объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что административным органом не доказан факт совершения ООО "Домоуправление N 8" правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем оспариваемое постановление Территориального органа Роспотребнадзора от 25.03.2011 г. N 82 подлежит признанию незаконным и отмене.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятое с нарушением норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.07.2011 года по делу N А53-7909/2011 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах N 82 от 25.03.2011 г.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня изготовления его полного текста в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.Н.ИВАНОВА

Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)